Практикум для педагогов
консультация (младшая группа)

Демьянова Анастасия Алексеевна

Практикум для педагогов

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности»

Подготовила:

Демьянова А.А., воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад №6 г. Шебекино»

Цель: представление опыта работы с детьми раннего возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность;

- представить участникам одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми раннего возраста;

- сформировать у педагогов мотивацию на использование в воспитательно- образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности детей.

Оборудование и материалы:

Ход практикума

1 часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на практикуме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Роль опытно - экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей.

Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Это подтверждают многочисленные примеры. Например: многие дети плохо пьют молоко. Разрешить эту проблему поможет Зайка - Любознайка, который вместе с детьми может создать замечательные напитки, добавив в молоко, по выбору, сироп, варенье, джем.

На прогулке юные исследователи решают другие важные проблемы: что произойдёт со снегом в помещении, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.

Прежде чем приступить к практической деятельности, предлагаю вам ответить на несколько вопросов.

Блиц-игра «Вопрос-ответ»

  1. Что является объектом познания детей младшего возраста?

Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.

  1. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Ответ : плавает - не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.

  1. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.

Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

  1. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Ответ: любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.

Дети раннего возраста отличаются любопытством и любознательностью, у них хозяином Уголка может быть Зайчик - Любознайчик, который хочет всё узнать и всем интересуется. Эти «герои» могут участвовать в опытах и экспериментах, решать возникшие вопросы приносить интересные вещи юным исследователям и рассказывать правила работы с ними.

В процессе формирования элементарных исследовательских действий у детей младшего дошкольного возраста необходимо решать следующие задачи:

  1. Сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, запах Дидактическая игра «Чудесный мешочек»).
  2. Сравнивать сходные по внешнему виду предметы (шуба – пальто – Дидактическая игра «Не ошибись»).
  3. Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (почему стоит автобус).
  4. Активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок рассыпается?)

Основное содержание исследований способствует формированию у детей следующих представлений:

  1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода: игры со снегом (снег как одно из агрегатных состояний воды).
  3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений – гороха, бобов, семян цветов).
  4. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки).

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов:

  1. Обозначающие сенсорные признаки (цвет, форма).
  2. Свойства явления или объекта природы (цвет, форма, величина, мнется-ломается, твердый-мягкий, высоко-низко).

Материалы для организации детского экспериментирования для детей младшего дошкольного возраста.

  1. Пластиковые бутылочки разного размера.
  2. Разноцветные прищепки.
  3. Камешки разного размера.
  4. Пробки (разного цвета).
  5. Семена бобов, фасоли, гороха.
  6. Вода и пищевые красители, краски.
  7. Сачки разного диаметра.
  8. Формочки, совочки, ведра.
  9. Стаканы разного размера.
  10. Фартуки и тряпочки.
  11. Игрушки для купания (плавающая рыбка, уточка).
  12. Пипетки.
  13. Лейки.
  14. Соль, сахар, песок, манка, рис и т.д.

2 часть

Проведение опыта/экспериментирования

Экспериментирование с водой

«Поймай рыбку»

Продолжая знакомить детей со свойствами воды, использую интересную игру «Поймай рыбку». Дети при помощи сачков вылавливают не только рыбок, но и лягушек, уточек, черепаху. Для игры использую рыбок разной величины и окраски, обсуждаем величину улова. Дети получают знания об обитателях водоёма. (показываю рыбок и сачки). 

«Водичка разная: жёлтая и красная»

Окрашивание воды не менее интересное занятие для детей раннего возраста. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки. Затем я предлагаю другой способ: наливаю в бутылочки прозрачную водичку, предлагаю детям закрыть их крышками и потрясти. Вот уже прозрачная вода становиться цветной. Ребята рассматривают с большим удивлением цвет воды в своей бутылочке и у других детей. Предлагаю родителям провести окрашивание воды: закрыть крышки и потрясти бутылочки.

«Тонет - не тонет»

Любимый опыт детей «Тонет — не тонет». В осенний период с детьми на прогулке опускаем в лужи листики, камешки, шишки. Дети осваивают такие понятия, как лёгкий и тяжёлый. В группе опускаем в ёмкость с водой различные предметы: камешки, мячик, шишки, машинки, ложки. Дети рассматривают предметы, и я подвожу их к выводу, что лёгкие предметы не тонут, а тяжёлые - тонут.

Экспериментирование с песком/манной крупой

«Необыкновенные следы».

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).

3 часть вывод/рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация работы ПМПк ДОУ. Функциональные обязанности социального педагога в ПМПк ДОУ»

Во всемирно признанной цепочке - семья, общество, государство, все начинается с семьи. Невозможно представить себе дальнейшее поступательное развитие республики без укрепления семьи, ее традиционных ц...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...

Семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель.Расширение представления о профессиональном стандарте педагога.Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности.Вступительное слово.1-2 слайды...