Игровая деятельность как условие формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста
статья

Игра, являясь неотъемлемой часть детского развития, и охватывающая все сферы детской деятельности на протяжении всего дошкольного детства предполагает взаимное сотрудничество. Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, сотрудничество и взаимодействие, которые развивают общение (вербальное и невербальное) и формируют доброжелательное отношение детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность как условие формирования коммуникативных умений

детей дошкольного возраста

Многие исследователи, такие как: Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Жуковская Р.И., Менджерицкая Д.В., Усова А.П. и др., рассматривали и классифицировали игровую деятельность дошкольников следующим образом:

1. Игры, возникающие по инициативе детей:

- игра экспериментирование - это продуктивно-творческая деятельность, познавательная деятельность, т.е. изучение свойств предметов (а это уже не игра, так как не развлечение); - сюжетно-отобразительная (игра копирование чего-либо);

- сюжетно-ролевая (от фантазии ребенка);

- режиссерская (я сам придумываю, в роли актеров – игрушки);

- театрализованная (дети сами придумывают сценарии и проигрывают).

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого:

- игры обучающие:

а) дидактические (обучающие);

б) сюжетно-дидактические (магазин, правила дорожного движения, что делать, если …пожар, эвакуация и т.д.);

в) подвижные.

- досуговые игры:

а) интеллектуальные (не чему не учат, требуют уже готовых знаний);

б) празднично - карнавальные (новый год, масленица);

в) театрально - постановочные (близки к театрализованным, но главный в них воспитатель).

3. Народные игры. ФГОС определяет такое понятие как «Игровая педагогическая технология» под которой подразумевает организацию педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые); - предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре; - игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и не игровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

1. По виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

2. По характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

4. По содержанию - музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д. 5. По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно - ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Её значение:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Несмотря на вид игры, большинству из них присущи основные черты - это свободная деятельность, творческий характер, эмоциональная приподнятость и наличие прямых или косвенных правил, а также, виды игр объединяют функции, которые они (игры) выполняют: развлекательная; коммуникативная; саморегуляции; социализации (т.е., накопление социального опыта); игротерапевтическая; диагностическая; межнациональной коммуникации. В соответствии с ФГОС ДО, дошкольная образовательная организация должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие, речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение ребенком норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие его взаимодействия с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО. Для формирования социально-коммуникативных умений наилучшим образом подходит социально-ролевая игра, являющаяся основным видом игр дошкольного детства, и эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, коммуникативных умений, социализацию, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и другое. Педагог, работающий с дошкольниками, должен обладать способностью организации и управления игровыми методами обучения (игры предметной, ролевой, сюжетно - ролевой с правилами, по Эльконину Д.Б.), в основе которых лежит точный и адекватный учет возрастных особенностей обучаемых, структуры их самосознания, интеллектуальной деятельности и поведения детей. Одной из важнейших функций сюжетно - ролевой игры является коммуникативная функция, которая заключается в развитии обмена знаниями и умениями в ходе игры и установления на этой основе дружеских взаимоотношений. Организуя, сюжетно- ролевые игры, воспитатель должен решать две задачи: развитие игры как деятельности и использование игры в целях воспитания ребенка, становления детского коллектива. Михайленко Н.Я. и Короткова Н.А. разработали принципы организации сюжетно - ролевой игры:

Принцип 1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними. В совместной игре педагог должен опираться на позицию «играющего партнера».

Принцип 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу усваивался новый, более сложный способ построения. Взрослый должен пояснять игровые действия сам и стимулировать к этому ребенка.

Принцип 3. Необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослым или сверстнику. Пояснять свои игровые замыслы, согласовывать их в процессе игры.

Принцип 4. Воспитатель должен овладеть игровой культурой, игровой грамотой; свободно оперировать элементами сюжета - событиями, персонажами, действиями, уметь развертывать сюжет.

