РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
материал (старшая группа)

Родина Любовь Николаевна

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

 

 

В наше время, в век «компьютеров», математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий.

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы.

Психологией установлено, сто основные логические структуры мышления формируются примерно от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными.

Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования.

Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математики.

Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, теле- передач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка. Цель нашей работы: содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у дошкольников.

Работая по этой теме, я определила для себя следующие задачи:

1.         Развивать у детей интерес к математике.

2.         Приобщать их к этому предмету в игровой и занимательной форме.

Решению данных задач способствовали следующие методы:

1.         Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2.         Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Не нужно стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, необходимо развивать их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, нужно стремиться ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаем в содержание непосредственно образовательной деятельности.

В своей работе я использую комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша). Знакомя детей с цифрами, я использую дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:

-           «Выложи цифру из палочек»;

-           «Собери цифру правильно»;

-           «Слепи из пластилина»;

-           «На что похожа цифра?»;

«Назови предметы, напоминающие цифру».

А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомим со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, используем физкультминутки.

Игровые приёмы, используемые для закрепления чисел:

-           Стихи,

-           Задачи,

-           Загадки,

-           Сказки,

-           Скороговорки,

-           Считалки,

-           Физкультминутки.

 

 

 

Я часто использую в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами, используя свое тело, стоя парами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке.

«Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета. Знакомя с геометрическими фигура- ми, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

Обучая детей решению математических задач, мы учим их думать, логически мыслить, расширяем их представления об окружающем. Особый интерес у детей вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условия задачи, дети должны были быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать. В процессе решения задач мы закрепляем у детей не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т.д.

Помимо этого, детям очень нравится играть в дидактические игры, направленные на изучение геометрических фигур:

«Назови лишнюю фигуру»

«Подбери заплатку»

«Найди крышку каждой коробочке»

«Колумбово яйцо»

«Танграм»

«Блоки Дьенеша

«Геометрическое лото»

«Назови фигуры».

Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры, используем следующие игры: «геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Назови фи- гуру».

Я часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

Знакомя дошколят с различными линиями, применяю игру «Путаница». Цель игры: найти «ломаную» линию и обвести красным фломастером, «пунктирную» - синим, «прямую» - желтым и т.д.

Работая по разделу «Измерение величины» вводим игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых за- ложен принцип учета величины. Для этого используем игры с условными мерками: «Измерь шагами, пальцами»,

«Помоги найти ответ?», «Чем измерить шум дождя? Силу человека? Как измерить длину ядовитой змеи»?

В разделе «Количество и счет» уместны следующие дидактические игры:

-           «Чет-нечет»,

-           «Сколько нас без одного?»,

-           «Какое число я задумала?»,

-           «Назови число на единицу больше - меньше»,

-           «Кто знает, пусть дальше считает»,

-           «Какие числа пропущены?»,

-           «Назови соседей».

Не забываем мы и игру «Чудесный мешочек». Она уместна везде. Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету. Скучное решение примеров мы превратили в развивающую игру «Оживи картинку». Детям предлагаем карточки с написанными примерами и просим раскрасить их в соответствующий цвет.

Для развития у детей слухового восприятия даем задания сосчитать звуки, движения, определить количество предметов по осязанию, например: «Пуговицы», «Чудесный мешочек» и т.д.

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры:

«Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая фигура будет последней?»

В игровые комплексы обязательно включаем музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме НОД я обязательно произвожу смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, я использую следующие фор- мы работы с детьми:

-           комплекс развивающих игр;

-           путешествие;

-           экспериментирование;

-           подгрупповая работа;

-           игра-путешествие; 

-           математический КВН;

-           эксперимент;

-           познавательные игры;

-           математический ринг;

-           индивидуальная работа.

Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием.

В заключении я хочу подтвердить мысль Петерсона о том, с дошкольниками заниматься нельзя, «с ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще.

Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!

 

 

Библиографический список

 

1.         З.А      Михайлова    «Игровые      занимательные          задачи для      дошкольников»        - Москва,1990г.

2.         Е.Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» - ФГУИППВ, 2004г.

3.         В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.

4.         О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Из- дательство Астрель», 2002г.

5.         Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» - Санкт-Петербург, 2002г.

6.         Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г.

7.         О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает» 1991г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...

Опыт работы «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...

Презентация "Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает   логическое  мышление,  формирует   мыс...

Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

В наше время, в век «компьютеров» математикав той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий. Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспита...

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

     Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных пред...

«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...