консультация для родителей " Поощрения и наказания детей дошкольного возраста"
консультация

Притворова Елена Викторовна

Наказания и поощрения являются рычагами воспитательного процесса . Как наказывать? Как поощрять? Эти вопросы волнуют  и педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_teme.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

 

1.Психологический смысл наказания и поощрения.

Воспитание ребёнка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребёнка? Как наказывать? Как поощрять? Это вопросы, которые волнуют и педагогов, и родителей.

Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребёнок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него предполагается прощение провинившегося ребёнка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребёнка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Ведь именно от того, какие чувства испытывает ребёнок в момент наказания (вина, раскаяние, беспокойство, обида и др.), зависит и эффективность этого воспитательного рычага. Именно чувства наказываемого ребёнка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет. Чувства ребёнка в момент наказания и после него служат индикатором эффективности наказания.

Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребёнок закрепил поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей дошкольного возраста требует особого внимания педагогов и родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребёнка поощрить, само по себе сопровождается положительными чувствами радости, гордости и т.п. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребёнок.

Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребёнку в детский сад обязательный подарок-поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Походит немного времени, и вот уже ребёнок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что же ему принесли. Подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему «Ничего не принесли!».

2.Физические наказания и крик взрослых.

Физические наказания остаются популярными у отдельной части современных родителей, хотя они понимают бесполезность и вред этого способа воздействия на ребёнка, так как ребёнок никакого раскаяния и тем более осознания своего проступка не испытывает, когда его бьют, скорее наоборот, возрастает внутренняя агрессия и желание сделать что-нибудь плохое.

Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны: «Выполнил – и ребёнок на время как шёлковый». Но вся беда, что только на время и только пока страх господствует над ребёнком, пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребёнок перестаёт бояться.

Крик родителей дети дошкольного возраста воспринимают как наказание, как своеобразное словесное битьё. Поэтому на вопрос «Как тебя наказывают?» можно услышать и вот такие ответы: «Очень сильно на меня кричат», «Папа языком ругается», «Ругают, кричат словами».

Крик взрослого, направленный на маленького ребёнка, не является безобидным сотрясанием воздуха – это, по сути, битьё ребёнка словами. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребёнка дошкольного возраста. Исключительно чувствительны к словам девочки дошкольного возраста, поэтому хвалить и уж тем более ругать их надо, учитывая эту особенность. Для девочки важно каждодневное подтверждение того, что она красивая, хорошая, замечательная и т.д. Очень важно слышать девочке эти слова от отца, дедушки или другого значимого для неё мужчины. Неосторожное слово, особенно брошенное значимым мужчиной. Способно не только вызвать бурную эмоциональную реакцию в виде плача, но и стать той психической травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях заострённой чувствительностью к словам, фразам и выражениям любимого мужчины.

Возраст 5 лет – это удивительный возраст формирования, укрепления и открытия для себя самого главного чувства – чувства любви. У девочек любовь в этом возрасте направляется на отца. Понимающее, поддерживающее отношение значимого взрослого к ребёнку в этом возрасте является основой формирования гармоничных семейных отношений в будущем.

Педагогам, взаимодействуя с детьми дошкольного возраста, необходимо проявлять тактичность и деликатность, быть очень осторожными при оценке их поведения. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребёнка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия. Недостаток похвалы со стороны воспитателя проявляется в том, что детям становится неинтересно с педагогом. Девочкам похвала особо необходима для того, чтобы им с воспитателем было интересно. В практике детского сада необходим дифференцированный подход в использовании наказаний и поощрений к детям в зависимости от их пола.

3. Словесные способы поощрения и поддержки ребёнка дошкольного возраста.

  • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично!
  • Замечательно! Превосходно! Чудно!
  • Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Ещё немного времени, и у тебя это получится. С каждым днём у тебя получается лучше. Я знала, что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
  • Это лучше всего! Ещё лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
  • Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рада за тебя.
  • Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил! Ты сейчас на правильном пути.
  • Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав!
  • Большое тебе спасибо. Ты – чудо!

 4.Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста

  • Молчанием. Выдержать бойкот ребёнку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
  • Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребёнку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребёнка.
  • Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребёнка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребёнку урок жестокости.
  • Кричать на ребёнка, поскольку крик воспринимается ребёнком дошкольного возраста как словесное битьё.
  • Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений в воспитании ребёнка  должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребёнка путём поощрений тем самым закрепляет его).
  • Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребёнка (чем меньше ребёнок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
  • Упрекать и поминать былые грехи ребёнка, тем самым закрепляя плохое поведение ребёнка.

 5.Как нужно поощрять детей дошкольного возраста

  • Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
  • Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребёнка. Выбирая подарок для поощрения ребёнка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
  • Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
  • Давать особо почётные поручения, когда ребёнку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
  • Поощрять не только за результат, но и за попытку ребёнком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.п.

Список литературы:

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь, 2008. – 283с.
  2. Методическое пособие для воспитателей, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и учреждений дополнительного образования. Интерактивные формы работы с родителями / под общей редакцией О.А. Осиповой, методиста муниципального автономного учреждения  информационно-методического центра. – Томск, 2014. – с. 106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей: "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром"

Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Основная задача в этом возрасте - вызвать положительные эмоции от знакомства с окружающим миром....

консультация для родителей: "Знакомство детей младшего дошкольного возраста с искусством оригами"

теоретические знания и практические советы родителям по знакомству детей младшего дошкольного возраста с искусством оригами....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей поможет осознать возрастные и индивидуальные особенности своего ребенка, поведенческие особенности в разные периоды дошкольного детства....