Речевое развитие дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая группа)

Волошина Анастасия Александровна

Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Медвежонок»

Речевое развитие дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

Автор опыты: Волошина Анастасия Александровна

Речевое развитие дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

Цель — повысить уровень педагогической компетенции по использованию интерактивных технологий.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.

Сегодня в центре внимания — ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому мы ставим перед собой цель – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка, его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Инновационные технологии развития речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

1. Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи. Поэтому, выстраивание работы в условиях перестройки образования требует от педагогов новых подходов, форм и методов работыиспользования инновационных технологий и вариативных форм, методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста.

В результате занятий с применением современных образовательных технологий, у ребенка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышленияречевая и общая инициатива.

Инновационные технологии развития речи

— формируют творческие способности, развивают нестандартное видения мира, новое мышление.

Хочу познакомить вас с невероятно интересной техникой под названием Друдлы.

Друдлы – это загадка- головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Задача сводится к тому, чтобы увидеть в кляксе самые разные предметы. Единственно правильного ответа нет. Чем больше креативных подписей, тем лучше.

И не обязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим не на то, что изображено на рисунке Данная техника не предполагает односложных ответов «Да или нет». Ребёнок просто вынужден рассказать о рисунке так, чтобы раскрыть суть того, что он увидел в этой картине.

— а я использую друдлы для развития диалогического общения, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую. Если заниматься друдлами в паре со своим ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы«На что похоже?»«А что ты здесь дорисуешь?»«А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.

На одном из родительских собраний я провела мастер –класс по работе с друдлами. Родители очень заинтересовались. И когда я им показала набор карточек, они предложили что в процессе ожидания в очереди, в автобусе, на транспорте на дальние расстояния вместо телефонов, планшетов давать детям картинки с друдлами.

Одним из важнейших показателей речевого развития ребенка, является развитие связной речи. Только в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие речь.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно. Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы :

1. Научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой?Что общего между автобусом и домом) и др.

2. Учить детей фантазировать, изобретать. (Например, придумать новый дом красивый и необычный.)

3. Решать сказочные задачи и придумывать разные сказки с помощью специальных методов ТРИЗ. (Например, «Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться)

Изучив теоретические материалы и познакомившись с методами ТРИЗ – технологии, отобрала именно те методы, которые решают задачи формирования монологической речи и начала создавать условия для работы.

Элементы ТРИЗ можно применять во всех образовательных областях, но чаще в таких, как познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, в игровой деятельности, а также в режимных моментах. Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития речи и творческого потенциала дошкольников.

Из всего выше сказанного следует выводразвитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Суть модернизации текста в процессе его составления вы видите на слайде.

Из отдельных картинок мобильно составляется несколько различных комбинаций, по которым детки составляют рассказы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей посредством инновационных и развивающих технологий».

Перспективное планирование по теме самообразования  «Развитие речи детей посредством  инновационных  и развивающих технологий»....

Инновационные подходы в работе по речевому развитию дошкольников посредством современных технологий

Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности и оказыва...

Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...

План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...

Презентация "Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий"

Презентация по теме «Развития активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий» была выбранно не случайно, хотелось мне самой повысить собственный ур...

Отчет по самообразованию на тему"Познавательно - речевое развитие дошкольников с помощью современных развивающих технологий"

Отчет по самообразованию на тему"Познавательно - речевое развитие дошкольников с помощью современных рахвивающих технологий"Цель работы:повышение своего теоретического уровня и профессиональ...