Путешествие по сказкам Педагогический проект
методическая разработка (младшая группа)

Булынина Любовь Олеговна

Путешествие по сказкам

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bulynina_l.o.docx53.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Чайка»

Путешествие по сказкам

Педагогический проект

Составитель:

Булынина Любовь Олеговна, воспитатель

Яйский муниципальный округ, пгт. Яя

2020

Составитель: Булынина Любовь Олеговна, воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Яйский детский сад «Чайка» Яйский муниципальный округ, пгт. Яя.

Путешествие по сказкам [Текст]: Педагогический проект / составитель Л.О.Булынина – пгт. Яя. МКДОУ «Яйский детский сад «Чайка», 2020г. – 30 с.

         

Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества. А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов, происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта.

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению разработан проект «Путешествие по сказкам», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства.

Данный проект поможет развить у детей устную речь, его фантазию и воображение, повлияет на духовное развитие, научит определенным нравственным нормам.

Содержание

Пояснительная записка ………………………..………………………..…4

Цель и задачи проекта………………………………………………….…..5

Этапы реализации проекта…………………………. ……………….…..6

Ожидаемые результаты………………………………………………..….8

Список литературы………………………………………………………..9

Приложение 1. Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»…………………………………………………………………….10

Приложение 2. Консультация для родителей «Значение сказки в жизни ребёнка»………………………………………………….………………….11

Приложение 3. Материал для папки-передвижки «Воспитание сказкой»……………….…………………………………………………….13

Приложение 4. Консультация для родителей «Какие сказки читать

детям в возрасте 3-4лет» …………………………………………………..17 Приложение 5. Присказки, пословицы, поговорки о сказках……...........20

Приложение 6. Сценарий развлечения во второй младшей группе«Путешествие по сказкам»…………………………………………22

Пояснительная записка

Через сказку ребёнок входит в мир чудес и волшебства, где ребёнок учится доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки.

Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Для повышения интереса к русской народной сказке, любви к чтению, для развития речи детей мной был разработан проект «Путешествие по сказкам»

Цель и задачи проекта

Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.

Проект осуществляется с 1 октября  по 31 октября 2020 г. на базе МКДОУ «Яйский детский сад «Чайка»

Вид проект: групповой.

Участники: воспитатель младшей группы «Рябинка»   Булынина. Л.О, дети, их родители.

Цель проекта: создать условия для приобщения детей к устному народному творчеству посредством сказок через различные виды деятельности.

Задачи проекта:

Познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках.

Формировать желание быть похожими на положительных персонажей сказок.

Обогащать словарь детей, развивать устную речь.

Развивать выразительную речь через участие детей в драматизациях, кукольных, настольных театрах.

Воспитывать интерес к сказкам; прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.

Воспитывать умение слушать взрослого, выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем.

Этапы реализации проекта

  1. Первый этап – подготовительный:

Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.

Анкетирование родителей  о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.

Подбор атрибутов для игр – драматизаций: костюмы, маски.

Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»

Оформление книжного уголка в группе.

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед.

  1. Второй этап – основной

Мероприятия

Сроки

                                       Работа с родителями

Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

1 неделя октября

Консультация для родителей «Значение сказки в жизни ребенка»

2 неделя октября

Папка – передвижка для родителей «Воспитание сказкой»

3 неделя октября

Консультация для родителей «Какие сказки читать детям в возрасте 3- 4 лет»

4 неделя октября

Выставка книг  в родительском уголке «А дома мы читаем!»

2-3 неделя октября

Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

2-3 неделя октября

Работа с детьми

Чтение русских народных сказок в соответствии с возрастом

1-4 неделя октября

Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях

1-4 неделя октября

Пальчиковые игры: «Репка», «Колобок», «Сказки», «Теремок». 

1-4 неделя октября

Дидактические игры: «Узнай героя», «Расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?»

1-4 неделя октября

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

1-4 неделя октября

Развлечение «Путешествие в сказку».

