Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей посредством инновационных и развивающих технологий».
методическая разработка по развитию речи на тему

Бондаренко Ирина Павловна

Перспективное планирование по теме самообразования  «Развитие речи детей посредством  инновационных  и развивающих технологий».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вторая группа раннего возраста

Сентябрь.

Недели

Тема

Работа с детьми

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход

1

«Здравствуй детский сад»

Адаптация детей

Папка-передвиж

ка: «В детский

сад без слёз».

2

Обследование уровня речевого развития детей

Диагностическая

карта по разви

тию речи.

Консультация: «Развитие речи от двух до трёх лет».

3

                           «Игрушки»

Развивать плавный, длительный выдох; активизировать губные мышцы.

Развивать артикуляционный аппарат.

Побуждать повторять за

воспитателем соответствующие движения, слова;развивать мелкую моторику, внимание, активный словарь.

Формировать понятие «Тихо»-«Громко»

Дыхательное упражнение «Весёлые шарики».

Артикуляционная гимнастика: «Поиграем на дудочке». «Лягушка».

Общая моторика:

«Пирамидка».

Пальчиковая игра: «Игрушки».

Дидактические игры: «Тихие и громкие погремушки», «Чья тень»,

лото «Игрушки»

Плоскостной клоун с висящем в кольце шаром,

сюжетные иллюстрации к упражнениям,предметные картинки по теме:«Игрушки», погремушки, шумовые коробочки.

Настольно-печатная игра: «Чья тень», лото: «Игрушки»

Конкурс: «Изготовление кукольного театра по татарским народным сказкам».

Папка-передвижка: «Какие игрушки нужны ребёнку».

Анкетирование:

Создание уголка речевого развития; пополнение уголка

«В гостях у сказки»

 книгами с потешками, сказками.

4

                                                                       Октябрь.

Недели

Тема

Работа с детьми

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход

1

                                                                              «Фрукты»

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения.

Учить передавать эмоциональное состояние.

Развивать правильное речевое дыхание.

Развивать мышцы артикуляционного аппарата

Побуждать детей удерживать пальцы

в кулаке, разгибать и сгибать их.

Способствовать развитию сенсорных эталонов: цвета, формы, величины, тактильных, вкусовых , отражать в речи.

ощущений, обоняния, мелкой моторики.

Развивать понятийную сторону речи, пополнять словарь детей, активизировать активную речь детей.

Общая мотто     Общая моторика:            

              «Яблоко»

Мимические упражнения:              «Сладкое яблоко», «Кислый лимон»

                              Развитие речевого дыхания             дыхания:

 « Большое

яблоко»(о-о-о)

Упражнения для губ: «Щёчки-яблочки»,

« Спрячем сливу».

                               

 и щёк                    

Пальчиковая гимнастика:  «Будем мы варить компот».

Сенсорное развитие: Рамки-вкладыши «Дары осени».

 «Узнай по форме»

(коробка ощущений)

 «Помоги червячкам найти свой фрукт»

Дидактические игры:

 «Узнай фрукт»,

«Найди такой же».

Фрукты: яблоко, лимон (натуральные); муляжи: фрукты; предметные картинки;

рамки-вкладыши «Дары осени»;

коробка ощущений; плоскостные фрукты,  червячки основных цветов (из ткани); чудесный мешочек; корзиночки основных цветов;

плакат: «Фрукты»;

Рекомендации: «Мастерим игрушки сами, своими руками».

Привлечь к сбору материала для изготовления атрибутов  к игре:

«Помоги червячкам найти свой фрукт».

Консультация: «Как помочь ребёнку заговорить».

Изготовление дидактической игры:

«Помоги червячкам найти свой фрукт».

2

                                                                                            «Овощи»

Развивать согласованность движений и речи, имитация по тексту.

Развивать подвижность артикуляционного аппарата, упражнять мышцы языка.

Побуждать к произношению слоговых сочетаний за взрослым, договаривать слова.

Активизировать в речи глаголы, производить соответствующие действия.

Закреплять название овощей, форму, цвет;

Стимулировать собственную

речь:вызывать звукоподражания(голоса животных), повторять отдельные слова, принимать участие в театрализованной игре.

Общая моторика: «Дети в огород идут».

Упражнения для губ и щёк: «Пришли дети в огород».

Упражнение для языка:

«Я – не я».

Речевая зарядка:

«Разговоры овощей».

Пальчиковая гимнастика: «Заготавливаем капусту», «Повар» (сухой бассейн)

Сенсорное развитие: Рамки-вкладыши «Овощи на грядке».

 Логопедическая сказка: «Репка»

Сюжетная картина: «Собираем урожай овощей»;

 имитированный огород с грядками;

плоскостные овощи;

муляжи овощей;

иллюстрации с изображением овощей, к пальчиковой игре;

сухой бассейн (песок, киндеры);

рамки-вкладыши «Овощи на грядке»;

фигурки настольного тетра,  полумаски  сказки «Репка».

Консультация: «Развитие мелкой моторики, как средство формирования речевой активности».

Привлечь к участию в конкурсе поделок из овощей, природного и бросового материала

«Осенняя ярмарка».

Консультация для педагогов: «Инновационный подход к созданию развивающей среды в ДОУ».

3

     «Грибы»

Развивать подвижность артикуляционного аппарата, артикуляция звука [в].

Формировать плавный длительный выдох.

Развивать мелкую моторику рук.

Учить выполнять движения согласно словам текста, понимать содержание стихотворения.

Учить действовать по инструкции, выделять заданный цвет, величину, форму, части. называть их. Познакомить с простейшим способом моделирования.

  Артикуляционная

   гимнастика: «Бегемотик»,»Змея».

Дыхательное упражне

ние: «Сдуй листочек».

Пальчиковая гимнастика: «Грибы»

Рисование «Грибы»

Логоритмика:

«Поехали, поехали»

Сенсорное развитие:

 «Каждый грибок, в свой кузовок».

«Грибная полянка».

«Собери грибок» ( из геометрических фигур)

Сюжетные иллюстрации к упражнениям, пальчиковой гимнастике;

Грибы (вязанные) с  листочками( из бумаги);

Корзиночки, грибы разной величины , формы, толщиной ножки, полянка основных цветов;

Геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, полукруг, овал.

Привлечь родителей к изготовлению: грибной полянки,

 грибов (вязаные из ниток).

Консультация: «Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста».

Изготовление дидактической игры: «Собери грибок» ( из геометрических фигур).

4

«Осень»

Развивать подвижность артикуляционного аппарата, артикуляция звуков [о], [в];

силу голоса, слух.

Учить детей действовать в роли, образно перевоплощаться. Побуждать произносить отдельные слова и фразы.

Развивать понятийную сторону речи, цветовое восприятие, чувство величины, умение действовать по образцу.

Активизировать словарь по темам: «Фрукты», «Грибы».

Развивать слуховое восприятие и внимание,  чувство цвета.

 Мимические   упражнения: «Наше настроение осенью»

 Артикуляционная гимнастика: «Осенний ветерок», «Любуемся нарядом осени».

 Общая моторика: «Мы листики осенние».

Сенсорное развитие:

 «Украсим дерево листьями»,

«Поможем ёжику»,

«Шуршащие листочки»

Иллюстрации разных периодов осени;плоскостная осень;подвеска: «Осенний хоровод» (сухие листья);

Плоскостные листочки разных пород деревьев , цвета и величины;

Дерево плоскост

ное (напольное);

Плоскостные ежи из фетра с липучка

ми, кнопками, крючками, пуговицами;

Листочки из тка

ни,наполненные различным  шуршащим бросовым материалом.

Папка-передвижка: «Осенние  загадки для малышей».

Консультация: «Значение артикуляционной гимнастики».

«Осенняя ярмарка»

(выставка поделок из овощей, природного и бросового материала).

                                                                       Ноябрь.

Недели

Тема

Работа с детьми

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход

1

«Посуда»

«Посуда»

Развивать подвижность артикуляционного аппарата.

Развивать комбинированное дыхание.

Упражнять в произношении звука [Ф];

Развивать:

подвижность пальцев, повторять за воспитателем слова;

развивать понятийную сторону речи, зрительное внимание; закреплять сенсорные эталоны.

Учить понимать и употреблять в речи и слова: мой, моя, моё;

Использовать в речи предлоги: в, на, под.

Познакомить со схемой.

Побуждать договаривать последние слова, фразы

Упражнения для губ и щёк: «Кувшин с узким горлом», «Самовар».

Дыхательное упражне

ние: «Горячий чай».

Артикуляционная гимнастика: «Чашечка». «Шарик».

