Моделирование игровых ситуаций при обучении различным сторонам иноязычной речи в ДОУ
учебно-методический материал

Уварова Лариса Сергеевна

I.   Игровые ситуации при обучении лексической стороне речи:

  1. Ассоциативное запоминание лексики.
  2. Имитационные движения и мини-этюды.
  3. Пальчиковые упражнения.

II. Паузы-разминки.

III. Грамматические сказки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modelirovanie_igr_situatsiy.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Моделирование игровых ситуаций при обучении различным сторонам иноязычной речи в ДОУ 

План

I.   Игровые ситуации при обучении лексической стороне речи:

  1. Ассоциативное запоминание лексики.
  2. Имитационные движения и мини-этюды.
  3. Пальчиковые упражнения.

II. Паузы-разминки.

III. Грамматические сказки.

1. Одной из специфических особенностей обучения детей дошкольного возраста является недостаточно хорошее произношение звуков английской фонетики (у 60% детей четырёх лет; 30% - пяти лет; 20% - шести лет), поэтому на первой ступени обучения нужно стараться заменить труднопроизносимые слова на легковыговариваемые. Например, слова "father", "mother", "grandfather", "grandmother" (звук [&]) на "daddy", "mummy", "grandpa", "granny". Для лёгкого запоминания английских слов можно разучивать простые стихи и рифмы, основанные (в большинстве случаев) на ассоциативном мышлении. Они заставляют детей вспоминать, сравнивать, использовать свой опыт общения. Например: слово «бабушка» ассоциируется у детей с чем-то приятным, тёплым и вкусным, поэтому стишок: «Варит мне варенье моя бабушка - "granny" запоминается легко и с удовольствием. Другое двустишие: «Не боится медведей мои папа - "daddy" - ассоциируется с большим и сильным человеком.

Вводя и закрепляя лексику, полезно предлагать детям в нескольких словах описать основные характеристики объекта. Так, вводя слово “a hare”, покажите мягкую пушистую игрушку – зайчика, предложите погладить его и произнести: “A hare, a hare”, обращая внимание детей на «воздушное» звучание слова. При знакомстве со словом “a cock” можно дать детям подержать пластмассовую или деревянную фигурку петуха, «поклевать зёрнышки» со стола и с ладони, отрывисто произнося “a cock, a cock, a cock”.

Разучивание новых английских слов может сочетаться с воспитательными моментами. Например: «Светофор сказал мне «Нет»! красный по-английски "Red"- правильное поведение на дороге.

У детей дошкольного возраста есть большая потребность в общении друг с другом: они не замкнуты в себе, как более взрослые дети, а испытывают постоянное желание рассказать что-либо, поделиться чем-либо, показать свои знания (наиболее активны дети 5-6 лет). Поэтому, для поддержания динамики занятия, можно задавать такие вопросы, которые не могут не вызвать много активных ответов. Например: «Что любит есть кот?» - «Мясо, рыбу, сыр, яйца ...» И тут же соответствующий стишок: «Кот мой съел вчера омлет. Он воришка - этот “cat”. Этот же приём помогает детям «не заснуть» на занятии, концентрирует их внимание, приучает к постоянному запоминанию новых слов и стихов.

2. Имитационные движения в обучении ИЯ помогают задействовать воображение, мышление, эмоции, способствуют созданию образа слова и в результате его прочному запоминанию. Их используют для изображения животных или каких-либо действий людей в играх, в том числе в пальчиковых; ими сопровождают слушание и исполнение стихов и песенок, прежде всего коротких и простых потешек или рифмовок с имитационными движениями (мини-этюды), которые можно с успехом давать уже на первых занятиях. Они быстро и точно запоминаются, дети с удовольствием повторяют их в самостоятельной деятельности. Важнейшие характеристики этих мини-этюдов: выразительность, эмоциональность и ритмичность. Ритм увлекает, удерживает внимание, обеспечивает согласованность артикуляционных, дыхательных и общих движений. Проводятся такие упражнения, как правило, фронтально. Дети стоят полукругом и повторяют текст и движения за педагогом. Например, показывают, как:

а) прыгает заяц:

"Little hare, little hare, hop, hop, hop!

 Little hare, little hare, stop, stop, stop!";

б)  свинка копает пятачком:

"Pig, pig, dig, dig!";

в)  пекут пирог:

"Make, make, make a cake!"

Мини-инсценировки можно ставить почти на каждом занятии. Для этой цели следует использовать маски животных, мягкие игрушки, костюмы. Дети с удовольствием «входят» в роли своих героев.

Cat: Hello! I am a Cat.

Rat. Good morning! I am a Rat.

Cat: Bye!

Rat: Bye-bye!

3.  Как известно пальчиковые упражнения, активизируя речевые центры мозга, оказывают большое влияние на развитие речи и мышления. Их можно проводить в начале занятия или после активных и эмоциональных форм работы, чтобы помочь сконцентрироваться. Детям лучше сидеть за столами. Если они сидят на стульях или на ковре, важно, чтобы они хорошо видели руки педагога, и чтобы им самим было удобно действовать. Сначала педагог поясняет, что с помощью рук он может многое показать, и предлагает детям повторять за ним. В дальнейшем они уже без всяких дополнительных пояснений включаются в игру. С помощью пальцев и кистей рук можно изображать домик, животных, фрукты и многое другое. Например, пальцы изображают некоторые основные движения:

"My fingers run,

my fingers hop,

my fingers fly,

my fingers stop!"

Большой и указательный пальцы соединяются вместе и стучат по столу, остальные выпрямлены (это «гребешок»):

"Knock, knock, knock. What is it? - A cock!"

Пальцы сначала одной, а затем обеих рук изображают ворон, открывающих клювы: "One crow, two crows. Pick up your nose!" («Одна ворона, две вороны схватят тебя за нос!»)

В начале работы с книгой всем детям предлагают по очереди постучать по её обложке и сказать: «Тук-тук-тук. Open the book.» А перед выполнением графических заданий напоминаем, как правильно держать ручку или карандаш с помощью большого, указательного и среднего пальцев, которые складываем вместе, «как клюв у курочки»; при этом дети произносят: "Hen, hen, take a pen!"

Чтобы привлечь внимание детей, хорошо использовать специальный условный   сигнал.   Например,   позвонить   в   колокольчик:   "Ring   the   bell!"   или произнести считалку: “One, two, three. Look at me, listen to me! One, two, three”, сопровождаемую хлопками в ладоши и имитационными движениями.

II. Чтобы дети не уставали на протяжении всего занятия, им необходима подвижная деятельность и частая смена игр и заданий.

Каждое занятие должно включать в себя 2-3 паузы-разминки. Например, в гости к детям приходит кролик и предлагает сыграть в «Генералов»:

-    Let's play "Generals"!

-    "Generals"? — переспрашивает учитель.

-   I'm a general now. (Кролик надевает маленькую треуголку.) Clap your hands!

-   Yes, sir! (Учитель «берёт под козырёк» и выполняет приказ.) Boys and girls! Let's play "Generals"! Who wants to be the general?

-    Me! (ребёнок)

-    OK! You are the general now! Tell us what to do!

-    Hands up!...

-    Yes, sir! (На первых порах детям достаточно научиться говорить "Yes, sir!", прежде, чем они выполнят приказ. Через несколько занятий можно ввести фразу "Yes, ma'am!")

Так как у большинства детей в возрасте 5-6 лет непроизвольное внимание преобладает над произвольным, необходима частая смена видов деятельности. Это делает занятие максимально насыщенным и даёт учителю возможность концентрироваться непосредственно на учебном процессе, не отвлекаясь на восстановление внимания гиперактивных детей.

III. Грамматические сказки.

 Безусловно, программой предусмотрены игры, направленные на обучение способности грамматически правильно выразить свою мысль.

 В стране английской грамматики живёт король to be - быть, существовать, находиться, являться. Он выполняет очень важную роль. Это кирпичик, который соединяет слова и из них получается предложение. Но сейчас король старенький и появляется очень редко. А его роль в предложении выполняют сыновья: am, is, are. Почти всегда они молчат( то есть не переводятся).

