рабочая программа педагога психолога ДОО с ребенком с ЗПР (подготовительный возраст)
рабочая программа (подготовительная группа)

Предлагаю готовый материал для написания индивидуальной рабочей программы коррекционно-развивающих занятий на учебный год. Сделана для детей с ЗПР подготовительного возраста. ЕЕ можно упростить (модифицировать) для детей старшего возраста с ЗПР. Цель, задачи можно прописатьс КИМПА (АОП). Мой раздел: коммуникативное развитие. 

На основе АООП для детей с ЗПР. И книги "Занятия для детей с ЗПР" Ротарь

Постаралась максимально связать с лекическими темами дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_zpr.docx61.51 КБ

Предварительный просмотр:

(официальный бланк детского сада)

Рабочая программа педагога – психолога

 с ребенком группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

ХХХХ

на 2020-2021 учебный год

Составила:

педагог-психолог

Нижний Новгород

2020

                                             Содержание:

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:
  1. Пояснительная записка……………………………….…….....стр 3
  2. Цели и задачи реализации Программы………………………стр 3
  3. Принципы формирования Программы…………………..…..стр 3

1.4 Значимые характеристики для разработки и реализации

Программы, в том числе характеристики особенностей

 развития детей…………………………………………………….стр 4

  1. Планируемые результаты реализации Программы………….стр 6

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:

2.1Психолого –педагогическая диагностика…………………….стр 8

2.2 Содержание коррекционно - развивающей работы.

Календарно-тематическое-планирование………………………..стр 8

2.3 Психологическое консультирование…………………………стр 13

2.4 Психологическое просвещение и профилактика…………….стр 14

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:

  1. Материально-техническое обеспечение Программы……… ..стр 14
  2. Учебно-методическое обеспечение Программы……………. .стр 15
  3. Режим дня на холодный период года………………………….стр 15

3.4 Расписание игровых сеансов………………………………….стр 15

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ:

1. 1 Пояснительная записка

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной программы  для детей с ЗПР.

  Программа разработана по результатам психолого-педагогического обследования.

 Программа разработана в соответствии с Адаптированной Основной Общеобразовательной программой для детей с ЗПР  «Детский сад № XXX»   Программа разработана она основе «Занятия для детей с задержкой психического развития» Н.В. Ротарь,Т.В.Карцева.

1.2 Цели и задачи реализации Программы

    Цель: (вставить из АОП, у каждого они свои)

  • Коррекция и развитие познавательных процессов и эмоциональной сферы.

    Задачи:

  • Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий.
  • Создание условий для координации волевых усилий с другими детьми.
  • Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти.
  • Расширение объема зрительной памяти.
  • Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания.

1.3 Принципы формирования Программы

  В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах :

1. Поддержка разнообразия детства

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

3. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей.

 5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

6. Сотрудничество с семьей.

7. Интеграция образовательных областей.

8. Индивидуализация дошкольного образования

 9. Возрастная адекватность дошкольного образования

10. Развивающее вариативное образование

11. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

12. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Специальные принципы :

 ∙ Принцип педагогического гуманизма и оптимизма.

 ∙ Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

∙ Принцип этиопатогенетический: для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения.

∙ Принцип системного и комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений.

∙ Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.

 ∙ Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития.

 ∙ Принцип единства диагностики и коррекции.

∙ Принцип ранней педагогической помощи.

1.4 Значимые характеристики для разработки

 и реализации Программы, в том числе характеристики

особенностей развития детей

Характеристика возрастных особенностей развития детей с ЗПР необходима для правильной организации образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения (группы). Общая характеристика детей с ЗПР представлена в «Примерной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 07 декабря 2017года No 6/17) стр. 7-19.   Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» В играх отмечается сложность в выполнении и подчинении, трудности в смене ролей при условии сохранения роли, взятой ранее. Однако дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Проявляют интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей. Задают вопросы о России, ее общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Имеют представление о различных видах труда взрослых, связанных с потребностей людей, общества и государства (цели и содержание видов труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, некоторые представления о труде как экономической категории, гендерная специфика труда). Некоторым детям сложно принимать какую-либо роль в театрализованной деятельности, однако у них хорошо развита режиссерская игра. Не сформированы предпосылки экологического сознания в виде представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, освоения правил безопасного для окружающего мира природы поведения; осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы. Знают о элементарных правилах безопасного поведения и могут рассказать о них, однако часто их нарушают вследствие того, что видят не соответствующие правилам поступки взрослых.

