Главные вкладки

    Развитие речи в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7лет №6 на тему: «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста».
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Масакова Светлана Александровна

      Конспект образовательной деятельности для детей 6-7лет №6 на тему: «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста». Прочтение и пересказ сказки Л. Толстого "Белка и волк"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности по речевому развитию. Развитие речи в группе общеразвивающей направленности для  детей 6-7лет №6 на тему: «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста».

    Выполнила: Масакова С.А. - воспитатель 1 кв. категории МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №18».

    Тема: Пересказ сказки Л. Толстого  «Белка и волк».

     Мотивация: Помочь детям узнать, кто подарил шкатулку и для чего.

    Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста.

    Задачи:

    Образовательные:

    -совершенствовать навык чтения;

    -закрепить умение правильного произношения звука в слове;

    -формировать навыки развернутого высказывания;

    - систематизировать представления детей об образе жизни и повадках диких животных;

    -активизировать и обогащать словарь за счет слов и словосочетаний;

    -совершенствовать навык  детей высказываться полными предложениями, последовательно излагать мысли;

    - активизировать в речи антонимы;

    - способствовать сохранению и укреплению здоровья детей используя здоровьесберегающие технологии;

    - способствовать умению образовывать однокоренные слова.

    Развивающие:

    -развивать связную монологическую речь, формировать навыки пересказа сказки;

    -развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста;

    -развивать слуховое внимание, память, мышление;

    -развивать творческие способности, мелкую моторику рук;

    -развивать правильное дыхание.

    Воспитательные:

    - воспитывать читательский интерес;

    -воспитывать любознательность, умение слушать товарища, не перебивать, говорить спокойным доброжелательным тоном.

    Методы и приемы:
    - словесные (диалог, чтение литературного произведения,
    анализ текста)
    - наглядные (иллюстрации, фигурки, графические схемы, название сказки)
    - практические ( моделирование сказки пи помощи схем, игра «Скажи наоборот»).

    ППРС:

    Портрет Л. Н. Толстого, текст со сказкой Л. Н. Толстой «Белка и волк», шкатулка в стиле городецкая роспись, мольберт, фигурки диких животных , бумажные снежинки, мяч, графические схемы для составления текста, листы бумаги, карандаши, название сказки , загадки ,пальчиковые игрушки из фетра.

    Предварительная работа:

    -изучение лексической темы «Дикие животные»;

    -рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме;

    -рисование: «Звери в зимнем лесу»;

    -отгадывание загадок «Дикие животные»;

    -разучивание  физминуток на тему: «Животные».

    Ход занятия:

    Вводная часть.

    Дети стоят полукругом.

    В: Ребята, эту шкатулку передала мне сегодня утром красивая незнакомка, как вы думаете  кто это может быть? (ответы детей). А каким образом мы с вами узнаем, для чего нам передали шкатулку? (ответы детей). Посмотрим, что в ней лежит? (да, здесь бумажные снежинки).

    В: Предлагаю поиграть с ними (упражнение на дыхания):

    Держим снежинку за краешек и дуем легким ветерком, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем ртом. Так надо правильно дышать, особенно в холодную погоду, чтобы не простудиться. Молодцы, а теперь положите снежинки рядом с собой.

    В: Посмотрим, что еще лежит в шкатулке.

    Воспитатель открывает и достает животное.

    В: Ребята назовите животное (волк, лиса, медведь, белка, заяц).

    В: Подумайте, как одним словом можно назвать этих животных? (дикие).

    В: А почему они дикие? (живут в лесу и сами добывают пищу).

    В: Посмотрите здесь есть еще загадки( подготовка к восприятию текста. Развитие слухового внимания, мышления):

    Леша, прочитай пожалуйста

    Не умеет он дружить

    Оттого так скучно жить.

    Все зубами щелк, да щелк

    Бегает по лесу…                                                                              

    Ева,  прочитай другую загадку

    По веткам скачет и играет

    Никого не обижает

    Известна добротой своей

    Шубка рыжая на ней .

    В: Не случайно загадки загадки из шкатулки были про белку и про волка. Мы сегодня познакомимся со сказкой Л. Н. Толстого, а название сказки нам поможет прочитать Арсений Л. ( на доске висит название сказки). «Волк и белка» (демонстрация портрета писателя) и попробуем ее пересказать.

    Основная часть.

    Чтение рассказа (развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти).

    Краткая беседа по сказке. Развитие диалогической речи.(напоминаю детям говорить полными предложениями).

    В: Про кого эта сказка? (эта сказка, про белку и волка)

    В: Что произошло с героями сказки? (белка прыгала с ветки на ветку и сама упала на волка..)  (показываю схему).

    В: Что волк хотел сделать с белкой? (Волк хотел ее съесть.)

    В: О чем она попросила волка? (Белка попросила отпустить ее.)

    В: Что ей ответил волк? (Сказал, что отпустит, если она ответит на его

    вопросы.)

    В: Что спросил волк у белки? (Почему белки такие веселые ,а волку всегда скучно?) (показываю схему)

    В: Как ответила белка: почему волку всегда скучно? (Потому что он злой, злость ему сердце жжет.)

    В: Почему белки такие веселые? (Потому что они добрые и никому зла не делают.) (показываю схему)

    В: Ребята, послушайте как по-разному можно назвать беличье веселье: веселые белки, белки веселы, белки веселятся, белкам весело.(знакомство с однокоренными словами).

    Белки веселые, а волк совсем не веселый, а какой? (грустный).

    В: Белки веселятся, а волк? (грустит).

    В: Белкам весело, а волку? (грустно).

    В: Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке: грустный, грустит, грустно. Слова разные, но связаны по смыслу и звучат они похоже – это слова родственники.

    И слова веселый, весело, веселиться – тоже родственные, они звучат похоже и тоже связаны по смыслу.

    В: А теперь подберите слова, родственные слову радостный.

    (Образец: Можно сказать: белки веселятся, а можно сказать, что они… радуются. Можно сказать: им весело, радостно; они веселы, радостны; у белок веселье, радость.)

    В: Устали? Я предлагаю вам поиграть. Эта игра называется «Скажи наоборот». Я буду бросать вам мяч и начинать предложение, а вы, поймав мяч, продолжите его(развитие антонимии).

    -Волк злой, а белка (добрая). Ему всегда грустно, а ей (весело). Волк белку схватил, а потом (отпустил). Волк сидит внизу, а белка (наверху). Волк сидит под деревом, а белка (на дереве). Волк спрашивает, а белка (отвечает). Белка говорит, а волк ее (слушает).

    В конце игры педагог просит детей вспомнить названные ими слова.

    В: Вспомните названные вами слова? (Злой — добрая, грустно — весело, схватил — отпустил, внизу — наверху, под деревом — на дереве, спрашивает — отвечает, говорит — слушает).

    Словарная работа  (Лексический разбор словосочетания, сложного по семантике. Оживление личного опыта детей).                                                                          

     В: Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжет». А чем можно обжечься? (Огнем, кипятком, паром, горячим чаем...) Кто из вас обжигался? (дети говорят у кого был ожог) Это больно?(да.очень). А когда больно, хочется веселиться или плакать?(грустить, плакать)

    В: Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжет.

    А теперь мы немного отдохнем и проведем физ.минутку:

    Сильный ветер сосны крутит,(поворот корпусом вправо, влево)

    Словно самый тонкий прутик.

    Елки ветер клонит тоже

    Мы с тобой на них похожи (вращение корпусом вправо, влево)

    Вот по веткам белка мчится

     Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко,

    Ведь во всем нужна сноровка.(прыжки на месте)

    Ну а нам пора садиться,

     Заниматься не лениться.

    В:  Присядьте на стульчики. Я прочитаю сказку  еще раз, а вы послушайте внимательно для дальнейшего пересказа. (повторное чтение сказки. Развитие долговременной слухо-речевой памяти).

    Моделирование рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи.

    В: На нашем мольберте разложены схемы, необходимые для составления рассказа. Посмотрите на эти схемы. Давайте, мы вместе разложим их по порядку. С чего начался наш рассказ?( Белка прыгала с ветки на ветку ).Что было дальше?

    В: А Костя, Рустем, Гусейн, Ваня попробуют изобразить сказку в виде рисунка.(подгрупповая работа с гиперактивными ).

    Педагог вместе с детьми составляет план рассказа и выставляет графическую мнемодорожку. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем (развитие связной речи).

    Заключительная часть (рефлексия):

    Положительная оценка каждого рассказа.

    В: Ребята, как вы думаете, зачем Л. Н. Толстой рассказал нам
    эту сказку? Чему она учит?(
     Когда человеку сердце жжет злоба, он не видит радости в жизни, его раздражают люди вокруг, он делает плохие поступки, не чувствует жалости и творит недобрые дела)
    В: На кого бы вы хотели быть похожими? Почему?(на белку ,потому что она добрая веселая).А почему вы не хотите быть похожими на волка? (не хотим потому, что его «сердце жжет злоба».

     В: Чему вы сегодня на занятии научились? (что не надо бояться и нудно преодолевать страх, быть добрыми, тогда будет весело и хорошо).
    А легко ли вам было пересказывать сказку?(ответы детей).
     В: Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы! Я надеюсь, вы никогда не будете такими злыми как волк, вам никогда не будет скучно и грустно.

    В: Ребята, посмотрите как Рустем изобразил сказку, скажите  какой это эпизод сказки? (ответы детей).

    В: А как вы теперь думаете, кто же нам передал шкатулку? (Сказочница). Для чего она нам принесла эту шкатулку?(ответы детей) Да, это была Сказочница. И она нам с Вами оставила в подарок вот таких ( достаю из шкатулки сказочных героев: лису и волка из фетра) сказочных героев, чтобы мы могли рассказать эту сказку по ролям.

    Закрепление изучаемого материала вне занятия:

    Упражнять детей в умении пересказывать текст по графическому плану, театрализация сказки, индивидуальный пересказ детьми, изображение  сказки в виде рисунка.

    г. Оренбург,

    2018


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект комплексного занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет.

    Тема: « Мы потешки распеваем и немного поиграем». Программное содержание:Закрепить с детьми знание потешек. Учить проговаривать их не торопясь, выразительно. Продолжать учить детей составля...

    Перспективный план по образовательной области «Развитие речи» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

    Перспективный план по образовательной области «Развитие речи» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет...

    Рабочая программа по развитию речи в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет

    Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию речи. Основным направлением работы по развитию речи детей 4-х лет является воспитание их инициативн...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

    Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

    Конспект открытого занятия «В страну сказок» по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

    Тема:  «В страну сказок»Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие; речевое развитие; познавательное развитие; физическое развитие; художественно ...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» с элементами театрализации

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избу...