«Квест-технология обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС» (методическая разработка)
методическая разработка

Лазаренко Наталья Юрьевна

В дошкольном образовании в настоящее время активно используются разнообразные инновационные технологии.

Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест – технологию.  Возможность реализации образовательных задач в формате Квеста вполне реальна в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика   муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

 «Квест-технология обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

(методическая разработка)

Выполнила  воспитатель:

Лазаренко Наталья Юрьевна.

2020-2021 учебный год

п.г.т. Стройкерамика.

Развитие современного образования определяет своей ключевой задачей решение проблемы личностно-ориентированного образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность воспитанника, активизация познавательной, поисковой и исследовательской деятельности детей, расширение сферы его интересов и интеллектуальных запросов. Это требует внедрения новейших форм, методов и технологий обучения.

В дошкольном образовании в настоящее время активно используются разнообразные инновационные технологии.

Среди широко используемых в практике воспитания и развития детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест – технологию.  Возможность реализации образовательных задач в формате Квеста вполне реальна в условиях дошкольного образовательного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста. 

Квест является игровой педагогической технологией, т.е. игровой формой взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию (закреплению) необходимых знаний, умений и навыков для выполнения заданий, основываясь на компетентном выборе альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. Квест - это игровая технология, которая имеет четко поставленное дидактическое задание, игровой замысел, обязательно имеет ведущего (наставника) и четкие правила.

Рассмотрим, как квест-технология влияет на развитие личностных качеств дошкольника.

На сегодняшний день одной из актуальных задач в дошкольном образовании является задача развития личностных качеств детей дошкольного возраста.

Личностные качества дошкольников:

  1. Инициативность и самостоятельность в различных видах деятельности.
  2. Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим.
  3. Умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
  4. Способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
  5. Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  6. Способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

Именно эти вышеперечисленные характеристики являются основой для успешной адаптации к школе и социализации в обществе.

Личностно развитый ребенок активен, любознателен, инициативен, самостоятелен, стремится получить новые знания. У него развиваются произвольное и волевое поведение, активнее познается окружающий мир, легче устанавливаются контакты со взрослыми и сверстниками.

Задача педагога — создать условия для развития личностных качеств детей дошкольного возраста.

В этом может помочь квест-технология, которая  является эффективным средством личностного развития. Данная технология воздействует на ребёнка комплексно и даёт возможность развивать творческие способности и коммуникативные навыки, синтезировать полученные знания, обеспечивает связь теории с практикой.

 Квест (от англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.

Использование квест-технологии позволяет обогатить формы взаимодействия педагога с детьми.

Методически правильно разработанный квест имеет чётко поставленную образовательную задачу, правила, игровой замысел и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений. Образовательная задача всегда носит проблемно-поисковый характер, а в самом квесте одновременно могут сочетаться все формы детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская,  двигательная, продуктивная и др.

Квесты можно разрабатывать по всем областям развития дошкольников: речевой, познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической и физической.

 Общие задачи по развитию личностных качеств детей в процессе квестов:

  1. Развивать познавательную активность и любознательность дошкольников.
  2. Развивать творческие способности.
  3. Побуждать детей к проявлению личной инициативы.
  4. Формировать навыки взаимодействия со сверстниками, умение работать в коллективе.

Как известно, содержание для квестов объединяют какой-нибудь одной темой или сюжетом: приключение, помощь, поиск чего-либо, природный мир, путешествие и т.д.

В квесте доминируют различные игры: дидактические игры, игры-задания, игровые ситуации, игры-викторины, игры-соревнования. Новый материал также включается при помощи дидактических игр, игровых ситуаций, игровой драматизации.

Использование разнообразных игр позволяет поддерживать интерес и мотивацию дошкольников на протяжении всего квеста. Благодаря играм дети наиболее эффективно применяют имеющиеся знания, у них развивается уверенность и самостоятельность.

Технологической основой квеста должны быть личностно-ориентированный и деятельностный подходыИменно они стимулируют раскрепощенность, творческую самостоятельность и активность дошкольников. Тем самым способствуют ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости, создают атмосферу доброжелательности и непринуждённой обстановки.

К тому же, в процесс квеста дети не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в  процессе познания.

Таким образом, использование квест-технологии является инновационной формой взаимодействия педагога с детьми и позволяет значительно расширить рамки образовательного пространства для развития личностных качеств воспитанников.  Квест оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:«Формирование основ духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»в средней группе

Материал будет полезен для воспитателей средних групп. В нем изложена работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....

«Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

laquo;Все начинается с детства» - как  нельзя больше сочетается  с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрож...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

      В настоящее время со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания.      ...

Конспект ООД на тему: : “Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО”

Актуальность задач отражена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одним из основополагающих принципов в нем отмечена необходимость «приобщения детей к ...

2021г. Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

                    Актуальность проекта:- утрата связи с традиционными духовно-нравственными ценностями;- превалирование материальных ценносте...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...

Квест –технология обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО.

Насыщенная  информационная среда окружает современного ребенка с самого его  рождения. Все больше места  в жизни дошкольника занимает компьютер, игровые приставки, электронные игру...