Инновационный проект "Ступени детского творчества" для дошкольников средней группы
проект (средняя группа)

Новикова Нина Марковна

инновационный проект содержит в себе материал по развитию творческих способностей детей, их приобщению к творческому участию и повышению интереса к творческой реализации своих идей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ ВМР «ЦРР – детский сад № 17 «Ладушки» г. Вольска»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕК

«СТУПЕНИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Разработчик:

Новикова Нина Марковна,

воспитатель высшей квалификационной категории.

«Если ребёнок не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»

Л.Н. Толстой

Актуальность

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.

Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов.

Творческая личность – это достояние всего общества. Общество нуждается в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать проблемы быстро меняющихся условий жизни. Практика показывает, что чаще творческие люди добиваются большего успеха во многих сферах. Поэтому стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем детям проявить свои таланты и творческий потенциал.

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально – экономического, культурного и духовно – нравственного преображения.

Актуальность данной проблемы сделала необходимым поиск видов детской деятельности оптимальных с точки зрения формирования творчества. Следовательно, при целенаправленном и систематическом ознакомлении детей с тем или иным видом деятельности, к которому они проявляют интерес, приведёт к полноценному формированию эмоциональной сферы ребёнка, что в свою очередь даёт возможность достичь гармонии личности.

В настоящее время, реализация ФГОС создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности   дошкольника, а также условия для творческой самореализации педагогов.

Цель: развитие у детей творческого потенциала и личностных качеств через различные виды деятельности, оптимальные с точки зрения формирования творчества.

Задачи:

- способствовать становлению у детей эстетического отношения к окружающему миру;
- создать условия для формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника, приобщения к миру искусства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- обогащать опыт художественно – творческой деятельности; вызвать интерес к творческому экспериментированию, применению различных способов создания изображения, использованию разнообразных техник и их сочетаний;

- формировать практические навыки и умения в разных видах художественной деятельности; способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной)

- развивать познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие), сенсорные способности, эмоциональную сферу;
- повысить качество художественно-эстетического развития воспитанников 

- обеспечить условия для реализации задач воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию (материально-техническое, методическое, дидактическое обеспечение образовательного процесса).

- выработать основные направления взаимодействия с родителями воспитанников по решению задач художественно-эстетического воспитания.

Проблема: как открыть творца в ребёнке?

Проблемные вопросы:

- Как организовать деятельность, чтобы она способствовала развитию творческого потенциала детей?

- Каким образом задачи развития интереса к художественному творчеству могут быть представлены в развивающей среде?

- Как развитие творческих способностей раскроет потенциал личности?

Объект исследования: творческая активность детей.

Предмет изучения: комплекс инновационных методов, приемов и средств для развития творческой активности детей дошкольного возраста.

Гипотеза: если в группе будут созданы условия для «погружения» ребёнка в творчество, то это позволит развить у него желание творить.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Аннотация проекта

- Проект рассчитан на детей младшего и среднего дошкольного возраста.

- По доминирующей деятельности – исследовательский, творческий.

- По характеру содержания – включает ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

- По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, исполнитель.

- По характеру контактов – открытый.

- По количеству участников – фронтальный, групповой (две подгруппы по 11 человек)

- По продолжительности – долгосрочный (2 года).

Направления работы: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Предполагаемые результаты:

На уровне детей:

- у детей сформируется интерес к различным видам художественного творчества;

-дети овладеют простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- появится интерес к творческому экспериментированию, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных техник и их сочетаний.

- разовьются познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие), сенсорные способности в соответствии с возрастом;
- сформируется уверенность, самостоятельность, инициативность в творческой деятельности.

На уровне педагога:

- создание системы работы с детьми по развитию творческого потенциала и личностных качеств детей в различных видах детской деятельности с использованием комплекса инновационных методов, приемов и средств;

- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности, удовлетворенность работой.

- развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников и повышение их компетенции в вопросах развития творческих способностей детей.

 Основными условиями реализации проекта являются:

- Создание обстановки эмоционального благополучия;

- Создание и обновление предметно-развивающей среды;

- Творческий подход к содержанию образования;

- Вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

- Синтез занятий по изобразительной деятельности с занятиями по ознакомлению с окружающим миром;

- Создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений);

- Использование современных технологий в организации деятельности (технология исследовательской деятельности, ИКТ, технология проблемного обучения, игровая технология, элементы ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии (элементы цветотерапии и сказкотерапии, технологии музыкального воздействия, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз);

- Взаимодействие с родителями на уровне сотрудничества.


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

1 этап. Подготовительный.

Направление деятельности. Задачи

Содержание

Информационно-аналитическое обеспечение проекта.

Задачи:

1.Сбор и анализ информации

2.Анализ, совершенствование материально-технической базы.

- Подбор и изучение литературы по теме проекта.

- Изучение передового педагогического опыта работы по развитию творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

- Создать условия для самостоятельной изобразительной деятельности: оформить уголок изотворчества, где каждый ребенок будет иметь возможность экспериментировать с различными изобразительными материалами.

- Создать условия для развития мелкой моторики рук и воображения: оформить уголок «Ловкие пальчики» и оснащение его играми, часть из которых изготовлены самостоятельно (совместно с родителями).

- Обеспечить наличие ТСО для использования ИКТ.

Методическое обеспечение проекта.

Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Организовать целенаправленную работу по созданию в группе условий для реализации проекта

- Разработать цикл занятий для организации творческих мастерских(СОД).

- Приобрести необходимые учебно – методические пособия согласно намеченным мероприятиям в рамках проекта.

- Разработать презентации к занятиям, мультимедийные задания, упражнения.

- Подобрать игры по ТРИЗ в соответствии с возрастом детей, игровые упражнения на развитие творческих способностей детей.

- Подобрать соответствующий наглядный материал;

- Собрать коллекцию изобразительного материала согласно тематике намеченных мероприятий.

2 этап. Основной.

Направление деятельности. Задачи

Содержание

Работа с детьми

Задачи:

Развивающие:

- формировать у детей устойчивый интерес к художественной деятельности;

-развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;

- развивать желание экспериментировать, вызвать эмоциональный отклик;

Образовательные:

- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;

- закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус, целеустремленность, желание добиваться успеха собственным трудом.

- способствовать формированию навыков сотрудничества в совместной деятельности.

Непосредственно – образовательная деятельность.

ОО «Художесвенно – эстетическое развитие» (изобразительная деятельность)

- Учебно – методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова, ИД «ЦВЕТНОЙ МИР», Москва, 2014 год. (Парциальная программа «Цветные Ладошки»)

ОО «Художесвенно – эстетическое развитие» (конструктивно – модульная деятельность)

- Учебно – методическое пособие «Конструирование в детском саду» И. А. Лыкова, ИД «ЦВЕТНОЙ МИР», Москва, 2015 год. (Парциальная программа «Умные пальчики»)

Инновационная деятельность

  1. Технология творческих мастерских.
  • Цикл занятий:

- пластилинография (младший дошкольный возраст);

- оригами (средний дошкольный возраст);

  • Организация творческих мастерских по созданию коллективных работ в различных изобразительных техниках.

  1. Проектный метод.

  • Реализация творческих проектов .

  1. Игровые технологии:

  • игровые приемы ТРИЗ;
  • настольно – печатные и дидактические игры;
  • игры в друдлы.

  1. Здоровьесберегающие технологии:

- пальчиковые гимнастики;

- гимнастика для глаз;

- элементы арттерапии и  технологии музыкального воздействия.

Работа с родителями

Задачи:

- вовлечение родителей в проектную деятельность;

- создать атмосферу общности интересов в процессе организации проектной деятельности;

- поиск путей сотрудничества в рамках проекта;

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе художественно – эстетического развития детей;

- привлечение родителей к участию в оснащении РППС, в творческих выставках, конкурсах различного уровня.

- Анкетирование  родителей «Активность и участие родителей в развитии  творческого потенциала ребенка».

-Индивидуальные беседы по результатам анкетирования.

- Подготовка консультативного материала для родителей.

- Оформление информационных стендов для наглядной агитации «Территория творчества».

 - Организовать мастер – классы: «Ловкие пальчики» (способы развития у детей мелкой моторики), «Пластилиновая живопись» (пластилинография), «Бумажные фантазии» (оригами).

- Организовать открытые просмотры занятий: «Пасхальные яйца» (пластилинография на открытках), «Снежинки – пушинки» (бумагопластика).

- Организовать выставки совместного творчества: «Огородные фантазии» (поделки из овощей и фруктов); «Вестники весны», «Цветы для участка» (художественное конструирование)

3 этап. Заключительный.

Направление деятельности. Задачи

Содержание

Подготовка к презентации и презентация проекта.

Задача: 

- обобщить опыт работы и пополнить методический кабинет ДОУ;

- распространить опыт работы в сети Интернет и СМИ.

 

- Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

- Создание папки «Совместное творчество – школа сотрудничества» (творческие работы, рекомендации родителям, памятки).

- Пополнение медиатеки ДОУ мультимедийным материалом в рамках проекта.

- Распространить свой опыт работы во Всероссийском СМИ и на сайте педагога в социальной сети работников образования.

- Оформление холла ДОУ творческими работами детей в рамках проекта.

- Активное участие детей и родителей в творческих выставках, конкурсах на базе ДОУ и городского уровня.


Выводы.

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.

Для усиления воспитательно-образовательной работы, обогащения содержания образования программного раздела «Художественно-эстетическое развитие» и детского развития разработан инновационный проект «Ступени детского творчества». Реализация проекта основана на комплексе инновационных методов, приемов и средств  для развития творческой активности детей дошкольного возраста, которые обладают достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка.

Проект «Ступени детского творчества» осуществлялся в форме включения детей в разнообразные виды художественно-творческой деятельности. В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными художественными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, первоначальный опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Готовность детей активно участвовать в художественно-творческом процессе является своеобразным показателем становления творческих проявлений.

Мониторинг уровня развития творческих способностей (методика В. Синельникова и В. Кудрявцева) выявил положительную динамику:

- повысилась активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности (15% воспитанников находят новые способы для художественного изображения, возможности самовыразиться);

- повысился уровень развития творческого воображения детей (20%  передают в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности);

- повысился в целом уровень развития творческих способностей:

- высокий - 17%, средний - 70% .

В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи. Совместная с родителями работа по формированию у детей творческих способностей  была направлена на повышение уровня  развития самостоятельности, настойчивости, ответственности. Особое внимание уделялось  развитию в детях любознательности, желания экспериментировать, потребности в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.

Адресная направленность: Представленный педагогический опыт в области исследуемой темы может быть использован специалистами дошкольного профиля в решении конкретных воспитательно – образовательных задач.

Информационные ресурсы:


1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2008г.


2. Котова Е.В., Кузнецова С.В., Романова Т.А. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010г.


3. Свирская Л., Роменская Л. Где растут таланты. – М.: Обруч, 2014г.


4. Конощук С.И. Фантазии круглый год. – М.: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011г.


5. Букатова В.М. Игры для детского сада. Развитие талантов ребёнка через игру. Иллюстративный словарик игровых приёмов. _ СПб: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009г.

6. Интернет – ресурсы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по экологическому образованию для дошкольников средней группы детского сада

Программа по экологическому образованию для дошкольников средней группы детского сада...

Сценарий развлечения для дошкольников средней группы детского сада "Летнее путешествие"

Материал содержит подборку игр и конкурсов для летнего развлечения во время прогулки....

Инновационная деятельность. Конспект НОД в средней группе по изобразительной деятельности «Рамочка для семейной фотографии»

Конспект районного мероприятия нравственно-эстетического развития дошкольников в рамках инновационной программы по нравственно-эстетическому развитию дошкольников....

Речевое развитие дошкольников средней группы детского сада

Развитие речи ребенка является одним из наиболее важных  этапов в развитии ребенка в целом. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка.  Все, о...

Краткосрочный проект для дошкольников средней группы детского сада "Ёлочка-красавица"

Краткосрочный проект для дошкольников средней группы детского сада "Ёлочка-красавица"...

Сценарий к 8 марта в детском саду в средней группе для родителей Сценарий 8 Марта в средней группе детского сада "Весенний подарок для Белоснежки"

Сценарий к 8 марта в детском саду в средней группе для родителей Сценарий 8 Марта в средней группе детского сада "Весенний подарок для Белоснежки" Данный материал будет полезен для музыкальных руков...