Пальчиковая гимнастика: «Вилка».

Сенсорное развитие:

«Накроем на стол»,

«Подберём к чашке блюдце».

Дидактические игры:

«Чей,чья?»

 «Положи, куда скажу» (НА, В, ПОД)

Художественная литература: «Сказка про

большую синюю чашку».

Н.Нищева.

Набор детской посуды основных цветов, кувшин, самовар;

Иллюстрации с изображением посуды;

Плоскостные чашки (из картона);

Сюжетные картинки.

Рекомендации по организации и проведению артикуляционной гимнастики.

Заметки в родительский уголок:

« Упражнения для проведения артикуляционной гимнастики».

Выступление на педагогическом совете: «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников в условиях ФГОС»

на тему: «Эффективные инновационные технологии в развитии речи детей дошкольного возраста».

2

«                                                                            «М                 «Мебель»  

Развивать комбинированное дыхание.

Упражнять в произношении звука [п];

Развивать подвижность языка;

умение координировать речь с движением.

Учить детей оперировать понятиями:"большой», "поменьше», «маленький».

Формировать обобщающее понятие: «Мебель»

Упражнять в назывании предметов, их частей;

Уточнять назначение предметов мебели.

Побуждать рассказывать, отвечая на вопросы, договаривать слова.

Развивать слуховое внимание, стимулировать речевую активность.

Дыхательное упражне

ние: «Бабушка устала»

Артикуляционная гимнастика: «Часики».

Пальчиковая гимнастика: «Стул», «Стол», «Тук-тук, я стучу".

Сенсорное развитие:

 «В гостях у трёх медведей»,

Дидактические игры:

 «Что это?»

 «Положи(поставь) куда скажу» (НА, В, ПОД)

Художественная литература: «Сказка про

кроватку».

Логопедическая сказка «Три медведя»

Иллюстрации с изображением предметов мебели,

к упражнениям;

Кукольная мебель;

Плоскостные изображения медведей, мебели , посуды трёх величин;

Атрибуты настольного театра к сказкам:

«Сказка про

кроватку»,

 «Три медведя»

иллюстрированная книга со сказками.

Папка-передвижка: «Играем нашими пальчиками дома».

Порекомендовать художественную литературу для чтения детям: «Спать пора»

П.Воронько

Индивидуальные беседы с родителями о пополнении пассивного и активного словаря по теме.

3

                                                         «Дом»

Развивать согласованность движений и речи;

подвижность артикуляционного аппарата;

Формировать плавный длительный выдох, произношение звуков [д]; [т];

Активизировать детей произносить слоги и фразы за воспитателем и самостоятельно.

Учить переключаться с одного движения на другое, сопровождая речью.

Уточнять название геометрических фигур, упражнять в умении действовать по образцу, слову.

Общая моторика: «Строим дом».

Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Заборчик».

Развитие речевого дыхания и голоса: «Приколачиваем», «Сверлим дрелью» Чистоговорка: «Ом-ом-ом, мы построим новый дом!»

Пальчиковая гимнастика: «Дом», «Ворота».

Сенсорное развитие:

«Новый дом для кошки»

(из геометрических фигур на ковролине)

Иллюстрации с изображением  различных домов ,

к упражнениям;

макеты плоскостных и объёмных домов;

молоток, дрель;

ковролиновые коврики;

Набор геометрических фигур:

Игрушка кошка;

Настольный театр, иллюстрации к потешке:  «Кошкин дом»;

Папка-передвижка: «Вместе весело шагать»

(где и о чём рассказывать ребёнку).

 Привлечь родителей к изготовлению кормушек (для дальнейших наблюдений за зимующими птицами, воспитания заботливого отношения к ним)

Открытый показ кукольного театра, игр по УМК с применением атрибутов, изготовленных родителями.

4

         «Семья»

Развивать подвижность артикуляционного аппарата, мышц  языка.

Побуждать отвечать на вопрос , проговаривая: «Я!», «Не я!».

Развивать сильное длительное плавное  ротовое дыхание.

Выполнять действия и движения пальчиками в соответствии со смыслом потешки,

Стихотворения, повторять отдельные слова и фразы.

Активизировать понимание  и желание говорить , путем частого употребления слов о семье,употребление

предлогов( на, в, под) и глаголов.

 Артикуляционная гимнастика: «Маятник»,  

Упражнение для языка: «Дразнилки»,

 Игра: «Я - не я»

Дыхательное упражне

ние: «Бабушка устала», «День рождения».

Пальчиковая гимнастика:

 «Дружная семья».

 Логоритмические упражнения: « Наша          дочка»,  «Еду к бабе, деду».

 

Дидактические игры: «Кто где?». «Кому, что нужно?», «Кого не стало?»

Сюжетные иллюстрации  

к упражнениям;

иллюстрирован

ные книги: «Моя семья»; «Мой дом»;

фигурки пальчикового театра;

дидактическое пособие: «Весёлый поезд»;

плоскостные фигурки,  полумаски,

членов семьи;

предметные, сюжетные картинки.

«Маму я свою люблю, красивую чашечку ей подарю»(вручение праздничной открытки).

Порекомендовать художественную литературу для чтения детям:

 « Моя семья», «Мама», «Братик»  Д.Габе

(на основе стихов тренировать выразительность речи детей).

Праздничный концерт ко дню матери.

Декабрь

Недели

Тема

Работа с детьми

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход

1

                                                                 

                                                «Зимушка-зима»

Развивать подвижность артикуляционного аппарата;

комбинированное дыхание;

умение координировать речь с движениями;

произносительную сторону речи.

Расширять представления о явлениях природы, свойствах окружающих предметов.

Активизировать понимание и желание говорить, отвечать на вопросы (повторяя за взрослым, самостоятельно) слова по теме.

Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Слоник».

Дыхательная гимнастика: «Снег идёт»,  «Вьюга»,  

Пальчиковая гимнастика:

 «Падает снежок».

 Логоритмическое упражнение: «Снежный дом».

 Экспериментирование

со снегом: «Куда делся снег?»

Дидактические игры: «Что это?»». «Что делает?», «Какой, какая?»

Сенсорное развитие:

 «Слепим мы снеговика»

(выкладывание из ватных дисков).

Иллюстрации к упражнениям;

Подвеска: «Карусель из снежинок»; плоскостные снежинки из сал феток;

Иллюстрации с изображением зимнего пейзажа;

Ведерки, тарелочки, сито (детское), губки, совочки;

Снеговики( из разного материала), разной величины;

Кружки разной величины из ватных дисков, разноцветные «ведёрки» (трапеции)

 Папка-передвижка: «Зимушка-зима».

Заметки в родительский уголок: «Наблюдаем с детьми зимой»

Порекомендовать художественную литературу для чтения детям:

З.Александрова  «Снежок»,

 «В рукавичках маленьких» (побуждать детей договаривать последние слова, рассказывать самостоятельно).

Участие в республикан

ском семинаре:

(из опыта работы: выставка методических разработок и пособий по экологии)

2

                                               «Одежда»

Развивать мышцы и подвижность артикуляционного аппарата;

продолжительность выдох, умение   произносить на выдохе слоги; силу голоса.

Упражнять в умении выполнять движения, пальцами и  руками согласно текста.

Формировать понятие «Одежда»;

Активизировать активный и пассивный словарь по теме, звукоподражания.

Закреплять название предметов одежды, деталей,  их цвет, особенности ткани.

Упражнение для жевательно-  артикуляционных мышц:

 «Стучит швейная машинка».

 Упражнение на развитие дыхания и голоса: «Укололи пальчик».

Пальчиковая гимнастика:

 «Вяжет мама дочке»

Потешка с движениями: «Нам одела мама».

Дидактические игры: «Кто носит?», «Это чья? Это чьё?» «Оденем куклу» (на прогулку, после сна).

Сенсорное развитие:

 «Размести  пуговицы на одежде».

Игрушечная швейная машинка;

Сюжетные,  картинки;

Предметные картинки; разноцветные клубочки; спицы;

Предметы одежды связанные, сшитые;

Кукла, схема последовательности одевания;

Плоскостные предметы одежды с липучками; пуговицы разной формы, цвета и величины;

 Родительское собрание на тему:

 « Игры раннего возраста».

Привлечь родителей к сбору материала для изготовления дидактической игры: «Размести пуговицы на одежде».

Выставка игр и пособий, (изготовленных своими руками и родителями )применяемых в работе с детьми

 данной возрастной группы, их цели  и содержание

на групповом родительском собрании.

3

                            «Обувь»

Активизировать губные мышцы: напрягать и расслаблять.

