Программа по экономическому воспитанию дошкольников "Клуб юных финансистов"
материал

Программа Клуб юных финансистов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_klub_yunyh_finansistov.docx832.1 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\img828.jpg

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Программа по  экономическому воспитанию дошкольников «Клуб юных финансистов»  разработана на основании: образовательной программы «Азы финансовой культуры для дошкольников» Семенкова Е.В.,  Стахович Л.В.; программы «Основы финансовой грамоты дошкольников» Прутченков А.С., Стахович Л.В., Семенкова Е.В.; методических рекомендации по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, разработанные федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий».

Программа рассчитана на  два года и предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

          Программа отражает образовательные потребности воспитанников и их родителей (законных представителей) и направлена на формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста.

           Актуальность

          Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой воспитательной задачи.

          Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения. С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях, умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым человеком. Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

          Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).  Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются иными, как способностями, непосредственно  влияющими на его будущее материальное благополучие.  Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

          Данная программа направлена на воспитание у дошкольников бережливости, деловитости,  рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также на формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.

            В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приблизит дошкольника к реальной жизни, пробудит экономическое мышление, позволит приобрести качества, присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Цель и задачи Программы

           Цель: создание условий для формирования первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.

        Задачи:

  1. Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями);
  2. Формировать финансово-экономическое мышление, умение рационально организовывать свою трудовую деятельность и принимать самостоятельные решения;
  3. Обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
  4. Развивать умение соизмерять собственные потребности с материальными возможностями своей семьи;
  5. Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.

Принципы реализации Программы

          В основе методологического построения программы лежат принципы, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:  

-полноценное проживание ребенком всех этапов детства;  

-амплификации детского развития;  

-учет индивидуальных особенностей детей;

-поддержка инициативы детей в различных в различных видах деятельности;

-принцип развивающего обучения (принимаются во внимание «зоны актуального и ближайшего развития» ребенка, что обеспечивает его интеллектуальное развитие);  

-принцип комфортности (предусмотрена необходимость обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка), все занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуально-дифференцированный подход, создание для каждого ситуации успеха;

-сотрудничество организации с семьей.

          Все принципы методологического построения программы отражают современные научные взгляды, они не только обеспечивают решение задач обучения детей основам финансовой грамотности, но и осуществляют тесную взаимосвязь этического, трудового и экономического воспитания, способствуют формированию ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

        Программа является открытой, возможно внесение изменений в содержательную часть на последующие годы реализации, в зависимости от возможностей и потребностей детей и пожеланий родителей (законных представителей).

1.2.Ожидаемый результат освоения Программы

         В результате освоения данной Программы дошкольник:

-овладеет основными культурными способами деятельности;

-проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;

-осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

-обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

-осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;

-способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;

-обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;

-способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

II. Содержательный раздел

2.1. Вариативные формы, методы и технологии реализации Программы

          Воспитательно - образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

        Организация воспитательно - образовательного процесса обеспечивается единством воспитательных, развивающих и обучающих задач.         

        Работа по Программе строится на интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

Интеграция с другими образовательными областями:

         1. Социально — коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.

            Практические занятия по программе экономического воспитания способствуют активному становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, а также развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками. Социально-коммуникативное развитие дошкольника при изучении основ финансовой грамотности обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.

               2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их свойствах, основных понятий (деньги, экономия, сбережения и пр.).

             3. Речевое развитие как компонент активного коммуникативного поведения является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений взрослых. При помощи речи дошкольник овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой и понимание текстов различных жанров.

               4. Художественно-эстетическое развитие очень важно в процессе изучения основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта. Этическое воспитание занимает особое место в системе образования детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка, способствует развитию воображения и фантазии, формированию эстетических чувств и ценностей, ценностных ориентаций, в процессе обсуждения художественных произведений развивается устная речь.

                 5.В процессе физического развития совершенствуются двигательная деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук, закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

  Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы по основам финансовой грамотности и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности как сквозных механизмах развития ребенка). В процессе интеграции всех указанных выше направлений рекомендуется использовать дидактические формы, обеспечивающие синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника. Игра, общение и исследовательская познавательная деятельность – это те виды деятельности, которые являются на данном этапе образования для дошкольника ведущими и значимыми. Для детей дошкольного возраста используются такие виды деятельности, как: игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из различного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями).

           Интеграция как целостное явление, объединяющее образовательные области, разные виды деятельности, приемы, методы в единую систему, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательной деятельности, основной формой которого становятся не занятия, а деятельность детей (как совместная, так и самостоятельная) по освоению первичных социальных компетенций в сфере личных и семейных финансов.

Формы реализации Программы

Формы образовательной деятельности

Совместная деятельность педагогов с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

- наблюдение

-проектная деятельность

-познавательно-исследовательская деятельность

-выставка детского творчества

- развлечения

-индивидуальная работа

-продуктивная деятельность, творческие  мастерские

-совместные прогулки и экскурсии

-тематические досуги

- беседы

-викторины, конкурсы

-игра, игровые ситуации

- проблемные ситуации

-деятельность по интересам

- рассматривание

-продуктивная деятельность

-конструирование

-моделирование

-анкетирование

-консультации

-беседы

-клубный час

-выставки детского (совместно с родителями) творчества

-проектная деятельность

-праздники, досуги

-родительские собрания

-фотовыставки

Формы организации детей

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Для реализации Программы используются  следующие   методы:

  1. Информационно-рецептивный (восприятие знаний, осознание, запоминание);
  2. Репродуктивный (актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание);
  3. Исследовательский (экспериментирование, элементарные опыты, творческие упражнения);
  4. Эвристический (воспроизведение и осмысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание);
  5. Метод проблемного изложения (воспроизведение знаний, осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание).
  6. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.  

           Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

           Выбор  осуществляется  с  учётом возрастных, психофизических возможностей детей.                                                                

                        

Технологии организации в рамках реализации программы:

1)Игровая технология  (игровая технология отвечает психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Игра или элементы игры, включенные в  воспитательно-образовательный процесс, придают конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника, это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса);

2)Технология проектной деятельности (проектная деятельность связывает процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовывает его, увлекает в эту деятельность. Технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах);

3)Технология исследовательской деятельности (исследовательская технология как специально - организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально - исследовательской деятельности, эта технология является ведущим творчеством дошкольника);

4)Здоровьесберегающие технологии (технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые дошкольном учреждении отражают две линии оздоровительноразвивающей работы: приобщение детей к физической культуре и  использование развивающих форм оздоровительной работы);

5)Технологии проблемного обучения (воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам);

6)Технология ТРИЗ (основным механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования);

7)Информационно – коммуникационные технологии (интерактивные технологии – это форма деятельности всех участников образовательного процесса, включающая создание, применение, усвоение знаний и навыков путем активного диалога и взаимодействия. Интерактивные технологии предполагают использование современных информационных технологий, компьютерной техники, средств приема, передачи и обработки данных, но не ограничиваются ими. Применение интерактивных технологий в дошкольном образовательном учреждении соответствует таким приоритетам, как индивидуальный подход к организации обучения, использование разнообразных форм и способов вовлечения ребенка в образовательный процесс, поддержание интереса, активности и самостоятельности.

8)Технология интегрированного обучения  (интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности.

9)Личностно – ориентированные технологии  (личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:  воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

10) Технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку), соблюдая определенные правила поведения и выполняя задания. Проведению «Клубного часа» предшествует подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.

2.2. Перспективное планирование

Программа состоит из 7 блоков, связанных между собой задачами и содержанием:

 I блок: «Окружающий мир как результат труда людей»;

II блок: «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»;

III блок: «Покупаем, продаем и обмениваем»;

IV блок: «Тратим разумно, сберегаем и экономим»;

V блок: «Учимся занимать и отдавать долги»;

VI блок: «Планируем»;

VII блок: «Богатство и бедность»;

Старшая группа

Занятие /мероприятие

Содержание

Педагогическая технология

Сентябрь

Блок 1. «Окружающий мир как результат труда людей»

1

Труд – основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.

Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо.

Виды домашнего труда. 

Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», тематический стенд о труде, ИКТ

2

Работать и зарабатывать

Работать означает трудиться за вознаграждение.

Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.).

Технология «Клубный час»

Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот так заработали!»

3

Все работы хороши, выбирай на вкус

Знакомство с профессиями в контуре опережающей  профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар).

Игровая технология

(работа в малых группах).

Игра: «Что создается трудом»,  вопрос-ответ «Все профессии важны», загадки и пр.

4

Викторина «Путешествие в страну профессий»

Организация целенаправленного досуга;

расширение кругозора воспитанников в области существующих профессий.

Викторина

Октябрь

1

Послушайте поговорки и сделайте вывод, как следует правильно браться за дело.  

Все существа на земле должны трудиться: и люди, и животные, и насекомые, и птицы.

