Развитие речи в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7лет №6 на тему: «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Масакова Светлана Александровна

  Конспект образовательной деятельности для детей 6-7лет №6 на тему: «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста». Прочтение и пересказ сказки Л. Толстого "Белка и волк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию. Развитие речи в группе общеразвивающей направленности для  детей 6-7лет №6 на тему: «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста».

Выполнила: Масакова С.А. - воспитатель 1 кв. категории МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №18».

Тема: Пересказ сказки Л. Толстого  «Белка и волк».

 Мотивация: Помочь детям узнать, кто подарил шкатулку и для чего.

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста.

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать навык чтения;

-закрепить умение правильного произношения звука в слове;

-формировать навыки развернутого высказывания;

- систематизировать представления детей об образе жизни и повадках диких животных;

-активизировать и обогащать словарь за счет слов и словосочетаний;

-совершенствовать навык  детей высказываться полными предложениями, последовательно излагать мысли;

- активизировать в речи антонимы;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей используя здоровьесберегающие технологии;

- способствовать умению образовывать однокоренные слова.

Развивающие:

-развивать связную монологическую речь, формировать навыки пересказа сказки;

-развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста;

-развивать слуховое внимание, память, мышление;

-развивать творческие способности, мелкую моторику рук;

-развивать правильное дыхание.

Воспитательные:

- воспитывать читательский интерес;

-воспитывать любознательность, умение слушать товарища, не перебивать, говорить спокойным доброжелательным тоном.

Методы и приемы:
- словесные (диалог, чтение литературного произведения,
анализ текста)
- наглядные (иллюстрации, фигурки, графические схемы, название сказки)
- практические ( моделирование сказки пи помощи схем, игра «Скажи наоборот»).

ППРС:

Портрет Л. Н. Толстого, текст со сказкой Л. Н. Толстой «Белка и волк», шкатулка в стиле городецкая роспись, мольберт, фигурки диких животных , бумажные снежинки, мяч, графические схемы для составления текста, листы бумаги, карандаши, название сказки , загадки ,пальчиковые игрушки из фетра.

Предварительная работа:

-изучение лексической темы «Дикие животные»;

-рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме;

-рисование: «Звери в зимнем лесу»;

-отгадывание загадок «Дикие животные»;

-разучивание  физминуток на тему: «Животные».

Ход занятия:

Вводная часть.

Дети стоят полукругом.

В: Ребята, эту шкатулку передала мне сегодня утром красивая незнакомка, как вы думаете  кто это может быть? (ответы детей). А каким образом мы с вами узнаем, для чего нам передали шкатулку? (ответы детей). Посмотрим, что в ней лежит? (да, здесь бумажные снежинки).

В: Предлагаю поиграть с ними (упражнение на дыхания):

Держим снежинку за краешек и дуем легким ветерком, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем ртом. Так надо правильно дышать, особенно в холодную погоду, чтобы не простудиться. Молодцы, а теперь положите снежинки рядом с собой.

В: Посмотрим, что еще лежит в шкатулке.

Воспитатель открывает и достает животное.

В: Ребята назовите животное (волк, лиса, медведь, белка, заяц).

В: Подумайте, как одним словом можно назвать этих животных? (дикие).

В: А почему они дикие? (живут в лесу и сами добывают пищу).

В: Посмотрите здесь есть еще загадки( подготовка к восприятию текста. Развитие слухового внимания, мышления):

Леша, прочитай пожалуйста

Не умеет он дружить

Оттого так скучно жить.

Все зубами щелк, да щелк

Бегает по лесу…                                                                              

Ева,  прочитай другую загадку

По веткам скачет и играет

Никого не обижает

Известна добротой своей

Шубка рыжая на ней .

В: Не случайно загадки загадки из шкатулки были про белку и про волка. Мы сегодня познакомимся со сказкой Л. Н. Толстого, а название сказки нам поможет прочитать Арсений Л. ( на доске висит название сказки). «Волк и белка» (демонстрация портрета писателя) и попробуем ее пересказать.

Основная часть.

Чтение рассказа (развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти).

Краткая беседа по сказке. Развитие диалогической речи.(напоминаю детям говорить полными предложениями).

В: Про кого эта сказка? (эта сказка, про белку и волка)

В: Что произошло с героями сказки? (белка прыгала с ветки на ветку и сама упала на волка..)  (показываю схему).

В: Что волк хотел сделать с белкой? (Волк хотел ее съесть.)

В: О чем она попросила волка? (Белка попросила отпустить ее.)

В: Что ей ответил волк? (Сказал, что отпустит, если она ответит на его

вопросы.)

В: Что спросил волк у белки? (Почему белки такие веселые ,а волку всегда скучно?) (показываю схему)

В: Как ответила белка: почему волку всегда скучно? (Потому что он злой, злость ему сердце жжет.)

В: Почему белки такие веселые? (Потому что они добрые и никому зла не делают.) (показываю схему)

В: Ребята, послушайте как по-разному можно назвать беличье веселье: веселые белки, белки веселы, белки веселятся, белкам весело.(знакомство с однокоренными словами).

Белки веселые, а волк совсем не веселый, а какой? (грустный).

В: Белки веселятся, а волк? (грустит).

В: Белкам весело, а волку? (грустно).

В: Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке: грустный, грустит, грустно. Слова разные, но связаны по смыслу и звучат они похоже – это слова родственники.

И слова веселый, весело, веселиться – тоже родственные, они звучат похоже и тоже связаны по смыслу.

В: А теперь подберите слова, родственные слову радостный.

(Образец: Можно сказать: белки веселятся, а можно сказать, что они… радуются. Можно сказать: им весело, радостно; они веселы, радостны; у белок веселье, радость.)

В: Устали? Я предлагаю вам поиграть. Эта игра называется «Скажи наоборот». Я буду бросать вам мяч и начинать предложение, а вы, поймав мяч, продолжите его(развитие антонимии).

-Волк злой, а белка (добрая). Ему всегда грустно, а ей (весело). Волк белку схватил, а потом (отпустил). Волк сидит внизу, а белка (наверху). Волк сидит под деревом, а белка (на дереве). Волк спрашивает, а белка (отвечает). Белка говорит, а волк ее (слушает).

В конце игры педагог просит детей вспомнить названные ими слова.

В: Вспомните названные вами слова? (Злой — добрая, грустно — весело, схватил — отпустил, внизу — наверху, под деревом — на дереве, спрашивает — отвечает, говорит — слушает).

Словарная работа  (Лексический разбор словосочетания, сложного по семантике. Оживление личного опыта детей).                                                                          

 В: Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжет». А чем можно обжечься? (Огнем, кипятком, паром, горячим чаем...) Кто из вас обжигался? (дети говорят у кого был ожог) Это больно?(да.очень). А когда больно, хочется веселиться или плакать?(грустить, плакать)

В: Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжет.

А теперь мы немного отдохнем и проведем физ.минутку:

Сильный ветер сосны крутит,(поворот корпусом вправо, влево)

Словно самый тонкий прутик.

Елки ветер клонит тоже

Мы с тобой на них похожи (вращение корпусом вправо, влево)

Вот по веткам белка мчится

 Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко,

Ведь во всем нужна сноровка.(прыжки на месте)

Ну а нам пора садиться,

 Заниматься не лениться.

В:  Присядьте на стульчики. Я прочитаю сказку  еще раз, а вы послушайте внимательно для дальнейшего пересказа. (повторное чтение сказки. Развитие долговременной слухо-речевой памяти).

Моделирование рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи.

В: На нашем мольберте разложены схемы, необходимые для составления рассказа. Посмотрите на эти схемы. Давайте, мы вместе разложим их по порядку. С чего начался наш рассказ?( Белка прыгала с ветки на ветку ).Что было дальше?

В: А Костя, Рустем, Гусейн, Ваня попробуют изобразить сказку в виде рисунка.(подгрупповая работа с гиперактивными ).

Педагог вместе с детьми составляет план рассказа и выставляет графическую мнемодорожку. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем (развитие связной речи).

Заключительная часть (рефлексия):

Положительная оценка каждого рассказа.

В: Ребята, как вы думаете, зачем Л. Н. Толстой рассказал нам
эту сказку? Чему она учит?(
 Когда человеку сердце жжет злоба, он не видит радости в жизни, его раздражают люди вокруг, он делает плохие поступки, не чувствует жалости и творит недобрые дела)
В: На кого бы вы хотели быть похожими? Почему?(на белку ,потому что она добрая веселая).А почему вы не хотите быть похожими на волка? (не хотим потому, что его «сердце жжет злоба».

 В: Чему вы сегодня на занятии научились? (что не надо бояться и нудно преодолевать страх, быть добрыми, тогда будет весело и хорошо).
А легко ли вам было пересказывать сказку?(ответы детей).
 В: Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы! Я надеюсь, вы никогда не будете такими злыми как волк, вам никогда не будет скучно и грустно.

В: Ребята, посмотрите как Рустем изобразил сказку, скажите  какой это эпизод сказки? (ответы детей).

В: А как вы теперь думаете, кто же нам передал шкатулку? (Сказочница). Для чего она нам принесла эту шкатулку?(ответы детей) Да, это была Сказочница. И она нам с Вами оставила в подарок вот таких ( достаю из шкатулки сказочных героев: лису и волка из фетра) сказочных героев, чтобы мы могли рассказать эту сказку по ролям.

Закрепление изучаемого материала вне занятия:

Упражнять детей в умении пересказывать текст по графическому плану, театрализация сказки, индивидуальный пересказ детьми, изображение  сказки в виде рисунка.

г. Оренбург,

2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект комплексного занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет.

Тема: « Мы потешки распеваем и немного поиграем». Программное содержание:Закрепить с детьми знание потешек. Учить проговаривать их не торопясь, выразительно. Продолжать учить детей составля...

Перспективный план по образовательной области «Развитие речи» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

Перспективный план по образовательной области «Развитие речи» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет...

Рабочая программа по развитию речи в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет

Большое внимание в решении задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется развитию речи. Основным направлением работы по развитию речи детей 4-х лет является воспитание их инициативн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» с элементами театрализации

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избу...

Конспект ООД по развитию речи в группе общеразвивающей направленности 2-3 лет Тема: «В гости к Мишутке»

Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей. Создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе.  Задачи:1. Побуждать детей к проговариванию и повторению вслед за вос...