4 неделя октября

                Работа с педагогами

Консультация для педагогов «Советую читать сказки!»

3 неделя октября

3.Третий этап - заключительный (4 неделя октября) в ходе которого подводятся итоги работы над проектом:

 По результатам работы с родителями оформлена выставка рисунков «Зарисовки любимой сказки»

• Организована выставка книг детей «А дома мы читаем!»

• Итоговое развлечение «Путешествие в сказку».

Методы, которые предполагается использовать в ходе проекта:

- анкетирование;

 Беседы с детьми и родителями;

-Организация тематических центров по проекту;

-Игровая деятельность;

-Выполнение работ по изобразительной деятельности;

-Чтение, прослушивание и просмотр сказок

- консультация для родителей;

- домашнее задание для родителей;

- родительский уголок;

-папки передвижки для родителей;

Ожидаемые результаты по проекту


           -Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.

-Дети попробуют в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.

-Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок  и т. д.) 

-Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.

-Организация выставки рисунков «Зарисовки любимой сказки»,), выставки книг детей «А дома мы читаем!». ( с привлечением родителей)

К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, учат доброму отношению к людям. Сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность. Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях проектной деятельности.

В процессе своей работы я использовала технологию проектной деятельности,   здоровьесберегающие технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологи. Я считаю, что основная цель проекта - формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки - была достигнута.

Список литературы

1. Основная общеобразовательной программой дошкольного образования ООП «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

 2. «Методика работы со сказкой» Рыжова Л.В. 3. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми» Ульева Е.А.

4. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Вторая младшая группа». Голицина Н.С.

 5. «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию». Коломийченко Л.В., Чугава Г.И., Югова Л.А.

 6. «Социально – нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет. Конспекты занятий». Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г.

7. «Метод проектов в дошкольном образовании». Методическое пособие. Кочкина Н.А.

8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/05/16/palchikovye-igry-na-osnove-skazok      

9. https://zhivagann-egords47.edumsko.ru/articles/post/1507186 

10. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/05/16/palchikovye-igry-na-osnove-skazok  

11. https://www.maam.ru/users/Ostrolga

Приложение 1

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

_______________________________________________________

2. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

________________________________________________________

3. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

________________________________________________________

4. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

__________________________________________________________

5. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

__________________________________________________________

6. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?

__________________________________________________________

7. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

__________________________________________________________

8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

__________________________________________________________

9. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

__________________________________________________________

10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?_______________________________

11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

_____________________________________________________________________________

Приложение 2

Консультация для родителей

«Значение сказки в жизни ребёнка»

 

    Сказку любят все дети. Она входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, человеческих взаимоотношений и со всем, окружающим миром в целом. Если Вы хотите что-то объяснить ребёнку, поддержать его, вспомните язык детства – сказку.

     Роль сказки в воспитании детей велика. С помощью сказки развивается внутренний мир ребёнка.

     Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребёнок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Сказкой можно снять тревогу у ребёнка.

    Рассказывайте сказку так, как будто сами живёте в ней. Читайте с хорошей дикцией и интонацией. Слушая Вас, малыш начнёт раньше говорить,  чётко выговаривать звуки, речь станет эмоциональной, красивой и образной. У ребёнка расширится словарный запас, ему легче будет научиться правильно, выстраивать диалог.

    В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребёнка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если Вы хотите, чтобы ребёнок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазии.

    Благодаря сказке, дети начинают осознавать главные истины человеческой жизни. Главный момент роли сказки в жизни ребёнка – то, что добро - побеждает, плохое - погибает. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. В будущем это очень поможет ребёнку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесёт свои коррективы, но, несмотря на это, в детском подсознании ничего не пропадёт. Да, та самая простая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой!

    Народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли с незапамятных времён. Народные сказки - самый популярный и самый любимый детьми жанр. Всё происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасают своих друзей, наказывают врагов.

     Недостаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребёнок её лучше запомнил и понял её, беседуйте по содержанию прочитанного:  что понравилось, а что нет. Попросите ребёнка подумать, чтобы он захотел изменить, пусть опишет героев, проанализирует их характер, поступки. Помогите ему пережить вместе с героями различные ситуации. Вместе вспомните начало и конец.

    Когда ребёнок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то жизненную ситуацию. А то бесценное время, которое Вы проведёте со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.

    Прочитайте с детьми дома сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, петух и лиса», «Гуси – лебеди», «Лиса и журавль» и др.

    Вспомните, что рассказывали и читали Вам в детстве родители.

    Не ограничивайте себя и своего малыша забытым народным фольклором!

Читайте с детьми как можно больше, а главное - общайтесь!

Приложение 3

Материал для папки-передвижки «Воспитание сказкой»

Назначение: Данную папку-передвижку можно использовать для оформления группы, как наглядный материал для родителей.

Цель: повышение компетенции родителей в вопросе роли сказки в развитии и воспитании ребёнка.

Задачи: познакомить родителей с дидактическими играми по сказкам и с приёмами сказкотерапии для воспитания ребёнка.

На страницах передвижки находятся аргументы о важности сказок для развития и воспитания детей, примеры дидактических игр для развития памяти и воображения малыша, полезные советы по борьбе с детскими капризами и непослушанием с помощью сказкотерапии.

Сказки - это уникальное культурное наследие, которое может и утешить, и помочь в познании окружающего мира и себя, и научить правилам жизни.

Научившись работать со сказкой, ребёнок будет разбирать и оценивать поступки героев, сможет перенести в реальную жизнь модель поведения или исправить какую-либо проблемную ситуацию.

Сказки развивают образное и логическое мышление детей, их творческие способности, речь, знакомят малышей с миром природы и помогают в их подготовке к школе.

Страница №1: Титульный лист.

Страница №2:

Дети черпают из сказок первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, о добре и зле.

Слушая сказки, малыши сопереживают персонажам, могут свободно мечтать и фантазировать.

Нельзя отрицать роль сказок и в развитии правильной устной речи - тексты расширяют словарный запас ребёнка, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но кроме всех этих, пусть и ключевых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной и красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с персонажами различные ситуации, проанализировать поступки героев, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное и глубокое.

Страница №3:

Чтобы ребенок легче запомнил сказки, а потом рассказывал их, используйте дидактические игры. Кроме того, эти игры развивают творческое воображение, фантазию, связную речь.

«Встречи героев»

Игра развивает устную диалогическую речь, помогает запоминать последовательность действий и сюжет сказки.

После прочтения предложите ребёнку изображения двух героев из неё. Задача ребенка вспомнить, что говорили герои друг другу. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что они сказали друг другу при встрече? Похвалили Колобка за его смекалку или пожаловались друг другу на обманщика?

«Звукорежиссеры»

Игра помогает развивать устную связную речь, лучше запоминать последовательность действий, сюжет сказки.

После прочтения сказки рассмотрите иллюстрации к сказке. Остановитесь на понравившейся. Пусть малыш «озвучит» картинку, вспомнит, что говорили герои в этот момент, что делали. Также можно использовать фрагменты мультфильмов по сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Цель: развитие творческого воображения, фантазии, связной речи.

Вспомните последовательность событий в знакомой сказке, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия, появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим героев с огорода на стадион. А что произойдет, если там появится еще и злая колдунья или воробей? Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

По порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка убирается. Малыш должен вспомнить, какой сюжет пропущен. Если ему трудно, можно положить перевернутую картинку там, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, нужно рассказать всю сказку.

Страница №4:

Сказки помогут справиться с детским непослушанием!

Все родители хоть раз сталкивались с детскими капризами. Ребенок не убирает за собой игрушки, отказывается есть, ложиться спать, не хочет ходить в детский садик, берет чужое или дерётся с другими детьми, устраивает истерики – такие проблемы встречаются очень часто.