    Чтение (художественная литература, пословицы), беседы-обсуждения

2.

Не могу сидеть без дела

Разговор о труде и трудолюбие. Труд работников детского сада.

Технология «Клубный час».

Беседа, ситуационные задачки

3.

Потребность, виды потребности.

 Что такое потребность? Товары первой необходимости: в пище, жилище, одежде, разнообразных услугах – медицинская помощь, образование, путешествия и экскурсии, стрижка в парикмахерской и пр.

Технологии исследовательской деятельности

4.

Магазины и покупки: как продают товары и услуги.

Работа магазинов, работа салонов по обслуживанию. Основные правила продажи. Продавец и покупатель

    Игровая технология

Ноябрь

1.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме: «Магазин»; формировать у детей умение обращаться к продавцу, воспитывать

культуру общения, совершенствовать диалогическую форму речи; совершенствовать навыки счета.

    Игровая технология

2.

Аппликация с элементами рисования

«Какая профессия мне нравится»

Продуктивная деятельность по тематике

Творческая мастерская

3.

Мини-спектакль «В волшебном лесу»

Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать.

Интерактивный мини-спектакль

4.

Игра – квест «Труд во благо»

Закрепление и обобщение материала

Игровая технология

Декабрь

Блок 2. «Что такое деньги, откуда они берутся»

1.

Как придумали деньги

Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).

Технология «Клубный час».

Беседа, чтение, разгадываем загадки, рассказ

2.

Какие бывают деньги, как они выглядят  и откуда они берутся

Путешествие «Деньги разных стран мира»

Виды денег (монеты, банкноты). Система финансирования (карманные деньги). Изготовление денег: печать, чеканка. Рассмотреть на иллюстрациях деньги разных стран, сходство, разница.

Игровая  технология

(работа в малых группах). Беседа, исследование, чтение, игра  – придумываем деньги для группы.

Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали»

3.

Как  деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка

Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считайте деньги в своем кармане, а не в чужом.

Технология «Клубный час».

Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так полопаешь», рассказ «Отец и сын».

4.

Викторина «Как потратить деньги с пользой»

Закрепление темы «Что такое деньги, откуда они берутся».

Викторина

Январь

1.

Рисование «Деньги будущего»

Продуктивная деятельность по теме.

Творческая мастерская

2.

Образовательный веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом»

Закрепляем понятия «деньги», «труд», «доходы», «расходы».

Веб-квест «Путешествие с Гномом Экономом»

3.

Как стать миллионером?

Построение траектории пути «Миллионер».

Технология исследовательской деятельности

Февраль

1.

Викторина «Путешествие в денежную страну»

Выполнение проблемных заданий в условиях соревнования, применение знаний экономического содержания.

Викторина

2.

В гостях у сказок.

По страницам сказки «Цветик-семицветик»

Показать какое большое значение имеет в нашей жизни бережное отношение к вещам, деньгам, объяснить термин «бартер» на основе сказочных героев.

    Чтение художественной литературы, беседы-обсуждения.

3.

Реализация проекта «Трудится полезно и почетно»

Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по  теме.

Проектная деятельность

4.

Реализация проекта «Трудится полезно и почетно»

Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки по  теме.

Проектная деятельность

Блок 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»

Март

1.

Потребности и желания

Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы.

Соотносим потребности, желания и возможности.

Технология ТРИЗ

Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачки, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение

2.

Мини-спектакль «История про заек Мазаек»

Различаем разницу между желаниями и потребностями.

Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

Интерактивный мини-спектакль

3.

Где покупают и продают разные товары?

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки.

Игровая технология

(работа в малых группах).

Игра «Где что купить?», обсуждение

4.

Сюжетно-ролевая игра «Деньги получили- ерунды накупили»

Оценка ситуации: действительно ли мне нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

Игровая технология

Апрель

1.

Наша мастерская

Изготовление товаров для магазинов, ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.

Технология моделирования.

Творческо-трудовая деятельность

2.

Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар-стоимость-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену.

Технология «Клубный час».

Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

3.

Реклама вокруг нас: хорошо или плохо?

Дизайн «Реклама товара»

Раскрыть смысл предназначения рекламы, механизм её создания; формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность

Рекламируем собственные поделки, книжки для чтения в группе, игрушки для мини-спектаклей

4.

Выгодно – невыгодно

Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама.

Технология ТРИЗ.

Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно», сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал», «Что может реклама» – обсуждение

Май

1.

Чтение художественной литературы

Знакомство с термином «Ярмарка», подготовка: совместный подбор темы, распределение работы, изготовление поделок, атрибутов, распределение ролей, подготовка костюмов для ярмарки.

Технология «Клубный час».

Продуктивная деятельность.

2.

Русская ярмарка

Инсценирование ярмарки, игра-праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаем свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся.

Игровая технология

3.

Открываем супермаркет

Разница между ярмаркой и торговыми предприятиями. Современный мир.

Игровая технология

4.

Досуг с родителями «Вместе за покупками»

Обобщение и систематизация полученных знаний

Досуг

Подготовительная к школе  группа

Занятие /мероприятие

Содержание

Педагогическая технология

Сентябрь

Блок 4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

1

Тратим разумно, экономим

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

Бережливый человек всегда богаче.

Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

Технология «Клубный час».

Беседа, чтение, обсуждение, игра

2.

Лепка из соленого теста (товар для открытия бутербродной)

Продуктивная деятельность

Творческая мастерская

3.

Сюжетно-ролевая игра «Открываем бутербродную»

Работать означает трудиться за вознаграждение.

Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу.

Игровая технология

4.

Интеллектуальная игра «Тратим разумно, сберегаем, экономим»

Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам.

Игровая технология.

Октябрь

1.

Магазин или супермаркет. Где выгодно?

Знакомство, виды магазинов. Различие между магазином и супермаркетом. Почему цены в магазине отличаются?.

Технология «Клубный час».

Беседа, чтение, обсуждение, игра

2.

Мини-спектакль «Лисенок Рыжик»

В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно.

Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства.

Интерактивный мини-спектакль

3.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

 Уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме: «Магазин»; формировать у детей умение обращаться к продавцу, воспитывать

культуру общения, совершенствовать диалогическую форму речи; совершенствовать навыки счета.

Игровая технология

4.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

Обобщение представлений о назначении салона красоты, деятельности специалистов, работающих в нем. Продолжать формировать умение  детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, предметы-заместители. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, речевой и поведенческий этикет.

Игровая технология

Ноябрь

1.

Копим и сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно.

Игровая  технология

(работа в малых группах). Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем»

2.

Мини-спектакль «Копилка»

Закрепляем понятия «откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами.

Интерактивный мини-спектакль

3.

Как сберечь ресурсы Планеты?

Как люди тратят ресурсы планеты? Как сберечь их. Что может сделать один человек для экономии ресурсов.

Технология исследовательской деятельности

4.

Квест по финансовой грамотности «В поисках клада»

Повседневное взаимодействия с деньгами: семейного и личного бюджета.  Формирование основ знаний о личных финансах и семейном бюджете.

Игровая технология

Декабрь

1.

Мини-спектакль «День рождения»

Узнаем, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить.

Интерактивный мини-спектакль

2.

Наука «Экономика».

Профессия «Экономист», наука «Экономика». Беседа о науке – экономике, что изучает экономика, чем занимается экономист профессионал, нужна ли эта наука миру?

Беседа, обсуждение

Технология исследовательской деятельности.

3.

Фестиваль «Какие бывают производители товаров»

Какие бывают разновидности товаров. Кто производит разные виды товаров. Что нужно для производства.

Фестиваль

4.

Экскурсия в магазин

Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли-продажи. Этому предшествует беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах.

Игра «Покупаем подарки на день рождения»

Блок 5. «Учимся занимать и отдавать долги»

Январь

1.

Занимаем и одалживаем

Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время.

Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить»

2.

Долги

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг.

Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку

3.

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).

Технология «Клубный час».

Обсуждаем русские пословицы:

- Умей взять, умей и отдать!

- В долг брать легко, а отдавать тяжело.

Февраль

1.

Мини-спектакль «Долг»

Закрепляем понятия: «занимать», «одалживать», «долг», «должник».

Интерактивный мини-спектакль

2.

Семейный бюджет: доходы и расходы семьи.

Вводим понятие семейный бюджет, расходы и доходы семьи (обучение, медицина, питание, одежда, ЖКХ, бензин, проезд, отдых и т.д.). Находим ответы на вопросы: в каких случаях есть необходимые расходы, а в каких случаях стоит подождать с покупками? Кто такой друг? Для чего нужны друзья? Когда друзья помогают в беде? Что такое личные деньги, принцип накопления. Что такое копилка? Изготовление копилки.

Технология «Клубный час».

Творческая мастерская

3.

Дидактическая игра «Банк»

Накопление представлений о смысле хранения денег в банке, о возможности получения кредита; ввести новые профессии «кассир», «консультант», «инкассатор»; развивать коммуникативные умения, речь; воспитывать уважительное отношение к труду работников банка

Игровые технологии

4.

Игра экономическая «Умка»

 

Закрепить у детей знания ранее изученного материала; ввести в словарь новые понятия: «рыночные отношения», «бизнес», «договор».

Игровые технологии

Блок 6. «Планируем»

Март

1.

Реализация проекта «Ребенок в мире экономики»

Формировать экономическое мышление через закрепление экономических понятий (деньги, товар, заработная плата); профессии связанные с экономикой; учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей; раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия), познакомить детей с ведением хозяйства.

Технология проектной деятельности

2.

Реализация проекта «Ребенок в мире экономики»

Обобщить представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран; формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

Технология проектной деятельности

3.

Все по плану

Знакомим с понятием «план».

Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования.

Начинаем с планирования своего дня.

 

Технология «Клубный час».

Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа.

4.

Все по плану

Учимся организовывать свое время. Учимся решать несложные экономические задачи.

Например: игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки.

Игра «Мы планируем», обсуждение.

Экономические задачки.

Апрель

1.

«Творим добро»

Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.

Технология исследовательской деятельности

2.

Сделал дело – гуляй смело

Формируем умение подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща.

Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки

3.

Мини-спектакль «План лисенка Рыжика»

Закрепляем понятия: цель, план, планировать.

Интерактивный мини-спектакль

4.

Развлечение с родителями

Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели.

Игровая технология

Развлечение

Тема 7. «Богатство и дебность»

Май

1.

Наше богатство

Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.

Технология ТРИЗ.

Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».

Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство».

2.

Щедрость и жадность

Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов.

Технология «Клубный час».

Читаем и обсуждаем рассказ

В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы

3.

Бережливость

Интерактивный мини-спектакль «Секрет белочки»

Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно.

Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правиьным отношением к деньгам

Интерактивный мини-спектакль

4.

Форд-боярд от Старца Фура

Обобщение  и систематизация знаний, умений, навыков по финансовой грамотности.

Игровые технологии

2.3. Взаимодействие с семьями воспитанников

      В рамках реализации Программы большое значение придается взаимодействию с родителями (законными представителями), которое строится по следующим принципам: доверительность отношений, помощь родителям в самообразовании, личная заинтересованность родителей и организация продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).

 Во взаимодействии с родителями выделены информационный  и практический  блоки.

       Информационный блок включает в себя ознакомление родителей с задачами экономического воспитания, его значением в развитии ребенка, созданием необходимых условий в семье для решения задач по формированию финансовой грамотности.

       Формы организации совместной деятельности с родителями (законными представителями):

- анкетирование и опросы;

-размещение информации в  уголке для родителей;

-консультации;

-беседы-обсуждения;

-видеопрезентации;

-родительские собрания;

-клубный час;

-экскурсии выходного дня.

         Практический блок по взаимодействия с семьями воспитанников включает продуктивное общение всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители). В него входят:

- демонстрация достижений детей в различных видах деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, речевая, изобразительное творчество, ручной труд, );

-совместные мероприятия родителей, педагогов и детей;

- тематические и персональные выставки детского творчества, фотовыставки;

-участие родителей в реализации проектов.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Материально-техническое  обеспечение реализации Программы

Для реализации Программы в дошкольном учреждении создана соответствующая предметно- пространственная развивающая среда.

Предметно-пространственная среда позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие дошкольников, дает возможность развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Путем создания ППРС по экономическому воспитанию в групповых помещениях  успешно реализуются цель и задачи Программы. ППРС пополнена:

-наглядно-дидактическими альбомами:  «Финансовая азбука» – наглядный иллюстрированный альбом, в котором понятно и доступно объясняются основные экономические понятия;  «Деньги разных стран мира» – наглядный иллюстрированный альбом, который знакомит детей с разными странами и их валютой;  «Академия финансов» – иллюстрированное пособие для проведения образовательной деятельности в рамках программы;  

- подборка сказок по основам финансовой  грамотности, адаптированные для детей старшего дошкольного возраста «Финансовые сказки»;

 - дидактическими играми:  настольная дидактическая игра «Разные профессии»;  настольная бизнес- игра «Миллионер», настольно- печатная игра «Семейный бюджет»;

- сюжетно-ролевыми играми: «Банк»,  «Магазин»;

-куклами – персонажами: Рублик и копейка, Транжира и Экономка.

      Дидактические пособия  предназначены как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы с детьми, имеют модульный характер и используются в соответствии с возрастными требованиями и особенностями психофизического развития каждого ребенка.

       Праздники, досуги, развлечения проводятся педагогами и музыкальными руководителями в музыкальном зале, в котором имеются мультимедиа, музыкальный центр, декорации, ростовые куклы.

        Для реализации программы используется учебно- методический комплект, включающий в себя:

-образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников» Семенкова Е.В.,  Стахович Л.В.,  Витта-пресс, 2018 год;

 -программа «Основы финансовой грамоты дошкольников» Прутченков А.С., Стахович Л.В., Семенкова Е.В., 2017 год;

-методических рекомендации по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников, разработанные федеральным государственным автономным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий», Москва, 2019 год;

-сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий  и занятий для детей и их родителей  в ДОО», О.А.Блохина, О.В.Терешкова, Калининград КОИРО, 2017 год;

-учебно-методическое пособие «Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей», М.О.Еремина, И.А.Козлова, С.В.Мягкова,  Калининград, 2017 года;

-сборник методических разработок «Сценарий образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста О.А.Блохина, О.В.Терешкова, Калининград КОИРО, 2018 год,

-сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» Н.П. Моторо, Н.В.Новожилова, Москва, 2019 год.

   3.2.Проектирование образовательного процесса в рамках Программы

       Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в форме образовательной деятельности  во вторую  половину дня.  Общее количество занятий в год – 35. Продолжительность занятия: в старшей группе – 25 мин., в подготовительной группе – 30 мин.

Расписание

Возрастная группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

День недели

Понедельник

15.40-16.05

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

15.40-16.05

  1. Традиционные мероприятия в рамках Программы

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Торжественное мероприятие, посвященное празднику «День знаний»

Октябрь

Праздник «Осень золотая»

Ноябрь

День народного единства

Ноябрь

Праздник «День матери»

Декабрь

Праздник «Новый год», рождество, крещение

Февраль

Военно-спортивный праздник «Зарница»

Март

Международный женский день «8 марта»

Март

Масленица

Апрель

Фестиваль детского театрально- художественного творчества «Театральные встречи

Май

Торжественная линейка, посвященная Дню Победы

       

3.4.Сетевое взаимодействие

        Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление связей с социумом. В данном направлении социальными партнерами стали библиотека №3. В результате согласованной деятельности партнеров в ходе совместных мероприятий идет ориентация на развитие потенциала и поддержки самостоятельной активности дошкольников.

         3.5.Кадровое обеспечение Программы

         Работу по реализации программы по экономическому воспитанию осуществляют воспитатели.

           Педагогическая диагностика в рамках Программы

Методы и средства оценки результативности реализации программы.

           В качестве результатов реализации программы выступают следующие показатели: значительная положительная динамика знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

          Для оценки результативности усвоения знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности используются следующие методы:  

-наблюдение;  

-беседы;  

-анализ продуктов  детского творчества.

      Данные диагностического обследования заносятся в диагностическую таблицу уровня знаний, умений и навыков основ финансовой грамотности по следующим критериям:

               

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (старший дошкольный возраст 5 – 6 лет)

Критерии:  

-понимает и ценит окружающий предметный мир (вещественный мир как результат труда людей);  

-уважает людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;  осознает на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;  

-знает качества человека – хозяина;  контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

         

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА УРОВНЯ ЗНАНИЙ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (старший дошкольный возраст  6-7 лет)

Критерии:  

-знает о новых профессиях, умеет о них рассказать;

  владеет словарным запасом в области финансирования;

  проявляет здоровый интерес к деньгам;

  интересуется социальными явлениями, происходящими в общественной жизни;  

-сформировано начало экономического мышления.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "ВИКТОРИНА "ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ"

В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕН РАЗВЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Толковый словарь экономических терминов для юных финансистов и их родителей.

Формирование представлений  о финансовых категориях  у дошкольников  невозможно без понимания детьми основных экономических терминов.Книга «Толковый словарь экономических терминов...

Познавательный проект по экономическому воспитанию «Юные финансисты» подготовительная группа (возраст детей 6-7 лет)

содействие финансовому просвещению и экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности...

Конспект НОД по экономическому воспитанию "Викторина "Юные экономисты" в подготовительной группе

В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕН РАЗВЕРНУТЫЙ КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Познавательный проект по экономическому воспитанию «Юные финансисты»

вовлечение детей в активное освоение мира экономики через проектную деятельность....

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...