Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
методическая разработка

Сулоева Евгения Николаевна

Одним из важнейших факторов умственного развития ребенка в период его роста, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Многие педагоги считают, что работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики начинает формироваться еще в детском возрасте. В дальнейшем эти функции занимают важное место в становлении познавательных способностей ребенка. Можно отметить, что через развитие моторики рук малыш приобретает полноценную информацию об окружающем его мире, а также у ребенка дошкольного возраста усовершенствуется зрительный анализатор. Усвоение сложных ручных движений являются первым этапом развития первичных форм мышления и становятся неотъемлемой частью ребенка. Взрослые, окружающие ребенка, должны пристально уделять внимание упражнениям, всевозможным заданиям, играм на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решая в то же время несколько проблем:

  • проблему общего интеллектуального развития ребенка;
  • проблему улучшения речевого развития;
  • проблему подготовки к овладению навыкам письма;
  • проблему развития воображения, творческих способностей ребенка.

Этот процесс можно ускорить различными формами и методами работы, к наиболее распространенным из которых относятся:

  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • игры с мелкими предметами (мозаика, конструкторы, пазлы, счетные палочки, бусины и т. п.);
  • массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
  • образовательная деятельность по изодеятельности (лепка, рисование, различные виды рукоделия и др.);
  • развитие элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п.);
  • кукольный театр из перчаток,
  • пальчиковый театр, теневой театр;
  • упражнения и игры на обведение контуров предметов, рисование по клеточкам и трафаретами, штриховку, раскрашивание.

Развитие навыков мелкой моторики у руки можно сочетать с трудовым воспитанием дошкольника. Например, поручить ребенку сматывать в клубки нитки, или выполнить упражнения с игрой с разноцветными камушками или перебирать крупу в разную посуду. Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, образовательная деятельность и упражнения на развитие мелкой моторики должны проводиться регулярно. У ребенка должно быть много разнообразных материалов и оборудования для обыгрывания. Работа по развитию мелкой моторики у дошкольников должна проводиться систематически. Педагогу необходимо тщательно подбирать дидактический и информационный материал для проведения данной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей. Так как данная работа проводится в основном в игровой форме, то она должна приносить ребенку радость и удовлетворение от деятельности, и не должна вызывать переутомления. Огромное значение при проведении игр и упражнений, пальчиковой гимнастики имеет текст. Он должен быть легким в заучивании, веселым и увлекательным для детей данного возраста. Необходимо объяснять ребятам смысл и значение выполняемых движений или положений пальцев, заинтересовывать дошкольников в выполнении этих упражнений, создавать благоприятный эмоциональный настрой. Для развития мелкой моторики у детей необходимо широко использовать пальчиковую гимнастику. Эти игры очень интересны детям, они эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности, их можно проводить где угодно, для них не нужно специального оборудования. «Пальчиковые игры» как бы изображают различные истории из окружающего мира – деятельность людей, явления природы, животных, предметы при помощи движений пальцев. Тренировка движений пальчиков и кистей рук через проведение пальчиковой гимнастики является мощным средством развития ребенка. В момент выполнения таких упражнений повышается работоспособность коры головного мозга.

Тренировка пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и речевых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений.

Пальчиковые игры

Сорока-белобока.

Сорока-белобока кашку варила,

деток кормила.

(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)

Этому дала,

(загибает мизинчик ребенка)

этому дала,

(загибает безымянный пальчик)

этому дала,

(загибает средний пальчик)

этому дала,

(загибает указательный пальчик)

а этому не дала:

(шевелит большой пальчик)

ты дров не носил, печку не топил,

тебе каши не дадим!

(слегка щекочет ребенка)

Пальчики.

Этот пальчик хочет спать.

(взрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке)

Этот пальчик лег в кровать.

(загибает безымянный пальчик)

Этот пальчик чуть вздремнул.

(загибает средний пальчик)

Этот сразу же уснул.

(загибает указательный пальчик)

Этот крепко-крепко спит

и тихонечко сопит.

(загибает большой пальчик)

Солнце красное взойдет,

утро ясное придет,

Будут птички щебетать,

будут пальчики вставать!

(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

Повторить то же самое с правой рукой.

Пальчики в лесу.

Раз, два, три, четыре, пять,

вышли пальчики гулять.

(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)

Этот пальчик в лес пошел,

(разгибает мизинчик)

этот пальчик гриб нашел,

(разгибает безымянный пальчик)

этот резал,

(разгибает средний пальчик)

этот ел,

(разгибает указательный пальчик)

ну, а этот лишь глядел!

(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

Кто приехал?

Кто приехал?

(ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)

Мы, мы, мы!

(теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)

Мама, мама, это ты?

(хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да!

(хлопает кончиками указательных пальцев)

Папа, папа, это ты?

(хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да!

(хлопает кончиками средних пальцев)

Братец, братец, это ты?

или:

Ах, сестричка, это ты?

(хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да!

(хлопает кончиками безымянных пальцев)

Дедушка, а это ты?

или:

Бабушка, а это ты?

(хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да!

(хлопает кончиками мизинцев)

Все мы вместе, да, да, да!

(хлопает в ладоши)

Моя семья.

(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

Этот пальчик ДЕДУШКА.

(загибает /разгибает/ большой пальчик)

Этот пальчик БАБУШКА.

(загибает /разгибает/ указательный пальчик)

Этот пальчик ПАПОЧКА.

(загибает /разгибает/ средний пальчик)

Этот пальчик МАМОЧКА.

(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)

Этот пальчик Я.

(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)

Вот и вся моя семья!

(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

Мальчик-пальчик.

(Пальцы сжаты в кулачок)

- Мальчик-пальчик,

Где ты был?

(разгибается большой палец)

- С этим братцем в лес ходил,

(разгибается указательный)

С этим братцем щи варил,

(разгибается средний)

С этим братцем кашу ел,

(разгибается безымянный)

С этим братцем песни пел.

(разгибается мизинец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...