Исследовательская работа "Дуб"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Вассер Алёна Юрьевна

Исследовательская работа "Дуб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isled_rabota.docx32.39 КБ
Office presentation icon dub.ppt2.67 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ начальная школа-детский сад п. Красная Горка

Исследовательская работа

Выращивание дуба в условиях детского сада

Уколова Софья

Подготовительная группа

Руководитель Вассер Алёна Юрьевна,

воспитатель

2020

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..3

1. Характеристика дуба……….…………………………………………..   5

2.Как вырастить дуб ………….……………………………………..………8

3. Практическая часть……………………………………………………….10

Заключение ………………………………………………………………... 12

Список используемой литературы…………………………………………13

Введение

Каждый человек – это часть живой природы, но со временем все больше обосабливающийся от нее. Для обустройства своей жизни, много взято людьми от природы. А что отдано взамен? Животные, растения и вся окружающая нас среда тоже очень нуждается в заботе и помощи человека. Мы живем в удивительном месте земного шара. Красота природы нашей местности завораживает, смена времен года – погружает нас в сказку.  Но это требует от нас  большой ответственности и чуткости к природе.

Наш поселок за последние пару лет стал больше заселяться людьми и стали строиться многоквартирные дома. Застраивая поселок, люди вырубают деревья и не восполняют эту потерю. Человек даже не задумывается, какой урон наносит природе. Как негативно вырубка деревьев влияет на экологию. Ведь человек срубив дерево, не сажает рядом новое.

 Так возникла проблема нашего исследования: Можно ли в условиях детского сада вырастить дуб? Постановка проблемы исследования обусловила постановку цели: выращивание саженцев дуба в условиях детского сада для дальнейшей высадки их на улице.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

1. Изучить имеющуюся литературу по этому вопросу.

2. Закрепить общее представление о дубе.

3. Изучить, в каких условиях искусственно можно вырастить саженцы   дуба;

 4.         Подготовить необходимые исходники для эксперимента: желуди, необходимую землю.

       5.         Провести опытно-экспериментальную работу.

Теоретическая значимость нашего исследования: сбор и распространение информации об условиях выращивания саженцев дуба.

Практическая значимость нашего исследования озеленение территории детского сада.

Изучаемый объект: дуб черешчатый

Изучаемый предмет: условия выращивания молодых дубков

Методы исследования: сбор информации из книг, интернета, наблюдение, обобщение, опытно-экспериментальная деятельность

Характеристика дуба.

Дуб является листопадным деревом. Размеры дуба впечатляют. Средняя высота его около 35 метров, хотя иногда встречаются и 60 метровые гиганты. Толщина дуба также может быть довольно внушительной. Ствол дуба в среднем около 1,5 м в диаметре, покрыт темной корой, испещренной трещинами, извилистыми и морщинистыми. Кора дерева темно-серая, с многочисленными продольными трещинами. (У деревьев старше 30-35 лет они очень глубокие.) Молодые оливково-бурые побеги с возрастом становятся красно-бурыми. Кроны этих деревьев высоко подняты, поэтому их часто сравнивают с колоннами. У одиночно стоящих дубов крона раскидистая, с длинными толстыми и искривленными ветвями, которые сохраняются и в нижней части ствола.

От вида дуба зависит форма листа дерева. Листья дуба могут быть лопастные, зубчатые, перистораздельные и другие. Ветки дуба непрямые, изогнутые. Эта извилистость объясняется тем, что дерево дуб очень реагирует на солнечные лучи. Побеги при росте тянутся к свету и поэтому меняют направление в зависимости от периода года, погоды и времени суток.

Корневая система дуба очень хорошо развита. Обычно корни дуба огромны и уходят глубоко в землю. Крона дуба и ее форма во многом зависит от условий, в которых деревья растут. В лесах в основном стволы дубов прямые и ровные, отдельно же растущие растения на равнинах очень сильно раздаются вширь. Кроны таких дубов в обхвате измеряются в метрах. Если дерево выросло в экстремальных условиях, например, при недостатке влаги или под частым воздействием ветра, то кроны таких дубов деформированы и не совсем четкие и правильные по форме.

Дуб цветет поздней весной. Цветы дуба мелкие и зеленые, незаметные среди листвы. Мужские цветки состоят только из тычинок, женские – из пестика. Мужские цветки собираются в соцветия, похожие на сережки. Женские находятся на коротких стебельках, они похожи на зеленые зернышки с красной верхушкой. Именно из женских цветов дуба вырастают желуди.

Издревле все части дуба человек использовал для своих хозяйственных нужд. Дубовая кора содержит большой процент дубильных веществ и находит применение в медицине и кожевенном деле. На Руси обработка кожи дубовым корьем была настолько распространена, что этот процесс стали называть дублением даже в тех случаях, когда кожу обрабатывали ивовой корой или солями хрома.

Самое ценное в дубе — это его древесина.  Древесина дуба крепкая, тяжелая и твердая, гибкая и упругая, хорошо раскалывается в радиальном направлении. Во все времена дуб чаще всего использовался там, где требовалась особая прочность и долговечность. Дуб применяли при строительстве подводных частей деревянных мостов, свай под фундаменты домов, различных гидротехнических сооружений и крепостных укреплений.

Дуб относится к семейству буковых и включает много видов. Во всем мире насчитывается около 500. Распространены деревья только в Северном полушарии. Больше всего видов растет в Северной Америке, много их и в России. Самые популярные виды дубов: дуб черешчатый, дуб плакучий; дуб болотный; дуб скальный; дуб грузинский; дуб длинноножковый; дуб монгольский, дуб каштанолистный. Самый распространенный у нас вид – дуб черешчатый или обыкновенный – достигает в высоту 40-50 м.  Дуб — лесной долгожитель. Известны деревья, которые прожили две тысячи лет. Дуб — живучее дерево.

Обычный возраст толстых дубов в поймах рек – 150 – 200 лет, а более старые экземпляры теперь сохранились лишь в заказниках.

Наша земля богата зелёными «докторами». Но, к сожалению, огромные площади дубовых насаждений беспощадно вырубаются. И так увлеклись люди, что вырубили великое множество дубов.
6 видов дубов занесены в Красную книгу.

Дуб зубчатый внесен в России со статусом редкий вид.
  Дуб скальный внесен в Красную книгу России   и государств Белоруссия и Литва.   В 2000 году Лесная кампания СоЭС Международного Социально-Экологического Союза, создала  программу по восстановлению дубрав –"Дубы Европы" для восстановления дубрав в нашей стране специально создана программа "Дубы России".

                                                  Как вырастить дуб.

Дуб растет очень медленно. В природных условиях он размножается желудями и порослью пня. После рубки на пне из спящих почек формируется новый побег – пневая поросль. Такие побеги питаются за счет корневой системы материнского дерева, то есть им не нужны собственные корни. Под пологом дубрав можно обнаружить много самосева, однако со временем (через 3-4 года) из-за недостатка света он отмирает и прекращается в так называемые торчки, от которых вновь появляется поросль, тоже отмирающая через 2-3 года. На осветленных местах самосев превращается в подрост. Дуб разводят и искусственным путем, высевая желуди в питомниках. Выросшие из них саженцы пересаживаются в нужные места.

Дубы плодоносят, начиная с 30 лет после посадки. Плоды дуба –желуди. Декоративные виды дубов довольно легко размножаются прививками. Оптимальный вариант посадки дуба – осенью, до первого снега и заморозков. Однако в этот период желуди дуба могут быть съедены мелкими грызунами, поэтому часто их сохраняют до весны и высаживают с наступлением теплых дней. Для посадки нужно обязательно выбрать живые семена дуба, которые состоят из желтых семядолей с желтым или красноватым зародышем внутри.

Вариантом посадки дуба также является сбор прорастающих желудей в парке или в лесу ранней весной сразу же после схода снега. Такие семена с росточками можно сразу же сажать в землю, заботясь, чтобы хрупкие и еще не окрепшие ростки не засохли и не обломались. Саженцы дуба необходимо оберегать от сорняков и не забывать поливать при засухе.

Поскольку в желуде находится большой запас питательных веществ, уже в первые недели жизни всходы дуба достигают высоты в 10-12 см. Это облегчает выращивание дуба: он не настолько быстро забивается сорняками, как мелкие всходы других пород деревьев. Пригодные для посадки на постоянное место сеянцы дуба можно вырастить за один-два года.

                                                     Практическая часть

Весной, перекапывая грядку, воспитатель нашей группы нашла 2 желудя, которые были  в земле. Она принесла их в группу и показала нам.  Педагог предложила нам  вырастить дуб в условиях детского сада, чтобы потом его можно было высадить в открытый грунт на территории детского сада. Предложение воспитателя поддержали с большим интересом все дети нашей группы.

Мы взяли горшок, накопали земли и посадили эти 2 желудя в землю, полили и поставили на подоконник в группе. Каждый день мы с ребятами наблюдали и ждали, когда же дадут ростки наши желуди. Меня назначили ответственным за поливку наших саженцев. Уже через неделю мы увидели маленький зеленый росточек, он пробивался из-под земли.  Мы этому очень обрадовались, ведь шансов, что желуди прорастут было очень мало! С большим интересом ребята моей группы и воспитатель наблюдали за тем, как он становился все больше и больше. Через 1.5 месяца наше деревце уже было 20 см. Мы оберегали, ухаживали за нашим дубом и в скором времени планировали его высадить на территорию детского сада.

Нас удивляло только одно – почему один желудь пророс, а другой – нет? Но через время мы получили ответ на свой вопрос. В очередной раз при поливке дуба, я увидел рядом с нашим уже большим дубком  маленький отросток. Моей радости не было придела! Наш второй дубок быстро рос и очень быстро догнал своего товарища.

Все лето мы с моими одногрупниками  ухаживали за дубами, чтобы они набрались сил для посадки на улицу. В конце лета я стал замечать, что листики одного из дубов стали вянуть и желтеть, мы очень сильно испугались! Воспитатель стала искать информацию в интернете, как вылечить дуб. Там она нашла, что листья дуба нужно обработать мыльным раствором. И мы стали обрабатывать листья.

Через некоторое время мы заметили, что листья дуба начали выздоравливать. Благодаря нашим стараниям дуб выжил и не отличался от дуба, который был здоров. Я продолжил заботиться о наших саженцах.

Когда пришло время, а это случилось в сентябре, мы всей нашей группой высадили дубочки в открытый грунт. Пока не ударили морозы, мы наблюдали за ними. Поначалу листики пожухли, видимо привыкали к новой почве, но потом они стали как прежде. Через какое-то время, как и все деревья, наши дубы сбросили листья и приготовились к зимовке. Сейчас мы с нетерпением ждем, как наши дубки перезимуют, очень надеемся, что на них появятся зеленые листочки и они начнут расти.      

Итак, в результате выполненных исследований, мы пришли к выводу, что в условиях детского сада возможно прорастить саженец дуба из желудя.

Моё исследование по выращиванию саженца дуба из желудя носит практический характер. Данный проект имеет экологическое значение.  Научившись выращивать саженцы в домашних условиях, мы сможем высаживать их для озеленения и оздоровления экологии, не только на территории нашего поселка, но и в черте города.

Заключение

Таким образом, из проведенного эксперимента можно заключить, что дуб можно взрастить в домашних условиях. Климат класса подходит для того чтобы желудь дал росток.

Но, в то же время, ответив на главный вопрос нашей исследовательской работы, нельзя сказать, что наш эксперимент подошел к концу. Наоборот, сейчас начинается самая важная работа. Во-первых, необходимо сохранить наши результаты до мая, и в мае, высадив в грунт, побеги дуба, наблюдать, как они приживаются после «тепличных» условий к «диким». Ведь наша цель, не только создать условия для роста дуба, но и вырастить дуб на улице в грунте для того, чтобы улучшить экологическую обстановку нашего поселка.  В заключение хочется сказать, что вырастить любое дерево, особенно долгожителя, это не просто опыт, а огромное чувство гордости.


Список литературы

1.  Дмитриев Ю., Пожарицкая Н. «Книга природы», Москва, 1990г.

2.  Петров В.В. «Растительный мир нашей Родины», Москва, 1991г.

3. Твой первый атлас-определитель. Растения леса / под ред. А.Козлова, М.: Дрофа, 2008

4. Интернет источники.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор Уколова Софья, МОУ начальная школа-детский сад п. Красная Горка

Слайд 2

Проблема нашего исследования: Как мы можем помочь улучшить экологическую ситуацию нашего поселка? Постановка проблемы исследования обусловила постановку цели : выращивание саженцев дуба в домашних условиях для дальнейшей высадки их на улице для улучшения экологической ситуации.

Слайд 3

Задачи : 1. Изучить имеющуюся литературу по этому вопросу. 2. Закрепить общее представление о дубе. 3. Изучить, в каких условиях искусственно можно вырастить саженцы дуба; 4. подготовить необходимые исходники для эксперимента: желуди, необходимую землю. 5. Провести опытно-экспериментальную работу

Слайд 4

Теоретическая значимость нашего исследования: сбор и распространение информации об условиях выращивания саженцев дуба. Практическая значимость нашего исследования озеленение пришкольной территории Изучаемый объект: дуб черешчатый Изучаемый предмет: условия выращивания молодых дубков Методы исследования: сбор информации из книг, интернета, наблюдение, обобщение, опытно-экспериментальная деятельность

Слайд 5

Листья у дуба простые, зубчатые. Цветки мелкие, малозаметные; образуют серёжки. Жёлудь помещается в особой чашечке – плюске. Корни огромны, уходят глубоко в землю.

Слайд 6

Применение дуба 1. В строительстве 2. В медицине 3. Для хозяйственных нужд

Слайд 19

Если каждый мой ровесник посадит и вырастит хотя бы одно дерево, то у него никогда не поднимется рука сломать растение на улице. Значит, мы сможем сберечь лес от уничтожения. Растения учат людей быть добрыми. А добрый человек будет беречь природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)

Данный  исследовательский проект  представлен  на  VII городской  НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира".  По направлению: Живая природа (зоология и экол...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...