Учить умению дуть через трубочку.

Развивать координацию слов с движениями;

Побуждать к проговариванию отдельных слов, предложений.

 Артикуляционная гимнастика: «Слоник пьет», «Лягушка».

Дыхательная гимнастика: «Бульки».

Пальчиковая гимнастика:

 «Жили – были зайчики».

 Потешка: «Баю-баю, баиньки, купим сыну валенки».

 Дидактические игры:

Сюжетные,  картинки к упражнениям;

Бутылки с пенопластом;

разноцветные трубочки;

пиктограмма к потешке;

плоскостные куклы в одежде по

 Памятка: «Образное слово и игра» (стихи, потешки для детей).

Конкурс новогодних игрушек.

Консультация для педагогов: «Моя методическая тема –этапы работы над методической темой».

Закреплять название предметов обуви, активизировать   в речи.

Упражнять в умении сравнивать используя сенсорные эталоны.

 «Подберём куклам обувь»,

Сенсорное развитие: «Найди пару», Шнуровка «Сапожок»

сезону и обувь, разного цвета, величины;

«Сапожок»(шнуровка)

4

                                                   «Новый год»

Активизировать  губные мышцы, подвижность языка .

Развивать сильный направленный выдох;

согласованность движений со словами текста; умение  повторять совместно со взрослым, пропевать , слоги, слова,  фразы.

Закреплять понятия «тихо», «громко».

Развивать слуховое восприятие, чувство ритма.

Учить действовать по образцу и словесным указаниям, оперировать понятиями «большой», «поменьше»,» самый маленький», активизировать их в речи.

 Артикуляционная гимнастика: «Шарик», «Часики».

Дыхательная гимнастика:

«Весёлые шарики»

Пальчиковая игра «Ёлочка»

 Логоритмика «Лесные  гости».

 Песня с движениями «Дед – Мороз».

 

Игра : «Весёлые петрушки»

  (тихие и громкие погремушки).

 

«Ёлочка-зелёная иголочка» (составление из поралоновых  треугольников).

Сюжетные,  картинки к упражнениям;

Настольная и напольная ёлка;

Игрушка, плоскостной Дед-Мороз;

Петрушка (игрушка-дергалка); разноцветные колпачки для  петрушек;

Погремушки;

Поролоновые губки, в форме треугольников разной величины;

Фигурные пуговицы (для украшения).

Рекомендации: «Учите и пойте вместе с нами!»

Совместный Новогодний праздник:

«Новый год, Новый год, возле ёлки хоровод!».

Новогодний утренник;

Выставка новогодних игрушек, изготовленных родителями.

Январь

Недели

Тема

Работа с детьми

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход

1

Кани кулы

2

                                                «Зимние забавы»

Развивать: подвижность артикуляционного аппарата;

Сильный плавный выдох через рот;

Упражнять в  чётком произношении звука изолированно;

В умении соотносить действия со словами, переключаться с одного движения на другое.

Пополнять пассивный и активный словарь по данной теме.

Активизировать понимание и желание говорить , путем частого употребления слов о зимних забавах, повторять за взрослым.

 Артикуляционная гимнастика: «Поймаем мышку», «Лошадка».

Дыхательная гимнастика:

 «Снег кружится, летает, летает»

 Звуковая гимнастика: [а], [о], [у], [э], [м],

Пальчиковая игра:  «Лыж-

ник».

 Общая моторика:

 Игра с движениями: «Санки»

 Песня с движениями: «Вот зима кругом бело»

 Дидактические игры: «Что это? Для чего?»

 Сенсорное развитие:

 «Снеговика сложи и об этом расскажи» (составление из крышек разной величины).

 

Сюжетные и предметные картинки ;

Ватные шарики;

Крышки от бутылок;

Санки;

Пиктограмма к песне;

Набор игрушек для игр зимой;

Крышки трёх величин.

Папка-передвижка: «Зимние игры и забавы для детей 2-3 лет».

Совместное сооружение зимних построек на игровом участке.

Конкурс зимних построек на игровых участках ДОУ.

3

                                            «Части тела»

Развивать мышцы щёк и губ, подвижность артикуляционного аппарата.

Упражнять:  в произношении звука[а] громко, тихо, шепотом, в умении произносить слоги за взрослым;

Повторять  отдельные слова , предложения, выполнять соответст-

вующие тексту движе -ния пальцами и руками.

Обогащать словарь детей  по теме; активизировать в речи слова : «Мой», «моя», «моё», глаголы.

 Артикуляционная гимнастика: «Малыш сосёт соску», «Толстячки-худышки».

 Упражнение на развитие дыхания и голоса: «Мама качает малыша», «Малыш учится говорить».

Пальчиковая гимнастика:

 «Нос умойся», «Ладушки-ладошки».

Песня  с движениями: «Где же наши ручки?».

Дидактические игры: «Покажи на себе и на кукле», «Это чья? Это чьё?»,

Заучивание  «Мишка» А.Барто.

Сюжетные и предметные картинки;

Аудиозапись песни;

Куклы: девочка и мальчик; Плоскостные вырезанные предметы одежды;обуви, головных уборов;

Игрушка мишка;

Иллюстрированная книга «Игрушки» А.Барто.

Памятка: «Куклотерапия и её задачи»;

«Гимнастика для глаз».(

Порекомендовать

 художественную литературу для чтения детям:

Е.Благинина  «Как у нашей дочки». (побуждать детей договаривать последние слова, рассказывать самостоятельно).

Консультация – показ для молодых специалистов: «Закаливающий массаж в стихотворной форме»( массаж подошв,массаж волшебных ушек, массаж для закаливания дыхания).

4

«Умывальные                 принадлежности»

Активизировать  губные мышцы, подвижность языка .

Упражнять в произно-

шении звука[с] громко, тихо, шепотом.

Побуждать активно повторять за воспитателем отдельные слова,

предложения.

Обогащать знания детей об окружающих предметах и их

Артикуляционная гимнастика: «Чистим зубки», «Расческа».

Дыхательная гимнастика:

«Водичка льётся из крана».

Потешка с движениями:

«Зайка серый умывается»

Игра с движениями: «Плескалочка»

Дидактические игры: «Что это?», «Для чего?»,

Сенсорное развитие:

Сюжетные и предметные картинки;

Пиктограмма к потешке;

Предметы личной гигиены; разрезные картинки

 Папка-передвижка:

 «Игры в ванной, или купальное творчество».

Порекомендовать закреплять с детьми потешку: «Водичка, водичка».

Развлечение

«Да здравствует мыло душистое».

назначении.

Развивать чувство цвета,

зрительное внимание, название частей предметов.

«Подбери предметы по цвету», «Разрезные картинки»

Консультация: «Не торопись помочь ребенку, дай ему шанс».

Февраль

Недели

Тема

Работа с детьми

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход

1

«Домашние животные»

Развивать подвижность  жевательных мышц и артикуляционного аппарата;

Активизировать  губные мышцы, подвижность языка, продолжительность выдоха.

Упражнять в выполнении движений пальцами и действий в соответствии со  смыслом стихотворения и потешки.

Учить вести диалог,

давая однословные ответы,  действовать в роли.

Упражнение для жевательно-  артикуляционных мышц:

 «Корова и телёнок жуют жвачку».

 Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Лакание молочка».

Дыхательная гимнастика: «Фырканье лошади».

Пальчиковая гимнастика:

 «Коготки»,  «Бычок»

Потешка с движениями: «Бобик», «Идёт коза рогатая», «Бычок».

Инсценировка «Кисонька- Мурысонька».

Сюжетные и предметные картинки;

Игрушки-аналоги: корова, телёнок, лошадь, собака, коза, кошка;

Настольно-печатная игра: «Мама и детёныш»;

игра на прищепках: «Кто чем питается?» (на прищепках).

Компьютерная презентация «Домашние животные».

Порекомендовать художественную литературу для чтения детям:

З.Александрова «Кролики»;

закреплять с детьми потешку в лицах «Кисонька-Мурысонька».

(тренировать выразительность речи)

Заметка в родительский уголок: «Расширяем кругозор».

Показ логопедической сказки на фланелеграфе: «Почему плакал котёнок».

Пополнять словарный запас: существительны ми, прилагательными, глаголами по теме.

Развивать силу голоса при звукоподражании.

Дидактические игры:

«Мама и детёныш», «Кто как голос подаёт», «Кто что делает?»

Сенсорное развитие:

«Кто чем питается?» (на прищепках).

2

«Домашние птицы»

Развивать: подвижность артикуляционного аппарата;

Сильный плавный выдох через рот; Упражнять в  чётком произношении звука изолированно;

Стимулировать развитие речи, вслушиваться и понимать смысл речи, умение подражать взрослому, повторять слова, предложения, согласовывать с выполнением движений.

Упражнять в звукоподражании, назывании птиц и их детёнышей, основных частей .

Тренировать выразительность речи

Артикуляционная гимнастика: «Индюк».

Дыхательная гимнастика:

 «Сдуй пёрышко», «Уточки»

 Звуковая гимнастика: [а], [о], [у], [э], [м], [ы], и],

Пальчиковая игра:  «Цыплята», «Гусь»

Общая моторика:

 Игра с движениями: «Прогоним курицу». «Курочка».

 Стихотворение с движениями: «Петушок».

 Дидактические игры: «Птицеферма», «Найди маму».

 Сенсорное развитие:

 «Цыпленок» (составление из геометрических фигур ).

 Художественная литература: « Птичий двор» В.Л.Гаазов

Сюжетные и предметные картинки;

Перышки;

Таз с водой; уточки из картона на пробках, кры шках;

Игрушки-аналоги домашних птиц;

Полумаски домашних птиц;

Набор геометрических фигур (для составления цыплёнка);

Альбом из мини-музея: «Водоплавающие птицы».

 Рекомендация по организации игр экспериментов с водой: «Уточки-водоплавочки», «Уточки кря-кря».

Оформление альбома: «Артикуляционная гимнастика» в стихах и картинках.

3

«Дикие животные»

Развивать подвижность артикуляционного аппарата , комбинирован

ное дыхание.

Упражнять в произношении звуков на выдохе;

Учить импровизировать движения в такт стихотворения.

Активизировать понимание  речи и желание говорить, повторять за взрослым и самостоятельно слова и действия. Развивать память, мелкую моторику, сенсорные эталоны.

Обогащать активный и пассивный словарь по теме.

Артикуляционная гимнастика: « Поймаем мышку».

Упражнение на развитие дыхания и голоса: «Кто как голос подаёт» (ёж пыхтит, волк воет).

Импровизация движений «Колыбельная для заиньки», «Мишка»

Пальчиковая игра «Белка»

 Общая моторика: «Не будите спящего медведя».

 Песня с движениями «Заинька-зайка».

 Дидактические игры: «Кто это»

«Мама и детёныш»,

Сенсорное развитие:

 Тактильные ежи.

 Сказка в песке: « Лис и мышонок»

Игрушки-аналоги диких животных;

Мягкие игрушки: заяц, медведь;

 Сюжетные и предметные картинки;

Полумаски зайца , медведя;

Дидактические игры: «Кто это,

«Мама и детёныш».

Ёмкость с песком; атрибуты к сказке;

Тактильные ежи.

Компьютерная презентация: «Животные наших лесов».

Рекомендация по организации игр экспериментов с водой: «Зверушки-путешественники».

Изготовление дидактических игр: «Кто чем питается» (в виде пазл и на прищепках), «Кто где живёт», «Чей хвост».

«Зимующие птицы»

Развивать: подвижность артикуляционного аппарата, умение максимально широко открывать рот и произносить слоги (ам), силу выдоха через рот; упражнять в  произноше

нии звука[д]изолирова

нно.

Упражнение для жевательно-  артикуляционных мышц:

 «Голодные птенчики».

 Дыхательная гимнастика: «Летите, птички»,

 Звуковая гимнастика:      «Дятел» [д].

Сюжетные картинки к упражнениям; предметные картинки с изображением зимующих птиц;

Игрушка-аналог: птичка;

Подвеска «Птички»;

 

 Консультация: 

«Игры для маленьких ручек и пальчиков»

( с крупой, кубиками).

Оформление накопительной папки: «Движения и речь».

4

Продолжать учить

выполнять  движения и действия,  в соответствии со словами текста,  активно проговаривать слова и предложения, звукоподражать голосам птиц с различной силой голоса.

Формировать понятие: «Зимующие птицы», пополнять словарь по теме.

Пальчиковая гимнастика:

 «Птичка»

Песня  с движениями: «Маленькая птичка»

Игры с движениями: «Бобик и птички», «Кошка и птички».

Образно –пластическое творчество: «Воробушек».

Дидактические игры: «Птицы на кормушке».

«Кто как голос подаёт»

Полумаски птиц, собаки, кошки;

Кормушка; плоскостные и объёмные силуэты птиц: воробья, синицы, вороны, голубя, снегиря.

Компьютерная презентация: «Зимующие птицы»

Март

Недели

Тема

Работа с детьми

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход

«Весна-красна»

Развивать умение максимально широко открывать рот с глубоким вдохом и длительным плавным выдохом;

подвижность кистей рук,

умение подражать взрослому.

Знакомить с характерными

признаками весны;

Артикуляционная гимнастика: «Медведь проснулся», «Качели».

 Упражнение на развитие дыхания: «Плыви кораблик», «Весёлые рыбки».

Пальчиковая гимнастика:

 «Речка и рыбка».

Потешка с движениями: «Солнышко», «Ручеёк журчалочка».

Сюжетные и предметные картинки;

Таз с водой; Бумажные кораблики;

Полый силуэт рыбы  с маленькими рыбками (подвеска);

Солнышко на

 Папка-передвижка: «К нам весна шагает».

Фотовитрина: «Мы играем целый день, нам играть совсем не лень»

(совместные  домашние игры с детьми).

Оформление накопительной папки: «Упражнения на развитие дыхания».

1

обогащать пассивный и

активный словарь существительными, прилагательными и глаголами по теме.

Учить вести диалог,

многократно повторяя слова: нет, да, ах, вот так.

 Закреплять цвет, ориентировку, тактильное восприятие.

Дидактические игры: «Какого цвета весна», «Что это ? », «Покажи, что бывает весной»

Инсценировка: «Диалог Зимы и Весны»  А.Лойко

Сенсорное развитие:

«Укрась рыбку», «Рыбки в речке».

палочке;

платочки основных цветов;

силуэты  Весны и Зимы (плоскостные);

игры: «Укрась рыбку», «Рыбки в речке»;

картины: «Весна», «Весна в лесу».

 

2

«Мамин праздник»

Развивать мышцы губ и языка, подвижность артикуляционного аппарата; умение произность  слога (пя), звука[у] на выдохе.

Активизировать желание  повторять  отдельные слова , предложения, выполнять соответст-

вующие тексту движе -ния пальцами и руками.

Закреплять: названия предметов и их признаков, детёнышей животных;

Развивать чувство цвета, величины, пространст-

венное расположение, обозначать в речи.

Артикуляционная гимнастика: «Месим тесто»,  «Дудочка»

Упражнение на развитие дыхания : «Дорога»,      «Цветочки».

Пальчиковая игра «Пирожки», «Печём блины»

 Пластические этюды: «Изобрази, что делает мама».

 

Дидактические игры: «Подари подарок»

Сенсорное развитие:

 «Цветок» (из магнитов на магнитной доске, разноцветных крышек по образцу)

Сюжетные и предметные картинки;

Емкость с мукой, вода;

Муляжи пирожков, блинов из солёного теста;

Красочно украшенная коробка;

Искусственные цветы; поздравительные открытки; разноцветные платочки, салфетки;

Игры: «У кого какая мама»,

Памятка: «Несколько советов по эффективному общению с ребёнком".

 Совместный праздник: «Мы танцуем и поём, вместе весело живём».

Праздничный утренник к международному женскому дню.

Тренировать выразительность речи.

Художестаенная литература: «Вот какая мама» Е.Благинина.

«Бусы для мамы», «Собери цветок».

3

«Продукты питания»

Развивать: мышцы щёк и губ, подвижность артикуляционного аппарата; сильного плавного продолжитель

ного выдоха;  умение согласовывать движе

ния рук  и действия с содержанием текста , сопровождать речью.

Учить понимать речь, выполнять действия: пить, кушать, обозначать их в речи. Познакомить с пиктограммой.

 Развивать зрительное, слуховае  внимание, память,  умение отвечать на вопрос, называть  знакомые предметы, их свойства.

Артикуляционная гимнастика: «Блинчики» «Орешки».

Упражнение на развитие дыхания : «Горячий чай»      

Пальчиковые игры: «Оладушки», «Точим нож»

Пластический этюд: «Пельмени». Дидактические игры: «Что будем делать?»

(пиктограммы)

«Чего не стало?»,

Сенсорное развитие: экспериментирование с тестом «Вкусное печенье

 с сюрпризом».

