Инновационная развивающая предметно - пространственная среда «Фиолетовый лес» в интеллектуально - творческом развитии младших дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО.
статья (младшая группа)

Василенко Наталия Михайловна

Статья посвящена актуальной проблеме интеллектуально - творческого развития младших дошкольников, посредством использования развивающей предметно - пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2020_vasilenko.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационная развивающая предметно - пространственная среда «Фиолетовый лес» в интеллектуально - творческом развитии младших дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО.

Василенко Наталия Михайловна, воспитатель высшей категории;

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с.Верхопенье Белгородской области

Статья посвящена актуальной проблеме интеллектуально - творческого развития младших дошкольников, посредством использования развивающей предметно - пространственной среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, в соответствии с ФГОС ДО.

Ключевые слова: ребенок, игровая технология, В.В. Воскобович,  развивающая предметно - пространственная среда «Фиолетовый лес».

         Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Специалистами доказано, что дошкольники с высоким уровнем интеллекта лучше подготовлены к школе: быстрее запоминают материал, уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке. Одним из средств интеллектуального развития ребенка являются развивающие игры. Игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника, развития интеллектуальных, личностных и физических качеств детей, формирования предпосылок для учебной деятельности и обеспечения социальной успешности дошкольников.

        Однако в настоящее время существует значительная проблема, связанная с организацией игровой деятельности детей. Современные игры обладают большим разнообразием, но не всегда соответствуют ФГОС ДО и не несут в себе психолого-педагогическую пользу.

        Введение ФГОС ДО дало толчок к интенсивному обсуждению вопросов, связанных с обновлением содержания дошкольного образования. Применение педагогами инновационных игровых технологий методов и форм работы, является  одной из уникальных форм обучения, так как в них регенерированы элементы познавательного, игрового, поискового и воспитательного взаимодействия в процессе интеллектуально - творческого развития дошкольников.

         Одним из средств интеллектуально - творческого развития ребенка является игровая технология В.В Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», и его уникальная развивающая предметно - пространственная среда «Фиолетовый лес».

         Цель технологии - развитие познавательно - творческих способностей детей в игровой форме, на основе интереса - познания - творчества. «Фиолетовый лес» методическая, развивающая среда позволяющая перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, на основе сказочного сюжета, максимально комфортна, разнообразна в использовании с детьми, доставляет радость. Это является важным не только для интеллектуально - творческого развития детей, но и для сохранения и поддержания здоровья воспитанников.  

         Важно, что среда «Фиолетовый лес»  полностью соответствует и выполняет требования с среде  ФГОС ДО.

         Во - первых обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе и детей разного возраста) двигательной активности детей, а также дает возможность проектирования и уединения собственного пространства.

         Во - вторых данная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в ДОО.

         В - третьих «Фиолетовый лес» среда содержательно - насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная [2, c. 6].

        Способствует созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными   и   индивидуальными   особенностями   и   склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [1, c. 5].

         Инклюзивные тенденции в Российском образовании ставят перед педагогами и администрацией образовательных организаций сложную задачу: организовать предметно - развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей как с нормой развития, а также и детей с ограниченными возможностями здоровья [2, c. 11]. «Фиолетовый лес» полностью удовлетворяет данной задаче. В группе создали «Центр развивающих игр В,В.Воскобовича». Изготовили на подгруппу конструкторы «Чудо - крестики», «Чудо - Соты», двухцветный квадрат. К этим играм имеются альбомы фигурок для конструирования. Для малышей приобрели и другие конструкторы: «Черепашки Ларчик», «Фонарики Ларчик», «Волшебная восьмерка Ларчик», которые могут быть использованы совместно с «Фиолетовым  лесом», «Коврографом Ларчик» и «Мини Ларчик». Игры постоянно находятся в открытом доступе для всех детей, в том числе детей с ОВЗ.

          Изначально среда «Фиолетовый лес» была создана для детей дошкольного возраста, но оказалось, что она может быть использована начальной школой, а также логопедами, дефектологами.

          Согласно ФГОС ДО среда «Фиолетовый лес» обеспечивает, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности: игровой, познавательно- исследовательской, коммуникативной, конструировании, двигательной.

          В своей работе используем  методику «Сказки фиолетового леса». Образовательное содержание методики «Сказки Фиолетового леса» выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали. Представления, умения, которые получают дети, опираются на уже приобретенные, поэтому если работа не ведется планомерно с младшего возраста, приходится возвращаться, немного назад и осваивать предшествующее содержание [3, c.4]. Это позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Познавательному развитию способствует и продуктивная деятельность, осуществляемая в «зоне ближайшего развития». Ребенок может творить по своим задумкам, не подчиняясь образцу. В основе этой игровой технологии лежат партнерские отношения между взрослым и ребенком. атмосфера сотрудничества, Такой доброжелательный настрой повышает эффективность интеллектуально – творческого развития дошкольников.

        Путешествуя по Фиолетовому лесу в реальном времени, ребенок становится действующим лицом сказочных приключений, с помощью необычных персонажей и  методических сказок. В нем  есть Озеро Айс, Чудо - острова, страна Муравия и многое другое. Эмоционально откликаясь на происходящее, ребенок перемещается в этой среде, участвует в создании сказочного пространства, выполняет увлекательные задания жителей Фиолетового леса. Поддерживает свой познавательный интерес в  обучающих  играх: «Что лишнее», «Узнай по описанию», «Откуда выпал листик». и др. Игровые  действия в играх - это конструирование по образцу и замыслу шнурование, составление из частей складывание, нанизывание на стержень или шнурок, прикрепление частей к игровому полю. Содержание игр вызывает у дошкольников интерес к познавательно - исследовательской деятельности. Обсуждая, проблемную ситуацию («Что было бы, если не было леса») у детей развивается самостоятельность мышления, способность рассуждать, аргументированная и доказательная речь..

        Неоценимое значение  «Фиолетовый лес» представляет в сенсорном развитии, и пронизывает всю деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развиваем у воспитанников способность к анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации. Совершенствуем  знание основных цветов, учим группировать по цвету. Например, игра «Подари гномам листочки». Для этой игры изготовили семь разноцветных гномов: Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Си, Фи. В игре «В гостях у гусеницы Фифы». учим трехэтажные башенки выстраивать по принципу «от большого к маленькому», или наоборот.        

          Конструируя, малыши учатся строить дома, башни, дороги для жителей Фиолетового леса из развивающих конструкторов Воскобовича. Например: в игре «Как Магнолик собрал куклу - неваляшку» путем наложения частей на схему развиваем умение составлять силуэт неваляшки, подбирая нужную фигуру.  

        Логическое мышление развиваем увлекательной игрой - двухцветным квадратом. Сгибая квадрат пополам по горизонтали, по вертикали  у малышей получаются разные геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник. В итоге получаем  образное название фигур: «как горка», «как шоколадка», «как семафор» и др.

         Интересны и познавательны для малышей игры – путешествия: Например: «В гости в сказочный Фиолетовый лес». В игровой и творческой деятельности поощряем у детей проявление самостоятельности, стремление к самоорганизации.

         Следует отметить, что игровое общение воспитанников важно для развития коммуникативной деятельности, навыков общения с другими детьми, взрослыми. Используем такие игры как:  «Мишка», «Солнышко и дождик» и др. С помощью игр у малышей снимаем эмоциональное и мышечное напряжение, тревожность, обучаем совместной игре, развивая при этом социальный и эмоциональный интеллект.

        Доказано, что на развитие интеллекта дошкольников влияет развитие мелкой моторики. Чем лучше развита мелкая моторика, тем выше интеллект у ребенка. В двигательной деятельности перемещая, ковролиновые фигурки у малышей развивается мелкая моторика рук.

        В своей работе используем разнообразные эффективные методы и приемы, позволяющие достичь максимальных результатов с точки зрения реализации образовательных областей ФГОС ДО. Наглядные методы  включают в себя: показ образца, схемы (контурное изображение), знакомство с персонажами сказочного леса. Демонстрация этапов выполнения сопровождаются словесными приемами: объяснение педагога, рассказ, беседа, знакомство с содержанием игры, анализ достигнутого результата. Проговариваем этап выполнения задания, даем словесные инструкции, затем переходим к  практическим  методам выполнения задания: манипуляции с играми способом наложения, по образцу педагога. В самостоятельной деятельности. предоставляем возможность ребенку проявить творчество и построить самостоятельно по своему варианту.

        Учитываем индивидуальные потребности ребенка, выстраиваем образовательный процесс в соответствии с принципом индивидуализации, заявленным в стандарте, как руководство к действию педагога. Такой подход, для каждого ребенка исходя из его потенциальных возможностей, дает эффективный положительный результат

       Использование сказочных сюжетов и сказочной среды, завуалированность задач и заданий делают обучение опосредованным, придают игровую форму взаимодействию детей и взрослых, реализуют игровую мотивацию [3, c.5]. В итоге ребенок дошкольного возраста эффективно развивается в соответствии с принципом «Не навреди».

        «Фиолетовый лес» активно используем в непосредственно- образовательной деятельности, решаем многие образовательные задачи пяти образовательных областей ФГОС ДО.

        Например, в формировании математических представлений используем игру: «Кто быстрее» просим воспитанников  определить на глаз кто быстрее прибежит к цветку, у кого длиннее дорожка, у кого короче. В конце игры дети  придумают  историю, как ежики поздравили Лягушку.

       Знакомим малышей с окружающим миром, временами года, и другими задачами по познавательному развитию. Например, в игре «Помоги утеплить норки» в Фиолетовом лесу наступила осень, закрепляем с детьми сезонные признаки в природе осенью, как животные готовятся к зиме. В каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей.

         В речевом развитии в игре «Помоги медвежонку Мишику» у младших дошкольников формируем умение слушать и понимать инструкцию, развиваем речь, знакомим с понятиями «вдоль», «до», «через», «в». В конце игры дети придумывают и рассказывают историю, как Медвежонок Мишик возвращался домой.

         В художественно - эстетическом развитии в играх «Дорисуй фигуру», «Осенний коврик», «Кто прячется в лесу», при создании образа развиваем творческое воображение, фантазию, составляем узор, чередуя предметы по цвету и размеру. Малыши находят в фигурах сходство с  листиком, шариком, ежиком и др. Уточняем, что можно дорисовать, чтобы получилась мышка, листик и.т.д.

         «Фиолетовый лес» можно использовать и в физическом развитии младших дошкольников, развивая при этом двигательные качества, координацию движений, формируем  ориентировку в пространстве в таких играх как: «Повтори движение», Путешествие в осенний лес» и др.

         Считаем, что наиболее эффективно при организации совместной деятельности создать условия для интеграции различных игр: например, театрализованных и математических, что  позволяет решать вместе развивающие и образовательные задачи, а дети при этом просто продолжают играть.

        Данная среда представляет интерес в развлечениях, праздниках, в свободной совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в самостоятельной деятельности детей, сочинение загадок, придумывание сказок и персонажей.

         В самостоятельных играх закрепляем дальнейшее развитие умений, приобретенных в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуем интеллектуально - творческое мышление, мелкую моторику. И самое главное у дошкольников появляется возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность.

        Необходимым в своей работе считаем взаимодействие с родителями (законными представителями воспитанников) при использовании развивающих игр В.В, Воскобовича дома. Поскольку, это интересно и увлекательно не только детям, но и взрослым! Многие родители даже не имеют никакого представления о данной технологии, поэтому проводим с родителями индивидуальные беседы по ознакомлению и применению игр, мастер - класс: «Путешествие по Фиолетовому лесу». Научили, каким образом дома можно самостоятельно изготовить игры В.Воскобовича.                  Считаем, что просто необходимо родителям помочь придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре.

        Таким образом, включение в образовательный процесс игровой технологии В.В. Воскобовича способствует выполнению главной задачи ФГОС ДО - сохранению и укреплению здоровья детей, воспитанию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств. Формированию у воспитанников предпосылок к учебной деятельности, которые обеспечат социальную успешность в школе и достижению высоких результатов в интеллектуально - творческом развитии.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказы и письма Министерства образования и науки РФ. – М.:ТЦ Сфера, 2015. -  96с.
  2.  В.В. Воскобович, Л.С. Вакуленко, О.М. Вотинова. «Фиолетовый лес» Развивающая предметно - пространственная среда Методическое пособие. - 2017г: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017г. - 176  с.
  3. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития           дошкольников «Сказки Фиолетового Леса» (ранний и младший возраст. - 2012 : СПб .:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2012. - 208с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда в старшей группе МБДОУ д/с № 29 "Светлячок" в соответствии с ФГОС ДО"

Презентация "Развивающая предметно - пространственная среда в старшей группе МБДОУ д/с № 29 "Светлячок" в соответствии с ФГОС ДО"...

Авторский проект Создание и совершенствование, развивающей предметно-пространственной среды спортивного зала для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС ДО

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира&hell...

Углубленная работа на тему «Развивающая предметно-пространственная среда "Фиолетовый лес" как способ развития познавательно-творческого потенциала ребёнка 5-6 лет»

Я веду углубленную работу на тему «Развивающая предметно-пространственная среда "Фиолетовый лес" как способ развития познавательно-творческого потенциала ребёнка 5-6 лет». Хочу п...

Проект Создание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе с ориентировкой на старшую группу в соответствии с ФГОС ДО

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне п...

Протокол родительского собрания.Тема: «Развивающая предметно - пространственная среда «Фиолетовый лес в интеллектуально - творческом развитии младших дошкольников, в соответствии с ФГОС

     Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста  -  одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с высоким уровнем интеллект...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием развивающей предметно-пространственной среды "Фиолетовый лес" В.В.Воскобовича "Поможем Волшебнице Осени".

Цель: закрепление и расширение знаний детей об осени, с использованем развиваюей  предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича.Задачи:1.Обучающие: - закреп...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА «ФИОЛЕТОВЫЙ ЛЕС» В. ВОСКОБОВИЧА, КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

На сегодняшний день актуальной является проблема адаптационного периода детей раннего возраста к детскому саду. Как утверждают специалисты, с поступлением в детский сад адаптационный период является с...