Проект «Ловкие пальчики»
проект (старшая группа)

Валентина Владимировна Туринцева

Проект «Ловкие пальчики» предназначен для работы с детьми старшего дошкольного   возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Ловкие пальчики»

 (развитие мелкой моторики рук)

Подготовила воспитатель старшей группы компенсирующей направленности

 МБДОУ ДС КВ №8 пгт Черноморский

Туринцева Валентина Владимировна

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………… 1

Теория……………………………………………………………7

Практика……………………………………………………… 10

Заключение…………………………………………………….15

Список литературы……………………………………………..16

Приложения……………………………………………………..17

Проект «Ловкие пальчики» предназначен для работы с детьми старшего дошкольного   возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

    Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.  

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений.        Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.

Проект «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Актуальность

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

     Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

    Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

    Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.

      Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, , крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т.д.

  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

     Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, совершенствовать умение детей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

         На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

     Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Паспорт проекта

Наименование проекта        :

«Ловкие пальчики»

Тип: 

 Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, групповой.

Количество воспитанников:  14

Форма представления:  слайдовая презентация

Цель и задачи:

        

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.

Задачи:

  • Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
  • Развить фантазию,  речь, мышление,  ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.
  • Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
  • Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
  • Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  • обеспечивать эмоциональное благополучие.
  • Расширять  кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
  • Воспитывать  чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив.
  • Развивать познавательные способности,  психические процессы детей.      
  • Воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений.
  • Обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям.
  • Развивать творчество и креативность участников проекта.
  • Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Исполнители проекта        :

Дети, Воспитатель, Родители

Сроки:        

  • Проект рассчитан на 4 месяца (сентябрь-декабрь) и включает следующие этапы

Этапы реализации:

I  Подготовительный этап :

  •  изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями  М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучила авторскую программу И.А. Лыковой «Цветные    ладошки» для детей младшего дошкольного возраста;
  •    Составление картотеки игр для развития мелкой моторики
  • Подбор наглядно – информационного и консультативного  материала для родителей.

  1. Диагностический этап:

А)Диагностика воспитанников проводилась с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой

моторики пальцев (Бачина О.В., Коробова Н.Ф.    практическое   пособие   для    педагогов    и родителей)

Задачи

  • Выявить уровень сформированности у детей навыков  продуктивной деятельности;
  • Выявить уровень сформированности навыков самообслуживания у воспитанников.
  • определить уровень развития мелкой моторики каждого ребенка на момент обследования;

Результаты диагностики на начало реализации проекта показали,  что с высоким  уровнем развития мелкой моторики рук 20% воспитанников, 64% имели средний уровень, и 16%низкий.

 

Б)Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме

 3 Реализация проекта (создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей ) .

 Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей  дошкольного возраста:

  • Работа с детьми по всем образовательным областям:
  • в процессе НОД (продуктивной деятельности);
  • индивидуальной работе;
  • на прогулке;
  • утренней гимнастике;
  • самообслуживание;
  • использование нетрадиционных приемов

  • Совместная деятельность с родителями.

  1. Заключительный этап: Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец  проекта.

Организация работы по проекту:

мероприятие

цель

 сроки

Изучение литературы по теме.

Получить необходимые знания и умения.

сентябрь

Составление картотеки игр для развития мелкой моторки

Распределить игры по лексическим темам

сентябрь

Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год

Разработать практические мероприятия на период проекта.

сентябрь

Подбор наглядно – информационного и консультативного  материала для родителей.

сентябрь

Анкетирование родителей.

Выявление компетентности родителей по данной проблеме.

3 неделя сентября

Обследование детей.

Выявление уровня развития мелкой моторики.

1-2 недели сентября

-Экспериментальная деятельность:    Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага)

Формирование сенсорных  представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

В течение всего срока обучения

-выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.

Приобщение к изобразительному искусству .

В течение всего срока обучения

Использование методов Су-джок

Укрепление здоровья при помощи нетрадиционных техник

В течение всего срока обучения

Изучение пальчиковых игр

Тренировка пальцев рук, развитие внимания,  воображения.

В течение всего срока обучения

Выявление результатов деятельности по проекту (диагностическое обследование детей).

Декабрь

Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

В течение всего срока обучения

Привлечение родителей к участию в реализации проекта.

В течение четырёх месяцев

План проекта

 

Виды деятельности

Содержание работы с детьми

Социально -коммуникативное развитие

Конструирование: Коллективная работа «Осенние веточки», техника оригами, «Корзинка для овощей», «Лес, ягоды, грибы» «Фрукты» (конструирование из использованного материала:

игрушки из поролона). «Одежда», «Северный олень», «Чашечка», «Тюльпан», «Птицы мира и надежд», «Кошка», «Заяц», «Изготовление новогодних игрушек», заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры коллективное творчество,

приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

«Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и  т. д

Сюжетно-ролевая игра

«Нефтяник», «Электромонтёр», «Столяр-плотник»,

Познавательное развитие

д/ игры: серия игр с прищепками «Математические часы», «Чей хвост?», «Кто что ест?»,

«Путешествие пальцев», «Ножницы», «Найди сюрприз», «Разноцветные прищепки» Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага).

-Д/и «Чудесный мешочек»,

      «Лото», «Нарядные бусы» и т. д.

НОД «Путешествие в подводный мир»

 

Речевое развитие

Пальчиковые игры: «Домик», «Очки», «Лодочка», «Цепочка», «Шарики», «Флажок», «Ведро», «Пила», «Стул», «Стол», «Шарик», «Лодочка», «Пароход», «Ёлка», «Корзиночка», «Колокольчик», «Кошка», «Зайчик в норке», «Зайка и барабан», «Зайка и зеркало», «Птенчики в гнезде», «Птичка», «Жук», «Краб», «Волк и лиса», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Тучкины штучки»

Игры с песком: «Здравствуй, песок!», «Песочный дождик», Песочный ветер» (дыхательное)

«Необыкновенные следы», «Узоры на песке», «Мы создаем мир», «Секретные задания кротов»,

«Песочные прятки»

Художественно эстетическое развитие

Рисование: «Деревья осенью», «Овощи», «Фрукты», «Грибочки»,«Дом моделей», «Мы сапожки одеваем, мы по лужицам шагаем», «Дымковская слобода (деревня)» (Коллективная работа), «Роспись посуды» (Гжель), «Мамин портрет», «Зимующие птицы», «Моё любимое домашнее животное», «Животные зимнего леса», «Новогодняя открытка», выполнение продуктивной деятельности  «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д.

Аппликация: «Осенний наряд деревьев», «Фрукты в вазе», «Украсим одежду», «Петрушка – весёлая игрушка», «Зимующие птицы», «Забавный лось».

Лепка : «Овощи», «Грибочки для ежика», «Чудо-валенки», «Декоративная посуда», «Котёнок», «Новогодние шары».

Физическое развитие

Упражнения с массажным мячом Су-Джок.

«Будь здоров!» Упражнения с массажным средним мячом

«Игра с ёжиком» Комплекс «Разминка» с малыми мячами

Подвижные игры: Горелки с платочком», «Ладушки»;

Малоподвижные игры: «Давайте вместе с нами». «Жили-были зайчики».

«Здравствуй, друг!» «Дом». «Овощи и фрукты».

Работа с родителями

Анкетирование родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Беседы: «Развиваем мелкую моторику», «100 игр для развития мелкой моторики», «Рекомендации для развития моторики рук»,

 Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений                              пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»

Изготовление варежкового театра  

 Консультация «Рисуем на манке»

День открытых дверей. Присутствие родителей на утренней гимнастике с использованием пальчиковых игр

Предполагаемые результаты реализации проекта:         Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня, соответствующего данному возрасту.

Овладение разными видами трудовой деятельности.

Умение создавать художественный образ своего изделия.

Овладение приемами работы с разными инструментами.

Овладение нормами этики поведения.

Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:

  • Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  • Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
  • Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
  • Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
  • Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МДОУ, города и семьи.
  • Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого иразвития.

Результативность: 

Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей  дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения повторной диагностики  прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. С высоким уровнем  36%воспитанникорв, средний уровень у 60%детей,  низкий – у 4%.

  • Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания
  • Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности

Результаты, полученные в ходе эксперимента, помогли решить и ряд других задач:

  •  Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.
  •  Ярче и интереснее стала жизнь в группе.
  •  Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.
  •  Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.
  • Разучены с детьми пальчиковые игры
  • Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как  мышление,  память, внимание,  речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца

Вывод:

Использованная система дала положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

     

Заключение:

       Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать

Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Информационные ресурсы:

http://festival.1september.ru/

http://nsportal.ru

http://nsportal.ru

Методическое обеспечение:

О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики  Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова

1.‬Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.‬‬‬‬

‬‬‬‬‬‬‬

3.‬Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬‬

4.‬Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008. -‬‬‬‬

                                                                                              Приложение

Конспект ООД в старшей группе «Лес, ягоды, грибы» конструирование

Задачи:

1. Создать эмоциональный настрой на весь день.

2. Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

3. Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

4. Разработать совместный план действий на тематическую неделю.

1. Приветствие.

Раздается звон колокольчика. Дети встают в круг и держатся за руки.

Встанем рядышком друг с другом

Скажем здравствуйте друг другу

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

В.: - Ребята посмотрите, у меня есть вот такое большое, мягкое, красное, красивое сердечко.

Давайте передадим его по кругу и скажем своему соседу справа что – то хорошее, доброе.

«Доброе утро Алёнушка, желаю тебе прекрасного настроения на весь день!»

(дети передают сердечко по кругу и говорят свои пожелания или комплименты своему соседу).

2. Игра.

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Обнимашки» (звучит музыка, прерывается и воспитатель предлагает обнять кого – то из детей, игра повторяется 3-4 раза).

3. Новости.

В.: - Приглашаю вас присесть на ковёр (дети садятся).

- Ребята, мы с вами не виделись целых два дня: субботу и воскресенье. Наверняка, у вас есть новости, которыми вы бы хотели поделиться с нами (дети делятся своими новостями).

4. Работа с календарём.

Воспитатель предлагает дежурному сказать, какое сейчас время года, месяц, день недели, часть суток. Ребенок рассказывает и отмечает все данные на календаре.

5. Презентация центров.

В.: - Ребята, вспомните, над какой темой мы с вами работали прошлую неделю? (Сад. Фрукты).

А что вам больше всего понравилось делать по этой теме? Что запомнилось? (высказывания детей).

В.: - А сейчас давайте разделимся на группы, и каждая из групп пойдет в определённый центр и посмотрит, произошли ли там какие – ни будь изменения.

Дети после осмотра центров рассказывают об увиденных изменениях (корзинка с муляжами грибов; кора дерева; компас; правила поведения в лесу в картинках; картинки грибовягод, деревьев и т. п.)

В.: - Как может называться тема этой недели? (предположения детей).

- Тема этой недели «Лес, ягодыгрибы».

5. Совместное планирование деятельности.

В.: - Предлагаю вам подумать и сказать в каких центрах и чем мы можем заняться по теме недели.

Дети предлагают, а воспитатель фиксирует (схематично или зарисовывает) на бумаге идеи детей:

Центр искусства:

- рисовать карандашами грибы;

- рисовать пальчиками ягоды;

- коллективная лепка «Грибная полянка».

Центр безопасности:

- узнать какие грибы и ягоды можно есть, а какие нет;

- как не заблудиться в лесу. Центр конструирования:

- изготовить грибы из бумаги;

- деревья из природного материала.

Центр природы и эксперементирования:

- сделать сок из ягод.

Центр речевого развития:

- выучить загадки о ягодах и грибах. Центр с/р игр:

«Мы идём в поход»;

«Сварим грибной суп и пригласим гостей».

Конспект НОД по конструированию из бумаги для старшей группы на тему «Домашние животные. Кошка»

Цель: Совершенствовать умение детей складывать простые фигуры из бумаги.

Программное содержание:

1) Обучить детей простому складыванию оригами из бумаги

2) Продолжать учить детей держать ножницы правильно

3) Развивать творческие способности у детей

4) Закреплять у детей умение распределять работу по всему листу

Подготовка к занятию:

Воспитателю – иллюстрации с изображением кошки, материалы для показа, стихи, загадки.

Детям – на каждую пару выдать одну, заранее подготовленную схему складывания. А так же каждому ребенку ножницы, клей и тряпочки и листок, который будет служить фоном.

Методика проведения занятия:

Предложить детям сесть за стол. Ребята, тут я нашла очень интересную загадку, но не могу ее отгадать. Вы поможете мне? (ответ детей)

Мордочка усатая,

Мурка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

А как Вы догадались? А что кошки любят делать? Ребята, а у кого дома есть кошка? А давайте сделаем так, чтобы у нас у всех была домашняя кошка?

Повесить на доску схему и готовый образец работы.

Ребята, перед вами лежит квадрат и схема. Все внимательно посмотрели на схему. По ней мы будем собирать кошку, а потом приклеим ее на фон.

2 – Техника выполнения работы:

- Берем квадрат и складываем его в треугольник. Затем еще в один треугольник. Развернем. Получилось, что треугольник разделен пополам. Дальше держим пальцем середину и делаем еще два боковых треугольника – это будут ушки. Теперь возьмем верхушку и загнем ее. Получиться очередной маленький треугольник. Перевернем его. Получилась мордочка кота.

Кто не успевает - смотрите на схему.

Вот смотрите, у нас получилась кошечка. Теперь нам нужно нарисовать глазки и мордочку. Какого цвета можно нарисовать глаза? (любые) Не забудьте нарисовать усики. У нас получилась очень красивая кошечка. А теперь давайте ее приклеим на фон. Это будет домик кошечки.

Ребятам, у которых плохо получается – вести индивидуальную работу во время занятия.

3 - Работы детей повесить в одном большом домике (на доске). Рассмотреть и оценить работы детей. Пусть дети сами оценят работы, что им понравилось.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и конструированию в старшей группе на тему «Корзинка для овощей»

 

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Образовательная деятельность: ознакомление с окружающим, конструирование.

Цель: учить детей конструировать из счётных палочек по образцу.

Задачи:

образовательные:

- закреплять приметы осени,

- расширять знания детей об овощах,

- упражнять в разгадывании загадок об овощах,

- упражнять в счёте счётных палочек;

развивающие:

- развивать внимание, память, мышление,

- мелкую моторику пальцев рук,

- умение работать по образцу;

воспитательные:

- воспитывать аккуратность,

- формировать умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа: беседы об овощах, лепка овощей, д/и «Во саду ли, в огороде»,

д/и «Четвёртый лишний».

Оборудование: осенние листья для украшения группы, корзинка с овощами (морковь, лук, огурец, помидор, горох, картофель), импровизированный огород, муляжи овощей, образец корзинки из счётных палочек.

Раздаточный материал: счётные палочки на каждого ребёнка.

 

Ход занятия:

- Ребята! Какой замечательный сегодня день! А какое время года за окном? (Осень.) Почему осень? (Листья изменили свой окрас, часто идёт дождь, дует холодный ветер, на улице похолодало, дни стали короче, птицы улетают в тёплые края.) Посмотрите, у нас в группе тоже «осень». А какие подарки дарит нам осень? (Ответы детей.)

По лесной дорожке

Осень к нам пришла

И с собой в корзинке

Подарки принесла.

- Ребята, как вы думаете, что в корзинке? Давайте я вам помогу. Я загадаю загадки, и вы точно узнаете, что лежит в этой корзинке.

Загадки об овощах:

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Лежебоки-близнецы

Зеленеют... (Огурцы.)

Он в теплице летом жил,

С жарким солнышком дружил.

С ним веселье и задор.

Это — красный... (Помидор.)

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а…(Лук.)

Голова на ножке, в голове горошки. (Горох.)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (Морковь.)

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко

Ведь правда вкусная... (Картошка.)

- Ребята, назовите одним словом, что в корзинке? (Овощи.)

- Где растут овощи? (В огороде, на грядке.)

- Молодцы, ребятки!

- В какое время года собирают урожай овощей с грядок? (Осенью.)

Картофель мы выкапываем.

Морковь (свёклу, лук, чеснок) мы……(Выдёргиваем.)

Капусту (баклажан, кабачок) мы……..(Срезаем.)

Помидоры (огурцы, перцы, горох) мы…….(Обрываем.)

-Ребята, а как вы думаете, овощи сами в огороде выросли? (Нет, их вырастили люди.)

Сентябрь уборкой велик.

Он дремать нам не велит.

Ну-ка, весь честной народ,-

Выходи в огород.

Потрудись, собери нашей осени дары.

Чтоб зимою в щи были овощи.

-Дети, выходите в огород!

Физминутка «Урожай»:

В огород пойдём, урожай соберём (шагают).

Мы морковки натаскаем (таскают)

И картошки накопаем (копают).

Срежем мы кочан капусты (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный (руками рисуют круг)

Щавеля нарвём немножко (рвём)

И вернёмся по дорожке (шагают).

- Ребята, куда мы будем складывать наш урожай овощей? (в корзинку). Я вам предлагаю сделать корзинку из счётных палочек. Давайте подойдём к столу. Дети садятся за столы.

- Рассмотрите внимательно образец корзинки. Посчитайте, сколько палочек внизу, по бокам и наверху. Выложите корзинку из счётных палочек у себя на столе.

Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски»:

У Лариски – две редиски,

у Алёшки – две картошки.

У Серёжки – сорванца - два зелёных огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да ещё у Петьки две хвостатых редьки!

(Дети по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной, а затем на другой руке.)

Самостоятельная работа детей. Помощь при затруднении.

- Молодцы, ребята, вы хорошо постарались. У вас получились замечательные корзинки для овощей.

Конспект НОД по конструированию из бумаги в старшей группе. Коллективная работа «Осенние веточки»

Коллективная работа«Осенние веточки»

ТемаКоллективная работа «Осенние веточки»

Техника: оригами

Цели:

- расширять знания о многообразии растительного мира, об осеннем колорите

- формировать познавательный интерес к природе.

- учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев.

- продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

- систематизировать и углублять знания о сезонных изменениях в природе;

- закрепить названия деревьев и уметь соотносить лист с деревом;

- учить определять дерево или кустарник по описанию;

- показать значение листопада для жизни растений зимой;

- развивать навыки работы с бумагой, выполнения аккуратных точных сгибов;

Материалы и оборудование:

- квадратные листы различной цветной бумаги;

- ножницы;

- клей ПВА, кисточка и подставка для кисточки;

- иллюстрации осенних деревьев;

- большие листы бумаги с заранее нарисованными на них веточками дерева;

Предварительная работа:

- составление описательных рассказов по пейзажным и сюжетным картинам об осени.

- разучивание стихов Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной …», А. С. Пушкин «Унылая пора…», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», А. А. Блок «Зайчик», И. Бунин «Листопад», А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

- беседа о времени года и сезонных изменениях;

- по возможности, прогулка с детьми в осеннем парке;

- рассматривание иллюстраций с изображением осеннего леса.

Основная часть.

Воспитатель загадывает детям загадку:

Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто. (Листопад)

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении? Как вы догадались, что осень(Ответы детей)

Воспитатель – какие признаки осени вы знаете(Ответы детей)

Ребята сегодня мы с вами отправимся в осенний лес, и читает детям стихотворение «Листопад» И. Бунин

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

Воспитатель выставляет перед детьми иллюстрацию с изображением осеннего леса. Предлагает детям рассмотреть, какие деревья растут в этом лесу (рассказывание по картине)

Физминутка "Осень"

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

(Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)

Кто нашел его, друзья?

(Дети стоят прямо, пожимая плечами)

Это я, это я, это я!

(Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)

В небе жаворонок пел.

(Дети выполняют маховые движения руками, вращают кистями поднятых рук)

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

(Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)

Тот, кто песенку найдет,

(Дети приседают, руками обхватывают колени)

Будет весел целый год.

(Дети, стоя весело хлопают в ладоши)

Д/и «С какого дерева листок?»

Практическая часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами сделаем свой листопад. А листочки у нас будут кленовые. Давайте повторим, каких цветов бывают осенние листочки(ответы детей)

Под спокойную музыку, по образцу, дети складывают лист, при необходимости пользуясь ножницами.

Воспитатель: А теперь приклеиваем ваши листочки к веткам. (далее дети приклеивают листья). Вот и готовы наши веточки!

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию из природного материала в старшей группе.

Тема: «Северный олень»

Цель: формирование у детей конструктивных навыков при создании оленя из природного и дополнительного материала.

Задачи:

  1. Учить детей использовать природный и дополнительный материал для изготовления игрушки.
  2. Учить детей передавать движение и придавать поделке устойчивость (использовать трубочки для коктейля и зубочистки в качестве каркаса для ног копытных животных).
  3. Развивать умение соединять части фигуры, возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек, ноги из трубочек для коктейля).
  4. Продолжать воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: корзинка с игрушки из природного материала, природный материал (шишки, веточки), трубочки для коктейля с гофрированной частью, зубочистки, музыка для динамической паузы «У оленя дом большой», пластилин, дощечки, салфетки, стеки, вода, картинки с изображением оленя, образец поделки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, фотографий, знакомящих с жизнью животных Крайнего Севера, чтение художественной литературы, дидактическая игра «Назови и опиши», подвижная игра «Стой, олень».

Ход

Воспитатель: Ребята, нам прислали посылку. (Показывает детям различные игрушки из природного материала). Я хочу вам загадать загадку:

В тундре он бродит большими стадами,

Словно короной, красуясь рогами.

Важен он в жизни полярных народов-

Транспорт надёжный для дальних походов.

Дети: Северный олень

Воспитатель: Правильно, это северный олень.

На доске вывешиваются иллюстрации с изображением северного оленя.

Воспитатель: Давайте рассмотрим иллюстрации. Что вы можете рассказать о северном олене? (Дети описывают оленя).

Воспитатель (достает из корзинки фигурку оленя из природного материала): Ребята, вот у этого оленя нет друзей. Скажите, а как можно помочь оленю? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, для него можно сделать друзей, а какой природный материал можно использовать? (Ответы детей). Правильно, молодцы и сегодня я вам расскажу, как сделать оленя из природного материала. (Вместе с детьми обследуется каждая деталь поделки).

Голову и шею оленя мы слепим из пластилина и прикрепим к шишке. Шишка – это туловище нашего оленя, потом я вставляю разветвленные веточки – это рога. Затем берём зубочистку и с помощью пластилина прикрепляем к туловищу – это ноги. На зубочистки надеваем трубочки. Для устойчивости из пластилина делаем копыта. Чтобы сделать фигурку оленя выразительной, можно изменить положение ног: если ноги оленя прямые, он стоит, а если изогнутые, он бежит или идет; голова может быть опущена, запрокинута, слегка повернута в сторону. Наш олень готов.

Динамическая пауза

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окно.

Зайка беленький бежит,

В дверь к нему стучит:

 «Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

«Зайка, зайка, забегай!

Лапку мне давай».

Выполнение фигурки оленя детьми. При необходимости воспитатель помогает, подсказывает детям.

Воспитатель: Ребята, спасибо вам большое за ваши поделки. Теперь оленю не будет скучно, потому что у него появилось много друзей.

Рефлексия:

  1. Чем мы сегодня занимались?
  2. Из чего вы выполняли оленя?
  3. Что было трудного?
  4. Кому мы сегодня помогли?

Конспект НОД

по конструированию

из бросового материала

в старшей группе.


http://100-bal.ru/pars_docs/refs/33/32801/32801_html_3b453e54.jpg

                                                 

Цель:

Развитие навыков конструктивной  деятельности.

Задачи:

  1. Закрепить первичные естественно научные и экологические представления о весне и первоцветах.
  2. Формировать  умения конструировать подснежник из бросового материала, отображая характерные особенности этого цветка.
  3. Способствовать развитию творчества, воображения, фантазии детей.
  4. Развивать общую моторику и мелкую моторику пальцев рук.
  5. Прививать желание стать другом природы, беречь и защищать её.

Материал: 

У детей на столах стоят  подносы с кусочком проволоки (стебель),

 3 одноразовые ложки без ручек (лепестки), по куску жёлтого и зелёного пластилина (тычинка и чашелистик), узенькие полоски гофрированной бумаги (для обмотки «стебля»).

Баночки с клеем и клеевые кисточки.

Заранее подготовленные подставки для цветка (низ от 0,5 литровой бутылки отрезается, и заполняется пластилином для устойчивости).

 Ножницы и двусторонний картон зелёного цвета с контурами листочков. Салфетка.



Ход занятия:

Воспитатель читает отрывок стихотворения Е.Благининой «Мамин день»

Все хожу,  все думаю, смотрю:

«Что же я завтра маме подарю?..»

А вы Ребята, что подарите мамам на 8 марта?

ребенок читает отрывок стихотворения «Подснежник» Е.Благининой.

Вот подснежник на поляне

Я его нашел.

Отнесу подснежник маме.

Хоть и не расцвел…

Ребята, о каком первоцвете говорится в стихотворении?

после ответов детей, педагог говорит о том, что действительно, с наступлением весны, земля прогревается, и из земли начинает пробиваться травка, и появляются первые цветы – первоцветы!

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как выглядит подснежник, привлекая их внимание к картинке с изображением цветка.

На тоненьком стебельке бутон из белых лепестков, а внутри бутона – жёлтая тычинка. Листочки длинные, тонкие, заострённые вверху.

 ( совместное рассматривание, с проговариванием существенных признаков)

Педагог предлагает детям встать в круг, пальчиковая гимнастика «Цветок»:

Вырос высокий Бутон - руки согнуты в локтях, соединив цветок на поляне, ладонь с ладонью и локоть с локтем 

Утром весенним Бутон  раскрыл лепестки  - раскрыть ладони, локти соединены.

Всем лепесткам красоту и питание.  Ладони сцепить тыльной стороной, локти при этом остаются соединены

Дружно дают под  землей корешки. Вывернуть руки так, чтобы пальцы  сцепленных рук смотрели вниз. 

Ребята, а давайте с вами сделаем в  подарок маме -  подснежник!

(дети соглашаются, а воспитатель предлагает им пройти на свои места за столами)

 1.вырезаются листочки из картона.

2.из зелёного пластилина лепим толстую колбаску, и накалываем её на проволоку (вдоль) так, чтобы конец проволоки выходил из неё на 0,5-1см.

3.из жёлтого пластилина лепим узкую морковку, накалываем её на 0,5-1 см конец проволоки.

 4.берём ложечки и вкалываем в зелёный пластилин так, чтобы    образовался бутон вокруг жёлтой морковки.

5.конец полоски гофрированной бумаги смазываем клеем, и закрепляем на проволоке под зелёным пластилином; обматываем ей весь ствол.

6.закрепляем цветок на подставке, согнув проволоку так, чтобы бутон склонился вниз.

7.закрепляем на подставке листочки цветка.


Воспитатель хвалит детей за прекрасно выполненные работы, предлагает составить цветы вместе, чтобы получилась поляна из подснежников.

Конспект  занятия

по конструированию

Старшей группы

на тему:

«ИЗГОТОВЛЕНИЕ

НОВОГОДНИХ
                                  ИГРУШЕК».

                 

   ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

 - совершенствовать умение работать с бумагой; создавать из бумаги объёмные фигуры;

 - развивать творческое воображение, художественный вкус;

 - воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость.

   ОБОРУДОВАНИЕ:

Наглядный материал (новогодние игрушки и гирлянда из бумаги), магнитофон с аудио кассетой; на каждого ребёнка: цветная бумага (10 x 15), клей – карандаш, ножницы, салфетки.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети заходят в группу здороваются.

В: Ребята, а какое сейчас время года?

Д: Зима.

В: А какой месяц?

Д: Декабрь.

В: А какой скоро будет праздник?

Д: Новый год.

В: Ребята, а загадку отгадайте: «Зимой и летом одним цветом?»

Д: Ёлка.

В: Посмотрите и у нас ёлка украшена и группа, гирлянды красивые висят, игрушки на ёлке. А знаете, что наряжать ёлки – это давняя традиция. Раньше в магазинах не продавались ёлочные игрушки. Ёлку украшали: конфетами, орехами, мандаринами, яблоками, яркими цветными лентами. А ещё их делали сами взрослые и дети из бумаги, дерева, ваты и многого другого. Вот и наша ёлка украшена  разными игрушками, а гирлянды на ней нет.

Ребята, давайте вместе сделаем гирлянду и повесим на ёлку.

Д: Ответы детей.

Дети садятся за столы.

В: Ребята, а прежде чем приступить к работе, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

                        Пальчиковая гимнастика:

Наши руки замерзают.

Поиграем-ка немножко,

Да похлопаем в ладошки:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Чтобы пальчики согреть,

Надо сильно потереть.

Пальчики мы согреваем,

Их сжимаем, разжимаем.

В: Ну, а теперь можно приниматься за работу.

(Дети разрезают цветную бумагу на полоски, склеивают их в колечко, а потом между собой, образуя цепочку (гирлянду)).

В: Ребята, а теперь давайте наши маленькие гирлянды, соединим в одну большую и повесим на ёлку.

Посмотрите, какая у нас теперь красивая ёлка.

Ребята, а скажите мне, чем раньше украшали ёлки?

Д: Ответы детей (конфеты, яблоки, мандарины и т.д.)

В: Вот и вы на свою ёлку можете повесить ни только игрушки, но и конфеты, фрукты, а можете сами дома сделать такие же гирлянды и повесить на ёлку.

Ребята, а давайте мы с вами друг другу напомним, из чего мы с вами делали гирлянды?

Д: Из бумаги.

В: А как мы её с вами делали? 

 Д: Ответы детей (разрезали на полоски, склеивали колечки).

В: Ребята, давайте возле нашей ёлки поводим хоровод.

 Хоровод:

Маленькой ёлочке, холодно зимой,

Из лесу ёлочки взяли мы домой.

Бусы повесили, встали в хоровод.

Весело, весело встретим Новым год!

Дети прощаются, уходят.

 

    Конспект НОД по конструированию из бумаги в старшей группе по теме «Заяц»

Программное содержание:

• закреплять навыки складывания листа бумаги в разных направлениях, проглаживая сгибы;

• воспитывать усидчивость;

• бережное отношение к материалу;

• развивать внимательность, мелкую моторику,.

Материал: иллюстрации с изображением зайца; бумажные квадраты (10×10); фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: -Ребята, утром в группу к мнам пришло письмо, но не написано от кого оно, зато есть загадка. Попробуйте ее отгадать:

Длинноухий очень ловко,

Он грызет морковку.

И от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто ж такой он,

Зимой белый, летом-серый

Он скажите вам знаком?

Воспитатель: — Ребята, о ком идет речь в загадке? (Ответы детей)

Воспитатель: -Правильно о зайце. А что вы о нем знаете? (Ответы детей).

— Хотите узнать, что написал вам заяц?

Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. Зовут меня заяц Тим, я хочу рассказать вам про себя. Живу в лесу, на полях. Я отличный бегун, бегаю очень быстро. Когда чувствую опасность сразу убегаю. Днем зайцам опасно бегать по лесу — я сижу в норе. А к вечеру выхожу из своего укрытия поесть и побегать вволю. Я травоядное животное. Летом питаюсь травой, зимой- корой деревьев, тонкими веточками осины, березы, различными ягодами, семенами. Зимой я меняю свою серую шубку на белую, чтоб меня не заметили хищники. Вот ребята, и все. Заяц Тим».

Воспитатель: -Ребята, а что вы запомнили из письма Тима? (Ответы детей).

Практическая часть.

Воспитатель: -Ребята, давайте сделаем Тиму друзей? Как вы думаете из чего мы будем делать? (Из бумаги). Правильно.

Воспитатель: — Берем квадрат, складываем его по диаголнали, загибаем еще раз. Загибаем ровно по середине два угла вверх, чтоб торчали ушки. Все зайчик готов, дальше рисуем глаза, носик, усы.

Воспитатель: -Молодцы, ребята, посмотрите сколько мы сделали Тиму друзей! (выставка работ).

Воспитатель: — Ребята, о ком мы сегодня говорили с вами? (Ответы детей). О чем рассказал нам заяц Тим? ( Ответы детей)

Воспитатель: -Кого мы с вами делали сегодня? Каким способом? (Ответы детей). Правильно, ребята. Молодцы!

Конспект занятия по конструированию в старшей группе «Чашечки», на лексическую тему «Посуда».

Цель: закрепить знания элементарных геометрических фигур, и их характерных особенностей.

Задачи:

• уметь различать предметы по длине, ширине, высоте;

• уметь указывать количество цифрой;

• правильно называть время суток: утро, день, вечер, ночь;

• называть геометрические фигуры, их особенности (сторона, угол, количество углов, сторон и т. п.);

Материалы:

• 2 куклы;

• карточки с цифрами от 1-го до 10-ти;

• изображение геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);

• плакат с изображением двух сказочных домиков;

• палочки Х. Кюизенера;

Ход занятия

Воспитатель«Дорогие мои деточки! Я сегодня получила письмо!»

Воспитатель зачитывает письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишут Вам две неразлучные подружки – Катюша и Надюша! Мы были очень дружными, но с нами случилась неприятность, мы разругались. Пригласили к себе гостей на чай, вот только никак не могли сосчитать, сколько же нужно чашек для гостей. Вот мы и поссорились. Помогите нам, пожалуйста!»

Воспитатель просит пройти детей к зоне сюжетно-ролевой игры «Кафе «Пчелки»(дети видят, что на стене висит плакат с изображением двух сказочных домиков, садятся на стульчики).

«Домики Катюши и Надюши».

Воспитатель: Деточки, Катюша и Надюша живут загородом, в своих сказочных домиках. А вот и они.

- Как вы думаете, в каком доме живет Катюша (если она высокая, а в каком Надюша (если она невысокая?

Дети: Катюша живет в высоком доме, а Надюша в низком (маленьком) доме.

Воспитатель: Ребята, пока Катюша и Надюша ругались, они совсем забыли, когда надо обедать, а когда ужинать. Кто помнит?

Давайте, поиграем в игру «Закончи предложение».

- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

- Завтракаем мы утром, а обедаем (днем)

- Обедаем мы днем, а ужинаем (вечером)

- Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)

- Солнце светит днём, а луна (ночью)

Воспитатель: Молодцы! Теперь Катюша и Надюша все запомнят.

Посмотрите, ребята, а вот и их гости - весёлые фигурки. Воспитатель показывает на плакате изображенные геометрические фигуры.

Воспитатель:

- Ребята, а вы узнали их? Назовите их по именам (дети называют их, показывают стороны, углы).

Сколько сторон у треугольника? Сколько углов? А у квадрата сколько сторон? Сколько углов? Покажите.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Воспитатель: Катюша и Надюша пригласили весёлых фигурок на чай, да вот только не могут разобраться, сколько же нужно чашек и блюдец?

«Чашки с блюдцами».

- Давайте сосчитаем, сколько всего веселых фигурок? (5)

- Сколько нужно чашек для них(5) Найдите и покажите цифру 5.

- А сколько нужно блюдец? (5)

- Сколько чашек, сколько блюдец? (одинаково, поровну).

- Давайте сосчитаем, сколько всего посуды вместе(10) Найдите цифру 10.

- Найдите мне остальные цифры 2,3,4, и т. д. (дети находят их на столе и показывают).

- Ребята, одну чашечку уронили нечаянно, и она разбилась, сколько осталось чашек(4)

- Это больше или меньше? (меньше)

- На сколько чашек меньше(на одну чашку)

- Молодцы, правильно.

Физкультминутка «Ладошки».

Вот помощники мои, их как хочешь поверни(смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и работать захотели. (потираем руками)

Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)

мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)

В: Ребята, вы помните, что у Катюши с Надюшей разбилась чашечка, давайте мы с вами сделаем для них много чашечек, целый чайный сервиз, чтобы чашек хватало для всех их гостей. Они будут очень рады, и больше не будут ссориться.

Конструирование «Чашечка для девочек».

(Дети по образцу выполняют задание из цветных палочек Х. Кюизинера)

Катюша с Надюшей благодарят детей за чайный сервиз, и прощаются с ними«Ребята, спасибо вам! До новых встреч!»

Конспект занятия по конструированию «Чашечки», на лексическую тему «Посуда».

Цель: закрепить знания элементарных геометрических фигур, и их характерных особенностей.

Задачи:

• уметь различать предметы по длине, ширине, высоте;

• уметь указывать количество цифрой;

• правильно называть время суток: утро, день, вечер, ночь;

• называть геометрические фигуры, их особенности (сторона, угол, количество углов, сторон и т. п.);

Материалы:

• 2 куклы;

• карточки с цифрами от 1-го до 10-ти;

• изображение геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);

• плакат с изображением двух сказочных домиков;

• палочки Х. Кюизинера;

Ход занятия

Воспитатель«Дорогие мои деточки! Я сегодня получила письмо!»

Воспитатель зачитывает письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишут Вам две неразлучные подружки – Катюша и Надюша! Мы были очень дружными, но с нами случилась неприятность, мы разругались. Пригласили к себе гостей на чай, вот только никак не могли сосчитать, сколько же нужно чашек для гостей. Вот мы и поссорились. Помогите нам, пожалуйста!»

Воспитатель просит пройти детей к зоне сюжетно-ролевой игры «Кафе «Пчелки»(дети видят, что на стене висит плакат с изображением двух сказочных домиков, садятся на стульчики).

«Домики Катюши и Надюши».

Воспитатель: Деточки, Катюша и Надюша живут загородом, в своих сказочных домиках. А вот и они.

- Как вы думаете, в каком доме живет Катюша (если она высокая, а в каком Надюша (если она невысокая?

Дети: Катюша живет в высоком доме, а Надюша в низком (маленьком) доме.

Воспитатель: Ребята, пока Катюша и Надюша ругались, они совсем забыли, когда надо обедать, а когда ужинать. Кто помнит?

Давайте, поиграем в игру «Закончи предложение».

- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)

- Завтракаем мы утром, а обедаем (днем)

- Обедаем мы днем, а ужинаем (вечером)

- Ужинаем мы вечером, а спим (ночью)

- Солнце светит днём, а луна (ночью)

Воспитатель: Молодцы! Теперь Катюша и Надюша все запомнят.

Посмотрите, ребята, а вот и их гости - весёлые фигурки. Воспитатель показывает на плакате изображенные геометрические фигуры.

Воспитатель:

- Ребята, а вы узнали их? Назовите их по именам (дети называют их, показывают стороны, углы).

Сколько сторон у треугольника? Сколько углов? А у квадрата сколько сторон? Сколько углов? Покажите.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Воспитатель: Катюша и Надюша пригласили весёлых фигурок на чай, да вот только не могут разобраться, сколько же нужно чашек и блюдец?

«Чашки с блюдцами».

- Давайте сосчитаем, сколько всего веселых фигурок? (5)

- Сколько нужно чашек для них(5) Найдите и покажите цифру 5.

- А сколько нужно блюдец? (5)

- Сколько чашек, сколько блюдец? (одинаково, поровну).

- Давайте сосчитаем, сколько всего посуды вместе(10) Найдите цифру 10.

- Найдите мне остальные цифры 2,3,4, и т. д. (дети находят их на столе и показывают).

- Ребята, одну чашечку уронили нечаянно, и она разбилась, сколько осталось чашек(4)

- Это больше или меньше? (меньше)

- На сколько чашек меньше(на одну чашку)

- Молодцы, правильно.

Физкультминутка «Ладошки».

Вот помощники мои, их как хочешь поверни(смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и работать захотели. (потираем руками)

Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)

мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)

В: Ребята, вы помните, что у Катюши с Надюшей разбилась чашечка, давайте мы с вами сделаем для них много чашечек, целый чайный сервиз, чтобы чашек хватало для всех их гостей. Они будут очень рады, и больше не будут ссориться.

Конструирование «Чашечка для девочек».

(Дети по образцу выполняют задание из цветных палочек Х. Кюизинера)

Катюша с Надюшей благодарят детей за чайный сервиз, и прощаются с ними«Ребята, спасибо вам! До новых встреч!»

Развитие мелкой моторики

через сюжетно —ролевые игры у мальчиков дошкольного возраста

с учетом развития

познавательных интересов

и   творческого воображения.

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку посмотреть на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Всем известно, что сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение в развитии интеллекта, личности, воображения, памяти ребенка.

Мы разделили групповое пространство и игры по полоролевому признаку. Создали атрибуты, макеты, материалы способствующие развитию мелкой моторики и познавательных интересов. Таким образом, предоставили детям возможность реализовать свои фантазии и творческое воображение. Именно через эти игры у детей проявляется любовь к городу нефтяников в котором они живут. Работа с инструментами позволяет мальчикам крутить гайки, болтики, краны, задвижки. Проволока, выключатели создают в руках детей, что-то свое новое. Пальцы рук уверенно хватают все предметы необходимые для развития сюжетной игры.

Фантазия и творческое воображение детей безгранична разнообразна. Мальчики пытаются создать свою игру, свой мир, отражая в нем деятельность взрослых. 

Сюжетно-ролевая игра

«Нефтяник»

Цель:

Расширить представления детей о труде взрослых, работающих в нефтяной сфере;

дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры. Учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, активизировать имеющиеся знания;

учить переносить познавательный интерес в практическую деятельность. Развивать координацию движения пальцев рук способами закручивания и раскручивания, вовлекать в движение больше пальцев, а сами движения производить энергично.

Работа с родителями:

•   экскурсия на площадь «Первооткрывателю Сибирской нефти»; экскурсия на скважину №6;

•   встреча с интересными людьми (пригласить папу работающего в нефтяной сфере для беседы и практической деятельности в игре). Показать и назвать предметы-заместители, расширить словарный запас детей.

Сюжетно-ролевая игра

«Электромонтёр»

Цель:

•   расширить знания детей о профессии «электромонтер»;

•   продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, активизировать имеющиеся знания;

•   развивать кисть ведущей руки, повышать мышечный тонус пальцев рук способами накручивания, сгибания, разгибания.

Работа с родителями:

•  встреча с интересными людьми (пригласить папу работающего в «Электросетях» для беседы и практической деятельности в игре). Показать и назвать предметы-заместители, расширить словарный запас детей.

Сюжетно-ролевая игра

«Столяр-плотник»

Цель:

практическая реализация знаний детей о труде столяра-плотника;

развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в игре. Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры.

Продолжать учить переносить познавательный интерес в практическую деятельность. Развивать кисть ведущей руки, координацию движения пальцев рук.

Работа с родителями:

•  встреча с

интересными людьми (пригласить папу, работающего в «Сибирском столяре» для беседы и практической деятельности в игре). Показать и назвать предметы-заместители, расширить словарный запас детей.

«Путешествие в подводный мир»

                 Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук

                                         в старшей группе.

Цель:

  1. Закреплять представление об обитателях подводного мира. Продолжать знакомить с профессией  археолога.
  2. Развивать творческую активность детей, умение создавать декоративные композиции заданной тематики, мелкую моторику рук
  3. Воспитывать интерес и заботу к подводным обитателям.

Активизировать словарь: археолог, раскопки, акваланг, батискаф, морской  

          ёж, морская звезда, осьминог, краб, коралл, жемчужина и т.д.

 Материал: ёмкости с песком и водой; макет замка; ткань голубого цвета; картинки с изображением морских животных» слайды подводного снаряжения аквалангиста» ракушки, перламутровые бусины; фонограмма «Шум моря».

 На каждого ребенка: стекла, салфетка, кисть, воздушный шар, тренажер «осьминог», коробка для природного материала, рамки для фотографий и плоскостные фигурки морских животных (из соленого теста), клей ПВА.

Предварительная работа: (на занятии): Лепка из соленого теста рамки для фотографий, плоскостных фигурок морских животных. Изготовление макета замка из конструктора или мелкого строительного материала.

       Ход занятия:

Воспитатель: Мне ладони покажите-

                                   Правую и левую!

                                  В кулачек скорей сожмите

                                  Пальчики умелые.

                                  Разожмите… рассмотрите…

                                   И скорее мне скажите:

                                   Для чего нужны нам. Дети,

                               Ловкие ладошки эти? (дети отвечают)

Посмотрите на свои руки! У мальчиков они сильные, крепкие, у девочек- нежные, ласковые. И у всех вас- умелые и трудолюбивые.

             Мы отправляемся в увлекательное  путешествие, во время которого нашим рукам придется потрудиться.

Нам поможет загадка:

                         В нем соленая вода

                         Ходят по нему суда.

                        Летом взрослые и дети

                         Ездят отдыхать туда.

                         Что это?

Дети: Море.

Воспитатель: Наши  пальчики- «путешественники» отправляются в дальний путь к морю.

       Дети проходят вдоль столов, перебирая пальцами по их поверхности, подходят к емкости с песком, в котором закопан макет замка.

Перед нами возвышается холм. Интересно, что он таит в себе? Что там можно найти? Там, ребята, разные предметы, древние орудия труда, посуда, полый город.

Как называют ученых, которые ищут древние предметы?

Дети: Археологи.

Воспитатель: Зачем они это делают?

Дети: Археологи хотят знать, как жили раньше люди.

Воспитатель: Какие инструменты используют археологи  при проведении раскопок?

Дети: При проведении раскопок пользуются маленькими лопатами, скребками, щетками, кистями.

Воспитатель: Зачем археологи используют кисти и щетки?

Дети: Счищают песок кистями и щетками.

Воспитатель: Как следует обращаться с находками?

Дети: Ученые откапывают предметы осторожно, чтобы не повредить находки.

Воспитатель: Давайте возьмём инструменты. Может быть и мы найдём что - ни будь  интересное.

                    Используя кисти, дети очищают макет от песка.

Воспитатель: Это старинный замок. Когда-то его построили на берегу моря. Прошли века, его засыпало песком. Мы с вами провели раскопки, и теперь все могут любоваться замком. А мы продолжаем путешествие.

                     Звучит фонограмма» Шум моря». Дети подходят к емкости с водой.

Воспитатель: По песочному берегу, мы подошли к морю. Послушайте, как оно шумит. Тревожно, таинственно. Опустите руки в воду. Что вы чувствуете? Что видите?

Дети: Вода прохладная, на дне мелкие гладкие камешки.

Перебирают гальку пальцами, играют с водой. По окончании вытирают руки салфетками.

Воспитатель: В морских глубинах обитает множество удивительных животных. Как человек может наблюдать за ними? Какие приспособления и аппараты помогают людям опускаться на дно?

Дети: Водолазный костюм, акваланг, маска, подводная лодка, батискаф.

              Воспитатель показывает слайды снаряжения аквалангиста.

Воспитатель: Представьте себе, что мы медленно входим в воду. Набегающие волны ласкают наши ноги. Нам дышится легко и свободно.

Вода чиста и прозрачна. Мы заходим все глубже. Мимо нас проплывают юркие рыбки. Покачиваются водоросли. Мы оказались на дне моря.

           Дети подходят к столу, покрытому голубой  тканью. На нем оформлен  ландшафт  морского дна разложены галька, перламутровые бусины, ракушки разных форм и размеров, картинки обитателей морского дна.

Воспитатель: (достает тренажеры осьминоги): Посмотрите, кто это притаился под камнем?

Дети: Маленькие разноцветные осьминоги

Воспитатель: Они смотрят на нас, наверное, хотят, чтобы мы с ними поиграли.

            Каждый ребенок надевает на палец резинку, к свободному концу которой прикреплен осьминог, играет с ним..

Дети (выполняют движения в соответствии с текстом):

             Я веселый осьминог,

             У меня так много ног,

             Чтоб удобно было мне

             Жить среди камней на дне.

             Сильным, ловким быть стараюсь,

             Приседаю, поднимаюсь,

             С рыбкой в танце закружусь

             И на камни опущусь.

Воспитатель: Осьминоги прячутся среди камней, а мы отправляемся дальше. Дети снимают осьминогов с пальцев.

Кого ещё мы можем встретить на морском дне?

Показ изображения обитателя морского дна, дети называют животных.

А какие здесь красивые кораллы. На что они похожи?

 Дети: На деревья, кустарники.

Воспитатель: Я вам предлагаю каждому собрать немного гальки, ракушек, жемчуга (перламутровые  бусины) на память о путешествии. Нам пора возвращаться на сушу.

      Дети набирают морской материал, рассаживаются за столы, где лежат рамки для фотографии и фигурки морских обитателей, сделанные ими на предыдущих занятиях.

Воспитатель: Используя дары моря и свои заготовки, каждый  из вас может украсить рамку для фотографии.

       Дети выполняют задание.

Воспитатель: Замечательные рамки получились! Нам с вами предстоит  совершить немало увлекательных путешествий.  Мы будем лепить, рисовать, мастерить и строить, и в этом нам помогут наши умелые пальчики.

Солнце красное взойдёт,

Утро новое придёт.

Наши пальчики проснуться,

За работу вновь возьмутся!

               Дети выполняют расслабляющие упражнения для рук.

              Готовые рамки могут быть, использованы для оформления группового помещения или подарены родителям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Ловкие пальчики"

Почему-то мне думалось, что поделки из спичечных коробков остались в моем далеком детстве - там, где папа клеил себе мини-комодики для хранения радиодеталей из этого материала, а я таскала коробки для...

развитие мелкой моторики Проект "Ловкие пальчики".

Проект«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук)     Подготовила воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  Детск...

проект "Ловкие пальчики"

Проект по теме «Ловкие пальчики»  Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Задачи:1.    Развитие умения производить то...

проект "Ловкие пальчики"

http://vk.com/doc113258378_261794450?hash=1c300fcee90a23a9fb&dl=a8fd11d69c7d668857...

Педагогический проект ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ "Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников"

Поиск   наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного  взаимодействия  воспитателя...

Проект "Ловкие пальчики"

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В. А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до...

Развитие графомоторных навыков. Проект "Ловкие пальчики"

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался такими видами ручной деятельности, как рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, крупы, к...