I am a boy.                              She is a girl.

Я - мальчик.                           Она — девочка.

По соседству с королевской семьёй живёт семья личных местоимений:

I - я (указательным пальцем показываю на себя);

Не - он (показываю на мальчика);

She - она (показываю на девочку);

It - он, она, оно (три раза постукиваю по крышке стола, объясняя, что это

местоимение употребляется вместо неодушевлённых существительных);

We - мы (руками как бы обнимаем всех);

You - ты, вы (ладонь от себя дважды);

They - они (ладонь в сторону от себя).

(Несколько раз выполняем эти движения вместе с детьми, одновременно называя местоимения).

Эти две семьи очень дружны, но особенно дружат:

I am                                        We are

Не is                                       You are

She is                                     They are.

It is

По вечерам две семьи любят играть. (Игра с мячом. Учитель называет местоимение, ребёнок ловит мяч и добавляет к местоимению глагол: I -I am, затем возвращает мяч учителю. Несколько раз местоимения произносятся по порядку, а затем в разнобой. Можно использовать вариант: учитель называет глагол-связку, а дети добавляют соответствующее местоимение).

  Например, отрабатывая структуру "This is not a ...", учитель рассказывает детям сказку, в которой они сами принимают участие.

Игра - сказка

Расскажу-ка я вам сказку про нашего мышонка! Когда мышонок был совсем маленьким, мама-мышка сказала ему: "Мышонок! Ты можешь вырасти сильным и смелым, но помни: все мыши должны бояться котов! Если увидишь кошку, беги от нее, куда глаза глядят!" И пошёл мышонок впервые на прогулку по лесу. (Учитель инсценирует сказку с помощью игрушек на столе.) А навстречу ему лягушка! Мышонок никогда раньше не видел лягушек, поэтому очень испугался и закричал: "This is a cat! This is a cat!" (Учитель, обращаясь к детям.) Is this a cat? -No!- No! This is not a cat! Ребята, давайте успокоим мышонка! Скажем вместе: "This is not a cat!" - This is not a cat! -Громче! Иначе мышонок от страха упадет в обморок! - This is not a cat! -Not a cat? — Not a cat! (повторяют фразу несколько раз с разной интонацией) - What's this? - This is a frog! - Good frog! Good frog! (Мышонок гладит лягушку. То же повторяется с собакой, зайцем и медведем.) И вдруг ему встретилась настоящая кошка! Но кошка так понравилась мышонку, что он и не думал пугаться! Good! Good! (Мышонок гладит кошку.) Кошка может съесть мышонка! Давайте предупредим его! This is a cat! - This is a cat! -No! This is not a cat! - Вот упрямый мышонок! This is a cat! - This is a cat! (Мышонок прячется.) - A cat? - Yes, it is! This is a cat! (Кошечка заплакала.) - I'm a good cat! I'm not bad! - И правда, хорошая кошка, и вовсе она не хотела нашего мышонка съесть, а просто хотела с ним поиграть! Давайте скажем ей: "Good cat!" - Good cat!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в современных условиях....

Мастер-класс с педагогами «Развитие у дошкольников навыков безопасного поведения посредством моделирования игровых ситуаций».

Безопасность жизнедеятельности в современном мире выделяется, как одна из главных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. ...

Метод моделирования игровой ситуации.

Метод моделирования игровой ситуации предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности....

Итоги физкультурно- оздоровительной деятельности в режиме дня второй младшей группы по теме: «Игры и игровые ситуации с включением различных форм двигательной активности» за период с сентября по ноябрь 2014- 2015 учебного года

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольников. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к новой жизни, игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взр...

Формирование опыта безопасного поведения у старших дошкольников с незнакомыми людьми посредством моделирования игровых ситуаций

Презентация к докладу "Формирование опыта безопасного поведения у старших дошкольников с незнакомыми людьми посредством моделирования игровых ситуаций"...

Образовательная деятельность в подготовительной группе Тема: Моделирование игровой ситуации «День рождения»

Образовательная деятельность в подготовительной группеТема: Моделирование игровой ситуации «День рождения»Цель: развивать творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста...