Психологическое обеспечение образовательных программ
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

На современном :этапе развития системы дошкольного образования актуальность деятельности педагога-психолога воз­растает, поскольку достижение образовательных целей, т. е. «фор­мирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, фор­мирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих со­циальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей до­школьного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей», без психологического сопровождения программы представляется весьма проблематичным. Кроме того, федеральные требования предполагают повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ. Психологизация образовательного процесса обеспечивает психолого – педагогический характер образовательной работы с детьми, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, создание необходимых условий для психического развития и становление личности каждого ребенка. Психологическое сопровождение образователь­ного процесса является требованием федерального документа: «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологи­ческим сопровождением».

Психологическое обеспечение образовательных программ имеет три составляющих: проектирование, экспертизу, мониторинг психологических условий. Участие в этом процессе педагога – психолога  регламентируется  Уставом образовательного учреждения, должностной инструкцией педагога – психолога, функциональными обязанностями.

Психологическое проектирование образовательной деятельности:

  • Отбор целей и ценностей в образовательной деятельности.
  • На практическом уровне воплощение системы социально-педагогических и психологических условий для решения задач развития воспитанников.
  • Учёт возрастных особенностей психики воспитанников, их восприимчивость к различного рода воздействиям и других психологических характеристик.

Психологическая экспертиза образовательной деятельности:

  • Призвана оценить соответствие конкретной программы, пособия, образовательной среды и т.д. поставленным задачам.
  • Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников подвергается экспертизе в рамках работы психолого-медико-педагогической комиссии.

Мониторинг условий и результатов образовательной деятельности – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза. Мониторинг призван систематически отслеживать:

  • Индивидуально-личностную динамику развития воспитанников, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям.
  • Состояние предметно-развивающей среды.
  • Систему психолого-педагогических отношений.

 

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель психологического обеспечения образовательных программ: создание условий для психологической поддержки участников образовательного процесса (воспитанники, педагоги, администрация ДОУ) по реализации  образовательной программы. Психологический анализ социальной ситуации раз­вития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возник­новения, путей и средств их разрешения.

Этапы психологического обеспечения образовательных программ:

  • Постановка проблемы;
  • Анализ возможностей (перспективы);
  • Проектирование.

Задачи психологического проектирования:

  • содействие личностному и интеллектуальному разви­тию воспитанников на каждом возра­стном этапе развития личности;
  • профилактика и преодоление отклонений в социаль­ном и психологическом здоровье, а также развитии  воспитанников;
  • психологическое обеспечение образовательных про­грамм с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальными и личностным возмож­ностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
  • консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обуче­ния и воспитания.
  • участие в комплексной психолого-педагогической экс­пертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных  проектов, учебно-методических пособий.
  • содействие распространению и внедрению в практи­ку образовательных учреждений достижений в обла­сти психологии;
  •  

Направления работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса (по ФГТ)

оказание помо­щи родителям (законным представителям) в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологической     профилактики и консультирования.

 

 

 

 

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация психологического проектирования образовательной деятельности

  1. С воспитанниками:
  1. Диагностические исследования;
  2. Развивающая, психокоррекционная, реабилитационная работа;
  3. Консультативная работа.

  Прогнозируемый результат: Оптимизация процесса всестороннего развития детей через создание системы психологических условий образовательной деятельности по образовательным областям программы.

  1. С педагогами:
  1. Диагностические исследования;
  2. Консультативная работа;
  3. Профилактическая работа.

Прогнозируемый результат: Повышение личностной готовности и заинтересованности специалистов в улучшении качества обучения и воспитания детей, повышение профессиональной компетенции.

  1. С родителями:
  1. Диагностические исследования;
  2. Консультативная работа;
  3. Профилактическая работа.

Прогнозируемый результат: Повышение компетентности родителей в области воспитания, обучения и развития детей через создание системы психологических условий образовательной деятельности по образовательным областям программы.

За критерий психологической экспертизы взята категория качества образовательной деятельности.

Качество результатов

Качество педагогического процесса

Качество условий деятельности

Степень адаптации ребенка к условиям пребывания в ДОУ.

Интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения.

Степень готовности ребенка к школьному обучению.

Удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, воспитателей) деятельностью ДОУ.

Отслеживание качества образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,  трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и в ходе режимных моментов.

Организация самостоятельной деятельности детей.

 

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста.

Кадровый потенциал ДОУ

 

Развивающая среда ДОУ

Содержание мониторинга.

Психологическая оценка условий и результатов образовательной деятельности происходит по направлениям:

  • По основным образовательным областям общеобразовательной программы («здоровье», «физическая культура», «социализация», «труд», «безопасность», «коммуникация», «познание», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка»).
  • По возрастному и групповому контингенту воспитанников ДОУ.
  • По качеству психологической составляющей содержания образовательной деятельности по критериям:
  • Общения педагогов с детьми с учётом положительного эмоционального фона.
  • Организация предметно-развивающей среды с учётом психологического комфорта детей.
  • Организация игровой деятельности с учётом возрастных, психологических и личностных особенностей ребёнка.
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса с учётом гуманистических технологий педагогического общения.

 

Образец программы мониторинга условий и результатов образовательной деятельности с учётом психологической составляющей.

Возрастной контингент детей.

Критерии оценки образовательной области

Содержание условий образовательной деятельности с учётом психологической составляющей

Оценка условий и результатов образовательной деятельности

I. “Здоровье”

1. Качество реализации общения педагогов с детьми с учетом положительного эмоционального тона

2. Качество организации предметно – развивающей среды с учетом психологического комфорта детей

З. Качество организации игровой деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

4. Качество информирования родителей о ходе образовательного процесса с учетом гуманистического педагогического общения   

 

 

 

1. Педагог в общении с детьми придерживается положительного эмоционального тона

 

2. Построена с учетом зонирования и подвижности обеспечивает психол. защищен.

 

З. Наличие картотеки дидактических игр с элементами движений.

 

 

4. Педагоги информируют родителей о факторах влияющих на псих. и физ. здоровье ребенка. Педагоги знакомят  родителей с оздоровит. мероприятиями, проводимыми в детском саду. Педагоги излагают информацию с учетом целевой категории.

Высокий уровень – условия и результаты образовательной деятельности имеют психологическую направленность и соответствуют программному содержанию по образовательной области

Средний уровень - условия и результаты образовательной деятельности частично имеют психологическую направленность и частично соответствуют программному содержанию по образовательной области

Низкий уровень - условия и результаты образовательной деятельности не имеют психологическую направленность и не соответствуют программному содержанию по образовательной области

 

Список использованной литературы:

1. Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, Работа педагога-психолога в ДОУ,

М., Айрис-пресс, 2005

2. Кузнецова С. В.,  Проектирование развития ДОУ, М., ТЦ Сфера, 2010.

3. Мониторинг в современном детском саду / Под. ред. Н. В. Микляевой./,

 М., ТЦ Сфера, 2010.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskoe_obespechenie_obraz._programm.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Соснина Н.В., педагог-психолог,

ГБДОУ детский сад № 5 Выборгского района,

г. Санкт-Петербург

Психологическое обеспечение образовательных программ с учётом новых Федеральных Государственных Требований.

На современном :этапе развития системы дошкольного образования актуальность деятельности педагога-психолога возрастает, поскольку достижение образовательных целей, т. е. «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей», без психологического сопровождения программы представляется весьма проблематичным. Кроме того, федеральные требования предполагают повышенный уровень психологизации образовательного процесса в ДОУ. Психологизация образовательного процесса обеспечивает психолого – педагогический характер образовательной работы с детьми, учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, создание необходимых условий для психического развития и становление личности каждого ребенка. Психологическое сопровождение образовательного процесса является требованием федерального документа: «Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением».

Психологическое обеспечение образовательных программ имеет три составляющих: проектирование, экспертизу, мониторинг психологических условий. Участие в этом процессе педагога – психолога  регламентируется  Уставом образовательного учреждения, должностной инструкцией педагога – психолога, функциональными обязанностями.

Психологическое проектирование образовательной деятельности:

  • Отбор целей и ценностей в образовательной деятельности.
  • На практическом уровне воплощение системы социально-педагогических и психологических условий для решения задач развития воспитанников.
  • Учёт возрастных особенностей психики воспитанников, их восприимчивость к различного рода воздействиям и других психологических характеристик.

Психологическая экспертиза образовательной деятельности:

  • Призвана оценить соответствие конкретной программы, пособия, образовательной среды и т.д. поставленным задачам.
  • Индивидуальный образовательный маршрут воспитанников подвергается экспертизе в рамках работы психолого-медико-педагогической комиссии.

Мониторинг условий и результатов образовательной деятельности – специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза. Мониторинг призван систематически отслеживать:

  • Индивидуально-личностную динамику развития воспитанников, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям.
  • Состояние предметно-развивающей среды.
  • Систему психолого-педагогических отношений.

Цель психологического обеспечения образовательных программ: создание условий для психологической поддержки участников образовательного процесса (воспитанники, педагоги, администрация ДОУ) по реализации  образовательной программы. Психологический анализ социальной ситуации развития в образовательном учреждении, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.

Этапы психологического обеспечения образовательных программ:

  • Постановка проблемы;
  • Анализ возможностей (перспективы);
  • Проектирование.

Задачи психологического проектирования:

  • содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии  воспитанников;
  • психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальными и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
  • консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания.
  • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных  проектов, учебно-методических пособий.
  • содействие распространению и внедрению в практику образовательных учреждений достижений в области психологии;
  • оказание помощи родителям (законным представителям) в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологической         профилактики и консультирования.

Организация психологического проектирования образовательной деятельности

  1. С воспитанниками:
  • Диагностические исследования;
  • Развивающая, психокоррекционная, реабилитационная работа;
  • Консультативная работа.

  Прогнозируемый результат: Оптимизация процесса всестороннего развития детей через создание системы психологических условий образовательной деятельности по образовательным областям программы.

  1. С педагогами:
  • Диагностические исследования;
  • Консультативная работа;
  • Профилактическая работа.

Прогнозируемый результат: Повышение личностной готовности и заинтересованности специалистов в улучшении качества обучения и воспитания детей, повышение профессиональной компетенции.

  1. С родителями:
  • Диагностические исследования;
  • Консультативная работа;
  • Профилактическая работа.

Прогнозируемый результат: Повышение компетентности родителей в области воспитания, обучения и развития детей через создание системы психологических условий образовательной деятельности по образовательным областям программы.

За критерий психологической экспертизы взята категория качества образовательной деятельности.

Качество результатов

Качество педагогического процесса

Качество условий деятельности

Степень адаптации ребенка к условиям пребывания в ДОУ.

Интеллектуальные и личностные качества ребенка.

Степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения.

Степень готовности ребенка к школьному обучению.

Удовлетворенность различных групп потребителей (родителей, воспитателей) деятельностью ДОУ.

Отслеживание качества образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,  трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и в ходе режимных моментов.

Организация самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста.

Кадровый потенциал ДОУ

Развивающая среда ДОУ

Содержание мониторинга.

Психологическая оценка условий и результатов образовательной деятельности происходит по направлениям:

  • По основным образовательным областям общеобразовательной программы («здоровье», «физическая культура», «социализация», «труд», «безопасность», «коммуникация», «познание», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка»).
  • По возрастному и групповому контингенту воспитанников ДОУ.
  • По качеству психологической составляющей содержания образовательной деятельности по критериям:
  • Общения педагогов с детьми с учётом положительного эмоционального фона.
  • Организация предметно-развивающей среды с учётом психологического комфорта детей.
  • Организация игровой деятельности с учётом возрастных, психологических и личностных особенностей ребёнка.
  • Информирование родителей о ходе образовательного процесса с учётом гуманистических технологий педагогического общения.

Образец программы мониторинга условий и результатов образовательной деятельности с учётом психологической составляющей.

Возрастной контингент детей.

Критерии оценки образовательной области

Содержание условий образовательной деятельности с учётом психологической составляющей

Оценка условий и результатов образовательной деятельности

I. “Здоровье”

1. Качество реализации общения педагогов с детьми с учетом положительного эмоционального тона

2. Качество организации предметно – развивающей среды с учетом психологического комфорта детей

З. Качество организации игровой деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

4. Качество информирования родителей о ходе образовательного процесса с учетом гуманистического педагогического общения    

1. Педагог в общении с детьми придерживается положительного эмоционального тона

2. Построена с учетом зонирования и подвижности обеспечивает психол. защищен.

З. Наличие картотеки дидактических игр с элементами движений.

4. Педагоги информируют родителей о факторах влияющих на псих. и физ. здоровье ребенка. Педагоги знакомят  родителей с оздоровит. мероприятиями, проводимыми в детском саду. Педагоги излагают информацию с учетом целевой категории.

Высокий уровень – условия и результаты образовательной деятельности имеют психологическую направленность и соответствуют программному содержанию по образовательной области

Средний уровень - условия и результаты образовательной деятельности частично имеют психологическую направленность и частично соответствуют программному содержанию по образовательной области

Низкий уровень - условия и результаты образовательной деятельности не имеют психологическую направленность и не соответствуют программному содержанию по образовательной области

Список использованной литературы:

1. Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, Работа педагога-психолога в ДОУ,

М., Айрис-пресс, 2005

2. Кузнецова С. В.,  Проектирование развития ДОУ, М., ТЦ Сфера, 2010.

3. Мониторинг в современном детском саду / Под. ред. Н. В. Микляевой./,

 М., ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативное, материально- техническое и психологическое обеспечение образовательной программы ДОУ на основе ФГОС

В данной презентации  даются нормативные определения ФГОС, рассказывается о финансовом, мат.-тех. обеспечении, приводятся основные понятия ФГОС, анализируются социально-психологические факт...

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации

Обеспечение психологической безопасности  образовательной среды в дошкольной образовательной организации...

Опыт работы "Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации"

Обеспечение психологической безопасности  образовательной среды в  дошкольной образовательной организации...

Методическое обеспечение образовательной программы группы общеразвивающей направленности для дошкольников от 3 до 4 лет

Методическое обеспечение образовательной программы - это необходимая информация, УМК, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации образовательной...

Рабочая программа психологического сопровождения образовательной программы педагога – психолога по ФГОС

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и худож...

Рабочая программа психологического сопровождения образовательной программы педагога – психолога по ФГОС на 2023 – 2024 учебный год

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественн...