Отчет по самообразованию на тему"Познавательно - речевое развитие дошкольников с помощью современных развивающих технологий"
материал (старшая группа)

Бирюкова Оксана Ярославовна

Отчет по самообразованию на тему"Познавательно - речевое развитие дошкольников с помощью современных рахвивающих технологий"

Цель работы:повышение своего теоретического уровня и профессионального мастерства и компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_samoobrazovanie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:




Отчёт

по самообразованию

на тему

«Познавательно – речевое развитие дошкольников с помощью современных развивающих технологий.»








Подготовила: Бирюкова О.Я.

2021г.

  Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

В учебном году мною была выбрана тема для самообразования:  «Познавательно – речевое развитие дошкольников с помощью современных развивающих технологий»

Выбрав эту тему, поставила следующие задачи:

  • Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу  познавательно-речевого развития дошкольников с помощью современных технологий.
  • Развивать связную речь у детей в игровой деятельности.
  • Развивать словесно-логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие. Артикуляционный и голосовой аппарат;
  • Обучать детей активному участию в беседе, отвечая на вопросы и задавая их;
  • Формировать умения составлять творческие рассказы, связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.
  • Развивать монологическую речь.

Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

Форма самообразования: Индивидуальная. Групповая

Для решения поставленных задач использовала следующие методы и приёмы:

  • Наглядный методдемонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
  • Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
  • Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.

В своей работе использовала следующие дидактические пособия:

«Сказочное колесо времен года», «Календарь дат», «Звукарик», «Составь слово»

  • настольный театр;
  • картотека пальчиковых  игр на основе русских народных потешек и сказок;
  • кукольный театр;
  • иллюстрационный материал по сказкам;
  • иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.


По данной теме изучала методическую литературу:

1.Федеральный Закон «Об образовании в РФ»

2.ФГОС дошкольного образования.

3.Методика О.С.Ушаковой.

Дидактические игры для детей 5-6лет

5.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011г..

6. Методика Журовой Л.Е. «Подготовка к  обучению грамоте детей 4-7лет

7.Программа О. С. Ушаковой «Развитие речи».

8. Программы педагогов-новаторов В.М. Букатова, А.П.Ершова, Е.Е. Шулешко

9. Методические рекомендации  по использованию мнемотехники в практике детских садов.(Т.В. Большева, Т.Б.Полянская.)

10.Развитие памяти у дошкольников «Учите детей запоминать» М.Н.Житникова          

 11.Научные материалы и опыты детского  исследователя М.М.Кольцовой.

12.Изучение новых инновационных технологий (Кластер.  Синквейн)

В результате проведённой работы  к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей повысилась  речевая активность, пополнился  словарный запас, соответствующий их возрасту. Дети  интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихотворений, потешек, считалок, скороговорок, песен и с удовольствием их рассказывают и исполняют, а также участвуют в конкурсах выразительного чтения на разных уровнях.

Была организована работа с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями  детей. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи старших  дошкольников.

Консультация «Как дети учат друг друга разговаривать», «Расскажи по дороге домой», «Гуляй, да присматривайся!» 

Доклад на родительском собрании «Развитие речи старших  дошкольников».

Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка старшего возраста.

Папка – передвижка для родителей на тему: «Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка»

В течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет .Создала электронную версию методической копилки с использованием ИКТ- технологий. Размещала свои работы на сайтах

Посетила открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях и педагогических советах.

Провела практикума  для педагогов на тему: «Применение социо-игровых технологий с детьми дошкольного возраста».Подобрала картотеку игр социо- игровой направленности, которую применяю в своей работе.

Изучила  программы педагогов -новаторов.  Разработала перспективный  план по развитию речи. Выступила со стендовым докладом на тему: «Тайный язык или игры и упражнения с пальчиковыми буквами»

 Центр речевого развития «Речевичок» пополнила и подобрала мнемотаблицы по разным темам: «Времена года», «Природа» и др.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики «Звукарик». «Составь слово»

Картотеки потешек, сказок, рассказов для работы с детьми.

Библиотека красочных книг .

В течение года мною были подготовлены и проведены:

Ноябрь :

Реализация творческого , исследовательского проекта на тему: «Золотая хохлома»

Создание мини –музея в группе. Презентация.

Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, теневого, кукольного и пальчикового.

Декабрь :

Показ теневого театрализованного представления по сказке «Сказочный колобок», с применением социо- игровых технологий.(Дети сами придумывали сюжет сказки).

Проведение дня памяти «Неизвестному солдату»( Презентация )

Февраль

Досуг-встреча с папами разных профессий. Концертная программа выступлений детей.

Сказка «Заюшкина избушка» - (настольный театр)

Март

Утренник к 8 Марта

Апрель:

Создание и организация развивающей предметно-пространственной среды по изучению темы проекта «Удивительный мир космоса»

 Применение новых инновационных технологий : метода«Кластер»  при организации и проведении игровых ситуациях. «Поход» Особое  внимание уделяла работе над звукопризношением детей, разгадыванию несложных загадок ,разучиванию стихотворении и считалок, с использованием метода «Кластера»

Май :

Праздник « День Победы – 9 мая!»

В результате  изучения темы: «Познавательно – речевое развитие дошкольников с помощью современных развивающих технологий»  сделала следующие выводы, что работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (одевание, умывание, завтрак, обед и т. п.,) игры (дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные и др., ) занятия, трудовую деятельность, экскурсии и прогулки. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно -образовательный процесс, обогащая опыт. Однако, следует помнить: развитие речи детей старшего  дошкольного возраста должно производиться с учётом их возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Проводимая работа дала положительные результаты. Но на этом, я считаю, останавливаться не надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

В дальнейшем, чтобы работа велась планомерно необходимо:

1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию речи детей.

2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию речи.

3.Продолжать повышать свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетенцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...

Коррекция познавательно-речевой деятельности дошкольников с использованием современных образовательных технологий.

Предлагаю подгрупповое занятие с использованием ИКТ для закрепления произношения звука Л детьми, посещающими логопункт....

"Речевое развитие дошкольников в контексте современных образовательных технологий".

Обсуждение проблем обучения и воспитания дошкольников обычно принято начинать с роли деятельности в их психическом развитии. Учебная деятельность предполагает творческое преобразование материала и чер...

Консультация для педагогов на тему: «Познавательно – речевое развитие детей при проведении игр развивающего характера».

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Оптимизация познавательно-речевого развития дошкольников с помощью применения элементов мнемотехники на планшетах

в данной статье рассматриваются проблемы познавательно-речевого развития дошкольников. Автор отмечает, что на основе использования элементов мнемотехники на математических планшетах  дошко...

Речевое развитие дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи п...