 Художественная литература: «Вкусная каша» З. Александрова

Сюжетные картинки к упражнениям;

предметные картинки;

плоскостные цветные чашки;

пиктограммы с действиями, предметами к игре: «Что будем делать?»;

Муляжи продуктов, фруктов, овощей;

салфетка;

тесто, мелкие предметы.

Консультация:

«Тестопластика. Игры с тестом».

Информация в уголок  для родителей: «Витаминки».

«Любимое блюдо нашей семьи».

(Обмен опытом среди родителей, педагогов с приложением фотографий  и рецепта, оформление альбома, для

дальнейшей работы с детьми по развитию речи).  

4

Развивать подвижность языка и артикуляционного аппарата; комбинирован

ное дыхание.

Артикуляционная гимнастика: «Часики» «Поймаем мышку».

Упражнение на развитие дыхания : «Весёлый клоун».      

Плоскостной клоун с кольцом(висящим внутри  шариком);

Сюжетные картинки к

Папка-передвижка: «Почитай мне сказку, мама».

«В гостях у сказки»

Способствовать развитию активной речи, пополнения словарного запаса детей эпитетами и выражениями.

Закреплять название персонажей сказки, геометрических фигур, понятий:«один»,«много, «день», «ночь», умение рассказывать о своих действиях.

Воспитывать любовь к народному творчеству.

Пальчиковая игра: « Три богатыря».

Игра-диалог: «Котенька».

Загадки-добавлялки.

Дидактические игры: «Помоги вернуться в сказку», «Сколько нас?»

«Кто ушёл?»,

Сенсорное развитие: игра «Спрячь мышку», «День-ночь»

Настольный , пальчиковый театр по любимым сказкам.

упражнениям,

по сказкам;

игрушка кошка,

фигурки настольного, пальчикового  театра;

Дидактические игры: «Спрячь мышку», «День-ночь».

Памятка: «Театротерапия».

Организовать показ кукольного театра для детей с участием родителей.

Апрель

Недели

Тема

Работа с детьми

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход

1

«Перелётные птицы»

Развивать: подвижность артикуляционного аппарата, умение максимально широко открывать рот и произносить слоги (ам),(бл-бл), силу выдоха через рот;

Учить собирать пальцы в «щепоть»,

Артикуляционная гимнастика: «Индюки болтают», «Кушать птенчики хотят».

Дыхательная гимнастика:

 «Летите птички»

 

Пальчиковая игра:  «Птенчики в гнезде»

Сюжетные картинки к упражнениям;

предметные картинки с изображением перелётных птиц;

плоскостные птички на ниточках;

 Картина:

Памятка:

«Звукотерапия».

Создание компьютерной

презентации: «Птицы-наши друзья».

проговаривать за воспитателем слова , фразы к игре, сочетать  с движениями.

Закреплять обобщающее понятие «Птицы», активизировать в речи существительные, глаголы по теме, предлоги: в, на, под:

умение договаривать слова при повторном чтении. Вводить в словарь детей новые слова: скворечник, грач, скворушка, гнездо.

Общая моторика:

 Песня с движениями

«Птичка».

 Потешка  с движениями: «Леталочка»

 Дидактические игры: «Кто это?», «Что делает птичка?»

 Сенсорное развитие:

 «Домики для птичек» (из геомерическиз фигур)

 Художественная литература: « Птица свила гнездо» Л.Толстой

«Весной в парке»;

Игрушка птичка;

Полумаски птиц;

Наборы геометрических фигур (из картона);

Порекомендовать художественную литературу для чтения детям:

Л.Толстой «Птица свила гнездо» (побуждать детей договаривать последние слова, рассказывать самостоятельно)

2

«Транспорт»

Развивать мышцы губ и языка, подвижность артикуляционного аппарата; умение произность  звуки[ы], [с] [ш], слоги:ту-ту, би-би  на выдохе.

Активизировать желание  повторять  отдельные слова , предложения, выполнять соответст-

вующие тексту  действия пальцами и руками,  движения.

Активизировать понимание и  желание

Артикуляционная гимнастика: «Пароход гудит».

Упражнение на развитие дыхания и голоса: «Насос», «Прокололась шина у машины», «Гудит поезд».

Пальчиковая игра «Лодочка», «Пароход».

 Общая моторика:

 Песня с движениями «Поезд», «У нас машины разные».

Пластический этюд: «На лошадке ехали»

Дидактические игры:

Сюжетные картинки к упражнениям;

предметные картинки с изображением транспорта;

игрушки различного вида транспорта;

цветные рули;

лошадки-качалки;

игры: «Транспортное лото»,

«Поставь машину в свой гараж» ,

 Консультация: «Какие упражнения помогут ускорить процесс запоминания, где право? Где лево?»

Изготовление дидактической игры: «Едем, плывём» (моделирование по образцу).

говорить, путём частого употребления слов о транспорте. Развивать умение рассказывать о своих действиях, называть транспорт, части, цвет, величину, форму.

«Я расскажу, а ты покажи» «Транспортное лото»,

Сенсорное развитие:

 «Поставь машину в свой гараж» , «Светофор».

Художественная литература: «Шофёр» Б.Заходер

 «Светофор»;

Альбом : «Интересно детворе знать машины все»;

Книги о транспорте.

3

«Деревья»

Развивать: мышцы щёк и губ, подвижность артикуляционного аппарата; сильного плавного продолжитель

ного выдоха;  умение согласовывать движе

ния рук  и действия с содержанием текста , сопровождать речью.

Закреплять и активизировать в речи понятия: «один»-«много»,«высокие»(большие),«низкие»(маленькие)предлоги: в, на, под.

Учить называть части дерева, составлять из полосок разной длины, счетных палочек .

Артикуляционная гимнастика: «Орешки», «Барабанщик»

Упражнение на развитие дыхания : «Листочки на ветру»      

Пальчиковые игры: «Деревья», «Корни».

Общая моторика: «В лесу»

Дидактические игры:   «Деревья в лесу»

«Где, чей дом?»

Сенсорное развитие:

 «Составь дерево и укрась его листочками», «Ёлочка»(из палочек)

 

Сюжетные картинки к упражнениям;

предметные картинки с изображением деревьев;

плоскостные ёлочки и берёзы;

иллюстрированная книга: «Влево, вправо»;

наборы  счетных палочек;

полоски разной длины;

зелёные листочки;

ковролиновые коврики.

 Заметка в родительский уголок: «Наблюдаем с детьми весной»

Рекомендации: «Интересные игры с палочками».

4

Развивать подвижность языка и артикуляционного аппарата;

Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Шарик», «Расчёска»

Сюжетные картинки к упражнениям;

Гирлянда из

Рекомендации: «Интересные игры с водой ».

«Предметы вокруг нас»

Правильное комбиниро

ванное дыхание.

Учить импровизировать движения в такт стихотворения.

Активизировать понимание  речи и желание говорить, повторять за взрослым и самостоятельно слова и действия. Развивать память, мелкую моторику, сенсорные эталоны; диалогическое общение в роли.

Продолжать знакомить с понятиями: тяжёлый, лёгкий, толстый, гладкий, пушистый, большой и т.д

Обогащать активный и пассивный словарь.

Упражнение на развитие дыхания : «Флажки  на ветру»      

Пальчиковые игры: «Флажки», «Цепочка».

Общая моторика:

 Потешка  с движениями: «Ворон».

Песня с движениями

«Я на дудочке играю».

Игра-диалог: «пылесос».

Дидактические игры: «На чём играют?»

«Расставь по порядку»  (кубики со схемами)

Экспериментирование: «Тонет, не тонет»

Сенсорное развитие: «Секретики»  (найди пару на ощупь)

 «Конфетки»(на слух).

бумажных флажков;

полумаска ворона;

дудочка, балалайка, барабан, бубен, колокольчик;

ширма;

игры:

«Расставь по порядку», «Секретики»  

 «Конфетки»

Таз с водой;

Набор предметов из разных материалов, разные по тяжести и величине.

Компьютерная презентация

на тему:

«В игры разные играем, этим речь мы развиваем».

(из опыта работы ).

Май

Недели

Тема

Работа с детьми

Программное содержание

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

Практический выход

1

Активизировать губные мышцы: напрягать и расслаблять;

Артикуляционная гимнастика: «Забор», «Слоник».

Сюжетные картинки к упражнениям;

«Цветы»

плавный длительный выдох через рот.

Стимулировать развитие речи через тонкие движения пальцев рук.

Формировать понятие: «Цветы»; познакомить с их характерными особенностями.

Развивать активную речь, повторение за взрослым слов и их приближённое называние по теме, самостоятельное употребление предлогов: в, на, под.

