Картотека игр по социально-коммуникативному развитию "Игры по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста"
картотека

Дергунова Татьяна Валерьевна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТРЕКА

«ИГРЫ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2055000/2054368-8d30c2c57abc93f4.png

Навыки мытья рук и умывания

Содержание навыков:

Учить детей под контролем взрослого, а затем и самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой.

Учить в правильном порядке мыть руки и лицо.

Учить детей засучивать рукава перед умыванием.

Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки.

Учить детей, тереть ладони друг о друга, класть мыло на место.

Учить детей смывать мыло.

Учить детей мыть лицо, не разбрызгивая воду.

Учить отжимать руки после мытья.

Знать местонахождение своего полотенца.

Учить детей во время умывания не мочить одежду.

Учить насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Методические приемы:

1.Дидактическое упражнение: «Зайка серый умывается»

2.Рассматривание картинок: «Дети моют руки». Беседа по ним.

3.Рассматривание картинок: «Мама моет дочку». Беседа по ним. 4.Чтение потешки: «Зайка серый умывается».

5. Рассматривание картинок: «Дети моют руки».

6. Дидактическое упражнение: «Мыльные перчатки»

7. Чтение потешки: «Водичка, водичка…»

8. Дидактическое упражнение: «Умоем куклу Машу», «Купание куклы»

  «Умоем куклу Машу»

Оборудование: Тазик, ведерко с водой, кружка, мыло, полотенце, кукла.

Ход: Педагог вносит куклу, у которой лицо и руки грязные. Спрашивает: «Вам нравится Маша?» или «Какие у нее руки и лицо?» - Да, грязные. Что нужно делать?» - Да, надо умыть ее, «потому, что нос у Маши грязный, рот у куклы грязный и глаза не блестят и совсем не глядят» Что для этого нужно? – Тазик, кружку, ведерко с водой, мыло и полотенце. Перед умыванием надо Маше засучить рукава, чтобы не намочить их.

«Надо руки чисто мыть

Рукава нельзя мочить

Кто рукавчик не засучит

Тот водичку не получит»

- Засучивает, моет руки.

Затем педагог берет мыло, приговаривая

«Кусочек розовый, душистый

Потрешь его и будешь чистый»

- Намыливает, размыливает и кружечкой с водой смывает мыло.

- мочит водой лицо, намыливает и смывает.

- берет полотенце, промокает лицо и вытирает руки кукле и говорит:

«Теперь нос чистый

И подбородок чистый

И глазки блестят –

Весело глядят!»                  

 «Купание куклы»

Оборудование: кукла, ванночка с водой, ведерко с водой, кружка, мыло, губка, полотенце.

Ход: Воспитатель говорит: «Сегодня будем купать куклу Машу», «Где будем купать» - В ванночке, в теплой воде (дети повторяют)

- Алеша, попробуй, какая водичка в ванночке?

- Правильно, теплая.

Затем педагог просит одного ребенка помочь раздеть куклу и сажает ее в ванночку.

- «Сначала помоем ей голову»

- Просит другого ребенка подать мыло. Намыливает голову, размыливает, смывает кружечкой с водой мыло приговаривая:

«Теплую водичку

Льем на нашу птичку»

Затем намыливает губкой руки, туловище, ноги и приглашает  2-х детей помочь смыть водой мыло. Дети по очереди из кружечки поливают водой куклу, вместе с педагогом, приговаривая:

«Чаще мойся

Воды не бойся»

 «Зайка  серый умывается»

Ход: Зайка серый умывается (умывают лицо, круговыми движениями рук)

Видно в гости собирается

Вымыл хвостик, (показ руками, имитация)

Вымыл носик,

вымыл ухо, вытер с ухо.

И поскакал в гости  (Прыжки на 2-х ногах с продвижение вперед)

И мы с вами то же сейчас пойдем умываться, как зайка.

 «Мыльные перчатки»

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. 
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

«Водичка, водичка!»

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"

«Вымой руки»

Цель: учить ребенка мыть руки.

Оборудование: заяц резиновый.

Ход игры: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

«Сделаем лодочки»

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

  • засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»);
  • открыть кран;
  • сложить ладони рук «лодочкой»;
  • подставить руки под струю воды, вымыть их;
  • закрыть кран;
  • вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает его внимание на положение рук.

«Умывалочка»

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!».

Навыки культуры еды и поведения за столом

Содержание навыков:

Учить детей держать ложку в правой руке (левой для левшей).

Учить брать пищу губами.

Учить детей откусывать пищу небольшими кусочками.

Учить детей жевать коренными, а не передними зубами.

Совершенствовать умение проглатывать пищу, не оставляя ее за щекой.

Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедая все до конца.

Учить детей съедать бульон первого блюда вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир.

Формировать навыки аккуратности.

Совершенствовать навыки культуры еды.

Учить пользоваться салфеткой.

Методические приемы.

  1. Игровая ситуация: «Угостим кукол чаем»,
  2. Чтение потешки: «Ладушки, ладушки».
  3. Чтение потешки: «Ладушки, ладушки»
  4. Игровая ситуация: «Мытье кукольной посуды».
  5. Чтение потешки: З. Александрова», «Вкусная каша».
  6. Чтение потешки: «Уж я Танюшке пирог испеку…»

 «Угостим кукол чаем»

Цель: ознакомление  ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

 «Мытье кукольной посуды»

Цель: Закрепление представлений ребенка о посуде и кухонных принадлежностях, активизировать употребление в речи слова «посуда». Привлекать малыша к посильному труду. Учить отвечать на вопросы взрослого: называть цвет чашек, тарелок, их величину. Материал. Миска, губка, кухонное полотенце. Использовать наборы игрушечной посуды. 

Ход занятия: Воспитатель приглашает детей  помыть посуду для кукол. Взрослый показывает, затем предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно. В процессе игры взрослый побуждает малыша называть предметы и их особенности. Затем игра разворачивается ситуативно по желанию малыша, например, куклу угощают чаем и т.п.

 «Накроем стол для кукол»

Цель. Обучение детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

 «Мы готовимся к обеду»

Цель: ознакомление  с названиями столовой посуды, их формой, цветом;

Оборудование: предметы столовой посуды: тарелки (глубокая, мелкая), кружка, ложки (маленькая, большая).

Ход: Ситуация разворачивается естественным образом. Воспитатель обращает внимание детей на няню, которая готовит посуду для сервировки стола к обеду.

Воспитатель показывает детям предметы столовой посуды попарно: глубокая и мелкая тарелка, маленькая и большая ложка, кружка. Выделяются общие и отличительные признаки. Например: «Эти тарелки круглой формы. Эта тарелка мелкая, а эта - глубокая».

Педагог объясняет детям назначение каждого предмета столовой посуды. Далее объясняет, что все эти предметы тоже называют посудой. Их ставят на стол, который нужно накрыть к обеду.

Далее воспитатель обращает внимание детей на сервировку няней стола. Комментирует детям последовательность расстановки приборов для обеда.

Навыки пользования носовым платком

Содержание навыков:

Знать назначение носового платка.

Не использовать его как предмет игры.

Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.

Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).

Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.

Обращать внимание на чистоту носового платка.

Методические приемы:

1. Дидактическое упражнение: «Кукла заболела»

2. Загадки: «Платок».

3. Дидактическое упражнение: «Носики-курносики»

«Кукла заболела»

Цель: обучение ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:

Маша заболела, трудно ей дышать,

Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

«Носики-курносики»

Цель: обучение ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Загадки:

 Лег в карман и караулю

Рёву, плаксу и грязнулю,

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос.  

*  * * *

Должен быть всегда в кармане

У Надюши, Бори, Тани,

Тети Веры, дяди Пети

И у всех людей на свете.

Без него никак нельзя!

Надо брать с собой, друзья,

В театр, парк иль на каток

Чистый...

* * * *

У меня лежит в кармане,
Нужен он отцу и маме.
А сестрёнке нужно пять,
Чтоб под носом вытирать.

Навыки пользования расческой

Содержание навыков:

Знать свою расческу и место, где она лежит.

Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.

Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т.д.).

Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания (“Я сам!”).

Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.

Исключить возможность пользования чужой расческой.

Методические приемы:

1. Дидактическое упражнение: «Делаем прическу»

2. Загадки : «Расчестка».

3. Рассматривание картинок: «Прическа».

4. Дидактическое упражнение: «Носики-курносики»

«Делаем прическу»

Цель: обучение  ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху - вниз.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удержать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Навыки самообслуживания

Содержание навыков:

Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок

Учить детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого.

Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

Учить детей с помощью взрослого застегивать и расстегивать липучки, пуговицы, молнию, упражнять в использовании других видов застежек.

Учить надевать обувь, с помощью взрослого.

Учить детей надевать носки, гольфы, начиная с носка.

При раздевании перед сном побуждать вешать платье или рубашку на спинку стула.

Приучать словесно, выражать просьбу о помощи.

Учить спокойно вести себя в раздевальной комнате. 

Знать свой шкафчик и место, где он находится. 

Показать функциональное назначение шкафчика для одежды и формировать навык  использования .

Учить правильно, распределять вещи в шкафу, повторять последовательность одевания  по мере надобности (после сна, после прогулки).

Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания (“Я сам!”).

Переносить навык самообслуживания  в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.

Методические приемы:

1. Дидактическое упражнение: «Кукла идет на прогулку »

2. Рассматривание картинок: «Последовательность одевания на прогулку».

3. Дидактическое упражнение: «Голова-шапка»

"Кукла идет на прогулку"

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: кукла.

Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

Надеваем курточку, проденем руки в рукава, застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки, вот шнурки, я помогу тебе завязать. 
Вот, ботиночки надели на ножки. Надеваем шапку на голову. 
Вот, так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

 «Укладывание куклы Маши спать»

Дети снимают одежду с куклы в определенной последовательности ( сначала верх, затем низ) аккуратно вешают на стульчик. Можно  использовать при этом стихотворение:

«Ищешь, ищешь,  не найдешь,

Не разыщешь, так пойдешь,

Надо вещи убирать,

Не придется их искать»

«Кукла Маша проснулась» - здесь идет одевание куклы в обратной последовательности. Педагог объясняет, почему надо первыми  одевать колготки, чтобы не стоять голыми ногами на полу и т.д.

                                                     «Голова – шапка»
Ход:
 Разложите перед ребенком несколько предметов одежды, обуви и головных уборов (или их изображения). Спросите ребенка: «Что ты наденешь на голову, когда пойдёшь гулять?» (малыш должен показать на шапку). «А что наденешь на туловище?» (малыш показывает на кофту или куртку). В дальнейшем можно усложнить задание: предлагать выбрать обувь для лета (босоножки), для зимы

(сапоги) и т.д. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Проект "Фольклор в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста"

Инновационная политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации и неповторимости педагогического воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного...

Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста

Дидактические игры – это отличная возможность расширить представления детей о мире, который их окружает. Кроме развития наблюдательности они направлены на то, чтобы научить определять различные призна...

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраст.

«Здоровье – это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живём» Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — ...

Доклад для воспитателей на тему: "Дидактическая игра как средство развития культурно-гигиенических умений у детей младшего дошкольного возраста "

Для того чтобы ребёнок чаще использовал дидактические игрушки самостоятельно, необходимо создавать такие ситуации, когда он как бы невзначай наталкивается на эти игрушки. ...

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша для формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста...