Картотека игр и упражнений по развитию коммуникативных навыков в группе космпенсирующей направленности для детей 4-7 лет.
картотека

Мелихова Раиса Александровна

Материал полезен для   педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_uprazhneniy_po_kommunikatsii._docx.docx149.22 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений
по развитию
коммуникативных навыков

https://i.ytimg.com/vi/3tJ8PaHDFkU/maxresdefault.jpg

Игровое упражнение «Здравствуйте»

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Вот и собрался наш круг.

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Руку дал другу друг.

Люда дала руку Леше,

А Леша дал руку Ване….

(про каждого ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг. (покачать руками вместе)

Утреннее приветствие

В группе нашей каждый день

Делаем зарядку,

Выполняем упражненья

Строго по порядку:

Все присели,

Дружно встали,

Повертели головой,

Потянулись, повернулись и друг другу улыбнулись!

Утреннее приветствие

С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинаем

Занимательная игра «Бусы дружбы»

Цель: формирование позитивного отношения к сверстникам.
Содержание игры: ребенок одевает на шею бусы, говорит текст ( воспитатель):

Часто бусы я ношу
Из бусинок и из камней.
А сегодня соберу
Бусы из своих друзей 
(берет за руку, собирает своих друзей, они образуют круг)
Посмотрите, вот какие
Бусы дружбы получились 
(водят хоровод)
Вариант игры с усложнением: выбранные дети прохлопывают свои имена.

Занимательная игра « Комплементы»

Ход игры: дети стоят в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Сверстник кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!»

Игра: «Ласковое эхо»

Цель: формировать позитивных отношений в группе сверстников; учить детей употреблять существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Ход игры: дети стоят в кругу и говорят:

Заблудились мы в лесу,

Закричали мы: «Ау!»

А нам эхо отвечает,

Познакомится желает.

Каждый ребёнок по очереди произносит и прохлопывает свое имя, а остальные называют и прохлопывают уменьшительно - ласкательный вариант его имени. Например, Ваня - Ванечка, Кристина - Кристиночка.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Ребенку предлагается разыграть любую из представленных  ситуаций.

  1. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
  2. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.
  3. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
  4. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
  5. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
  6. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.
  7. Ребёнок плачет – успокой его.
  8. «У тебя не получается застегнуть пуговицу, попроси товарища помочь тебе» или «Тебе хочется поиграть в игрушку, в которую играет другой ребёнок, попробуй найти выход из сложившейся ситуации»

«Волшебные очки»

Цель: научить быть внимательным друг к другу, говорить комплименты. 

Ход игры: (перед началом игры педагог объясняет, что надев «волшебные очки», дети будут видеть в своих товарищах только хорошее, дети с большим удовольствием делятся комплиментами).

Игры-приветствия

«Давайте порадуемся»

Содержание: Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)

«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)

«Доброе утро!» - маме и папе

«Доброе утро!» - останется с нами.


«Дружба начинается с улыбки»

Цель: создание непринужденной атмосферы, закрепление умения передавать различные эмоциональные состояния без слов.

Содержание: дети садятся по кругу, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и по очереди, не произносят ни слова, дарят друг другу улыбку.

Дидактическая игра  «Возьми шарик»

Цель игры: формирование эмоционального контакта со взрослым.

Оборудование. Три воздушных шарика.

Ход игры. Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.

Игра  «Ладушки».

Цель: Формирование эмоционального контакта с взрослым.

Ход игры: (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2–3 раза.

Игра «Возьми, положи, брось».

Цель: Обратить внимание на значение глаголов «возьми», «положи», «брось», учить слушать и понимать речевую инструкцию.

Оборудование: Мяч, корзина.

Ход игры: Ребенок сидит на стуле. Педагог кладет на стол  мяч и говорит: «Возьми мяч». Ребенок должен взять мяч . Педагог говорит «Положи мяч». Ребенок кладет мяч в корзину. Потом педагог говорит: «Брось мяч»,  ребенку указывая на корзинку.

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у зайки»

Цель: учить эмоционально, выражать чувство радости и веселое настроение от общения с окружающими людьми.

Ход игры: педагог сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У Зайки, который живет у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

 Педагог предлагает детям приготовить для Зайки подарки. Зайка любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и пр. все подарки дети складывают в корзинку.

Педагог предлагает ребятам посмотреть со стороны, как Зайка готовится к приему гостей. Он берет в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

Все сумею, все успею, Все сумею сделать.

Прежде чем на стол поставить

 Чашки и конфетки, Хорошо бы постелить

Чистые салфетки. Чашки, ложки ставлю в ряд,

 Чай готовлю для ребят.

 Чтобы понял каждый гость: Очень ему рады,

Я поставлю здесь цветы - Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает детей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают ему подарки с поздравлением:

День рожденья - день веселья,

Всюду шутки, песни, смех,

И, конечно, любят гости

В этот день поздравить всех.

 Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления. Затем приглашает их за стол и угощает чаем с пирогом и конфетами. После угощения Зайка предлагает гостям поиграть.

 В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить за угощение Зайку и  попрощаться с ним.

Игра «Улыбка"

Ход игры: дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

Игра «Мои руки хороши, а у соседа лучше»

Задачи:  формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы.

Ход игры: дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом - товарища со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки). Мои ноги хороши, а у соседа лучше». Перечисляются части тела: нос, плечи, уши, локти, коленки, пятки, спина.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Ход игры:  Игра проводится с мячом в кругу. Или индивидуально с ребенком. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

«Давай поговорим»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игрыиграют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким).Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает 
предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, нонельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

«Найди отличие»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).

Необходимые приспособления: (лист бумаги, карандаши).

Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.

“Ласка”

Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: “Хорошая, хорошая”. Подсказывает “Загляни ей в глазки ласково, поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно”. Сам может показать движение, исполняя его выразительно, с участием.

 

“Проснись”

Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: “Проснись, моё солнышко!” и т.п.

Взрослый. Давай поиграем.

Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.

Ситуация разыгрывается по ролям. При этом “просыпающийся” может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и “маме”. При повторе участники игры меняются ролями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7лет №6 на тему: «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста».

Конспект образовательной деятельности для детей 6-7лет №6 на тему: «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста». Прочтение и пересказ сказки Л. Толстого "...

Конспект НОД по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Буква Ё.

Данная НОД позволяет:познакомить с буквой Ё, ее составляющими элементами и их расположением;закреплять навык звукового анализа слов, состоящих из 1-го, 2-х слогов;развивать навык буквенного анализа сл...

Картотека игр для развития коммуникативных навыков Игры и упражнения, направленные на развитие у детей чувства коллектива, воспитания доброжелательного, внимательного отношения к сверстникам.

Картотеки собраны игры на развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.  Будет полезна педагогам дошкольных учреждений....