статья на тему: «Интеграция двигательной и речевой деятельности с профилактической направленностью на опорно-двигательный аппарат детей с общим недоразвитием речи»
статья

Уварова Лариса Сергеевна

Интеграция двигательной и речевой деятельности

с профилактической направленностью на опорно-двигательный   аппарат детей с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 Г. БЕЛГОРОДА

Научная статья на тему:

«Интеграция двигательной и речевой деятельности

с профилактической направленностью на опорно-двигательный   аппарат детей с общим недоразвитием речи»

Автор:

Уварова Л.С.

Белгород, 2021

Интеграция двигательной и речевой деятельности

с профилактической направленностью на опорно-двигательный   аппарат детей с общим недоразвитием речи

Работая с детьми ОВЗ, имеющими задержки речевого развития, была выявлена проблема – движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью, которая тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. У многих детей ОВЗ системным недоразвитием речи при медицинском обследовании выявляются нарушения ОДА, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, которые тесно связаны с речевой функцией.

 На начальном этапе работы, совместно с медицинской сестрой, анализируя заключения медицинских карт, и состояние здоровья детей поступающих в старшую группу детей ОВЗ с речевыми нарушениями, выявлено следующее: 3 (13%) детей наблюдается нарушение осанки, у 3(13%) детей – плоскостопие.

 Таким образом, 26% детей, посещающие старше - подготовительную группу уже имеют отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата.

По итогам, анкетирования родителей, 98% родителей выразили озабоченность состоянием здоровья детей. 68% родителей пожелали вести профилактическую работу по укреплению опорно-двигательного аппарата детей.

Статистика приема детей в учреждение МБДОУ детский сад №5 показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (ОНР) I, II, III уровней, осложненным разными типами дизартрий (17 детей в группе имеют речевые нарушения).

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У детей с нарушениями речи, по данным Научного центра здоровья детей РАМН, отставание от возрастных норм в развитии двигательных функций обнаруживается в 70-75% случаев и составляет в среднем 1-2 года.

Наличие речевого дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития. К ним относятся:

- гипер- или гиподинамия;

- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

-нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);

- нарушение ручной моторики;

- общая скованность и замедленность выполнения движений;

- дискоординация движений;

- несформированность функций равновесия;

- недостаточное развитие чувства ритма;

- нарушение ориентировки в пространстве;

- нарушение осанки, плоскостопие;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

Слабая двигательная активность приводит к малоподвижному образу жизни детей. Большую часть времени они проводят в одном и том же положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.), что увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой проблемы в опорно-двигательном аппарате. Таким образом, дети, имеющие речевые нарушения в наибольшей степени подвержены к серьезным нарушениям осанки.

Правильная осанка является одним из важных показателей здоровья. При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу. Так же они могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают у них обычно после физических и статических нагрузок.

На формирование правильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности. Необходимо отметить, что спина и стопа очень тесно связаны друг с другом в том плане, что плоская стопа во всех случаях приводит к искривлению позвоночника и другим серьезным нарушениям осанки. Дети, имеющие плоскостопие, при ходьбе широко размахивают руками, сильно топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе, походка их напряженная, неуклюжая. Основываясь на том, что речь неотделимо связана с движениями, профилактика ОДА имеет немаловажное значение для успешной коррекции речевых нарушений. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи, которое в свою очередь стимулирует становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движением рук и речью.

Совершенно очевидна актуальность формирования правильной осанки у детей, профилактика плоскостопия своевременное выявление ее нарушений и их активное устранение. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической направленности непосредственно в условиях дошкольного образовательного учреждения, где имеется возможность интегрировать двигательную и речевую деятельность детей, обеспечить своевременность и регулярность профилактических мероприятий. Педагоги образовательных учреждений должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, осанки и стопы в частности. Как отмечает М.Д. Маханева, необходимо помнить, что у детей обычно эти нарушения развивается медленно, поэтому с целью предупреждения развития более тяжелых отклонений рекомендуется применять своевременные меры профилактики. Таким образом, профилактика опорно-двигательного аппарата в ДОО должна иметь плановый, последовательный, системный и систематичный характер.

Среди многих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованный двигательный режим. Особое значение мы придаем развитию движений детей.

На начальном этапе, был проведен отбор и классификация подвижных игр, способствующих профилактике ОДА и плоскостопия: игры с использованием общеразвивающих упражнений, действий с мячом, скакалкой, на закрепление навыков лазанья, перелезания, катание на лыжах и т.д. Эффективным средством коррекции координации движений детей с общим недоразвитием речи считается использование упражнений с мячом (речедвигательных игр с мячом). Активное использование их в процессе занятий создает положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной деятельности, положительно влияет на координацию движений, активизирует внимание, память, мышление, расширяет словарный запас детей, развивает ориентировку в пространстве («Закончи фразу», «Шаги», «Я знаю…», «Скажи по–другому», «Скажи слово с нужным звуком»). Составлен перспективный план работы по использованию подвижных игр для профилактики ОДА и развитию двигательных навыков детей, который включает в себя перечень игр, используемых в совместной деятельности педагога с детьми – непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, при проведении спортивных досугов и развлечений; игр, рекомендованных для работы воспитателям.

 В самостоятельной деятельности используются игры, уже хорошо знакомые детям. Тексты заучиваем с детьми, а затем четко проговариваем, сопровождая всевозможными движениями. Ритм речи, прежде всего стихов, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания. В игре ребенок раскрепощается. Дети с удовольствием разучивают стихи и комплексы упражнений к ним, рассказывают и показывают все это дома, просят родителей выполнять движения вместе с ними. При выполнении таких упражнений происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация движений, что способствует профилактике ОДА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации совместной работы психолога и логопеда. Автор статьи предлагает методы, формы и направления взаимодействия данных специалистов в развитии...

Использование игровых технологий, способствующих развитию неречевого и речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата

Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире.Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как символы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...

"Применение биоэнергопластики в подготовке артикуляционного аппарата детей с общим недоразвитием речи к постановке звуков"

Познакомить участников мастер-класса  с технологией применения упражнений биоэнергопластики в работе с дошкольниками....

Интеграция двигательной и речевой деятельности с профилактической направленностью на опорно-двигательный аппарат детей с общим недоразвитием речи. Педагогическая технология логоритмика

Статья по сохранению и укреплению ОДА в группе для детей с ОВЗ на основе интеграции двигательной и речевой  деятельности, применения технологии логоритмики....