Образовательная область «Познавательное развитие» Классифицируют предметы по разным признакам. Выявляют и анализируют такие отношения, как начало процесса, середина и окончание в ходе наблюдения за изменениями объектов живой и неживой природы, однако затрудняются с последующим их схематическим изображением. Возникают затруднения в использовании графических образов для фиксирования результатов исследования и экспериментирования. Способен в образном плане преобразовывать противоречивые и проблемные ситуации. Могут изображать варианты различных конструкций одного и того же объекта.

Образовательная область «Речевое развитие» Дети умеют действовать по указанию взрослого: выполнять инструкции, данные словесно, точно воспроизводить словесный образец при пересказе литературного произведения близко к тексту. Любят играть в словесные игры с правилами (««Да» и «нет» не говорить...», «Слова на последний звук» и др.). Активно участвует в беседах о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, высказывая собственные мнения, предположения. Возникают трудности в составлении словесных портретов знакомых людей, отражая особенности внешности и значимые для ребенка качества. Используют в речи слова, обозначающие название объектов природы, профессии и социальные явления. Для дошкольников с ЗПР характерна неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности, что становится особенно заметным к концу дошкольного возраста. В отсутствии своевременной коррекционно- педагогической помощи к моменту поступления в школу дети с ЗПР не достигают необходимого уровня психологической готовности за счет незрелости мыслительных операций и снижения таких характеристик деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль и саморегуляция.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Дети с грубой ЗПР вырезают по шаблону, однако выкладывают и приклеивают детали последовательно и аккуратно. В лепке предпочитают технику барельеф, составляют сюжет и соотносят пропорции частей. Все дети элементарно анализируют музыкальные формы, разную по жанрам и стилям музыку. Различают и правильно называют основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма, шар).

Образовательная область «Физическое развитие» Настойчиво проявляют элементы творчества при выполнении физических упражнений и игр, осуществляет активное использование двигательного опыта и навыков ЗОЖ в новых обстоятельствах, однако есть затруднения в играх с мячом, нежелание передавать мяч, неправильная ловля и подача мяча. Слабо развиты виды бега: подскоки, челночный бег, с захлестом голени, прыжки через скакалку. Отмечаются нарушения равновесия.

   Вышеперечисленные особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обусловливают слабость функционального базиса, обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность детей с ЗПР в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах. А именно на этих компонентах основано формирование универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС начального общего образования. Важнейшей задачей является формирование этого функционального базиса для достижения целевых ориентиров дошкольного образования и формирования полноценной готовности к началу школьного обучения. Особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР В ФГОС ДО отмечается, что образовательная и коррекционная работа в группах комбинированной и компенсирующей направленности должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности и возможности каждой категории детей. Особые образовательные потребности детей с ЗПР определяются как общими, так и специфическими недостатками развития, а также иерархией нарушений в структуре нарушения. Вышеперечисленные особенности обусловливают особые образовательные потребности дошкольников с ЗПР, заключающиеся в следующем:

• раннее выявление недостатков в развитии и получение специальной психолого-педагогической помощи на дошкольном этапе образования;

• обеспечение коррекционно-развивающей направленности в рамках всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО:

• развитие и целенаправленная коррекция недостатков развития эмоционально-волевой, личностной, социально-коммуникативной,

познавательной и двигательной сфер;

• обеспечение преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего

процесса;

• осуществление индивидуально-ориентированной психолого- педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития и

индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического

консилиума;

• обеспечение особой пространственной и временной организации среды с учетом функционального состояния ЦНС и ее нейродинамики

(быстрой истощаемости, низкой работоспособности);

• щадящий, комфортный, здоровьесберегающий режим жизнедеятельности детей и образовательных нагрузок;

• изменение объема и содержания образования, его вариативность; восполнение пробелов в овладении образовательной программой ДОО;

• вариативность освоения АООП;

• индивидуально-дифференцированный подход в процессе усвоения Программы;

• формирование, расширение, обогащение и систематизация представлений об окружающем мире, включение освоенных представлений, умений

и навыков в практическую и игровую деятельности;

• постоянная стимуляция познавательной и речевой активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному миру и социальному

окружению;

• организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуально-типологических особенностей

психофизического развития, актуального уровня развития, имеющихся знаний, представлений, умений и навыков и ориентацией на зону

ближайшего развития;

• изменение методов, средств, форм образования; организация процесса обучения с учетом особенностей познавательной деятельности

(пошаговое предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих

как общему развитию, так коррекции и компенсации недостатков в развитии);

• приоритетность целенаправленного педагогического руководства на начальных этапах образовательной и коррекционной работы, формирование

предпосылок для постепенного перехода ребенка к самостоятельной деятельности;

• развитие коммуникативной деятельности, формирование средств коммуникации, приемов конструктивного взаимодействия и сотрудничества со

взрослыми и сверстниками, социально одобряемого поведения;

• развитие всех компонентов речи, речеязыковой компетентности;

• целенаправленное развитие предметно-практической, игровой, продуктивной, экспериментальной деятельности и предпосылок к учебной

деятельности с ориентацией на формирование их мотивационных, регуляционных, операциональных компонентов;

• обеспечение взаимодействия и сотрудничества с семьей воспитанника; грамотное психолого-педагогическое сопровождение и активизация ее

ресурсов для формирования социально активной позиции; оказание родителям (законным представителям) необходимой поддержки.

1.5 Планируемые результаты реализации Программы

Целевые ориентиры освоения Программы

 детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР (6-7 лет)

Социально-коммуникативное развитие. Ребенок имеет представление о временной перспективе личности, об изменение социальной позиции человека с возрастом ( ребенок посещает детский сад, школьник учится и т.д.). Ребенок самостоятелен и ответственен в самообслуживании, заинтересован в результате, охотно участвует в совместном труде. Проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; старается разрешать конструктивно конфликты. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; осваивает некоторые моральные нормы и правила поведения; оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Способен к созданию замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре. Ребенок знает элементарные правила безопасного поведения: в быту, на улице, в природе. Избегает контакты с незнакомыми людьми на улице, знает, как позвать на помощь. Знает свой адрес, имена родителей и контактную информацию.

Познавательное развитие. Ребенок знает свое имя, фамилию и фамилию, имя и отчество родителей, их профессии, домашний адрес и телефон, свое близкое окружение. Знает название страны, государственные символы, столицу России. Имеет представление о «Малой Родине», достопримечательностях, о людях прославивших свой край. Может назвать некоторые государственные праздники и их назначение в жизни граждан России. Ребенок определяет материалы и их свойства (бумагу, дерево, металл, пластмасса), имеет представление о производстве некоторых материалов и предметов. Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, отмечает особенности времен года. Умеет наблюдать за Солнцем и Луной. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов. Ребенок называет не только основные цвета, но и их оттенки, форму предметов. Воспринимает величину объектов. Уравнивает две группы предметов (+1 и -1) пользуется порядковыми и количественными числительными до 20. Ребенок усваивает количественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа из единиц; соотносит цифру и число. Решает простые задачи с опорой на наглядность. Ориентируется во времени : день - неделя - месяц, минута- час. Называет времена года, части суток, дни недели. У ребенка развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Ребенку трудно воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение. Продолжает развиваться внимание дошкольника, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

Речевое развитие. Ребенок оформляет речевое высказывание в соответствии с фонетическими и лексико-грамматическим нормами русского языка. В высказываниях ребенок отражает как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Ребенок начинает активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. У ребенка развитая диалогическая и монологическая речь. Ребенок может содержательно и выразительно пересказывать, рассказывать по картинке, драматизировать передавая не только главное, но и детали; называет некоторых писателей. Ребенок овладевает элементами грамоты (навыками звукового анализа и синтеза). Называет жанры литературы, испытывает сострадание и сочувствие к героям книги.

Художественно-эстетическое развитие. Ребенок знаком с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, А. Саврасов, В. Васнецов и др.). Имеет представления о художниках-иллюстраторах детской книги, о декоративно- прикладном искусстве (гжель, хохлома, городец и др.), народной игрушке. Имеет представление о памятниках архитектуры страны и родного города. Ребенок создает индивидуальный и коллективные, декоративные, предметные и сюжетные рисунки. Использует разные материалы, приемы, способы рисования цветными карандашами, гуашью, акварелью, мелками, фломастерами, пастелью. Используют различные цвета и оттенки. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д. .Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Ребенок лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы. Лепит с натуры и по представлению знакомые предметы, фигуры человека и животных в движении. В аппликации ребенок использует разнообразные приемы вырезания и обрывания бумаги, вырезает одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, или пополам. Конструирование ребенка характеризуется умением создавать различные модели по рисунку, по словесной инструкции воспитателя и по собственному замыслу. Сооружает постройки объединенные общей темой (улица, машины, город, железная дорога и т.д. В музыкальной деятельности быстро определяет жанр музыкального произведения: колыбельная, марш, плясовая, песня, танец. Умеет самостоятельно охарактеризовать музыку. Различает динамику музыкальных звуков: умеренно громкая, громкая, тихая, очень тихое звучание. Правильно воспроизводит незнакомую мелодию. Различает тембровые свойства музыкальных инструментов.

Физическое развитие. Ребенок сохраняет правильную осанку в различных видах деятельности. Соблюдает заданный темп в ходьбе и беге,

перестраивается на месте и во время движения, равняется в колонне, шеренге, кругу. У ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, владеет основными движениями, их техникой. Может контролировать свои движения и управлять ими. Развиты психо-физические качества: быстрота, сила, гибкость, ловкость, выносливость. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. У ребенка имеются начальные представления о частях тела, органах чувств, их значении для жизни и здоровья человека(правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье. Имеет представление о роли гигиены, режима дня для здоровья, о правилах ухода за

больным. Самостоятельно организует знакомые подвижные игры, участвует в играх-эстафетах, справедливо оценивает свои результаты и результаты товарищей. Проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям: городки, бадминтон, хоккей, футбол.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:

2.1 Психолого –педагогическая диагностика

Срок

проведения

Исследуемая сфера   или

психическая функция

Цель

Диагностичес-кий инструмента-рий, методики

адресат

Сентябрь/ май

1. Лесенка

2. И.А.Паршутин

«Два домика»

3. Т.А.Нежнова

«Беседа о школе»

1.Изучение самооценки

2. Исследование

детских

межличностных

отношений

3. Мотивационная

готовность к

школьному

обучению

1. Экспресс диагностика в детском саду (комплект материалов для педагогов-психологов)

Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко

2. Веракса А.Н. Индивидуальная

психологическая диагностика

дошкольника: Для занятий с

детьми 5-7 лет.

 3. ½ стандартного листа нелинованной бумаги с изображением пяти попарно одинаковых геометрических фигур.

дети

В течении года

Анкетный опрос родителей

Выявление  психологического микроклимата в семье и установление причин эмоционального неблагополучия.

Анкета 1

Анкета 2

родители

 2.2 Содержание коррекционно - развивающей работы.

Календарно-тематическое-планирование

название

содержание

Программное содержание

стр

диагностика

диагностика

1.

Осень.

Приветствие

Упражнения: Знакомство, Воображаемая картина, Осенние листья.

Рисование: Дерево настроения.

Минутка танцевальной терапии.

Этюд: Удивление.

Упражнение: Качели.

Прощание.

Развивать групповую сплоченность, воображение, речь, зрительную и слуховую память, мимические движения; учит приемам расслабления; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам

 18

2.

Грибы.

Приветствие: Дружба начинается с улыбки.

Упражнение: Выбери пару.

Этюды: Старый гриб. Король Боровик не в духе.

Минута шалости.

Этюд: Я так устал.

Упражнения: Изобрази предмет. На поляне.

Прощание.

Воспитывать положительное отношение к сверстникам; развивать невербальные формы коммуникации, способность понимать и выражать различные эмоциональные состояния, выразительность движений и жестов; учить осознавать состояние покоя и расслабления.

20

3.

Овощи.

Приветствие

Игра : Поводырь.

Этюды: Удивление, Помидор.

Игра: Собери овощи.

Рисование: Волшебный овощ.

Прощание.

Учить выражать с помощью движений различные эмоциональные состояния; развивать внимание, воображение, чувство ответственности за другого человека, доверительное отношение друг к другу, коммуникативные навыки, умение согласовывать сои действия с другими.

19

4.

Наши имена.

Приветствие.

Беседа об именах.

Игра: Соседи.

Беседа: Как тебя называют.

Игры: Ласковое имя. Произнеси вслух.

Упражнения: Кто больше знает имен. Мое имя.

Прощание.

Учит вежливо обращаться друг к другу по имени, употреблять различные обращения в зависимости от ситуации; развивать внимание, интерес к самому себе, к своему имени.

21

5. 

Фрукты.

Приветствие.

Игра: Имя.

Упражнение: найди себе пару.

Игра: Люблю не люблю.

Этюд: Ой ой, болит живот.

Коллективное рисование: Любимые фрукты.

Упражнение: В саду.

Продолжать учить передавать эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства, действовать согласованно; формировать позитивное отношение к сверстниками; групповую сплоченность; развивать воображение, мимику, способность расслабляться.

19

6. 

Я и мое тело.

Приветствие.

Упражнения: Комплимент. Слушай себя. Представь что ты рука. Представь что ты язык.

Игры: Закончи предложение. Психологический портрет.

Рисование: ладошка.

Прощание.

Развивать представления о себе, внимание к своим переживаниям, вербальные формы общения, уверенность в своих силах; учить осознавать свои физические и эмоциональные ощущения, понимать и описывать свои чувства, желания, видеть в себе положительные стороны.

21

7. 

Моя семья.

Приветствие.

Игра «Клубочек»

Беседа «Моя семья»

Игра «Мы очень любим»

Этюды «Любящий сын», «Капризный ребенок»

Минутка танцевальной терапии

Рисование «Моя семья»

Прощание.

Формировать представление о семье, её составе, чувство близости с другими людьми, о ценностях других и самоценности; способствовать принятию детьми друг друга; учить осознавать себя любимым семьей; развивать способность понимать различные эмоциональные состояния и умение адекватно выражать их.

22

8. 

Овощи-фрукты.

Приветствие

Этюды «Удивление», «Помидор», «Ой-ой, живот болит».

Игры «Собери урожай», «Люблю -не люблю»

Рисование: «Любимые фрукты», «Волшебный овощ»

Прощание

Формировать доброжелательное отношение друг к другу; Создать позитивное настроение; упражнять в умении выражать эмоции с помощью мимики; продолжать развивать выразительность движений; учить приемам мышечного расслабления; способствовать снятию агрессивности и ослаблению негативных эмоций

20

9. 

Посуда.

 Приветствие.

Игра: Мы разные.

Упражнение: Покажи предмет.

Этюды: Изобрази страх. Покажи различные настроения.

Упражнение: Пылесос и пылинки.

Игра загадка: Без слов.

Коллективное рисование: волшебная посуда.

Прощание

Продолжать учить позитивным способам общения со сверстниками; развивать навыки совместной деятельности; умение правильно выражать эмоции и чувства посредством мимики, чувство эмпатии; способствовать развитию выразительности жестов, движений.

22

10. 

О дружбе.

Приветствие.

Беседа: Что такое дружба.

Чтение рассказа Осеевой: Три товарища.

Игра: Скажи ласковое слово соседу.

Упражнение: Договорись взглядом.

Игра: Найди друга.

Этюд: Поссорились и помирились.

Рисование: Мои друзья.

Прощание.

Формировать представление о дружбе, позитивное отношение к сверстникам; побуждать к добрым поступкам; учит видеть, понимать, оценивать чувства других; развивать тактильное восприятие; умение передавать различные эмоциональные состояния.

23

11. 

Я среди других.

Приветствие.

Упр. «Как ласково называют тебя дома»

Игра «Дотронься»

Упр. «Я считаю себя хорошим потому, что…», «Если бы ты был волшебником, что бы ты в себе изменил?»

Игры: «Я умею», «Я-взрослый»

Рисование «Я в будущем»

Прощание.

Формировать адекватную самооценку, представление о себе, своих возможностях, желаниях; продолжать развивать интерес к сверстникам, чувство собственной значимости, умение видеть свои негативные и позитивные стороны; вызвать желание изменить в себе что-то; способствовать повышению уверенности в себе, в своих силах.

28

12. 

О вежливости.

Приветствие.

Упр. «Разнообразные формы приветствия»

Беседа «Кого мы называем вежливым»

Игра «Не ошибись, пожалуйста»

Минута шалости

Упр. «Что нравится в соседях», «Подарок», «Шалтай-Болтай»

Прощание.

Обогащать опыт по установлению контакта; формировать потребность использовать вежливые слова в своей речи; продолжать развивать речь, воображение, невербальные формы общения, наблюдательность; воспитывать вежливость, доброе уважительное отношение друг к другу.

27

13. 

Животные.

Приветствие.

Упр. «Мяч каждому»

Игра «Найди свою пару»

«Тренируем эмоции»

Этюды «Собака принюхивается»

Игра «Два барана»

Рисование «Несуществующее животное»

Упр. «Спящие котята»

Прощание.

Продолжать учить адекватно выражать различные состояния; развивать творческое воображение, эмпатию, выразительность движения, раскованность; способствовать снятию агрессивности и ослаблению негативных эмоций, мышечному расслаблению, создать позитивное настроение.

27

14. 

Зима.

Приветствие.

Упражнение: Назови ласково.

Этюды: Первый снег. Игра в снежки. Стрекоза замерзла.

Игра: Медвежата.

Слушание композиции: Зима (времена года)

Рисование: Нарисуй музыку.

Прощание.

Учить передавать различные эмоциональные состояния, слушать и понимать музыкальное произведение; формировать умение выражать свои чувства, впечатления через цвет, рисунок; продолжать развивать выразительность движений и жестов, умение расслабляться, способность к эмпатии, образное мышление, воображение.

24

15. 

Новый год.

Приветствие.

Игра «Мы играем вместе»

Упр. «Кто как радуется»

Игра «Отгадай настроение сказочных героев»

Минута шалости

Игра «Волшебный мешок Деда Мороза»

Упр. «Разноцветные шары»

Прощание.

Продолжать развивать умение правильно выражать эмоции и чувства посредством мимики; способствовать развитию выразительности движений, формированию групповой сплоченности; упр. в приемах саморасслабления; развивать воображение, речь; создать позитивное настроение.

25

16. 14.01

Игрушки.

Приветствие.

Игра «Волшебный мешок»

Упр. «Как лучше беседовать»

Игра «Магазин игрушек»

Этюд «Любимая игрушка»

Двигательная пауза

Упр. «Насос и мяч»

Рисование «Моя любимая игрушка»

Прощание.

Учить правильному поведению в различных жизненных ситуациях; формировать способность находить решение в конфликтных ситуациях; коммуникативные навыки, игровое партнерство, выразительность движений; развивать умение осознавать своё эмоциональное состояние, воспитывать доброжелательность, внимание к сверстникам

26

17. 

Необычное путешествие.

Приветствие.

Игра «Угадай-ка»

Этюды «Северный полюс», «Остров плакс»

Упр. «Развесели грустного»

Игра «Узнай сказку»

Рисование «Нарисуй, что больше нравится в путешествии»

Прощание.

Углубить представления о различных эмоциональных состояниях; учить понимать эмоции окружающих по выражению лица, жестам, движениям тела; развивать представление об индивидуальных особенностях людей, о том как каждый человек уникален; воспитывать способность преодолевать  замкнутость, пассивность; желание учувствовать в совместных играх.

29

18. 

Одежда.

Приветствие. Упр. «Угадай кто желает с тобой поиграть». Игра «В магазине одежды»

Рисование «Моя любимая одежда»

Прощание.

Развивать воображение, выразительность движений; умение понимать язык жестов и телодвижений друг друга; продолжать учить передавать эмоциональное состояние друг другу, используя различные выразительные средства.

25

19. 

Обувь.

Приветствие.

Упражнение: Разговор с неодушевленным предметом. Представь что ты ступня.

Игры: Отыщи свою обувь. Обувь.

Этюд: Грязное.

Рисование: Обувь будущего.  

Прощание.

Формировать чувство принадлежности к группе; продолжать учить описывать свои ощущения; развивать чувство эмпатии, воображение, выразительность движения, чувство юмора; воспитывать сочувствие, сопереживание.

24

20. 

Я и другие.

Приветствие.

Упр. «Моё имя»

Игра «Кто я?»

Упр. «Угадай-ка»

Беседа «Что огорчает людей»

Терапия искусством

Прощание.

Формировать позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам; развивать внимание, интерес к самому себе, к своему имени; создать условия для самовыражения.

33

21. 

Мы дружные ребята.

Приветствие.

Игра «Эхо»

Упр. «Угадай эмоцию друга», «Подари цветочек», «Мостик дружбы», «Клубочек»

Прощание.

Развивать фантазию, умение действовать согласованно; учить анализировать характер других; развивать навыки позитивного социального поведения; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам

29

22. 

Поможем зайке.

Приветствие.

Знакомство со сказочными персонажами- Зайцем и Лисой

Игры: «Покажи грустное (веселое) лицо»,  «Изобрази животное», «Изобрази сказочного героя»

Прощание.

Развивать умение различать печаль, радость; воспитывать сострадание, сочувствие, желание помочь; продолжать развивать выразительность речи и движений; создавать радостное настроение.

31

23. 

Мама.

Приветствие.

Беседа «Что такое семья»

Упр. «Кто кому кто»

Беседа о маме.

Этюд «Маме улыбаемся»

Игра «Мамины дела»

Рисунок «Подарок маме»

Прощание.

Развивать представление о семье, о родственных отношениях в ней; учить проявлять заботу, внимание  и самые добрые чувства к самому близкому и родному человеку-маме; создавать положительное эмоциональное состояние у детей.

30

24. 

Весна.

Приветствие.

Игра «Передача чувств»

«Стихи о весне» С.Я.Маршак

Игра «Походки»

Этюд «Цветок»

Игры «Собери цветок», «Хвастунишки»

Прощание.

Учить передавать в рисунке радостное настроение весеннего дня, свое эмоциональное состояние, используя средства художественной выразительности; развивать выразительность жестов, мимики, движений, речи.

30

25. 

Птицы.

Приветствие.

Упр. «Изобрази»

Этюд «Два сердитых петушка», «Гадкий утенок»

Игры «Наседка и цыпленок», «Солнышко и тучка»

Минута шалости

Рисование «Птица счастья»

Прощание.

Продолжать учить передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; развивать раскованность, воображение, сплоченность; создать условия для снятия психомышечного напряжения.

31

26. 

Весна.

Приветствие.

Игра «Передача чувств»

«Стихи о весне» С.Я.Маршак

Игра «Походки»

Этюд «Цветок»

Игры «Собери цветок», «Хвастунишки»

Прощание.

Учить передавать в рисунке радостное настроение весеннего дня, свое эмоциональное состояние, используя средства художественной выразительности; развивать выразительность жестов, мимики, движений, речи.

30

27. 

Цветы.

Приветствие.

Упр. «Отгадай загадки»

Игра «Клубочек»

Этюд «Цветок»

Упр. «Цветы»

Игра «Ласковые слова», «Цветы и пчелки»

Рисование «Мой любимый цветок»

Прощание.

Учить радоваться, понимать и любить красоту окружающего мира (цветам), эмоционально выражать чувство радости; развивать навык общения, групповую сплоченность, выразительность движений; формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

34

28. 

Насекомые.

Приветствие.

Упр. «Назови соседа ласково»

Игра «Сороконожка»

Упр. «Покажи эмоции»

Игра «Подарок»

Минутка танцевальной терапии

Игра «Паутинка»

Упр. «Смешинки-злючки»

Прощание.

Продолжать развивать умение правильно выражать эмоции посредством мимики, выразительность движений, умение согласовывать свои действия с другими; создать позитивное настроение.

33

29. 

Необычное путешествие.

Приветствие.

Игра «Угадай-ка»

Этюды «Северный полюс», «Остров плакс»

Упр. «Развесели грустного»

Игра «Узнай сказку»

Рисование «Нарисуй, что больше нравится в путешествии»

Прощание.

Углубить представления о различных эмоциональных состояниях; учить понимать эмоции окружающих по выражению лица, жестам, движениям тела; развивать представление об индивидуальных особенностях людей, о том как каждый человек уникален; воспитывать способность преодолевать  замкнутость, пассивность; желание участвовать в совместных играх.

29

30. 

О дружбе.

Формировать представление о дружбе, позитивное отношение к сверстникам, побуждать к добрым поступкам; учить видеть, понимать оценивать чувства и поведение других; развивать тактильное восприятие; умение передавать различные эмоциональные состояния разными средствами; умение уступать др. др.

Формировать представление о дружбе, позитивное отношение к сверстникам, побуждать к добрым поступкам; учить видеть, понимать оценивать чувства и поведение других; развивать тактильное восприятие; умение передавать различные эмоциональные состояния разными средствами; умение уступать др. др.

23

31. 

Я и другие.

Приветствие.

Упр. «Моё имя»

Игра «Кто я?»

Упр. «Угадай-ка»

Беседа «Что огорчает людей»

Терапия искусством

Прощание.

Формировать позитивное отношение к своему «Я», к сверстникам; развивать внимание, интерес к самому себе, к своему имени; создать условия для самовыражения.

33

32.

Сказочное путешествие.

Приветствие.

Упр. «Заряд бодрости»

Игры «Собери целое», «Повтори фразу», «Люблю – не люблю», «Комплименты»

Прощание.

Совершенствовать умение различать эмоции по схематическим изображениям; формировать представление о значении взаимопомощи на примере сказочного сюжета, персонажей; продолжать развивать эмпатию, тактильное восприятие, выразительность речи и движений.

35

33.

По морям, по волнам.

Приветствие.

Приглашение в путешествие

Упр. «Слушаем музыку»

Игры: «Волны», «Море волнуется», «Хоровод морских существ»

Упр. «Запомни лица»

Прощание.

Учить сосредоточиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на неё, передавать характерные черты героев средствами жестикуляции и мимики, понимать музыкальные произведения; формировать позитивное отношение к окружающим; развивать творческую фантазию, речь, умение расслабляться.

34

34.

Лес.

Приветствие.

Упр. «Как ты себя сегодня чувствуешь»

Игра «Лес»

Этюд «Один в лесу»

Упр. «Клеевой дождик», «Солнечный зайчик»

Коллективное рисование «Сказочный лес»

Прощание.

Формировать понятие об уникальности каждого человека, о том, что люди имеют свои характерные особенности; умение определять своё настроение, эмоциональное состояние людей; развивать воображение, слуховое восприятие; учить действовать согласованно.

32

диагностика

диагностика

2.3 Психологическое консультирование

месяц

тема

с кем/

форма работы

цель

сентябрь

«Возрастные особенности детей 6-7 лет»

групповая/ индивидуальная

родители/ воспитатели

Повышение осведомленности педагогов по вопросу возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

сентябрь - май

по запросам

индивидуальная

родители/ воспитатели

Разбираем актуальные вопросы

октябрь, ноябрь, декабрь

«Психологическая готовность ребенка к школе»

групповая/ индивидуальная

родители/

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка к школе

январь

«Стили взаимодействия взрослых с детьми»

индивидуальная

родители/ воспитатели

Оптимизация взаимодействия и сотрудничества

февраль

«Десять заповедей для родителей бедующих первоклассников»

индивидуальная

родители

Подготовка памятки для родителей

март

«Почему он не хочет учиться»

индивидуальная

родители

Обсуждение причин низкой мотивации

апрель

«Детские конфликты»

индивидуальная

родители/ воспитатели

Повышение  уровня компетентности педагогов в вопросах особенностей детских конфликтов, основных путей и способов их позитивного разрешения

май

«Сказки как источник творчества детей»

групповая

родители

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развивающей направленности сказок

2.4 Психологическое просвещение и профилактика

месяц

тема

с кем/ форма работы

цель

сентябрь

«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста»

групповая/

индивидуальная

Повышение компетентности родителей  и педагогов в вопросах воспитания и развития, осознание ответственности при установлении контакта с детьми.

октябрь

«Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста»

групповая

родители/ воспитатели

Способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству в детско-родительских отношениях.

ноябрь

«Развития тонкой моторики дошкольников»»

групповая

родители

Повышение компетентности родителей  и педагогов в вопросах воспитания и развития

декабрь

«Кризис семи лет»

индивидуальная

родители

Познакомить  родителей с особенностями протекания кризиса, рассмотрение сути кризиса, межличностное взаимодействие детей, поведенческие проявления кризиса.

январь

«Детские конфликты»

индивидуальная

родители

Повышение  уровня компетентности педагогов в вопросах особенностей детских конфликтов, основных путей и способов их позитивного разрешения

февраль

«Психологическое здоровье детей как критерии успешности работы дошкольного учреждения»

групповая

воспитатели

Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса

март

«Понимаете ли вы своего ребенка?»

индивидуальная

родители

 Информация предназначена для родителей с целью выяснения непонимания ребёнка

апрель

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

групповая

воспитатели

Создать  условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания, создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов

май

«Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе»

групповая

родители

Повышение компетентности родителей  в вопросах эмоционально-волевой готовности ребенка к школе

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ:

3.1 Материально-техническое обеспечение Программы

Кабинет педагога-психолога, группа оснащены оборудованием, материалами и игрушками для всестороннего развития детей дошкольного  возраста. Это обеспечивается разнообразием тематики, комплексностью и многообразием материалов.                                                                              

3.2 Учебно-методическое обеспечение Программы

  • «Занятия для детей с задержкой психического развития» Н.В. Ротарь,Т.В.Карцева. 
  • Экспресс диагностика в детском саду (комплект материалов для педагогов-психологов)
  • Н.Н. Павлова, Л.Г.Руденко
  • Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с
  • детьми 5-7 лет.
  • «Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет» составитель Н.Д. Денисова

3.3 Режим дня на холодный период года

Режимные моменты

Группа «Солнышко»

Приём детей, осмотр, игры,

самостоятельная деятельность

6.30 – 8.00

Утренняя гимнастика

8.00 – 8.10

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10 – 8.45

Игры, самостоятельная деятельность

8.45 – 9.00

Организованная образовательная деятельность

пн.: 9.00-9.25

        9.35-10.00

        11.00-11.25

вт.: 9.00-9.25

        9.35-10.00

        10.20-10.45

ср., пт:

        9.00-9.25

        9.35-10.00

        10.10-10.35

чт.: 9.00-9.25

        9.35-10.00

        11.35-12.00

Самостоятельная деятельность

        9.25-9.35

вт.:  9.25-9.35

       10.10-10.20

Второй  завтрак

10.00-10.10

Подготовка к прогулке, прогулка

пн.: 10.10-11.00

        11.25-12.15

вт.:  10.45-12.15

ср., пт:10.35-12.15

чт.: 10.10-11.35

       12.00-12.15

Возвращение с прогулки,

самостоятельная деятельность

12.15 – 12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30 – 13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00 – 15.00

Постепенный подъём,

гигиенические процедуры

15.00 – 15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30 – 15.50

Игры,  самостоятельная деятельность,

чтение художественной литературы

15.50 – 16.30

Подготовка к прогулке, прогулка,

уход  детей  домой

16.30 – 18.30

3.4 Расписание игровых сеансов

 Игровые сеансы проводятся один раз в неделю. Продолжительность игрового сеанса не более 30 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Основная образовательная рабочая программа педагога-психолога. Подготовительная группа.

Основная  рабочая программа педагога-психолога  разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС) и другими документами и ист...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УУО)

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной про...

Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста(5-7 лет)

Программа построена на основе систематизации психологического и тематического материала. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Структура...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление

Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...

Рабочая программа педагога-психолога по сенсорному развитию в группах раннего возраста

В программе представлены 31 занятие по сенсорному развитию  с детьми раннего возраста.Занятия направлены на развитие сенсорных эталонов, а также снятие напряжение и тревожности, по средствам игр,...