Часто уговоры, крики, долгие нравоучения не приносят пользы. О вреде же рукоприкладства сказано немало, да и многие, вероятно, не раз убеждались в его неэффективности. Что же делать? Есть простой, но действенный метод борьбы с детскими капризами. Попробуйте не ругать ребенка, не наказывать его своим невниманием, а расскажите ему сказку. Это особые психологические сказки, которые помогают справиться с большинством капризов ребенка. В этих сказках малыш видит героев, которые встречаются с теми же проблемами, что и он, и ребёнок начинает понимать, как выйти из сложной ситуации.

Эффект от совместного творчества не заставит себя долго ждать. Вы не только станете лучше понимать друг друга, но и наполните общение радостью и вдохновением. То бесценное время, которое вы проведете со своим ребёнком за сказкой, не заменят никакие другие блага.










Приложение 4

Консультация для родителей

«Какие сказки читать детям в возрасте 3- 4 лет»

Ни для кого не секрет, что первыми книгами для ребенка являются сказки. Именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребенка какую-то информацию или правило намного проще в форме сказок, нежели в форме нудных и долгих нотаций. Почему надо слушаться родителей и не убегать от них далеко, можно прекрасно объяснить на примере сказки «Колобок», а необходимость уступать проиллюстрирует сказка «Под грибом». Главное – подобрать правильную сказку.

Так какие же сказки читать детям с воспитательной целью? Как выбирать сказки для детей?

К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала малыша. Вряд ли Вы будете читать сказки Братьев Гримм годовалому ребенку, а «Золотое яичко» старшему дошкольнику. И не потому что эти сказки плохи – просто каждая из них подходит для определенного возраста ребенка.

Выбирая сказку для ребенка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента. Для гипервозбудимых детей вряд ли подойдут сказки с быстрым, активным сюжетом – для того, чтобы ребенок не стал неуправляемым, лучше выбрать сказку поспокойнее. Если Ваш ребенок очень любит пошалить – пока не стоит читать ему сказки, главным героем которых являются отъявленные хулиганы. Однако, если в той или иной сказке хулиганы достаточно явным образом наказываются – такую сказку, наоборот, нужно прочитать маленькому сорванцу в качестве воспитательного момента. А если Ваш малыш излишне сентиментален – «Серая шейка» или «Дюймовочка» с мертвой ласточкой могут довести его до слез и истерики (даже если все заканчивается хорошо).

Кстати, что касается страшных сказок. Страшные сказки, несмотря ни на что, крайне полезны для ребенка – ведь если он будет слышать сказки, описывающие только мир, полный добрых людей и существ, он может вырасти неподготовленным к действительности. Главное здесь – учитывать возраст малыша и уровень страха, который он может выдержать. Вряд ли ребенок испугается «Колобка», несмотря на то, что в конце главного героя съедают. В этом смысле, нужно обязательно учитывать возраст малышавыбирая сказку для него.

Чтобы понять, подходит ли выбранная Вами сказка для Вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка, если Вас смущает множество моментов в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда Ваш ребенок немного подрастет.

Чтение сказок для самых маленьких детей (от 1 до 3 лет). Какие сказки читать детям, чтобы им было интересно?

Первые сказки для ребенка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова - простыми и понятными.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет). Для ребят от 3 до 4 лет стоит переходить к более сложным произведениям, но по-прежнему, отдавать предпочтение нужно книгам ярким, красочным, с большим числом иллюстраций, большого формата. Детям старше 3-х лет желательно продолжать рассказывать и читать сказки, где главными героями являются животные и люди; отлично подойдут сказки в стихах, народные поучительные сказки, которые состоят из более сложных сюжетов и требуют более обширного запаса слов, а также терпения, ведь сказки более длинныеСказки должны быть со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Маленьким детям лучше читать сказки, которые учат доброте и сочувствию, какие бы приключения не происходили с героями сказки на протяжении всего сюжета в конце добро должно победить. Если вы считаете, что в сказке присутствуют негативные элементы, то пока откажитесь от чтения этой книжки.

Примерный список сказок для детей (3-4 лет):

Русские народные сказки: «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина; «Снегурушка и лиса», обр. м. Булатова.

Сказки народов мира: «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Приложение 5

Присказки, пословицы, поговорки о сказках.

Сказка не сказка, а присказка.

Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

Сказка — ложь, а песня — правда.

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.

Сказка — складка, а песня — быль.

Сказки — не салазки: не сядешь да не поедешь.

Кашу кушай, а сказку слушай: умом — разумом смекай да на ус мотай.

Хороша сказка, да последняя.

Слушая сказку, вопросов не задают.

Всякая прибаутка в сказке хороша.

Бывает свинка золотая щетинка, да в сказках.

Быль за сказкой не угоняется.

Быль не сказка: из нее слова не выкинешь.

Девичьи сны да бабьи сказки.

Жил был царь, у царя псарь, да не было пса — и сказка вся.

Красна сказка складом, а песня — ладом.

Мал бывал — сказки слушал; вырос велик — сам стал сказывать, да не слушают.

Либо дело делать, либо сказки сказывать.

На сказках, что на салазках.

Не дочитав сказки, не кидай указки!

Пошла душа по рукам — у черта будет (из присказки).

Рассказывай сказки! Говори, я слушать стану!

Спать я не сплю и дремать не дремлю, а думаю я думу (из сказки).

Хорошо сказывать сказку про римский огурец (из Крылова).

Это присказка, а сказка будет впереди.

Бил ерш челом на лихого леща (из сказки).

Жил был царь Тофута — и сказка вся тута.

Всякой сказке бывает конец.

Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка — людям указка.

Дурак только в сказках удачлив.

На дубе, что под дубом; на сказках, что на салазках.

Сказка – сердцу ласка.

 Кто любит пляски, а кто слушать сказки.

Без понукалки и сказочник дремлет.

На думе, что под дымом; на сказках, что на салазках.

 Коли внучек маю, так и сказки знаю.

 Жизнь, как в сказке, чем дальше, тем страшнее.

Хороша сказка, да последняя.

О нем песни напевают, сказки сказывают.

Сказка вся, больше сказывать нельзя.

Сказывай тому, кто не видывал Фому.

Сказка хороша присказкой.

 Пословица да присказка беседу красят.

 Быль — что смола, а небыль — что вода.

Сказка — складка, послушать сладко.

 Сказывали и мы сказки.

В сказках все есть, да в руках ничего нет.

 Береги язык под старость ребятам сказки рассказывать.

Красна сказка складом, а песня — ладом.

Слушайте – послушайте! Расскажу вам сказку хорошую-прехорошую, длинную-предлинную.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Быль не сказка: из нее слова не выкинешь.

Вот тебе сказка, а мне бубликов связка.

Приложение 6

Сценарий развлечения во второй младшей группе

«Путешествие по сказкам»

Цель: Приобщение к сказкам посредством различных видов театра. Обчение детей  в создании образов живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентировке в пространстве группы.

Построение ролевого диалога, запоминание слов сказки в соответствии с выбранной ролью.

Задачи:

1. Вызвать у детей желание принимать участие в развлечении.

2. Учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия.

3. Воспитывать интерес и любовь к народным сказкам.

4. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству, координацию движений, воображение, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

5.Воспитывать у младших дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь.

6.Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Оборудование:  шапочки – маски героев сказки «Теремок», волшебная палочка, ёлки 2-3 шт., фонограммы, крупный строительный материал для теремка, запись песенки «Паровоз», персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка ряба», "Чудо - дерево".

Предварительная работа : Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям различных видов театра и чтение русских народных сказок, их драматизации, рассматривание иллюстраций, обсуждение содержания сказок, подвижные игры, просмотр и прослушивание русских народных сказок на видео и аудиозаписях.

Ход занятия:

 Воспитатель:

Много сказок есть на свете.

Сказки эти любят дети.

А вот как они их знают,

Мы сейчас узнаем с вами!

Сказка, сказка приходи!

Будут рады малыши.

Тише, дети не шумите,

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса.

Сказка спряталась пока.

- Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Очень любим.

Воспитатель: Сказки живут в волшебной стране – за лесами, за полями, за высокими горами. Живут и очень волнуются, они думают, что вы их забыли. А вы сможете их узнать?

Дети: Сможем.

Воспитатель: Давайте попробуем! Едем в гости к сказкам. Садимся в веселый поезд.

- Набирает поезд ход,

Машинист глядит вперед.

Держимся мы друг за друга

И никто не отстает.

(Дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз. Воспитатель вместе с детьми поёт песню «Паровоз», при этом они делают один круг по группе. Поезд останавливается на сказке "Репка").

- Вот мы и приехали.

- Ребята, а загадки по сказкам вы умеете разгадывать?

1. Дед растил его с душой -

Овощ вырос пребольшой.

Долго дед его тащил,

Не хватило ему сил.

Прибежали бабка, внучка,

Помогали кошка, Жучка,

Мышка к ним пришла на помощь -

Дружно вытянули овощ.

Да, в земле сидел он крепко,

Вот какая сказка… (Репка)

Воспитатель: Правильно, мы попали в сказку «Репка».

- Что же случилось с героями сказки, они поссорились, спорят, кто за кем будет репку тянуть. Надо их правильно расставить.

- Кто посадил репку? (Дед)

- Кого позвал Дед? (Бабку)

- Кого позвала Бабка? (Внучку)

- Кого позвала Внучка? (Жучку)

- Кого позвала Жучка? (Кошку)

- Кого позвала Кошка? (Мышку)

(Дети расставляют героев сказки по порядку).

-Вот теперь все хорошо.

- Проверим колеса (стучат кулачками по коленочкам).

- Садимся в поезд и едем дальше.

(Напевают песенку «чух-чух-чух-чух, ту-ту-тут». Повторяют слова за воспитателем).

- Кто же в этом домике живёт? (Курочка, Дед, Баба, мышка)

- Какая это сказка?

Дети: «Курочка Ряба»

Воспитатель:  Почему же Дед и Баба грустные?

 Дети: Мышка разбила яичко, которое снесла Курочка.

Воспитатель:  Что же делать?

Дети: Надо им помочь – собрать яичко.

(Проводится игра «Собери яичко». Собирают разрезную картинку «Золотое яичко»)

Воспитатель:  Сколько красивых получилось яиц. Дед и Баба очень рады.

- А теперь давайте сядем в поезд и поедем в следующую сказку.

Едем с горки на горку, с горки на горку, мчится наш поезд вперед.

(Двигаются, выполняя полу присед).

- Вот и лесная полянка (останавливаются на сказке "Колобок").

- Ребята, а у меня ещё загадки остались.

1. Бабку с дедом он оставил,

Волноваться их заставил.

Мишку встретил он в лесу,

Волка, зайца и лису.

Много тропок исходил,

Ото всех он уходил.

От лисы уйти не смог

Это сказка … "Колобок"

- Правильно, мы попали в сказку «Колобок».

- Ребята, посмотрите под ёлочкой мешочек лежит,

А мешок — то не простой,

Он волшебный — вот какой!

Дидактическая игра «Волшебный мешочек».

Воспитатель: Ребята, интересно, что в мешочке? Вы хотите узнать?

(Дети обследуют предметы, которые находятся в мешочке на ощупь, что это за предметы -это животные).

Давайте посмотрим! Мешочек то волшебный и в нём лежат волшебные загадки! Послушайте и отгадайте их.

(Из мешочка, после каждой отгадки воспитатель достает игрушки с изображением животных. И выставляет их на стол. Дети имитируют звуки, движения животных).

ЗАГАДКИ:

1. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

2. Хитрая  плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый, краса, а зовут её...(Лиса)

3. Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)

4. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

- Все ребята молодцы загадки отгадали,, а кто догадался из какой сказки эти животные?

- Правильно, «Колобок»!

- А теперь, ребята, сядем в поезд и поедем дальше в другую сказку.

Гудит большой паровоз У-У-У. Маленькие вагончики ему отвечают у-у-у-у.

(Дети повторяют за воспитателем).

- Вот мы с вами и  приехали в сказку. Скажите, ребята, что это за сказка?

Стоит домик расписной,

Он красивый такой.

По полю зверюшки шли,

Остались в доме жить они.

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил.

Дети: Теремок.

Воспитатель: Молодцы! И эту сказку отгадали.

Воспитатель: Давайте мы покажем, какой был теремок в сказке.

Физкультминутка «Теремок»

Стоит в поле теремок (поднять руки над головой домиком)

Он не низок, не высок (опустить руки через стороны вниз)

На двери висит замок (сцепить пальцы в «замок»)

Кто его открыть бы смог? (пожать плечами)

Постучали, постучали (постукивать ладонью о ладонь)

Покрутили, покрутили (вращение ладонями)

Потянули и открыли! (потянуться сцепленными руками в стороны и открыли

– Ребята, а вы хотите превратиться в героев сказки? (берёт волшебную палочку, дотрагивается и говорит):

«Ну-ка палочка помоги», деток в зверяток преврати (одеваем шапочки-маски, волшебная палочка сама выбирает участников).

Сейчас поиграем в сказку.

Садимся на стульчики.

Будем сказку сказывать.

Книжка открывается – сказка начинается.

(После этого проводится драматизация сказки «Теремок»).

Воспитатель: Стоит в поле теремок — теремок. Он не низок, не высок — не высок. Вот по полю мышка бежит, у ворот остановилась, стучит и говорит...

Текст сказки заканчивается словами:

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили...

Мишка домик развалил,

Чуть друзей не раздавил.

По окончании сказки ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?» Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок. Под русскую народную мелодию дети строят новый теремок из кубиков или модулей.

Воспитатель: Ну-ка палочка, помоги и зверей в детей преврати (снимаем маски).

- А теперь, ребятки, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте сядем в поезд и поедем, припевая песенку «чух - чух - чух».

(дети встают в паровозик, держась друг за друга и за паровоз, возвращаются в групп. Пока они едут, выставляется «Чудо-дерево» все в конфета.).

- Ребятки, вам понравилось наше сказочное путешествие? (Понравилось)

- В каких сказках мы побывали? Кого видели? («Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»)

- Какое у вас было настроение? (Радостное, веселое) .

- Вы ребята, молодцы! Вы очень добрые, помогли зверюшкам построить новый теремок, помирили героев сказки «Репка», помогли Деду и Бабе.

- Ребята, пока мы были на поляне сказок, здесь выросло «Чудо-дерево». Не листочка на нем, не цветочка, а вкусные конфеты. А сейчас подходите к «Чудо-дереву» и угощайтесь конфетами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательский проект «Путешествие по сказкам» (паспорт проекта)

Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать,  что чрезвычайно важную роль играют и...

Педагогический проект "Путешествие в сказку"

Проект: «Путешествие в сказку»Тип проекта: ГРУППОВОЙ, ИГРОВОЙ, ТВОРЧЕСКИЙУчастники проекта: ДЕТИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ №10, ВОСПИТАТЕЛИ, РОДИТЕЛИ, СПЕЦИАЛИСТЫ, БИБЛИОТЕКАРЬСрок проекта:1 МЕСЯЦ (ФЕВРАЛЬ)Пробл...

2016-2017 Педагогический проект в подготовительной группе «Путешествие по сказкам»

Вид деятельности: познавательно-творческийПродолжительность проекта: краткосрочныйСрок реализации: 1 месяцДата реализации: 23 января – 22 февраляПо количеству участников: групповойУчастники: дет...

Педагогический проект «Путешествие по русским народным сказкам»

Педагогический проект«Путешествие по русским народным сказкам»...