Реализация педагогических задач в области коммуникации осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. Так, например, у младших дошкольников преобладают бытовые действия (варить, купать, мыть, возить и др.). В среднем дошкольном возрасте смысл сюжетно - ролевой игры заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны (воспитательница заботится о детях, капитан ведет корабль и т. д.). Ребенок изображает эти отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов. Ролевая речь становится средством взаимодействия. Распределение ролей перед игрой, процесс эмоциональный, поэтому требуется помощь педагога. В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу (мальчики отказываются исполнять роль воспитательницы и т. д.). У детей шестилетнего возраста можно наблюдать игры не только с бытовыми сюжетами (дочки - матери и т.п.), но и игры с производственными сюжетами («железная дорога», «строительство» и т. п.), получают дальнейшее развитие игры с широкими общественными сюжетами такие как «космос», «война» и т. п. С усложнением игры к шестилетнему возрасту увеличивается состав ее участников. Еще до начала игры дети предварительно ее планируют, распределяют роли, подбирают необходимые игрушки, а в ходе игры постоянно контролируют действия друг друга, критикуют, подсказывают, как должен вести себя определенный персонаж, чего не наблюдается у малышей. Сюжетно - ролевая игра возникает в группе уже знакомых друг с другом детей. Эти внутригрупповые отношения влияют на распределение ролей. Как указывает Усова А.П., данные взаимоотношения проявляются на самых первых этапах игры: на основе избирательной симпатии и возникает игровая группа, которая может быть объединена сначала интересом к содержанию игры, затем интересом детей друг к другу; по сюжету, который как-то устраивает большинство, или, когда ребенок как бы жертвует своими игровыми интересами ради возможности вступить в общение с определенными импонирующими ему или влиятельными товарищами по группе. Большое значение для развития внутригрупповых взаимоотношений имеют сюжетные взаимоотношения, в которых воплощаются представления детей о социальных взаимозависимостях взрослых. Исследования показали, что в играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им не доступны. Это отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи. «В реальной жизни, - отмечает Эльконин Д.Б., - подобные взаимоотношения недоступны детям даже старшего дошкольного возраста. Таким образом, в своих играх дети вступают в более сложные взаимоотношения в их реальной коллективной жизни. Под влиянием коллективных игр у детей воспитываются нормы коллективного поведения, которые затем переносятся детьми и за пределы игры, становясь общими нормами их поведения», т. е. появляется осознание себя как членов определенного коллектива, чувство «Мы». В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого. В игре возникает обмен опытом. Дети перенимают друг у друга имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся многообразнее. Усложнение содержания игр ведет, в свою очередь, не только к увеличению количества участников игры, но и к усложнению реальных взаимоотношений, к необходимости более четкого согласования действий. Если дети не сумеют договориться между собой, игра распадается. Интерес к игре, желание участвовать в ней приводят к тому, что дети идут на взаимные уступки. Сюжетно - ролевая игра требует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видом совместной деятельности детей дошкольного возраста и оказывает большое влияние на развитие их взаимоотношений, на усвоение их нравственных норм, на развитие личности ребенка в целом. Особенно большое значение имеют при этом те отношения, которые возникают у детей в игре - при распределении ролей, в ходе согласования дальнейших действий, их оценки, обсуждения правил поведения и т. п. Содержанием ролевой игры у старших дошкольников становится подчинение правилам, вытекающим из взятой по себе роли, дети этого возраста чрезвычайно придирчиво относятся к выполнению правил. Выполняя в игре правила общественного поведения, дети устремляют внимание на то, что «бывает». В этом же возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; по мимо условных и символических (положили голову на ладошку – уснули) дети активно используют речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры. Исполнение какой-либо роли в игре дает возможность согласовывать свои действия с действиями сверстников, развивает способность к сопереживанию, формирует межличностное общение и коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании, осуществляется самопознание. Игра - это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения. По мнению Острогорского А.Н., «игра - это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников». Таким образом, развитие сюжета и содержание ролевой игры отражает все более глубокое проникновение ребенка в жизнь окружающих взрослых людей. Потребность в общении развивается, прежде всего, на основе совместной игровой деятельности, а также по поводу игры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты, применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к своим сверстникам, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям. В самом общении детей друг с другом непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, - симпатию, сочувствие, уважение. Главное значение игры для психического развития ребенка дошкольного возраста, состоит в том, что благодаря особым игровым приемам, в частности принятию ребенком на себя роли взрослого, выполнению его общественно-трудовых функций, символическому характеру многих предметных действий, переносу значений с одного предмета на другой, ребенок моделирует в игре отношения между людьми. Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность, и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка. К концу старшего дошкольного возраста эмоции начинают уступать место «интеллектуальным процессам, связанным с усвоением и переработкой знаний об окружающем мире, о себе самом. Постепенно чувства становятся более рациональными, и в случае, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки, начинают подчиняться мышлению». В дальнейшем ребенок научается управлять своими чувствами, сознательно их употреблять, демонстрируя окружающим свои переживания и воздействия на эти переживания. По словам Мухиной В.С.: «детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными». Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста по средствам игровой деятельности должно происходить при соблюдении организационно-педагогических условий: - предметно-развивающая среда ДОО, являющаяся действующей силой в целостном процессе становления личности, должна способствовать формированию коммуникативных умений; - коммуникативно - диалоговая основа взаимоотношений дошкольников со сверстниками и взрослыми как аспект нравственного развития и становления личности ребенка при регулярной включенности в игровую деятельность; - систематизация средств и методов игровой деятельности, распределение их в соответствии с психолого - педагогическими особенностями детей по формированию коммуникативных умений. В старшем дошкольном возрасте основное стремление в общении со сверстниками - жажда сотрудничества, возникающая в более развитой форме игровой деятельности - в игре с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной и трудовой деятельности. Значение игр в воспитании, обучении и развитии коммуникативных навыков неоценимо - это совмещение игр и обучения, переход от игр-забав через игры задачи к учебно-познавательной деятельности; постепенное усложнение обучающих задач и условий игры; повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности. Запорожец А.В., Макаренко А.С., Ушинский К.Д. также отмечают большое значение игры на развитие личности ребенка. Особое внимание они отводят самостоятельности детских игр. Сюжетно - ролевая игра занимает значимое место среди игр, так как является ведущей в формировании положительных взаимоотношений детей их морально-нравственных качеств. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Сегодня проблема формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста  является актуальной....

Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков

Многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. К таким воспитанникам чаще всего относятся суетливые и крикливые, или, наоборот, пассивные, общающиеся кор...

Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков

Вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуален в настоящее время. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфлик...

Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков

Вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуален в настоящее время. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфлик...

Статья для педагогов "Этюд как форма организации театрально-игровой деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОО"

Этюд как форма организации театрально-игровой деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста:- значение;- методика организации;- виды этюдов;- примеры этюдов....

Консультация для родителей " Организация детской игровой деятельности с целью формирования коммуникативных навыков"

Вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуален в настоящее время. Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфлик...

Игровые технологии, как одно из условий формирования у детей дошкольного возраста основ правовой культуры.

Большое значение в педагогическом процессе воспитания правовой культуры отводится игровой деятельности. В игре дети в увлекательной форме закрепляют систему элементарных правил и обязанностей детей в ...