Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей раннего возраста
проект (младшая группа)

Алиева Шикуфе Камиловна

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей раннего возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект по патриотическому воспитанию

детей раннего возраста

В настоящее время под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота. Как бы, не менялось наше общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой поселок, город, нам необходимо показать наш край с привлекательной стороны.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, знакомить с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, будут жить, даря миру свои таланты, прославляя Россию.

Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором строится жизненное знание нравственности и благородства».

Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, пестушками, потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.

В понимании патриотизма мы исходим из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоѐванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своѐм культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С.Лихачѐв) Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребѐнка, началом продолжающим личность.

Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о воспитании патриотических чувств у детей с самого раннего возраста.

Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Первый этап патриотического воспитания начинается в семье.  Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада.

Задачи патриотического воспитания решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Основная цель работы с детьми раннего возраста - ознакомление их с ближайшим окружением, т. е. с теми предметами, что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные.

Работая с детьми раннего возраста, большое внимание мы уделяем понятию «семья», проводим этические беседы о семье, о близких родственниках. Совместно с детьми готовим подарки для родных и близких к праздникам 23 февраля, 8 марта, Пасха красная, организуем беседы с детьми («Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой»), дидактические игры («Чей малыш», «У кого какая мама»), пальчиковые игры («Семья», «Сорока Белобока», « Этот пальчик дедушка»), сюжетно-ролевые игры («Семья», «Дочки-матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие»), разучиваем песни и стихи о маме и семье.

Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания является организация и проведение праздников. В детском саду часто проводим  фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа.

Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического воспитания – ознакомление малышей с народными играми. Чаще всего это подвижные игры. Мы систематически планируем работу по приобщению детей к народному фольклору. Дети знакомятся с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками. Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.

Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит детей с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.

Направления (содержание) (в соответствии с задачами)

Технологии (в соответствии с содержанием)

Результат (в соответствии с задачами)

Цель: Создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

1. Познавательное развитие

2. Социально-коммуникативное развитие

3. Речевое развитие

4. Физическое развитие

5. Художественно-эстетическое развитие

1.Пальчиковые игры - приобщение к нормам и ценностям общества

2.Технология имитационного моделирования (игровая) - формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности

3.Проблемно-поисковая игровая технология - приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды

4.Технология исследовательской деятельности -формирование способности к исследовательскому типу мышления

5.Технология проектной деятельности - развитие социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия

В результате проделанной работы:

1. Дети знают членов семьи, называют маму, папу, бата, сестру.

2. Выполняют поручения взрослых (принеси, дай, убери игрушки).

3. Умеют играть рядом, выражают сочувствие плачущему ребенку.

4. Знают как нужно вести себя в группе, в музыкальном зале.

5. Охотно помогают в поливе растений, кормят птиц.

6. Умеют и любят умываться, правильно пользуются полотенцем, обращают внимание на внешний вид, любят смотреться в зеркало.

7. Охотно слушают русские сказки, повторяют за воспитателем слова потешек.

8. Самостоятельно (с небольшой помощью взрослого) одеваются, раздеваются, складывают вещи на место, кладут варежки в сушилку.

Задача 1 Воспитывать  у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

Задача 2 Воспитывать доброту терпение чувство привязанности и любви к своим близким

Задача 3 Воспитывать уважение к труду

Задача 4 Формировать взаимопонимание и сопереживание между детьми

Задача 5 Формировать элементарные представлениям о том,  что хорошо и что плохо

Задача 6 Формировать бережное отношение к природе и всему живому

Задача 7 Формировать негативное отношение к нечистоплотности, неаккуратности и позитивное отношение к чистоте и опрятности

Задача 8 Развивать интерес к русским традициям и литературным произведениям

Задача 9 Развивать чувство ответственности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Русский фольклор как средство нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста»

Цель проекта: приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям....

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Семья и ее корни»

Актуальность. Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОО и семьи.Семья – первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого явля...

Внеобразовательная деятельность: педагогический проект гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Кадет- звучит гордо!»

Цель и задачи проектаЦель :формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.Задачи проекта:...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...

Проект по патриотическому воспитанию детей раннего возраста

Данный проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для фор...