ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ - 2
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

   Дошкольное детство один из важнейших этапов в жизни ребенка. И очень важно в этот период правильно организовать все пространство, в котором находиться ребенок. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им, не всегда хватает взаимопонимания, такта терпения, что бы услышать и понять друг друга.   В настоящее время детские сады в России посещают 50%  детей дошкольного возраста и установление нового типа взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания.     

В результате специального изучения, которое проводилось группой ученых и практиков (А. В. Алексеева, Т. А. Даньярова, О. Г. Заводчикова, Т. Н. Львова, С. И. Мусиенко, С. А. Соловей, Е. В. Соловьева, Л. А. Пенькова, Г. В. Крысанова и др.) был составлен социальный портрет родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные уч­реждения. Возраст таких родителей сегодня колеблется в интервале от 18 до 55 лет, но преобладают родители в возрасте от 23 до 35 лет. В основном воспитанники детских садов живут в полных, но однодетных семьях. Только 27% семей имеют двоих детей. Большинство родителей (78%) сами воспитывают своих детей, не прибегая к помощи бабушек и дедушек [1].

Семьи, в которых проживают и воспитываются эти дети, довольно неоднородны, что является отражением времени. Эта неоднородность проявляется в социально-экономических условиях, в образовательном уровне современных родителей, в их информированности по проблемам воспитания.   

Постиндустриальное общество более свободно распоряжается своим временем, родители получают возможность участвовать в процессе образования собственных детей (например, в США). На докладах в ЮНЭСКО все чаще говорят о необходимости включения родительской общественности в образовательный процесс. Страны, в которых господствовали жесткие государственные системы образования, меняют законодательную политику, отдавая образовательные приоритеты семье (Конституция РФ, ст. 38). Но при этом во всех странах Европы, включая Россию, и в США исследователи отмечают кризис традиционной семьи как таковой, кризис семейных отношений. Современные родители зачастую не понимают, какова может быть их роль в воспитании и образовании их детей, и при этом педагогическая общественность в нашей стране часто сводит эту роль к минимальной заботе о материальном благополучии. Но мир постоянно информационно усложняется и потребность в знаниях проникает во все сферы жизни — професси­ональную, семейную, досуговую, общественную, личную и другие [7].

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: меди­цинских, сексологических, педагогических, психологических, социальных, юри­дических, экономических... Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые педагогические знания. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опи­рающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возник­новение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справ­ляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для    большинства людей.

Еще одна из проблем сегодняшнего дня  - “угасание родительской инициативы”, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей. Она выражается в том, что современные родители склонны препоручать образование и воспитание своего ребенка “третьим лицам”, доля времени, посвящаемого ими семейному общению ничтожно мала; вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов родителей.

В этом случае непре­рывное образование взрослых выступает фактором поддержки со­циальной грамотности и компетентности. Но как привлечь родителей, как заинтересовать? Это предмет особой заботы специалистов работающих в образовательных учреждениях с детьми и их семьями. Необходимо задуматься над тем, какие принципы во взаимодействии с семьями способны сегодня послужить складыванию творческой, взаимообогащающей педагогической среды, а какие губят эти усилия на корню [1].

Если мы обратимся к истории становления образовательных учреждений, то увидим, что создателей этих учреждений как, за рубежом (Ф. Фребель, Р. Оуэн, П. Кергомар), так и у нас в России (С. А. Люгебиль, А. С. Симонович, Е. П. Сидович, В. Соловьева, Е. Н. Водовозова) волновали проблемы взаимодействия учреждения и семьи  в вопросах воспитания и образования детей.

Е. Н. Водовозова считала что, задача  родителей и воспитателей  - изучать не только индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и обучения, но и науку о воспитании, регулировать влияние внешней среды и создавать обстановку необходимую для воспитания, а это возможно только при совместном желании и грамотном взаимодействии обеих сторон [3].

Деятельность педагогиче­ских коллективов детских садов не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Поэтому работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция — обучать родителей самостоятельно­му решению жизненных задач, что безусловно требует определенных усилий от педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодей­ствия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Воз­действие нового знания на личность взрослого идет непросто, тре­бует от него критической переоценки собственного опыта. Желание узнать что-то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся порядком вещей. Но не всегда это желание есть у современных родителей. Таким образом, для того, чтобы это желание появилось, сотрудничество с родителями должно предполагать взаимопонимание, взаимодействие, доверительность отношений [2].

Еще одна проблема, вызывающая тревогу - насколько педагоги, заранее информированы о семье, из которой к ним поступает ребенок, какими предварительными сведениями о своем будущем воспитаннике они владеют и готовы ли сами к плодотворному сотрудничеству с семьей. Все это подразумевает изменения в системе “воспитатель - родитель” и требует целенаправленной работы педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения в этом направлении [1]. 

И педагог и родитель  - взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблемы. Мотивы и потребности в обучении у родителей и педагогов разные. И каждая группа требует подхода, в котором отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а так же владение принципами работы со взрослыми. Такими принципами являются:

- отказ от критики участников процесса обучения;

- обеспечение свободы мнений;

- уважение плюрализма жизненных позиций;

- удовлетворение познавательного интереса.

  Методы обучения должны быть поисковые, а процесс обучения должен включать постановку проблем и поиск решений, отбор и организацию информации самими обучающими, что предполагает их совместную активность при консультативной роли обучающего.

Оказание квалифицированной помощи семье невозможно без знания как современного так и предыдущего опыта семейного и дошкольного воспитания, психолого – педагогических исследований [4].

В этом направлении можно опираться на опыт таких выдающихся отечественных и зарубежных педагогов прошлого,  как Я. А. Каменского, учение которого о материнской школе легло в основу многих методик по работе с детьми и семьей в дошкольном возрасте. Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу – своеобразную форму семейного воспитания. Этой ступени воспитания он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, том, каким должно быть его питание, режим дня. Большое значение уделял физическому развитию детей. Призывал родителей учитывать возрастные и индивидуальные особенности их детей.  Подчеркивал образовательное значение детской игры (3).

Бесценен опыт и В. А. Сухомлинского, который создал “Школу радости” и в своем произведении: “Сердце отдаю детям” описал опыт работы в этой школе.

Работая директором, Сухомлинский, создал целостную педагогическую систему, основывающуюся на гуманистическом подходе к воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания. “Воспитание – это самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку”, считал Сухомлинский. Решающее значение отводил собственному опыту ребенка, приобретенному в семье, школе, в общении со сверстниками и окружающей природой. Он считал, что школа и педагогический коллектив, должны активно взаимодействовать с родителями воспитанников и писал: “Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей дать каждому ребенку счастье.”. Сухомлинский начал работу с шестилетними детьми, создав для них “Школу радости”, где велась подготовка детей к сложному ученическому труду.

  “Школа радости” – это дни и недели погружения в мир самостоятельного познания окружающей действительности, когда процесс овладения знаниями, умениями и навыками выноситься за пределы классной комнаты. Сколько времен года – столько раз в году открывает свои двери и “Школа радости”. Весной – это “Школа под голубым небом”; летом – “Школа солнечного лета”; осенью – “Школа осенних этюдов”; зимой – “Школа под зимним небом”.

   Особое значение Сухомлинский уделял изучению личности родителей и взаимоотношений в семьях своих воспитанников, так как без этого знания трудно помочь ребенку справиться с возникающими проблемами.

  В школе под руководством Сухомлинского для родителей работал “Родительский университет”, где родители могли получить квалифицированную помощь по любым вопросом.
Суть педагогики Сухомлинского можно определить, как “гражданственность и человечность”, что является неоспоримым наследием последующих поколений (9).

Можно сократить

Необычный и интересный  опыт по работе с семьей представила французский психоаналитик, врач, педагог Франсуаза Долто. В 1979 году вместе со своими сторонниками, она открыла  “Зеленый дом”. Этот необычный опыт работы с семьями детей раннего дошкольного возраста она описала в своей книге «На стороне ребенка» («LA CAUSE DES ENFANTS») [10]. О принципах работы в Зеленом доме говорит свидетельство сделанное по идее Франсуазы Долто.

                                  Свидетельство Зеленого дома

Это место для проведения досуга малышей и родителей.

Обязательным условием для принятия детей в Зеленый дом является нахождение родителей мамы или папы с ребенком. В этом месте отдыха и встреч, где к детям относятся как к личностям, все заинтересованы друг в друге, здесь соблюдается анонимность и единство, и что важно – человеческое присутствие: родитель никогда не оставит ребенка одного в Зеленом доме, родители здесь тоже отдыхают или находят себе какое–нибудь занятие.

   Это место, чтобы суметь адаптироваться к социальной жизни, начиная с рождения ребенка, где родители могут найти себе единомышленников и бороться с теми ежедневными трудностями, с которыми они сталкиваются вместе со своими детьми.

  Зеленый дом подготавливает ребенка к тому, что уже очень скоро он может быть оставлен матерью в яслях и не будет никакого “синдрома адаптации”; он сможет безопасно жить без нее в обществе.

  Это – не ясли, не детский сад, где оставляют детей, не медицинский центр, это дом, где всегда рады видеть мам и пап, бабушек и дедушек, нянь, это место где малыш находит себе друзей.    

  Зеленый дом это место, куда дети ходят до ясель и детского сада. Здесь практикуется из дня в день, без каких- либо упреков – правдивая беседа с ребенком и его родителями. Родители встречаются здесь с другими родителями. Принимает их группа из трех человек, среди которых есть один мужчина. Специалисты не назначают никого лечения или специального обследования. Они просто находятся с родителями рядом, слушают и разговаривают с детьми в присутствии их родителей.

   Мы рады также беременным женщинам и тем, кто их сопровождает.

Групповые методы работы с родителями пред­ставлены и осмыслены в различных теоретических кон­цепциях. Эти формы работы с родителями, как отмечает Л. А. Петровская, «стали подлинным знамением вре­мени как в силу экономичности, так и в силу своей эффективности, в ряде случаев более высокой по срав­нению с индивидуальной работой».

В последнее время направ­ление, использующее групповые формы обучения и терапии родителей, стало развиваться более активно. Упоминание  работы с родительскими группами можно найти в исследованиях наших отечественных психологов (А С. Спиваковская, А Я. Вар­га, А. И. Захаров). В зарубежной психологии и педагогике родитель­ские группы зарекомендовали себя как весьма эффек­тивная форма обучения и решения психологических проблем родителей. Наибольшее распространение груп­повые занятия с родителями получили в современной Америке. Известно, что фактору семьи в США уделя­ется особое внимание, программы помощи семье про­водятся на федеральном уровне и поддерживаются общественными и религиозными организациями. Так, получившая широкую известность программа Томаса Гордона “Тренинг эффективного родителя”.

В модели Гордона внимание концентри­руется на навыках общения родителей. Задачи работы с родителями, по Гордону, сводятся к тому, что родители должны усвоить три основных умения:

- активно слушать, то есть умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;

- умение выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребенка;

- использовать принцип «оба правы» (или «выиграть—выиграть») для разрешения кон­фликтных ситуаций, то есть умение договаривать­ся с ребенком так, чтобы результатами разгово­ра были довольны оба его участника.

Т. Гордон разделяет необходимые навыки на две группы: навыки, необходимые для решения проблем ребенка, и навыки, необходимые для решения проблем родителя. Любая проблема должна решаться родите­лями совместно с детьми. На занятиях в группе роди­тели учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе. Исследования, проведенные Т. Гордоном и его по­следователями, показали, что те, кто посещал роди­тельские группы, легко меняли стиль воспитания, на­правляя его на определенные цели. По мере развития способности к общению улучшалось взаимопонимание между родителями и детьми и росла способность де­тей самостоятельно решать свои проблемы. Программа Томаса Гордона “Тренинг эффективного родителя” является наиболее известной и распространенной в разных странах и проводится с помощью самых различных организаций: агентства­ми социальной службы, школами, церквями, центрами обучения взрослых, консультативными центрами, му­ниципальными центрами психического здоровья и т. д. [7].

Как мы видим, на протяжении довольно долгого времени вопрос взаимодействия социальных, образовательных учреждений и семьи ставился в рамки одной из важнейших задач.

Нужно дать полное наименование закона Федеральный закон  "Об утверждении федеральной программы развития образования" (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг ("Концепция модернизации российского образования на период до 2010года"). Появившийся в 1995 году закон РФ "Об образовании" обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса [8].

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. В этом смысле, неоспорим опыт тех педагогов – практиков, которые ежедневно работают в непосредственном контакте с семьей и создают свои уникальные методы работы в этом направлении.

В настоящее время на базе дошкольных и других образовательных учреждений создаются различные родительские объединения, разрабатываются проекты позволяющие гармонично взаимодействовать учреждению с родителями, родителям с учреждением и всем вместе с детьми.

В этом направлении можно отметить опыт яслей - сада №133 Выборгского района города Санкт - Петербурга, на базе которого проводится родительская школа по работе с детьми раннего возраста. Собеседование выявило, что многие родители практически не занимались своими детьми в раннем возрасте, потому что не знали, как и что делать. Родители говорили о свое желании развивать ребенка интеллектуально, эмоционально и физически, но ссылались на отсутствие знаний и навыков в проведении такой работы. Поэтому в своей работе специалисты этого детского сада, решили остановиться на сложном и наименее доступном материале для бесед с родителями, связанном с этапом планирования семьи и периодом беременности [2].

В Центре медико–психолого–социального сопровождения Выборгского района Санкт – Петербурга на базе отдела??? дошкольного отделения?? разработан проект “Школа успешного родителя”, рассчитанный на три года, который предполагает оказание всесторонней помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания и образования детей.   Такая помощь заключается:

- в адаптации при переходе детей из дома в детский сад и на каждую возрастную ступень;

- в повышении родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе;

- в обучении родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.);

- в развитии у взрослых необходимых навыков сотрудничества;

- в формировании культуры общения и преодолении сложившихся стереотипов в воспитании.

Данная программа комплексная, она рассчитана на участие широкого круга специалистов – это медицинские работники (невролог, психоневролог, психотерапевт) и педагоги, психологи, дефектологи, логопеды. Это обеспечивает более комплексный подход к решению различных проблем. В данном проекте групповой метод работы с родителями, можно рассматривать как модель групповой консультационной работы. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, взглянуть на себя и на своего ребенка с иной точки зрения. На занятиях родители учатся активному слушанию, получают информацию о различных опытах в других семьях.

Основными принципами работы в группах служат: добровольность, стремление к самосовершенствованию, готовность к принятию новой информации и пересмотру стереотипов.

Основными формами рабаты в “Школе успешного родителя” являются: дискуссия, круглый стол, тренинг, игра, лекция, анкетирование, наблюдение. Встречи с родителями проводятся 1 раз в квартал в течении 2–х лет. В последующем специалистами центра планируется проводить встречи с периодичностью – 1 раз в месяц. Специалисты центра основной целью данного проекта считают создание новой системы психолого – медико – педагогического сопровождения родителей. 

Основываясь на ужу имеющемся опыте своих коллег и другие образовательные учреждения разрабатывают свои методики работы с семьей. Так, например, на базе ГДОУ детский сад № 5 Выборгского района, специалисты разработали свой проект “Школы успешного родителя”. В каждом из этих  учреждений представлены свои уникальные разработки, выбраны интересные направления в работе с семьей, продуманы эффективные методы для сопровождения семьи.

Необходимо отметить, что у Центров медико–психолого–социального сопровождения имеется больше возможностей для привлечения специалистов из различных областей и это конечно является плюсом данной работы с родителями. Но и у детских садов есть свои преимущества, одно из которых заключается в более тесном контакте родителей с детьми. Иными словами,  специалисты детских садов имеют возможность показать свою непосредственную работу с ребенком и возможности самого ребенка (праздники, открытые занятия), а так же привлечь родителей и детей к совместной деятельности в рамках детского сада. Примером тому могут быть спортивные праздники “Папа, мама и я – спортивная семья”.

Не только в Санкт – Петербурге, но и в других городах ведется подобная работа. Интересен опыт старшего  воспитателя ДОУ № 169 Красноармейского района города Волгограда Иванищиной О. Н. В своем проекте “Мой детсад: все для детского сада” она описала свой опыт по работе с семьей, который может быть интересен для всех детских садов, которые ведут углубленную работу в этом направлении [2]. Исходя из целей своего учреждения, Ольга Николаевна сформулировала свои цели  в работе с родителями так:

- создание необходимых условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

  Для скоординированной работы детского сада и родителей были намечены следующие задачи:

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Для решения поставленных целей и задач педагог использовала следующие формы и методы работы с родителями:  анкетирование и это все формы? Собранные данные путем анкетирования помогли проанализировать специфику семей и семейного воспитания, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Были разработаны критерии, которые педагог назвала “включенностью” родителей в педагогический процесс. Это позволило выделить три группы родителей:

- родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно – образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;

- родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;

- родители – критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса дало возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий. Совместная робота специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, воспитатели, медсестра) помогла создать единое пространство развития и воспитания детей и обеспечить педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа должна быть в тесном контакте с родителями (посещение семей воспитанников на дому, общие и групповые родительские собрания, консультации, занятия с участием родителей, совместная подготовка к праздникам и др.).

Использование разнообразных форм и методов в работе с родителями, как отмечает О.Н. Иванищина, дало определенные результаты: так, например, родители из “зрителей” и “наблюдателей” стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей, создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой, теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах воспитания. Об этом говорит анализ совместных мероприятий и анкетирования: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают участие в организации образовательной деятельности, до 70% - в оценке результатов; на 30% увеличилось число родителей – лидеров, до 67% - родителей–исполнителей.

«Родители стали проявлять искренний искрений интерес к жизни группы и детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка»  - отмечает О. Н. Иванищина [2].

Опираясь на уже имеющийся опыт, условно можно выделить три основных направления в работе детского сада с семьей.  

1. Информационно-аналитическая работа (сбор информации о семьях и установление первичных контактов с семьей):

- дни открытых дверей с участием специалистов ГДОУ;

- первые визиты в детский сад родителей с ребенком;

- групповые родительские собрания;

- анкетирование родителей;

- общение с родителями во время приема и прощание с детьми;

- личные беседы воспитателей с родителями;

- посещение на дому;

- ведение дневников наблюдения воспитателями.

2. Организационно–просветительская работа

- контактные формы работы:  семинары, лектории, родительские собрания, круглые столы, тренинги;

- без контактные формы работы: информационные стенды, почта доверия (ящик для вопросов и предложений), личные блокноты, неофициальные записки.

3. Досуговая работа:

- проведение совместных праздников ( “Семейные посиделки”, “День смеха”, “Наши дочки и сыночки” и т.д.);

- участие в совместных выставках и конкурсах (“Золотая осень”, “Моя семья” и др.);

- проведение совместных соревнований (“Папа, мама и я – спортивная семья”);

- выпуск семейных газет (и многое другое) [4].

Как мы видим, содержание и формы работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении отличаются разнообразием, и не могут быть единого стандарта. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.  

Профессиональное и грамотное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей обеспечивает решение многих вопросов воспитания и развития детей. Но, чтобы это взаимодействие было плодотворным в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определенные условия и разработать эффективные методы сопровождения семьи, которые строятся на принципах:

- единства и согласованности представлений о целях воспитания, способствующих взаимодействию между семьей ребенка и педагогическим коллективом;

- предоставление возможности подробного ознакомления с особенностями педагогической системы;

- отношение к семье, как к ‘заказчику” педагогического процесса и отчетность перед ней;

- привлечение родителей к деятельному участию в жизни ребенка на основе их личной заинтересованности;

- обеспечение возможности раскрытия  творческого потенциала не только у детей, но и у родителей;

-  доброжелательность и опора на положительное начало в ребенке, его добрые качества и поступки.

Таким образом, аналитическое отношение к опыту в вопросах взаимодействия с семьей может помочь педагогическому коллективу в решении, как минимум двух задач:

- методическая задача состоит в выявлении ценных, востребованных родителями форм и методов работы, на которые можно опереться в педагогической практике, а также в выработке ряда принципов эффективного взаимодействия педагогов и семей,

- просветительская задача состоит в готовности педагога к обсуждению с родителями позитивных и негативных особенностей той или иной педагогической системы с позиций возрастной психологии и педагогики [1].

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Надо помнить, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему передает ребенку социальный опыт, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождение маленького человека в большой мир.

Список используемых источников:

1. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей /(Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др.) – М.: Просвещение, 2005. – 191с.

2. Вместе с семьей: Сборник / Сост. Н. Н. Серова. – Спб.: Санкт – Петербургский Государственный Университет педагогического мастерства, 1998. – 78с.

3. История педагогики и образования: М. А. Мазалов, Т. В. Уракова. – Издательство: Высшее образование, 2006. – 192с.

4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112с. (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”.)

5. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493с., ил.

6. Макаренко А. С. Книга для родителей. – Л.: Лениздат, 1981. – 320с.

7. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – Спю.: ООО Издательство “Речь”, 2002. – 150с., ил.

8. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина и др., под ред. И. В. Дубровиной. – 4 –е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 160с.

9. Сухомлинский в. А. Избранные произведения: В 5 – ти т./ Редкол.: Дезеверин А. Г. (пред.) и др. – Рад школа, 1979. – Т. З. 1980. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. 719с. В пер.

10. FRANÇOISE DOLTO. LA CAUSE DES ENFANTS: Editions Robert Laffont, S.A., Paris, 1985.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon variant_no_3.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

Соснина Н.В.

педагог-психолог ГДОУ детский сад № 5 Выборгского района

Санкт - Петербург

Старобина Е.М. д.п.н. руководитель отдела

Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта

 

   Дошкольное детство один из важнейших этапов в жизни ребенка. И очень важно в этот период правильно организовать все пространство, в котором находиться ребенок. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им, не всегда хватает взаимопонимания, такта терпения, что бы услышать и понять друг друга.   В настоящее время детские сады в России посещают 50%  детей дошкольного возраста и установление нового типа взаимосвязи детского сада и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного воспитания.     

В результате специального изучения, которое проводилось группой ученых и практиков (А. В. Алексеева, Т. А. Даньярова, О. Г. Заводчикова, Т. Н. Львова, С. И. Мусиенко, С. А. Соловей, Е. В. Соловьева, Л. А. Пенькова, Г. В. Крысанова и др.) был составлен социальный портрет родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения. Возраст таких родителей сегодня колеблется в интервале от 18 до 55 лет, но преобладают родители в возрасте от 23 до 35 лет. В основном воспитанники детских садов живут в полных, но однодетных семьях. Только 27% семей имеют двоих детей. Большинство родителей (78%) сами воспитывают своих детей, не прибегая к помощи бабушек и дедушек [1].

Семьи, в которых проживают и воспитываются эти дети, довольно неоднородны, что является отражением времени. Эта неоднородность проявляется в социально-экономических условиях, в образовательном уровне современных родителей, в их информированности по проблемам воспитания.   

Постиндустриальное общество более свободно распоряжается своим временем, родители получают возможность участвовать в процессе образования собственных детей (например, в США). На докладах в ЮНЭСКО все чаще говорят о необходимости включения родительской общественности в образовательный процесс. Страны, в которых господствовали жесткие государственные системы образования, меняют законодательную политику, отдавая образовательные приоритеты семье (Конституция РФ, ст. 38). Но при этом во всех странах Европы, включая Россию, и в США исследователи отмечают кризис традиционной семьи как таковой, кризис семейных отношений. Современные родители зачастую не понимают, какова может быть их роль в воспитании и образовании их детей, и при этом педагогическая общественность в нашей стране часто сводит эту роль к минимальной заботе о материальном благополучии. Но мир постоянно информационно усложняется и потребность в знаниях проникает во все сферы жизни — профессиональную, семейную, досуговую, общественную, личную и другие [7].

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, психологических, социальных, юридических, экономических... Но сегодня не секрет, что далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и необходимые педагогические знания. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для    большинства людей.

Еще одна из проблем сегодняшнего дня  - “угасание родительской инициативы”, о которой с тревогой говорят специалисты по работе с семьей. Она выражается в том, что современные родители склонны препоручать образование и воспитание своего ребенка “третьим лицам”, доля времени, посвящаемого ими семейному общению ничтожно мала; вопросы педагогической культуры лежат вне сферы интересов родителей.

В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Но как привлечь родителей, как заинтересовать? Это предмет особой заботы специалистов работающих в образовательных учреждениях с детьми и их семьями. Необходимо задуматься над тем, какие принципы во взаимодействии с семьями способны сегодня послужить складыванию творческой, взаимообогащающей педагогической среды, а какие губят эти усилия на корню [1].

Если мы обратимся к истории становления образовательных учреждений, то увидим, что создателей этих учреждений как, за рубежом (Ф. Фребель, Р. Оуэн, П. Кергомар), так и у нас в России (С. А. Люгебиль, А. С. Симонович, Е. П. Сидович, В. Соловьева, Е. Н. Водовозова) волновали проблемы взаимодействия учреждения и семьи  в вопросах воспитания и образования детей.

Е. Н. Водовозова считала что, задача  родителей и воспитателей  - изучать не только индивидуальные особенности детей в процессе воспитания и обучения, но и науку о воспитании, регулировать влияние внешней среды и создавать обстановку необходимую для воспитания, а это возможно только при совместном желании и грамотном взаимодействии обеих сторон [3].

Деятельность педагогических коллективов детских садов не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Поэтому работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция — обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач, что безусловно требует определенных усилий от педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. До тех пор пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Воздействие нового знания на личность взрослого идет непросто, требует от него критической переоценки собственного опыта. Желание узнать что-то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся порядком вещей. Но не всегда это желание есть у современных родителей. Таким образом, для того, чтобы это желание появилось, сотрудничество с родителями должно предполагать взаимопонимание, взаимодействие, доверительность отношений [2].

Еще одна проблема, вызывающая тревогу - насколько педагоги, заранее информированы о семье, из которой к ним поступает ребенок, какими предварительными сведениями о своем будущем воспитаннике они владеют и готовы ли сами к плодотворному сотрудничеству с семьей. Все это подразумевает изменения в системе “воспитатель - родитель” и требует целенаправленной работы педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения в этом направлении [1]. 

И педагог и родитель  - взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблемы. Мотивы и потребности в обучении у родителей и педагогов разные. И каждая группа требует подхода, в котором отражалось бы понимание возрастных и жизненных задач, а так же владение принципами работы со взрослыми. Такими принципами являются:

- отказ от критики участников процесса обучения;

- обеспечение свободы мнений;

- уважение плюрализма жизненных позиций;

- удовлетворение познавательного интереса.

  Методы обучения должны быть поисковые, а процесс обучения должен включать постановку проблем и поиск решений, отбор и организацию информации самими обучающими, что предполагает их совместную активность при консультативной роли обучающего.

Оказание квалифицированной помощи семье невозможно без знания как современного так и предыдущего опыта семейного и дошкольного воспитания, психолого – педагогических исследований [4].

В этом направлении можно опираться на опыт таких выдающихся отечественных и зарубежных педагогов прошлого,  как Я. А. Каменского, учение которого о материнской школе легло в основу многих методик по работе с детьми и семьей в дошкольном возрасте. Для детей от рождения до 6 лет он предназначал материнскую школу – своеобразную форму семейного воспитания. Этой ступени воспитания он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования. Он призывал родителей, в частности матерей, заботиться о здоровье своего ребенка и давал конкретные указания об уходе за малышом, том, каким должно быть его питание, режим дня. Большое значение уделял физическому развитию детей. Призывал родителей учитывать возрастные и индивидуальные особенности их детей.  Подчеркивал образовательное значение детской игры (3).

Бесценен опыт и В. А. Сухомлинского, который создал “Школу радости” и в своем произведении: “Сердце отдаю детям” описал опыт работы в этой школе.

Работая директором, Сухомлинский, создал целостную педагогическую систему, основывающуюся на гуманистическом подходе к воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания. “Воспитание – это самое тонкое душевное прикосновение человека к человеку”, считал Сухомлинский. Решающее значение отводил собственному опыту ребенка, приобретенному в семье, школе, в общении со сверстниками и окружающей природой. Он считал, что школа и педагогический коллектив, должны активно взаимодействовать с родителями воспитанников и писал: “Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и родителей дать каждому ребенку счастье.”. Сухомлинский начал работу с шестилетними детьми, создав для них “Школу радости”, где велась подготовка детей к сложному ученическому труду.

  “Школа радости” – это дни и недели погружения в мир самостоятельного познания окружающей действительности, когда процесс овладения знаниями, умениями и навыками выноситься за пределы классной комнаты. Сколько времен года – столько раз в году открывает свои двери и “Школа радости”. Весной – это “Школа под голубым небом”; летом – “Школа солнечного лета”; осенью – “Школа осенних этюдов”; зимой – “Школа под зимним небом”.

   Особое значение Сухомлинский уделял изучению личности родителей и взаимоотношений в семьях своих воспитанников, так как без этого знания трудно помочь ребенку справиться с возникающими проблемами.

  В школе под руководством Сухомлинского для родителей работал “Родительский университет”, где родители могли получить квалифицированную помощь по любым вопросом.
Суть педагогики Сухомлинского можно определить, как “гражданственность и человечность”, что является неоспоримым наследием последующих поколений (9).

Можно сократить

Необычный и интересный  опыт по работе с семьей представила французский психоаналитик, врач, педагог Франсуаза Долто. В 1979 году вместе со своими сторонниками, она открыла  “Зеленый дом”. Этот необычный опыт работы с семьями детей раннего дошкольного возраста она описала в своей книге «На стороне ребенка» («LA CAUSE DES ENFANTS») [10]. О принципах работы в Зеленом доме говорит свидетельство сделанное по идее Франсуазы Долто.

                                  Свидетельство Зеленого дома

Это место для проведения досуга малышей и родителей.

Обязательным условием для принятия детей в Зеленый дом является нахождение родителей мамы или папы с ребенком. В этом месте отдыха и встреч, где к детям относятся как к личностям, все заинтересованы друг в друге, здесь соблюдается анонимность и единство, и что важно – человеческое присутствие: родитель никогда не оставит ребенка одного в Зеленом доме, родители здесь тоже отдыхают или находят себе какое–нибудь занятие.

   Это место, чтобы суметь адаптироваться к социальной жизни, начиная с рождения ребенка, где родители могут найти себе единомышленников и бороться с теми ежедневными трудностями, с которыми они сталкиваются вместе со своими детьми.

  Зеленый дом подготавливает ребенка к тому, что уже очень скоро он может быть оставлен матерью в яслях и не будет никакого “синдрома адаптации”; он сможет безопасно жить без нее в обществе.

  Это – не ясли, не детский сад, где оставляют детей, не медицинский центр, это дом, где всегда рады видеть мам и пап, бабушек и дедушек, нянь, это место где малыш находит себе друзей.    

  Зеленый дом это место, куда дети ходят до ясель и детского сада. Здесь практикуется из дня в день, без каких- либо упреков – правдивая беседа с ребенком и его родителями. Родители встречаются здесь с другими родителями. Принимает их группа из трех человек, среди которых есть один мужчина. Специалисты не назначают никого лечения или специального обследования. Они просто находятся с родителями рядом, слушают и разговаривают с детьми в присутствии их родителей.

   Мы рады также беременным женщинам и тем, кто их сопровождает. 

Групповые методы работы с родителями представлены и осмыслены в различных теоретических концепциях. Эти формы работы с родителями, как отмечает Л. А. Петровская, «стали подлинным знамением времени как в силу экономичности, так и в силу своей эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой».

В последнее время направление, использующее групповые формы обучения и терапии родителей, стало развиваться более активно. Упоминание  работы с родительскими группами можно найти в исследованиях наших отечественных психологов (А С. Спиваковская, А Я. Варга, А. И. Захаров). В зарубежной психологии и педагогике родительские группы зарекомендовали себя как весьма эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей. Наибольшее распространение групповые занятия с родителями получили в современной Америке. Известно, что фактору семьи в США уделяется особое внимание, программы помощи семье проводятся на федеральном уровне и поддерживаются общественными и религиозными организациями. Так, получившая широкую известность программа Томаса Гордона “Тренинг эффективного родителя”.

В модели Гордона внимание концентрируется на навыках общения родителей. Задачи работы с родителями, по Гордону, сводятся к тому, что родители должны усвоить три основных умения:

- активно слушать, то есть умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;

- умение выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребенка;

- использовать принцип «оба правы» (или «выиграть—выиграть») для разрешения конфликтных ситуаций, то есть умение договариваться с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.

Т. Гордон разделяет необходимые навыки на две группы: навыки, необходимые для решения проблем ребенка, и навыки, необходимые для решения проблем родителя. Любая проблема должна решаться родителями совместно с детьми. На занятиях в группе родители учатся активному слушанию, самовыражению, получают навыки ведения беседы, закрепляют чувство уверенности в себе. Исследования, проведенные Т. Гордоном и его последователями, показали, что те, кто посещал родительские группы, легко меняли стиль воспитания, направляя его на определенные цели. По мере развития способности к общению улучшалось взаимопонимание между родителями и детьми и росла способность детей самостоятельно решать свои проблемы. Программа Томаса Гордона “Тренинг эффективного родителя” является наиболее известной и распространенной в разных странах и проводится с помощью самых различных организаций: агентствами социальной службы, школами, церквями, центрами обучения взрослых, консультативными центрами, муниципальными центрами психического здоровья и т. д. [7].

Как мы видим, на протяжении довольно долгого времени вопрос взаимодействия социальных, образовательных учреждений и семьи ставился в рамки одной из важнейших задач.

Нужно дать полное наименование закона Федеральный закон  "Об утверждении федеральной программы развития образования" (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные запросы потребителей образовательных услуг ("Концепция модернизации российского образования на период до 2010года"). Появившийся в 1995 году закон РФ "Об образовании" обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса [8].

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. В этом смысле, неоспорим опыт тех педагогов – практиков, которые ежедневно работают в непосредственном контакте с семьей и создают свои уникальные методы работы в этом направлении.

В настоящее время на базе дошкольных и других образовательных учреждений создаются различные родительские объединения, разрабатываются проекты позволяющие гармонично взаимодействовать учреждению с родителями, родителям с учреждением и всем вместе с детьми.

В этом направлении можно отметить опыт яслей - сада №133 Выборгского района города Санкт - Петербурга, на базе которого проводится родительская школа по работе с детьми раннего возраста. Собеседование выявило, что многие родители практически не занимались своими детьми в раннем возрасте, потому что не знали, как и что делать. Родители говорили о свое желании развивать ребенка интеллектуально, эмоционально и физически, но ссылались на отсутствие знаний и навыков в проведении такой работы. Поэтому в своей работе специалисты этого детского сада, решили остановиться на сложном и наименее доступном материале для бесед с родителями, связанном с этапом планирования семьи и периодом беременности [2].

В Центре медико–психолого–социального сопровождения Выборгского района Санкт – Петербурга на базе отдела??? дошкольного отделения?? разработан проект “Школа успешного родителя”, рассчитанный на три года, который предполагает оказание всесторонней помощи и поддержки родителям в вопросах воспитания и образования детей.   Такая помощь заключается:

- в адаптации при переходе детей из дома в детский сад и на каждую возрастную ступень;

- в повышении родительской компетентности в вопросах психологической готовности детей к школе;

- в обучении родителей эффективным способам общения (активное слушание, разрешение конфликтов и др.);

- в развитии у взрослых необходимых навыков сотрудничества;

- в формировании культуры общения и преодолении сложившихся стереотипов в воспитании.

Данная программа комплексная, она рассчитана на участие широкого круга специалистов – это медицинские работники (невролог, психоневролог, психотерапевт) и педагоги, психологи, дефектологи, логопеды. Это обеспечивает более комплексный подход к решению различных проблем. В данном проекте групповой метод работы с родителями, можно рассматривать как модель групповой консультационной работы. Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, взглянуть на себя и на своего ребенка с иной точки зрения. На занятиях родители учатся активному слушанию, получают информацию о различных опытах в других семьях.

Основными принципами работы в группах служат: добровольность, стремление к самосовершенствованию, готовность к принятию новой информации и пересмотру стереотипов.

Основными формами рабаты в “Школе успешного родителя” являются: дискуссия, круглый стол, тренинг, игра, лекция, анкетирование, наблюдение. Встречи с родителями проводятся 1 раз в квартал в течении 2–х лет. В последующем специалистами центра планируется проводить встречи с периодичностью – 1 раз в месяц. Специалисты центра основной целью данного проекта считают создание новой системы психолого – медико – педагогического сопровождения родителей. 

Основываясь на ужу имеющемся опыте своих коллег и другие образовательные учреждения разрабатывают свои методики работы с семьей. Так, например, на базе ГДОУ детский сад № 5 Выборгского района, специалисты разработали свой проект “Школы успешного родителя”. В каждом из этих  учреждений представлены свои уникальные разработки, выбраны интересные направления в работе с семьей, продуманы эффективные методы для сопровождения семьи.

Необходимо отметить, что у Центров медико–психолого–социального сопровождения имеется больше возможностей для привлечения специалистов из различных областей и это конечно является плюсом данной работы с родителями. Но и у детских садов есть свои преимущества, одно из которых заключается в более тесном контакте родителей с детьми. Иными словами,  специалисты детских садов имеют возможность показать свою непосредственную работу с ребенком и возможности самого ребенка (праздники, открытые занятия), а так же привлечь родителей и детей к совместной деятельности в рамках детского сада. Примером тому могут быть спортивные праздники “Папа, мама и я – спортивная семья”.

Не только в Санкт – Петербурге, но и в других городах ведется подобная работа. Интересен опыт старшего  воспитателя ДОУ № 169 Красноармейского района города Волгограда Иванищиной О. Н. В своем проекте “Мой детсад: все для детского сада” она описала свой опыт по работе с семьей, который может быть интересен для всех детских садов, которые ведут углубленную работу в этом направлении [2]. Исходя из целей своего учреждения, Ольга Николаевна сформулировала свои цели  в работе с родителями так:

- создание необходимых условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

  Для скоординированной работы детского сада и родителей были намечены следующие задачи:

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Для решения поставленных целей и задач педагог использовала следующие формы и методы работы с родителями:  анкетирование и это все формы? Собранные данные путем анкетирования помогли проанализировать специфику семей и семейного воспитания, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Были разработаны критерии, которые педагог назвала “включенностью” родителей в педагогический процесс. Это позволило выделить три группы родителей:

- родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно – образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения;

- родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;

- родители – критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса дало возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий. Совместная робота специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, воспитатели, медсестра) помогла создать единое пространство развития и воспитания детей и обеспечить педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа должна быть в тесном контакте с родителями (посещение семей воспитанников на дому, общие и групповые родительские собрания, консультации, занятия с участием родителей, совместная подготовка к праздникам и др.).

Использование разнообразных форм и методов в работе с родителями, как отмечает О.Н. Иванищина, дало определенные результаты: так, например, родители из “зрителей” и “наблюдателей” стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей, создана атмосфера взаимоуважения. Позиция родителей как воспитателей стала более гибкой, теперь они ощущают себя более компетентными в вопросах воспитания. Об этом говорит анализ совместных мероприятий и анкетирования: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают участие в организации образовательной деятельности, до 70% - в оценке результатов; на 30% увеличилось число родителей – лидеров, до 67% - родителей–исполнителей.

«Родители стали проявлять искренний искрений интерес к жизни группы и детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка»  - отмечает О. Н. Иванищина [2].

Опираясь на уже имеющийся опыт, условно можно выделить три основных направления в работе детского сада с семьей.  

1. Информационно-аналитическая работа (сбор информации о семьях и установление первичных контактов с семьей):

- дни открытых дверей с участием специалистов ГДОУ;

- первые визиты в детский сад родителей с ребенком;

- групповые родительские собрания;

- анкетирование родителей;

- общение с родителями во время приема и прощание с детьми;

- личные беседы воспитателей с родителями;

- посещение на дому;

- ведение дневников наблюдения воспитателями.

2. Организационно–просветительская работа

- контактные формы работы:  семинары, лектории, родительские собрания, круглые столы, тренинги;

- без контактные формы работы: информационные стенды, почта доверия (ящик для вопросов и предложений), личные блокноты, неофициальные записки.

3. Досуговая работа:

- проведение совместных праздников ( “Семейные посиделки”, “День смеха”, “Наши дочки и сыночки” и т.д.);

- участие в совместных выставках и конкурсах (“Золотая осень”, “Моя семья” и др.);

- проведение совместных соревнований (“Папа, мама и я – спортивная семья”);

- выпуск семейных газет (и многое другое) [4].

Как мы видим, содержание и формы работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении отличаются разнообразием, и не могут быть единого стандарта. И задача каждого педагогического коллектива – уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных задач воспитания и образования.  

Профессиональное и грамотное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей обеспечивает решение многих вопросов воспитания и развития детей. Но, чтобы это взаимодействие было плодотворным в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать определенные условия и разработать эффективные методы сопровождения семьи, которые строятся на принципах:

- единства и согласованности представлений о целях воспитания, способствующих взаимодействию между семьей ребенка и педагогическим коллективом;

- предоставление возможности подробного ознакомления с особенностями педагогической системы;

- отношение к семье, как к ‘заказчику” педагогического процесса и отчетность перед ней;

- привлечение родителей к деятельному участию в жизни ребенка на основе их личной заинтересованности;

- обеспечение возможности раскрытия  творческого потенциала не только у детей, но и у родителей;

-  доброжелательность и опора на положительное начало в ребенке, его добрые качества и поступки.

Таким образом, аналитическое отношение к опыту в вопросах взаимодействия с семьей может помочь педагогическому коллективу в решении, как минимум двух задач:

- методическая задача состоит в выявлении ценных, востребованных родителями форм и методов работы, на которые можно опереться в педагогической практике, а также в выработке ряда принципов эффективного взаимодействия педагогов и семей,

- просветительская задача состоит в готовности педагога к обсуждению с родителями позитивных и негативных особенностей той или иной педагогической системы с позиций возрастной психологии и педагогики [1].

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Надо помнить, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему передает ребенку социальный опыт, и только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождение маленького человека в большой мир.

 

Список используемых источников:

 

1. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей /(Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др.) – М.: Просвещение, 2005. – 191с.

2. Вместе с семьей: Сборник / Сост. Н. Н. Серова. – Спб.: Санкт – Петербургский Государственный Университет педагогического мастерства, 1998. – 78с.

3. История педагогики и образования: М. А. Мазалов, Т. В. Уракова. – Издательство: Высшее образование, 2006. – 192с.

4. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 112с. (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”.)

5. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. польск. – М.: Политиздат, 1990. – 493с., ил.

6. Макаренко А. С. Книга для родителей. – Л.: Лениздат, 1981. – 320с.

7. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – Спю.: ООО Издательство “Речь”, 2002. – 150с., ил.

8. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина и др., под ред. И. В. Дубровиной. – 4 –е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 160с.

9. Сухомлинский в. А. Избранные произведения: В 5 – ти т./ Редкол.: Дезеверин А. Г. (пред.) и др. – Рад школа, 1979. – Т. З. 1980. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. 719с. В пер.

10. FRANÇOISE DOLTO. LA CAUSE DES ENFANTS: Editions Robert Laffont, S.A., Paris, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействие дошкольного учреждения с семьей

Сотрудничая вместе с родителями, следует объективно оценить состояние здоровья, физического и двигательного развития, спрогнозировать его улучшение; наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, ...

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями детей дошкольного возраста.

Надеюсь материал поможет вам в исследовании этой проблемы....

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников, по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста....

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной за...

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Взаимодействие дошкольной организации и семьи по проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни....

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....