Статья "Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребёнка"
статья (младшая группа)

Сухова Ольга Николаевна

Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребёнка

Лихошерстова Ольга Александровна, Сухова Ольга Николаевна, Сытник Наталья Александровна

воспитатели МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26

 «Акварель» города Белгорода

Дошкольное образование

 

  Ежегодно в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Как же разбудить их души?

  У таких детей ограниченный словарь, не усвоены грамматические нормы языка, дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов.

Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день.

Что же такое речь?

  Речь — это важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

   Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первона -чальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения.  Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.

Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляю -щие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопро -сы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредст-венной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее

На что направлена театрализованная деятельность?

  • на развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;
  • на развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
  • на развитие фантазии;
  • на формирование волевых качеств;
  • на развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)

  Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка.

 Театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Речь ребенка и различные виды театра

Пальчиковый театр.

  • способствует развитию речи, внимания, памяти;
  • развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;  
  • повышает работоспособность, тонус коры головного мозга;
  • стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

Театр картинок и фланелеграф.

  • развивают творческие способности;
  • содействуют эстетическому воспитанию;
  • развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Вязаный театр.

  • развивает моторно - двигательную, зрительную, слуховую координацию;
  • формирует творческие способности, артистизм;
  • обогащает пассивный и активный словарь

Конусный, настольный театр.

  • помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
  • сопровождать движения пальцев речью;
  • побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр-топотушки.

  • помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
  • знакомит с народным творчеством;

 Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке.

  • оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
  • помогает справиться с переживаниями, страхами;
  • перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя  (свою руку) с куклой.

   При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

 Игра – драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра - драматизация.

Театрализованная деятельность - это… не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_tetralizovannoy_deyatelnosti_staya_docx.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Значение театрализованной деятельности в развитии речи ребёнка

Лихошерстова Ольга Александровна, Сухова Ольга Николаевна, Сытник Наталья Александровна

воспитатели МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26

 «Акварель» города Белгорода

Дошкольное образование

  Ежегодно в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Как же разбудить их души?

  У таких детей ограниченный словарь, не усвоены грамматические нормы языка, дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов.

Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день.

Что же такое речь?

  Речь — это важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

   Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первона -чальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения.  Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь.

Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляю -щие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопро -сы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредст-венной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее

На что направлена театрализованная деятельность?

  • на развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;
  • на развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
  • на развитие фантазии;
  • на формирование волевых качеств;
  • на развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)

  Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка.

 Театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Речь ребенка и различные виды театра 

Пальчиковый театр.

  • способствует развитию речи, внимания, памяти;
  • развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;  
  • повышает работоспособность, тонус коры головного мозга;
  • стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

Театр картинок и фланелеграф.

  • развивают творческие способности;
  • содействуют эстетическому воспитанию;
  • развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Вязаный театр. 

  • развивает моторно - двигательную, зрительную, слуховую координацию;
  • формирует творческие способности, артистизм;
  • обогащает пассивный и активный словарь

Конусный, настольный театр.

  • помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
  • сопровождать движения пальцев речью;
  • побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр-топотушки. 

  • помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;
  • знакомит с народным творчеством;

 Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке.

  • оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
  • помогает справиться с переживаниями, страхами;
  • перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо. Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя  (свою руку) с куклой.

   При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча!

 Игра – драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.

Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра - драматизация.

Театрализованная деятельность - это… не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»

Консультация для родителей«Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»...

Театрализованная деятельность и развитие речи ребёнка.

Консультация для родителей. "Театрализованная деятельность и развитие речи ребёнка."...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Театрализованная деятельность и развитие речи ребёнка»

Не секрет, что нарушение речевого развития детей рассматривается прежде всего, как нарушение общения и это отражается на формировании всей психической жизни ребёнка.   Важнейшей предпо...

консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»

laquo;Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»...