Закреплять цвет, величину, пространственное положение.

Дыхательная гимнастика:

 «Цветы и ветерок»,

Пальчиковая игра: « Жук», «Цветок».

Потешка с движениями: «Солнышко»

Дидактические игры: «Я расскажу, а ты покажи цветок» (чтение стихов, загадок), «Покажи и скажи,   где?»

Сенсорное развитие: игра «Цветочная полянка». «Разноцветные букеты».

предметные картинки с изображением цветов;

игрушечный аналог жука; искусственные цветы из бумаги;

ковролиновая полянка с нашитыми пуговицами и липучками;

цветы из ткани основных цветов,  трёх величин;

плоскостные силуэты вазочек, цветов (основных цветов из фетра).

Памятка:

«Ароматерапия в коррекции речевых нарушений».

Порекомендовать закреплять с детьми стихотворение О.Высотской «Одуванчик».

(ребёнок договаривает слова, рассказывает сам).

 «Авторский дидактический материал по теме самообразования».

(презентация на педсовете,  оформление папки).

2

«Насекомые»

Развивать: подвижность артикуляционного аппарата, умение  произность  звуки[и], [а] [у], [ы],  [б],  [д],  [п],  [э],  [т],   на выдохе ; силу выдоха через рот.

Активизировать желание  повторять  отдельные слова , предложения,

Артикуляционная гимнастика: «Шарик», «Змейка», «Качели»

Дыхательная гимнастика:

 «Пчёлка на цветке», «Дорога», «Небо».

Звуковая гимнастика

Пальчиковая игра: « Бабочка», «Пчела».

Потешка с движениями: «Жук», «Божья коровка».

Сюжетные картинки к упражнениям;

предметные картинки с изображением насекомых;

игрушечные аналоги  насекомых;

полумаски для инсценировки;

Порекомендовать: закреплять с детьми потешку: «Божья коровка».

Рассматривать с детьми на прогулке насекомых , называть их, рассказывать о характерных особенностях.

Открытый показ итогового занятия кружка «Любознайка».

выполнять соответст-

вующие тексту  действия пальцами и руками,  движения.

Развивать понимание и  желание говорить, путём частого употребления слов о насекомых , называть их, части, цвет, величину, звукоподража

ть.

Тренировать выразительность речи.

Инсценировка песни: «Про меня и муравья».

Дидактические игры: «Кто это?» , «Покажи и скажи,   где?» , «Четвертый лишний».

Сенсорное развитие: игра «Бабочка и цветок». «Шнуровки»(бабочка, божья коровка).

Художественная литература: «Пчёлка» В.Паспалеева

Иллюстрированная

книга: «Про меня и муравья»;

игры: игра:«Четвертый

лишний»;

плоскостные пчёлки, бабочки и цветы разного цвета и величины;

панно»(бабочка, божья коровка).

«Природные явления»

Развивать: мышцы щёк и губ, подвижность артикуляционного аппарата; сильный плавный продолжитель

ный выдох;  умение согласовывать движения рук  и действия с содержанием текста , сопровождать речью.

Учить детей логически мыслить,выражать свои мысли при помощи речи, называть явления природы характерные для любого времени года, обозначать цветом;

Закреплять название предметов одежды и обуви (по сезону),

Артикуляционная гимнастика: «Орешки», «Барабанщик», «Качели»

Дыхательная гимнастика:

  « Вертушка», «Зонтик после д дождя»

Пальчиковые игры: «Мостик», «Солнышко », «Дождь»(сильный, тихий, ливень).

Стихотворение  с движениями:  «Дождик лей, лей».

Песня с движениями: «Дождик веселей»

Дидактические игры: «Когда это бывает?»,

 «Что нужно для прогулки?»( в солнечную

и дождливую погоду)

Сюжетные картинки к упражнениям,  с забавами детей по сезонам;

Вертушки из бумаги;

подвеска:«Зонтик» (со свисающими каплями);

макет мостика;

предметные картинки  с изображением одежды, обуви, головных уборов по сезонам ;

плоскостные силуэты  солнца и тучи;

Рекомендации:

«Интересные игры с камешками».

Заметка в родительский уголок:

«Игры на берегу и в воде для детей 2-3 лет»

Создание картотеки игр – экспериментов.

Упражнять в различении цветов, умении рассказы-

вать о своих действиях.

Знакомить с природными явлениями, звуками природы.

Сенсорное развитие: игра

 «Укрась зонтик », шнуровка: «Тучка»

Художественная литература: «Радуга» С.Маршак

Плоскостные зонтики, полоски разного цвета, геометрические фигуры, цветы;

Шнуровка «Тучка».

«Игры с песком и водой» (летние забавы)

Тренировать мышцы губ и языка, умение  произносить звука[у] на выдохе. Упражнять в  умении дуть через трубочку.

Развивать понятийную и активную стороны речи применяя природный материал, умение «рассказывать» руками интересные истории, активизировать  в речи имена существительные, прилагательные, глаголы, местоимения,  наречия и предлоги; все виды восприятий.

Упражнять в согласованности движений: рука-глаза,

Артикуляционная гимнастика: «Пароход », «Лошадка», «Качели»

Дыхательная гимнастика:

  «Расти пена», «Бульки»

Пальчиковые игры:

 «Золушка» (сортировка камней), «Песочные художники.

Истории с движениями:  «В большом, пребольшом море», «На что похожи листики»

Дидактические игры: «Лото из камешков», «Камешки-цветочки»

Сенсорное развитие:

«Обведи по точкам»

Художественная литература: «У солнышка в гостях» С.Маршак.

Сюжетные картинки к упражнениям, бутылочки  с водой; трубочки;

Ёмкость  с раствором для пускания мыльных пузырей;

различные насадки;

ведёрки; камешки;

камешки с картинками- трафаретами; листы бумаги с точечными изображениями простых предметов.

 Папка-передвижка: «Изучаем свойства песка и «печём куличики»».

 

Рекомендации:

«Выкладываем, печатаем и рисуем на песке».

Анализ работы за2015-2016 год.

Перспективы и задачи на 2016-2017 год.

 

Литература:

1.20 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки, потешки для детей 2-3 лет/ Авт.-сост. А.В. Никитина. СПб.: КАРО, 2009.

2.Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома для детей 2-4 лет. В помощь воспитателям и родителям./ Ярославль: Академия развития, 2009.

3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1991.

4. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2009.

5.Гальцова П.С.Логопедические сказки для самых маленьких./ Т.Ц.Сфера, Москва, 2015

6.Гатауллина Р.А. система работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста/ООУО исполнительного комитета муниципального образования  по Приволжскому району города  Казани. Казань, 2008.

7. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трёх лет / Светлана Олеговна Ермакова. – М. : РИПОЛ классик, 2009.

8. Игры с детьми раннего возраста : методические рекомендации / Сост. М.А Аралова.- 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера,2011.

9.Ионова А.Н. Играем, гуляем, развиваем.Учебно-методический комплект./ Издательство «Экзамен» Москва, 2010.

10.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет./ ТЦ Сфера, Москва, 2008.

11.Комратова Н.Г.Учимся говорить правильно. Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет./ Т.Ц.Сфера, Москва, 2005.

12. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

13.Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников./ Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2008.

14. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2009.

15.Теплякова О.Н.Развивающие игры. Первые игры с мамой. / М.; изд.-Оникс, 2011г.

16.Ушакова О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения. Методические рекомендации. -2-е издание, переработанное и дополненное. / Т.Ц.Сфера, Москва, 2009.

Младшая  группа

2016-2017гг.

Цель:  Использование технологии мнемотехники,  как одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширять и обогащать словарный запас детей.

2. Способствовать развитию связной речи.

3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

                                                                       Сентябрь.

Неде

ли

Тема

Задачи

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

1.

Пересказ р. н. сказки «Репка»

Формировать умение перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы. Уточнить и закрепить правильное произношение звука – а.

д/и «Сложи картинку» (кубики); драматизация сказки «Репка»;

Фланелеграф, мнемотаблица по сказке.

Рекомендации по теме: «Овощи»

2.

Составление описательного рассказа на тему: "Игрушки"

Формировать способность составлять описательный рассказ об игрушке с использованием мнемотаблицы. Совершенствовать умение правильно называть предметы, их отдельные части, качества.

Повторение стихов А. Барто «Игрушки»,

Игра-лото «Игрушки»,  «Магазин»

Набор игрушек из различного материала, фланелеграф, мнемотаблица «Игрушки»

3.

Заучивание стихотворения «Осень»

Формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблицы. Соотносить слова и значок его изображающий.

Рассматривание иллюстрации  на тему«Осень»,беседа «Что нам осень  принесла»,

Иллюстрации  на тему«Осень», фланелеграф, мнемотаблица стихотворения «Осень».

Рекомендации в родительский уголок  «Учите вместе с нами» (образец мнемотаблицы).

4.

«Путешествие в жёлтую сказку»

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Развивать общую, мелкую,  артикуляционную моторику, умение рассказывать о предмете по знакам-символам.

 Д/и «Сложи картинку», «Скажи, какой»;

«Раскрась то, что всегда бывает жёлтого цвета».

Разрезные картинки «Овощи»,»Фрукты», иллюстрации с изображением овощей, фруктов, предметов, мнемодорожки( знаки-символы).

Консультация «Развитие речи от трёх до четырёх»

Октябрь

Неде

ли

Тема

Задачи

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

1.

Составление описательного рассказа на тему "Фрукты"

Уточнить качественные признаки фруктов, создать условия для формирования умения употреблять эти слова в активной речи в правильной грамматической форме, формировать умение описывать фрукты, используя мнемотаблицы

Рассматривание иллюстраций с изображением фруктов, Д/и «Что, где растёт» «Что неправильно нарисовал художник», «Рамки-вкладыши» (форма, цвет).

Муляжи фруктов, чудесный мешочек, мнемотаблица "Фрукты», фланелеграф.

Рекомендации по теме: «Фрукты»

2.

Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад»

Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, используя мнемодорожку. Упражнять в подборе определений к заданному слову.

Д/и « С какого дерева лист», «У кого какой листок?»(цвет, величина, на что похож), рисование «Листопад».

Мнемотаблица, фланелеграф, листья.

 Папка-передвижка «Осенние игры для малышей».

3.

Пересказ сказки «Теремок»

Развивать диалогическую форму речи, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, употреблять существительные с предлогами. Формировать умение пересказывать, опираясь на таблицу.

«Путешествие в зелёную сказку»,  Д/и «Кто где живёт»,»У кого какой хвост»,

настольный театр «Теремок», кмд «Теремок»(из палочек), рисование сказки штампиками геометрических фигур.

Фланелеграф, мнемотаблица, игрушка-Гномик, счётные палочки, панорама дворика, леса.

Привлечь родителей Нади А к участию во Всероссийском конкурсе «

 

4.

Составление описательного рассказа на тему:"Одежда"

Способствовать умению составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу. Самостоятельно перекодировать некоторые слова. Учить правильно называть предметы одежды, называть действия, использовать прилагательные, обозначающие цвет. Закрепить произношение зв. _п_, -пь-.

 Рассматривание алгоритм одевания, иллюстраций с изображением предметов одежды, игра-ситуация «Оденем куклу на прогулку», магазин «Одежда»,

д/и «Кому что?» (одежда для девочек и мальчиков)

 Мнемотаблица «Одежда», фланелеграф, кукла девочка и мальчик, предметы кукольной одежды.

Алгоритм одевания, умывания.

Ноябрь.

Неде

ли

Тема

Задачи

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

1.

Перессказывание р.н.с  «Колобок»

Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы, составлять предложения из 2-3 слов, произношение звуков. Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными, употреблять существительные с предлогами. Развивать связную речь, координацию  слова  с движением.

«Путешествие в красную сказку», артикуляционная гимнастика «Вкусный колобок» (варенье)

д/и «Кто где живёт», «Что сначала, что потом», «Собери спелые плоды»(мелкая моторика), просмотр

м\ф «Колобок»,  игра-диалог «Колобочек, колобок»,

Мнемотаблица по сказке, фланелеграф,

Куклы би-ба-бо (дед и баба). Игрушка колобок.

 Привлечь родителей   Арины А. к участию во Всероссийском конкурсе «

2.

Составление описательного рассказа на тему «Посуда».

Формировать умение детей составлять описательный рассказ о посуде, используя мнемотаблицу. Формировать умение правильно называть отдельные предметы посуды. Формировать представления об их функции. З. К. Р –с-.

Рассматривание иллюстраций «Посуда», д\и «Собери картинку», раскрашивание предметов посуды  , лепка (с применением киндеров).

Кукла- Федора, мнемотаблица,     фланелеграф,

Рекомендации на тему: «Посуда»

3.

Заучивание р.н песенки"«Мыши водят хоровод».

Формировать умение запоминать текст с помощью мнемотаблицы. Соотносить слова и значок его изображающий. Тренировать память детей.

П/и «Кот и мыши», логоритмика «Мыши», настольная д/и «Спрячь мышку».

Полумаски мышек, кота, мнемотаблица,     фланелеграф.

Заметка в уголок «Дидактические развивающие речевые игры для детей 3-4 лет».

4.

Составление описательного рассказа "Котёнок».

Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о животных, используя схему. Подбирать глаголы, обозначающие действие. Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Д/и «Мамы и детки», «У кого кто?», «Кто чем питается? рисование «Коврик для котёнка», пальчиковая гимнастика «Точит котик коготки», игра-моделирование «Выложи котёнка из геометрических фигур».

Фланелеграф, игрушки-котята, картина «Кошка с котятами», схема для составления описательного рассказа, набор геометрических фигур.

Декабрь

Неде

ли

Тема

Задачи

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

1.

Заучивание стихотворения  Воронько «Пирог»

Формировать умение перекодировать информацию по схеме, запоминать текст, использовать в речи прилагательные: синий, синяя, синее, синие. Развивать интонационную выразительность речи. Соотносить слова и знаки.

«Путешествие в синюю сказку», экспериментирование со снегом (таяние), рассматривание предметов –аналогов хлебобулочных изделий, иллюстраций, лепка из солёного теста.

Игрушка –кот, мука, фланелеграф, мнемотаблица .

Информационный стенд «Зимние игры и развлечения».

2.

Перессказывание сказки

«Снегурушка и лиса»

Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать  сказку,  воспроизводить последовательность событий,  с помощью мнемотаблицы.

Коллаж по сказкам ,

д\и «Животные, следы и питание».

Кукла - Снегурушка, игрушка –аналог  лиса, фланелеграф, мнемотаблица, набор разрезных геометрических фигур.

Папка-передвижка «Игра инсценировка, как средство развития речи детей».

3.

Заучивание стихотворения «Ёлка»

Формировать способность запоминать текст с помощью мнемотаблицы. Соотносить слова и значок его изображающий.

Компьютерная презентация «Что такое новый год»,

игра-моделирование «Составь ёлочку из геометрических фигур

Компьютерная презентация мнемодорожки, игрушка Дед-Мороз.

Консультация по заучиванию стихов по мнемотаблице.

4.

Составление рассказа  "Ёлка"

(фабульные картинки)

 Формировать умение детей составлять рассказ по фабульным картинкам. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Активизировать в речи детей прилагательные.

Беседа «Как мы готовимся к встрече Нового года»,

«Украсим Новогоднюю ёлочку».

Доска, фабульные картинки.

Январь

Неде

ли

Тема

Задачи

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

1.

Новогодние каникулы

2.

Перессказывание сказки «Рукавичка»

Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядности. Закреплять  умение составлять сказку связно в логической последовательности, согласовывать  прилагательное белый с существительными в роде, числе, падеже, произношение звука Д . Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку.

«Путешествие в белую сказку», д/и «Найди пару», «Укрась рукавичку»,

драматизация сказки

«Рукавичка»,

Пальчиковая гимнастика «Рукавички новые».

Книга со сказкой «Рукавичка», полумаски животных, мнемотаблица.

Рекомендация «Игры на обогащение и активизацию речи дошкольников» (синонимами, антонимами)

3.

Заучивание стихотворения Н.Саконской  «Мой пальчик».

Закреплять умение соотносить символы с образами.

Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести стихотворение.

Рассматривание и сравнение рукавичек и перчаток.

Пальчиковая гимнастика «Рукавички новые», «Пальчики».

Кукла Маша, доска,

Мнемотаблица, варежки.

4.

Составление описательного рассказа о диких животных (волк, заяц, медведь, лиса)

Формировать умение описывать животное, используя общую мнемотаблицу, называть отличительные признаки каждого животного, их детёнышей в ед. и мн. числе. Соотносить существительное с прилагательным. З. К. Р. –д-, -т-.

Компьютерная презентация «Кто живёт в лесу»,»Кто чем питается»,

д/и «У кого какая шуба?», «Семья».

Иллюстрации с изображением диких животных, игрушка-Лесовичок, схема для составления описательного рассказа, доска..

Рекомендация расскажите детям:  «Как звери зимуют»

Февраль

Неде

ли

Тема

Задачи

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

1.

Перессказывание сказки

«Лиса и заяц»

Упражнять детей в умении составлять сказку по сюжетной картинке. Развивать словарный запас, диалогическую речь, темп и ритм речи. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами.

«Путешествие  в оранжевую сказку», отгадай  загадку, д/и «Какой, какая?»,

подвижная игра со словами «Лиса и зайцы»

Сюжетные картинки,  знаковые символы, геометрические фигурки.

2.

Заучивание  стихотворения «Снежный кролик»

(или Падает снежок).

Формировать способность запоминать текст с помощью мнемотаблицы.

Развивать умение проговаривать окончания слов.

Рассматривание иллюстраций (снежные постройки), зимних поделок на участках д/с, экспериментирование «Снег, его свойства», игра- моделирование «Кролик»(заяц).

Игрушка кролика, снежинки, фланелеграф, мнемотаблица, геометрические фигуры.

 Консультация «Как развивать любознательность у ребёнка»

3.

Составление рассказа «Мой папа»

Формирование умения детей описывать образ своего отца. Совершенствовать грамматический строй речи. Продолжать развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами.

Беседа «Папины профессии»,

Игра «Мой папа, самый, самый», кмд «Подарок для папы».

Фотография папы, знаковые символы с образами, фланелеграф.

4.

Составление рассказа-описания «Зима»

Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Просмотр видео презентации «Зимушка-Зима»,

д/и «Зима, характерные признаки зимы»,

Фланелеграф, мнемотаблица, календарь погоды, плоскостной силуэт Зимы.

Март

Неде

ли

Тема

Задачи

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

1.

Заучивание стихотворения о маме

Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести стихотворение. Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Закреплять умение соотносить символы с образами, артикуляцию звука С, умение согласовывать прилагательное голубой с существительными в роде, числе, падеже.

Рассматривание иллюстраций «Маму поздравляют малыши», «Путешествие в голубую сказку»,

«Дорисуй бусы для мамы» ,логоритмика «Мама- это солнце».

Картина «Поздравляем маму», доска, фланелеграф, мнемотаблица

2.

Составление рассказа «Моя любимая мама»

Формировать умение детей отвечать на вопросы воспитателя. Составлять с помощью воспитателя короткий рассказ, пользуясь алгоритмом. Совершенствовать умение правильно подбирать прилагательные и глаголы, активизировать словарь

Беседа «Мамины профессии»,

Игра-диалог «Что умеют наши мамы?», «Мамочка» (закончи фразу).

Рисование (ладошкой) «Портрет любимой мамочки».

Фотография мамы, знаковые символы с образами, фланелеграф.

3.

Перессказ сказки «Заюшкина избушка»

Формировать способность воспроизводить текст с помощью мнемотаблицы.

Развивать диалогическую форму речи.

Закреплять произношение звука В, характерные особенности времени года «Весна».

показ настольного (конусного театра) «Заюшкина избушка»,

экспериментирование «Лёд, его свойства» ,  дыхательное упражнение «Подуй на синие лодочки», рассматривание картин «Весна» (в городе, лесу).

Два плоскостных домика(избушка лубяная, ледяная),

фигурки нас тольного театра «Заюшкина избушка», фланелеграф, мнемотаблица, набор разрезных геометрических фигур, кораблики

Папка-передвижка «Моделирование сказки-одна из форм развития речи детей».

4.

Составление рассказа «Комната девочки Светы»

Формировать умение детей составлять короткий рассказ совместно с воспитателем. Закреплять названия отдельных предметов мебели. Упражнять в понимании предлогов в, на, за, около. Закреплять умение правильно образовывать формы род. падежа сущ. (ручек, ножек). Закреплять умение использовать мнемотаблицу.

Рассматривание предметов мебели, иллюстраций, игра-ситуация «Устроим кукле комнату», д/и «Наведём порядок»,

игра-моделирование из палочек, геометрических фигур «Мебель».

Игрушечная мебель, кукла Света, схема для составления описательного рассказа, набор геометрических фигур, счётные палочки.

Апрель

Неде

ли

Тема

Задачи

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

1.

Перессказывание сказки

 «У страха глаза велики»

(обработка М.Серовой).

Закреплять произношение звука У, упражнять в чёткой и правильной артикуляции. Закреплять  умение составлять сказку связно в логической последовательности,  с использованием мнемотаблиц.

Развивать диалогическую речь, артикуляционную моторику.

Беседа «Чего можно испугаться» (с применением мимических смайликов), показ сказки на фланелеграфе.

«Путешествие в фиолетовую сказку».

Коллаж по сказкам фланелеграф, мнемотаблица.

2.

Составление рассказа о весне.

Формировать умение детей составлять короткие описательные рассказы о времени года с использованием мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Рассматривание картин, иллюстраций  «Весна» (в городе, лесу, деревне),  д/и «Весна, признаки весны», «Времена года»,

видео презентация «К нам весна шагает»

Плоскостной силуэт девочки Весны, фланелеграф, мнемотаблица.

3.

Заучивание стихотворения Плещеева «Весна».

Формировать способность детей эмоционально воспринимать поэтические произведения, осознавать содержание. Закреплять умение соотносить символы с образами.

Вызвать желание запомнить и выразительно воспроизвести содержание стихотворения.

Пальчиковая игра «Весна», логоритмика «Весна пришла», игра «Когда это бывает?»,

Кмд «Домики для птиц»

Доска, мнемотаблица, наборы геометрических фигур, иллюсторации.

4.

Перессказывание у. н. сказки

«Коза-дереза»

(обработка Е.Благининой)

Формировать умение пересказывать сказку совместно с воспитателем. Совершенствовать умение отчётливо и правильно произносить звук изолированно и в словах. Для пересказа пользоваться закодированной информацией. Развивать память, внимание.

Беседа «Какую пользу приносят домашние животные», д/и «Кто, что делает», инсценировка сказки,

продуктивная деятельность «Корзина с травой»

Фланелеграф, мнемотаблица, игрушка –коза.

Май

Неде

ли

Тема

Задачи

Методические приемы

Материалы и оборудование

Преемственность

д/с - семья

1.

Заучивание стихотворения А.Белоусова «Весенняя гостья»

Формировать умение внимательно относится к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста, используя мнемотаблицу.

Рассматривание иллюстраций, картин  и беседа о перелётных птицах, игра «Зимующие и перелётные», чтение рассказов о птицах, загадывание загадок, продуктивная деятельность .

Компьютерная презентация о птицах, доска, мнемотаблица.

2.

Перессказывание  р. н. с. «Кот, петух и лиса»

Формировать умение детей внимательно слушать сказку, понимать её содержание, пересказывать по сюжетным картинкам.

Беседа о  дружбе.

просмотр м/ф по сказке , д/и «Я опишу, ты отгадай»,

Игрушки: кот, петух, лиса, плоскостной домик, панорама леса, сюжетные картинки, фланелеграф.

Конструирование -средство развития мелкой моторики и  речи детей».

3.

Составление рассказа

по фабульным картинкам

Формировать умение детей составлять рассказ по фабульным картинкам, выстраивая сюжет. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе, падеже. Закреплять умение соотносить существительные, прилагательные, глаголы в роде, числе, падеже.

Серия картинок, фланелеграф.

4.

«Калейдоскоп »

Закреплять умение по закодированной информации узнавать сказку, стихотворение, воспроизводить  с помощью мнемотаблиц. Расширять словарный запас - подбирать слова, обозначающие действия, продолжать развивать память, внимание, наглядно-действенное мышление.

Д/и «Узнай сказку» (по загадке, по сказочным героям, по выражению, по картинке», «Я начну, а ты продолжи» (стихотворение) ,

Лото «Сказки».

Наборы мнемотаблиц, доска,

 коллаж из сказок.

Литература:

 Большова Т.В. Учимся по сказке;

 Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Санкт-Петербург, 2005.

 Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек. - Логопед, 2009. - № 5 – С. 36-37.

 Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я – говорю!» - М., 2007.

 Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - Санкт–Петербург, 2009.

 Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. – Москва: «Первое сентября», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа

план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...

Отчёт по теме самообразования " Развитие связной речи детей 3-4 лет через устное народное творчество "

Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пот...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....

Перспективное планирование по теме самообразования "Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет через дидактические игры, изготовленные своими руками"

Месяц   Сентябрь 1. Изучение литературы А.В Артемьева Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет ВЫПОЛНЕНО 2. Составление перспективного плана по самообразованию...

Отчет по теме самообразования «Развитие связной речи детей посредством использования ИКТ технологий в подготовительной к школе группе»

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста....