Творческий проект в старшей группе «Сказки народов мира»
проект (старшая группа)

Шестопалова Валерия Дмитриевна

Сказка - это мир, который дарит нам радость, новые впечатления, приключения. Обогащает наше воображение, развивает память, мышление. Мы с удовольствием переносимся в волшебный мир. Сказка - это то, с чего начинается наше детство: это добрые мамины руки, это теплые папины глаза... Это время, когда мы собираемся всей семьей и вспоминаем интересные и любимые сказки. Сказка живет в каждом доме и в каждом из нас. Сказка - это чудеса, в которые нужно верить!

К сожалению, в современном мире родители много работают и времени на чтение детям практически не остается. Современные дошкольники погружены в мультфильмы и компьютерные игры, интереса к книгам почти нет.

Книги помогают развивать воображение, пополнять словарный запас, уровень любознательности. Кроме того, дети, которые много читают, практически не делают ошибок при овладении письменной речью, хорошо запоминают стихи и прозу, следовательно, практически не испытывают проблем при обучении в школе.

Именно поэтому необходимо как можно больше знакомить детей с литературой: поэзией и прозой, народным фольклором; рассказывать об авторах любимых произведений и воспитывать интерес и любовь к книгам и чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt_v_starshey_gruppe.docx85.34 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект в старшей группе

«Сказки народов мира»

Авторы: Шестопалова В. Д., Сунгатулина А. А.

По методу -  творческий

По количеству участников - групповой

По продолжительности  - среднесрочный (3 недели)

Участники проекта:

- воспитанники старшей группы  (5-6 лет)

- родители воспитанников

- педагоги группы – Шестопалова В.Д., Сунгатулина А. А.

Место проведения:

ГБОУ Школа №1373 Отделение дошкольного образования №1

Актуальность проекта

Сказка - это мир, который дарит нам радость, новые впечатления, приключения. Обогащает наше воображение, развивает память, мышление. Мы с удовольствием переносимся в волшебный мир. Сказка - это то, с чего начинается наше детство: это добрые мамины руки, это теплые папины глаза... Это время, когда мы собираемся всей семьей и вспоминаем интересные и любимые сказки. Сказка живет в каждом доме и в каждом из нас. Сказка - это чудеса, в которые нужно верить!

К сожалению, в современном мире родители много работают и времени на чтение детям практически не остается. Современные дошкольники погружены в мультфильмы и компьютерные игры, интереса к книгам почти нет.

Книги помогают развивать воображение, пополнять словарный запас, уровень любознательности. Кроме того, дети, которые много читают, практически не делают ошибок при овладении письменной речью, хорошо запоминают стихи и прозу, следовательно, практически не испытывают проблем при обучении в школе.

Именно поэтому необходимо как можно больше знакомить детей с литературой: поэзией и прозой, народным фольклором; рассказывать об авторах любимых произведений и воспитывать интерес и любовь к книгам и чтению.

Проблема

С самого детства мы знакомим детей народным фольклором – песенками, потешками, пестушками. Потом рассказываем русские народные сказки и постепенно переходим к авторским. Дошкольники, в основном, знакомятся с русскими сказками, сказки других народов им не знакомы.

Мы показали детям иллюстрации к сказкам разных народов, дошкольников заинтересовали иллюстрации, ребята стали высказывать предположения о содержании сказок и решили узнать о них и о народах, которые написали эти сказки.

    Цель проекта

Формирование у детей представлений о разных народах, их особенностях и обычаях. Формирование представления о том, что в сказках отражается жизнь народов, сочинивших сказки.

Задачи

  • Обогащать и систематизировать знания детей о народах России;
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
  • Формировать представление о сказках разных народов;
  • Дать знания о том, чем сказки отличаются от других литературных жанров;
  • Способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора;
  • Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей;
  • Развивать творческое мышление, воображение, любознательность;
  • Развивать познавательные умения детей и родителей при овладении творческими навыками;
  • Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к книгам.

Ожидаемый результат

Повышение любознательности;

Формирование мотивации к чтению и рассматриванию книг;

Развитие сплочённости коллектива.

Работа над проектом

Этапы работы

Содержание

1 этап

Целеполагание

Деятельность педагога

Деятельность детей

- изучение литературы по данной проблеме

- опрос родителей по данному вопросу с целью развития интереса к проблеме

- создание определенной атмосферы в группе, обогащение предметно-развивающей среды

- рассказы, беседы  с детьми о народах севера, об особенностях сказок;

- определение  цели и задач проекта

- ознакомление родителей с планом работы по проекту

- определение продукта проекта.

- рассматривание детьми иллюстраций к разным сказкам; картин с изображением северных народов и народа Украины;

- осознание и принятие детьми проблемы

- приобретение необходимой информации в группе и дома

- участие в обсуждении

- принятие задач проекта темы

- выбор домашнего задания.

2 этап

Проектировочный

-  планирование воспитательно-образовательной  работы с детьми по образовательным областям

- планирование работы с родителями

3 этап

Практический

«Познание», «Коммуникация»:

- НОД

Путешествие в «Мир сказок». Р.Н.С.

«Север. Такой далекий и неизвестный»

«Украинские сказки. О чем они рассказывают?»

«Чем могла бы закончиться сказка?»

«Зимняя прогулка» (составление рассказа по серии сюжетных картин)

Пересказ сказки «Колосок»

- беседы

«Что случится, если на севере изменится климат?»

«Откуда сказка пришла?»

- рассматривание иллюстраций

- математическая викторина «В гостях у Снежной Королевы»

- разучивание народных потешек

«Здоровье», «Физическая культура»

- физминутка «На Севере», «В гостях у сказки»

- утренняя гимнастика  «Мы летим на Северный полюс»

- организация в группе оздоровительных процедур с целью закаливания организма.

«Художественное творчество»

- лепка

«Воробей» (по сказке «Крылатый мохнатый, да масленый»)

«Гусь» (по мотивам сказки «Айога»)

«Царевна» в технике пластилинография (по мотивам сказки «Хромоножка-уточка»)

- аппликация

«Печь» (по мотивам сказки «По-щучьему велению»)

«Бурый и белый медведи» (по мотивам сказки)

«Рукавичка» (изображение героев в технике оригами)

- рисование

Старик и дуб (по мотивам р.н.с. «Жадная старуха»)

Колодец со звездами (по мотивам сказки «Три сына»)

Петушок (по мотивам сказки «Колосок»)

- ручной труд

изготовление печки из спичечных коробков (по мотивам сказки «По щучьему велению»),

коллективная работа из бумаги по мотивам сказки «Заяц-хваста»,

- раскраски с изображением сказочных героев, рисование по замыслу

«Социализация»

- Сюжетно-ролевые игры: «Сказочный переполох», «Путешествие на север»

- Дидактические игры: «Отгадай сказочного героя», «Отгадай, что изменилось», «Узнай по описанию», «Какой герой из какой сказки», «Лото», «Разрезные картинки», «Из какой страны сказка пришла»

- Игры со строительным материалом: 

«Построй русскую избу», «Создадим волшебный терем», «Жилище северных народов»

«Чтение художественной литературы»

- чтение народных сказок

сказки северных народов: «Айога», «Бурый медведь и белый медведь», «Почему у зайца длинные уши», «Три сына»;

р.н.с. «Жадная старуха», «Заяц-хваста», «Крылатый, Мохнатый, да Масленый», «Сивка-Бурка», «По щучьему велению»;

у.н.с. «Колосок», «Рукавичка», «Хромоножка-уточка»

Взаимодействие с семьей

- помощь родителям в выполнении домашнего задания

- знакомство родителей с ходом работы над проектом

- мастер-класс по изготовлению книги сказок.

4 этап

Презентация проекта

Представление результатов

Проведение литературной викторины по сказкам разных народов

Представление своих мини-проектов (книг сказок, сделанных совместно с родителями);

Активное участие в литературной викторине.

5 этап

Аналитический

Анализ выполнения проекта.

      За время проекта дети стали более сплоченными, расширили свой кругозор, узнали об особенностях сказок в отличие от других литературных жанров.

 У детей сформировалось представление о том, что в народных сказках отражаются особенности быта и климата; появился интерес к литературе. Воспитанники стали мыслить более творчески.

      Подведя итоги проекта, мы пришли к выводу, что, в целом, поставленные задачи решены успешно.

Выводы:

  • Знания детей их о народах России систематизированы;
  • Ребята познакомились с особенностями быта разных народов;
  • Повысилось литературное просвещение родителей;
  • Повысился интерес к книгам, и стало более бережное отношение к ним;
  • Пополнился словарный запас, мышление стало более творческим.


Приложение 1

Знакомство с украинскими народными сказками в рамках проекта «Сказки народов мира»

Здравствуйте, дорогие ребята!  Мы с вами продолжаем знакомиться со сказками разных народов. На этой неделе мы с вами знакомимся с украинскими народными сказками. И сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А чтобы узнать куда, отгадайте нашу загадку:

Легенда, предание народное,

Ребята ее обожают.

Родители, если свободные,

Ее тебе на ночь читают.

Правильно, ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. А полетим мы туда на сказочном транспорте – ковре-самолете. Рассаживайтесь поудобнее, мы взлетаем. Украинские народные сказки, так же как и остальные, делятся на бытовые, в них рассказывается о жизни народа; сказки о животных – в этих сказках главные герои животные и волшебные сказки. В которых происходят разные невероятные вещи, присутствуют необыкновенные герои. В украинских народных сказках часто используются определенные числа, имеющие магическое значение. Это числа 3, 7, 9, 12. Например, число 7 в народе издавна считалось хорошим числом. Некоторые украинские народные сказки по содержанию напоминают русские народные. Может кто-то из вас уже читал украинские народные сказки.

Ой, ребята, чуть не пролетели мимо. Приземляемся. Кто это там так весело играет? Здравствуйте, мышата. А рядом трудится петушок. Здравствуй, петушок. Здравствуйте, ребята. Мы очень рады, что вы прилетели к нам в гости. Нас зовут Круть и Верть. А это наш друг петушок Голосистое Горлышко. Знаете ли вы, в какую сказку попали? Сказка, в которую вы попали, называется «Колосок». Давайте попробуем вместе рассказать нашу сказку.

Посмотрите на картинки и скажите, с чего началась сказка? Сказка началась со слов «Жили-были мышата и петушок». Что нашел петушок? Правильно, колосок. Что сначала нужно было сделать с колоском? Верно, обмолотить. Кто этим занялся? Да, петушок. Что потом нужно было сделать? Верно, отнести зерно на мельницу, чтоб намолоть муки. Кто понес муку на мельницу? Правильно, петушок. Что он стал делать из муки? Верно, месить тесто. Что петушок сделал из теста? Правильно, пироги. А что делали мышата все время, пока трудился петушок? Да, ребята, мышата все время играли и веселились. Как можно назвать мышат? Их можно назвать лодыри.

        Молодцы, ребята! Здорово у вас получилось рассказать сказку. Ребята, в сказке мышата все время играли, а я трудился. Теперь, когда все делал сделаны, я тоже хочу поиграть вместе с вами. Согласны? Тогда слушайте внимательно правила игры. Перед вами картинки, на которых нарисованы фрагменты из сказки «Колосок». Сейчас вы будете закрывать глазки, а я буду прятать одну или несколько картинок. Когда вы откроете глазки, нужно будет назвать, какой картинки не хватает. Готовы? Закрывайте глазки.

Игра «Отгадай, какая картинка спряталась» (играем 3 раза)

Молодцы, ребята! Мне очень понравилось с вами играть. Но пора идти, меня ждут дела. До свидания.

До свидания, петушок! Спасибо! Ну что ж, ребята, а мы идем дальше. Интересно, в какую сказку мы с вами попадем?

        Ребята, смотрите, нас встречает другой сказочный герой. Кто это? Да, это уточка. Ой, что-то у нее с ножкой. Ребята, я поняла. Мы с вами попали в сказку «Хромоножка-уточка». Это сказка о том, как баба с дедом пошли в лес за грибами, и нашли уточку, взяли ее к себе домой, и стала уточка у них жить. Уйдут баба с дедом в лес за грибами, а уточка все в избе приберет, обед приготовит. Стали баба с дедом гадать, кто же им помогает, все в избе прибирает. Узнали от соседей, что помогает им девушка красавица.

И тогда решили баба с дедом на хитрость пойти. Сказали, что за грибами идут, а сами спрятались. Видят, выходит из избы девушка и хромает на одну ножку. Баба с дедом вбежали в избу, видят, нет уточки в гнезде, только перьев куча. Взяли баба с дедом гнездо и бросили его в печь. Вернулась девушка, увидела, что гнезда нет, и решила уйти от бабы с дедом. Как не упрашивали, как не уговаривали они ее, ни за что не соглашалась уточка остаться. Попросила деда сделать прялку и веретёнце.

Сидит во дворе и прядет. Летят мимо утки, позвали девушку с собой, не полетела она, только попросила по перышку сбросить. Сидит дальше прядет, а мимо опять стайка утят летит, позвали девушку с собой, снова она отказалась, попросила только ей сбросить по перышку. А тут и третья стайка утят летит, сбросили они девушке по перышку, обернулась она уточкой и улетела вместе со стайкой.

Давайте поздороваемся. Здравствуй, уточка. Здравствуйте, ребята. Как здорово, что вы попали ко мне в сказку. Мне очень нужна ваша помощь. Ко мне попали 2 картинки, я никак не могу понять, чем же они отличаются. Поможете мне, ребята? Конечно, поможем, уточка. Показывай свои картинки.

Выполнение задания.

Какие вы внимательные, ребята, молодцы! Большое вам спасибо!

Ребята, вы не устали? Я вам предлагаю отдохнуть. И тебе уточка, тоже.

Физминутка

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Вот мы и отдохнули! Ой, ребята, кажется, ветер принес какое-то письмо. В нем части картинки, которую нужно собрать. Части пронумерованы. Называйте номер части, а я буду их соединять. Итак, с какой части начнем? Какую поставим следующей? А потом? Молодцы, ребята! Что у нас получилось? Да, это рукавичка. Интересно, для чего нам ветер принес эту картинку. Как вы думаете? Да, наверное, это следующая сказка, в которую мы попадем. До свидания, уточка! С тобой было очень интересно играть!

Отправляемся в сказку «Рукавичка». Вы знаете, о чем эта сказка? Да, ребята, эта сказка, о том, как дед потерял рукавичку, а в ней поселились звери. Какие звери стали жить в рукавичке? Верно, мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, кабан-клыкан, медведюшка-батюшка. А что случилось с ними в конце сказки? Правильно, собачка прибежала и залаяла, звери испугались и разбежались. А дед пришел и забрал рукавичку.

А вот и звери. Здравствуйте. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что вы пришли. Помогите нам, пожалуйста, разобраться. Внутри рукавички мы нашли картинки, но они какие-то странные, мы никак не можем разобраться, что здесь нарисовано. Поможете нам? 

Конечно, поможем! Ребята, посмотрите на картинки, как вы думаете, что на них изображено? Верно, это тени животных. Как вы думаете, где чья тень?

Выполнение задания.

Вот спасибо вам, ребята, за помощь! Всегда рады помочь, до свидания!

Ребята, наше путешествие подошло к концу, пора нам возвращаться, проходите на наш ковер-самолет и рассаживайтесь поудобнее. Полетели! А пока мы летим, давайте вспомним, в каких сказках мы сегодня побывали? Правильно, в сказке «Колосок», «Хромоножка-уточка» и «Рукавичка». Все эти сказки написал народ какой страны? Верно, эти сказки написал народ Украины. Это – украинские народные сказки.

Вот мы и вернулись с вами домой. Понравилось вам наше путешествие? И нам понравилось. Было очень интересно. А, если вы захотите почитать другие украинские народные сказки, можете попросить родителей почитать вам сказку «Соломенный бычок», «Летучий корабль».


Приложение 2

Занятие по развитию речи «Сказки народов севера»

Здравствуйте, дорогие ребята! Скажите, куда мы с вами путешествовали в прошлый раз? Правильно, на север. Что мы с вами видели на севере? Да, ребята, во время нашего путешествия, мы узнали о северных растениях, о людях, которые живут на севере, их жилищах, одежде и средстве передвижения. А еще мы с вами узнали, что северные народы тоже очень любят рассказывать друг другу сказки. У них тоже очень много народных сказок. Вы знаете сказки народов севера? Какие вы знаете сказки, назовите их? Молодцы, ребята! Как много вы знаете сказок.

Ребята, смотрите, кто это к нам пришел? Здравствуй девочка, как тебя зовут? (Меня зовут Маяне). Ребята, как вы думаете, откуда к нам приехала Маяне? (Правильно, ребята, я приехала с далекого севера. Мне очень нужна ваша помощь. Сегодня утром мы играли с моей сестренкой возле нашего чума, я отошла на минуту, вернулась, а ее нет. Что делать, куда идти, не знаю. Мне сказали, что вы очень смелые ребята, поэтому я отправилась к вам. Вы поможете мне?).

Конечно, поможем, Маяне. Не сомневайся. Только, как же нам узнать, куда идти? (Спасибо! У меня есть подсказка, но я ее не смогла разгадать, может вы поможете). Давай попробуем разгадать. Что за подсказка? (Когда я вернулась, на месте, где играла моя сестренка, я нашла вот эту картинку. На ней изображен заяц, но он почему-то с рогами. Я никак не пойму, почему?). Ребята, вы знаете, что это за заяц? Откуда он? Верно, это заяц из сказки «От чего у зайца длинные уши». Наверное, твоя сестренка отправилась в сказку. Нам нужно следовать за ней.

(А как же мы туда попадем?). Я знаю! Сказку, в которую отправилась твоя сестренка, придумали северные народы, а значит, нам нужно отправиться на север. А полетим мы с вами на самолете.

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! (встают, руки в стороны)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны, наклоны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками п\д собой)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (руки вверх)

Приземляться нам пора! (Приседают)

Вот мы и оказались на севере. А вот и заяц из сказки. Здравствуй, зайка. (Здравствуйте, ребята, что вы делаете в моей сказке?) Мы ищем сестренку Маяне, ты не видел ее? (Нет, но слышал от других зверей, куда она отправилась. Выполните мое задание, и я вам скажу, куда двигаться дальше). Хорошо, зайка, что за задание? (Вам необходимо назвать северные слова). (мороз, метель, ветер, снег, сияние, олень, нарты, чум). (Молодцы, ребята, как много слов вы назвали. А сможете ли вы поделить эти слова на слоги?). Конечно, сможем! Ребята, давайте поделим на слоги слово мороз. Сколько слогов в этом слове? Прохлопайте. Верно, в слове мороз, 2 слога. Теперь давайте поделим на слоги слово метель. Сколько слогов в этом слове? Верно, тоже 2. А теперь давайте поделим на слоги слово ветер. Сколько слогов в этом слове? Правильно, 2. В словах, которые мы назвали одинаковое количество слогов или разное? Верно, во всех этих словах по 2 слога. (Молодцы, ребята! Справились с моим заданием! Выполняю свое обещание, сестренка Маяне отправилась в сказку, герои которой поссорились и больше не дружат).

Что это за сказка, ребята? Правильно, это сказка «Как медведь и бурундук дружить перестали». А кто же их поссорил, ребята? Верно, поссорила их лиса. Она завидовала дружбе бурундука и медведя, ведь у нее не было друзей. Что лиса сказала бурундуку? Правильно, ребята, лиса сказала, что медведь его обижает. После охоты себе все лучшее забирает, а бурундуку объедки остаются. Поверил бурундук лисе? Да, поверил.

А вот и бурундук нас встречает. Здравствуй, бурундук. (Здравствуйте, ребята, как вы оказались в моей сказке?). Здравствуй, бурундук, мы ищем сестренку Маяне, заяц сказал, что она пошла сюда, в твою сказку. Ты не видел ее? (Как же не видел? Видел. Только ушла она дальше.) Как же нам ее найти? (Я помогу вам, но сначала, отгадайте мои загадки.) Хорошо, мы согласны. Загадки мы очень любим. (Тогда слушайте внимательно!)

Он снег глубокий разгребает
И ягель вкусный добывает,
Копает, так порой весь день
Полярный северный...(олень)

Летом дарит белый брат

Тундре солнечный наряд,

Вслед за ним сестра вернётся,

На всю зиму спрячет солнце.

(Полярный день, полярная ночь)

Из небесного колодца

ручеёк волшебный льётся,

весь в рубинах, изумрудах!

Вот так северное чудо!

(северное сияние)

Есть у нас на краю света

Деревянные кареты,

А упряжки в них с рогами!

Хочешь прокатиться с нами?

(нарты)

Что это за деревце?

Змейкой низко стелется!

Я во все глаза гляжу,

Белый ствол не нахожу!

(карликовая березка)

Ну что, бурундук, мы справились с твоим заданием? (Да, ребята, справились, молодцы! Выполняю свое обещание. Сестренка Маяне отправилась в сказку, в которой девочка превратилась в гуся). Спасибо, бурундучок, до свидания!

Ребята, а вы узнали сказку, про которую говорил бурундук? Правильно, это сказка «Айога». Отправляемся в эту сказку. А вот и сама Айога нас встречает. Здравствуй, Айога. (Здравствуйте, ребята, куда вы идете? Кого ищете?) Мы ищем сестренку Маяне. Бурундук сказал, что она в твою сказку пошла. (Да, была здесь, но убежала дальше. Я скажу вам куда, если поиграете со мной в игру). С удовольствием! (У меня есть картинки из разных сказок, они очень любят меняться местами. Сейчас вы будете закрывать глазки, а картинки поменяются местами, после того как вы откроете глазки, вам нужно будет назвать какие картинки поменяются местами. Готовы? Для начала постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены картинки).

Игра «Что изменилось?»

(Спасибо за игру, ребята! Еля отправилась в сказку, в которой один из героев был с красивыми ветвистыми рогами.) Спасибо, Айога, до свидания!

Ребята, в какую же сказку мы с вами отправляемся? Правильно, в сказку «Гордый олень». А вот и он. Здравствуй, олень. Мы ищем сестренку Маяне, Елю, ты не встречал ее? (Здравствуйте, ребята. Встречал, погостила она у меня, да пошла дальше. Я вам скажу куда, если сможете выполнить мое задание). А что за задание? (Я буду называть слова, а вы мне действия. Например, на севере много снега. Что может делать снег? Правильно, падать, идти, ложиться. А что может делать сосулька? Верно, висеть, таять. А что может делать солнце? Правильно, солнце может греть, светить. Молодцы, ребята. Теперь я вам скажу, куда отправилась сестренка Маяне. Она пошла в сказку, в которой злая Пурга унесла маму двоих детей. Спасибо, олень, до свидания.

Ребята, что это за сказка? Правильно, это сказка «В яранге горит огонь». Посмотрите, ребята играют возле яранги. Давайте спросим, может они видели сестренку Маяне. Здравствуйте, ребята, вы не видели маленькую девочку, ее зовут Еля? (Здравствуйте. Видели, она побежала попить воды и скоро вернется к нам. А пока мы ее ждем, помогите нам, пожалуйста. Злая Пурга перепутала нам все сказочные картинки, и мы никак не можем понять какой герой из какой сказки). Поможем, ребята? Давайте посмотрим на картинки и вернем каждого героя в свою сказку.

Выполнение задания

Спасибо вам, ребята! А вот и Еля. Маяне, мы нашли твою сестренку! (Еля, милая, как долго я тебя искала! Никогда больше не убегай от меня, ведь с тобой может случиться беда. Спасибо большое вам, ребята, за помощь! Вы очень дружные, умные и смелые. Я рада знакомству с вами. В благодарность я дарю вам волшебный снежок. Он сможет перенести вас ко мне в любое время или исполнить одно желание. А нам с Елей пора возвращать домой. Еще раз спасибо и до свидания, ребята!) До свидания, Маяне, были рады помочь!

Ну что ж, ребята и нам пора возвращаться домой. Давайте вернемся к нашему самолету.

Мы садимся в самолет, (Дети приседают)

Отправляемся в полет! (встают, руки в стороны)

Мы летим над облаками. (Руки в стороны, наклоны)

Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками п\д собой)

Видим, как течет река, (Показывают руками волны)

Видим в лодке рыбака. («Забрасывают» удочку)

Осторожнее: гора! (руки вверх)

Приземляться нам пора! (Приседают)

Вот мы и дома. Понравилось вам наше путешествие? В каких сказках мы сегодня побывали? Правильно, в сказках «От чего у зайца длинные уши», «Как медведь и бурундук дружить перестали», «Айога», «Гордый олень», «В яранге горит огонь». Вот как много сказок северных народов мы с вами знаем. А, если вы захотите почитать другие сказки, можете попросить родителей почитать вам сказку «Три сына», «Почему у сороки длинный хвост», «Птичка-невеличка».


Приложение 3

Занятие по ФЭМП в старшей группе «Спасение сказочных героев»

Здравствуйте,  дорогие ребята. Представляете, сегодня нам позвонили из Страны Сказок и сказали, что там случилась беда. Баба-Яга похитила Василису Прекрасную и заколдовала все сказки, чтобы Иван-Царевич не нашел дорогу и не смог спасти Василису. Без нашей помощи ему не справиться. Поможем ему? (Да). Тогда начинаем путь. А дорогу нам укажет волшебный клубок. Вот он. Ну что ж, катись катись, клубочек, укажи нам путь.

Пойдемте следом за ним, ребята, и посмотрим, куда он нас приведет. Почему-то наш клубок остановился. Что случилось? Ребята, мы оказались с вами на берегу реки, нам нужно перебраться на другой берег, но как же это сделать, ведь часть досок на мосту не хватает. Верно, нужно найти доски с недостающими числами и поставить их на место.  Посмотрите внимательно, доски с какими числами в каждом ряду нужно вернуть на место?

12…45; 1234…6, 1…345.

(На место нужно вернуть доски с числами 3, 5, 2). Правильно ,молодцы, ребята! Ну что ж, мост мы починили, доски вернули на место. Теперь мы можем перейти на другую сторону реки и продолжить наш путь. Веди, клубок, нас дальше.

Где мы с вами оказались? (На поляне). Посмотрите, какой сказочный герой нас встречает? (Девочка Аленушка). Точно. Здравствуй, Аленушка, а что ты тут делаешь? Я собираю цветы, и никак не могу сосчитать их понять каких из них больше, а каких меньше. Злая Баба-Яга заколдовала мой букет. Поможете мне? (Да).  

Ребята, а как же нужно расположить цветы, чтобы было удобнее сравнивать их количество? (Расположить один под другим). Правильно. Теперь цветы расположены один под другим. Давайте посчитаем, сколько ромашек? (6). Верно, а сколько колокольчиков? (7). Каких цветов больше: ромашек или колокольчиков? (Больше колокольчиков). Почему? (Потому что их 7, а число 7 больше, чем число 6). На сколько? (На 1). Правильно.  Каких цветов меньше? (Меньше ромашек). Почему? (Потому что их 6, а число 6 меньше, чем число 7). На сколько? (На 1). Правильно, молодцы. Ребята, а как сделать так, чтобы ромашек и колокольчиков стало поровну, по 7? (Нужно добавить одну ромашку). Верно, молодцы! Что мы теперь можем сказать о количестве ромашек и колокольчиков? (Ромашек и колокольчиков стало поровну, по 7). Ну что, Аленушка ,помогли мы тебе?

 Да, очень помогли, спасибо вам большое, ребята. Я желаю вам удачи. Спасение Василисы – дело не простое.

Спасибо, Аленушка, до свидания. Ну что, идем дальше за волшебным клубком. Смотрите, ребята, Баба-Яга заколдовала лесные дорожки, изменила их цвет и все перепутала. Давайте расположим все дорожки по порядку от самой короткой до самой длинной. Какого цвета самая короткая дорожка? (Желтая). Правильно, поставим ее первой. Какого цвета самая короткая дорожка из оставшихся? (Красная). Молодцы, ставим ее второй по счету. Теперь нужно выбрать снова самую короткую дорожку из оставшихся. Какого она цвета? (Оранжевого). Верно, ставим ее третьим по счету. Какого цвета дорожку нужно поставить четвертой? (Зеленую). Правильно, молодцы. И осталась у нас самая длинная дорожка. Какого она цвета? (Синего). Молодцы. Которой по счету ставим синюю дорожку? (Пятой). Верно. Скажите в каком порядке мы расположили дорожки? (В возрастающем: от самой короткой до самой длинной). Правильно, ребята, молодцы! Мы расколдовали дорожки и можем двигаться дальше.

Но чтобы понять, куда нам идти нужно хорошенько оглядеться по сторонам. Вставайте со своих мест и повторяйте за мной:

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Молодцы, ребята! Вот теперь понятно, в какую сторону идти. Веди нас, волшебный клубок к Василисе.

        Ребята, куда нас привел клубок? (В лес) Правильно. Посмотрите, на лесной опушке стоит теремок. Интересно, почему герои не заходят в теремок? Давайте подойдем ближе и узнаем. Здравствуйте, зверята. Что у вас случилось? Почему вы не заходите в свой дом? Баба-Яга заколдовала наш теремок, и мы теперь не знаем кто, где живет. Она оставила нам послание, но мы никак не можем разобраться в нем. Помогите нам, пожалуйста. Поможем, ребята? (Да).

        Посмотрите окошки у теремка разной формы и цвета, давайте внимательно прочитаем послание, и узнаем, кто из зверей в какой комнате живет.

        Мышка живет на третьем этаже в комнате с окном треугольной формы красного цвета. Лягушка живет в комнате с окном квадратной формы зеленого цвета.

В комнате с окном треугольной формы, зеленого цвета – живет заяц.

Слева от зайки поселилась лиса, в какой комнате она живет? (Лиса живет в комнате с окном квадратной формы синего цвета.)

А справа от зайки живет волк. Где живет волк? (Волк живет в комнате с круглым окном синего цвета.)

Скажите, ребята, всех жильцов из сказки «Теремок» мы поселили в дом?

Нет, остался медведь. Давайте мы его тоже поселим в теремок. В какой же комнате он будет жить? (Медведь будет жить в комнате с окном круглой формы красного цвета.)

Спасибо вам большое, ребята, что помогли нам разобраться и рассеять чары Бабы-Яги. Желаем вам удачи в поисках Василисы Прекрасной. Спасибо, до свидания!

        Идем дальше, ребята, мне кажется, мы уже близко и скоро доберемся до избушки Бабы-Яги. А вот и избушка. Ой, а где же у нее дверь? Давайте вспомним какие волшебные слова нужно сказать, чтобы избушка повернулась к нам? (Избушка, избушка, встань к нам передом, к лесу задом). Верно. А вот избушка и повернулась к нам. Давайте заглянем в нее, может Василиса там?

 Выходит Баба-Яга

Кто это тут бродит? Мой покой нарушает?!

 Здравствуй, Бабуся-Ягуся, это мы пришли, отдавай нам скорее Василису Прекрасную. Мы знаем, она у тебя в заточении.

Как бы не так! Не отдам я Василисушку! Она будет у меня жить, печку топить, да в избе прибирать. А замуж я ее за Кощея отдам!

Баба-Яга не имеешь ты права распоряжаться чужими чувствами. Освобождай Василису, мы ее к Ивану-Царевичу отведем.

Хорошо, касатики, коль так, выполните сперва мое задание, а там видно будет.

Давай свое задание, мы со всем справимся, правда, ребята? (Да)

Тогда слушайте. Есть у меня волшебный хворост, с помощью которого я заколдовала послание, если отгадаете его и сможете повторить, узнаете, где спрятана Василиса, а не отгадаете, останется она со мной на веке.

C:\Users\asus\Desktop\крантин\images (3).jpg

Ребята, что же здесь нарисовано? (елка, избушка и птица). Верно, выложите, пожалуйста самостоятельно такие картинки из счетных палочек или карандашей .а потом мы попробуем расшифровать послание.

Выполнение задания.

Справились? Молодцы, ребята! Теперь попробуем расшифровать задание. Итак, на первой картинке что изображено? (Елочка). Верно, где растут елки? (В лесу). Точно. Что изображено на второй картинке? (Избушка). Правильно, кто может жить в избушке? (Ответы детей). Наверное, это твоя избушка, Баба-Яга. Как вы думаете, что за птица изображена на третьей картинке? (Гусь-лебедь). Верно. Кто же помог Бабе-Яге похитить Василису Прекрасную? (Гуси-лебеди). Верно, ребята. Ну что, Баба-Яга, расшифровали мы твое послание?

Да, ребята, не ожидала я, что вы такие сообразительные. Ну что ж, придется свое обещание выполнять и отпускать Василисушку.

Появляется Василиса Прекрасная и Иван-Царевич. Спасибо, вам, ребята за помощь! Вы очень умные и смелые! В благодарность мы вручаем вам…

До свидания, ребята! Мы возвращаем вас обратно в ваш мир.

Вот мы и вернулись домой, ребята. Понравилось вам наше путешествие? (Да) Мы с вами сделали доброе дело – помогли Ивану-Царевичу спасти Василису Прекрасную.


Приложение 4

Литературная викторина по окончании

творческого проекта в старшей группе

«Сказки народов мира»

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие. Утром нам пришла телеграмма из Академии сказочных наук и вот что в ней написано:

Здравствуйте, дорогие ребята. Пишут вам ученики Академии сказочных наук. Сегодня у нас состоится праздник, посвященный народным сказкам. Мы слышали, что вы знаете очень много сказок, и мы приглашаем вас принять участие в нашем празднике. Будем очень рады вас видеть.

Ну что, ребята, поедем на праздник? Тогда собираемся в путь. А поедем мы с вами на сказочном поезде. Занимайте места в вагонах поезда, отправляемся. А пока мы едем, немного поговорим о сказках.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

Народные сказки передавались их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а скоро вы пойдёте в школу и сами научитесь их читать. Читая сказки, мы проникаем в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

Ребята, вот мы и прибыли в сказочную страну. Выходите из поезда. А вот и Академия сказочных наук. Давайте зайдем внутрь и узнаем, как нам попасть на праздник. Смотрите, ребята, здесь указатель. На нем написано, что праздник проходит в большом зале, нам направо. Идемте скорее, чтобы не опоздать. Вот и большой зал. Проходите, ребята, рассаживайтесь.

Здравствуйте, ребята! Проходите, мы вас ждем. Я – президент Академии сказочных наук. Ученики сказали мне, что пригласили вас. Сегодня в нашей Академии большой праздник, который посвящен народным сказкам. А вы знаете, почему сказки называют народными? Правильно, сказки называют народными, потому что их написал народ. Праздник наш будет необычный. На протяжении праздника вас ждут разные игры и задания, которые проведут мои ученики. Вы готовы? Тогда начинаем.

Первое задание «Разминка». В этом задании вам необходимо ответить на вопросы.

  1. Какими словами обычно начинаются русские народные сказки (Жили – были)
  2. Какой герой в сказке убежал от бабушки и дедушки и укатился в лес? (Колобок)
  3.  Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
  4.  Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку. Что это за сказка? ( "Репка")
  5.  Кто развалил теремок? (медведь)
  6. Кто первым повстречался с колобком? (заяц)
  7. О каком сказ.герое говорят: "Маслена головушка, шелкова бородушка". (петух)

Молодцы, ребята! Разминка прошла отлично! Но следующие задания будут сложнее. Справитесь?

Тогда переходим к следующему заданию. Посмотрите, ребята, как красиво наш зал украсили воздушными шарами. Но это не простые воздушные шары. На них написаны имена героев сказок, но написаны они не полностью, а только часть. Давайте попробуем отгадать, что же за имена здесь написаны. Я буду называть вам начало имени, а вы постараетесь его продолжить.

  1. Мышка (Норушка)
  2. Лягушка (Квакушка)
  3. Сестрица (Алёнушка)
  4. Лисичка (сестричка)
  5. Гуси… (лебеди)
  6. Братец (Иванушка)
  7. Баба (Яга)
  8. Кощей (Бессмертный)
  9. Змей (Горыныч)

10. Сивка (Бурка)

Молодцы, ребята! И с этим заданием справились. Скажите, а вы любите загадки? А отгадывать вы их умеете? Это мы сейчас проверим

  1. Летела стрела и попала в болото,
    А в этом болоте поймал её кто-то.
    Кто распростился с зелёною кожей,
    Сделался мигом красивой, пригожей? 
    (Лягушка)
  2. Живёт в лесной избушке,
    Ей скоро триста лет.
    И можно к той старушке
    Попасться на обед. 
    (Баба Яга)
  3. Сидит в корзине девочка.

У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой
. ( Маша из сказки «Маша и Медведь»)

  1. Ждали маму с молоком,
    А пустили волка в дом…
    Кем же были эти
    Маленькие дети? 
    (семеро козлят) 
  2. Возле леса, на опушке,
    Трое их живет в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? 
    (Три медведя)

Молодцы, ребята! Как хорошо вы умеете отгадывать загадки! А сейчас мы предлагаем вам отдохнуть вместе с героями русской народной сказки «Теремок»

В чистом поле теремок
Был не низок, ни высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щёлк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Вот мы и отдохнули, ребята. Молодцы. К нам на праздник мы пригласили много сказочных героев из разных сказок. Герои хотят с вами поиграть. Они будут говорить свои слова из сказок, а вам нужно отгадать, чьи же это слова. Какого героя.

«…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

«… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)

«…только не я, только не я» (Круть и Верть «Колосок»)

«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)

«…Я век бы у вас жила, если бы вы не сожгли моего гнёздышка да за мной не подглядывали» (Уточка «Хромоножка-уточка»)

 «..ах, какая я красивая! Го-го-го. Ах, какая красивая!» (Айога)

«…Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!» (Заяц «От чего у зайца длинные уши»)

«…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)

Молодцы, ребята! Всех нашей гостей отгадали!

Друзья, нам к празднику прислали много сказочных открыток. Но мы забыли, из каких сказок картинки на этих открытках. А вы знаете? Давайте вместе посмотрим на открытки.

Ребята, какие вы молодцы! Отгадали не только картинки из русских народных сказок, но и из сказок народов севера и из украинских народных сказок. Здорово!

Вы знаете, в нашей сказочной стране часто происходят волшебные и необъяснимые вещи. И вот сегодня у нас перепутались все названия сказок, надо их исправить, чтобы наши гости не заблудились, возвращаясь с нашего праздника домой. Мы будем называть перепутанное название, а вы попробуйте его исправить.

  1. Суп из топора (Каша из топора)
  2. По-заячьему веленью (По-щучьему велению)
  3. Два поросенка (Три Медведя)
  4. Почему у волка короткие ноги (Почему у зайца длинные уши)
  5. Волк и пятеро щенят (Волк и семеро козлят)
  6. Сестрица Танюшка и братец Алешка (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
  7. Мальчик с ладошку (Мальчик с пальчик)
  8. Перчатка (Рукавичка)
  9. В избушке горит огонь (В яранге горит огонь)

Молодцы, ребята! Спасибо за то, что помогли исправить названия сказок. Теперь герои точно не заблудятся, возвращаясь домой. А наш праздник подошел к концу. За ваши знания, ум и старание мы вручаем вам диплом. Всем вам присваивается звание Почетных советников Академии сказочных наук.

Спасибо большое! Нам очень понравилось на вашем празднике, спасибо, что пригласили. Но нам пора возвращаться домой. До свидания. До встречи в книгах сказок. А вот и наш поезд, ребята. Проходите, рассаживайтесь по местам, мы отправляемся домой. Понравился вам праздник в Академии сказочных наук? И нам понравился, было весело и интересно. Мы предлагаем вам нарисовать рисунок «По следам праздника…». Изобразите, пожалуйста, в рисунке фрагмент любой народной сказки (русской, украинской или народов севера). Не забудьте сфотографировать работы и прислать нам.

Вот мы и дома. На этом, ребята, наши путешествия по народным сказкам заканчиваются. Но нас ждет много путешествий в другие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- творческий проект в старшей группе «Неделя книги. Сказки Г.Х. Андерсена»

Познавательно- творческий проект в старшей группе«Неделя книги. Сказки Г.Х. Андерсена»  Информационная  карта проектаАвтор проекта: Николаева Анастасия ВладимировнаПродолжительность проекта:...

Проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Сказка "Курочка ряба"

Паспорт проекта посказке «Курочка ряба» для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)...

Информационно-творческий проект в старшей группе "Народы России "

Наша страна великая, сильная и красивая. Страна-это не только леса, реки и города. Страна-это прежде всего люди, которые в ней живут. Наша страна сильна дружбой разных народов ее населяющих. А народов...

Творческий проект в старшей группе "С миру по нитке"

В ходе реализации проекта дети узнали откуда берутся ткани, какие бывают ткани, свойства тканей...

Итоговый протокол муниципального творческого конкурса-выставки "Животные в сказках народов мира"

Итоговый протокол муниципального творческого конкурса-выставки "Животные в сказках народов мира"...