Мастер-класс для педагогов ДОУ "Утренний круг" в программе «От рождения до школы»
консультация

Технология "Утренний круг" как одно из направлений в инновациях дошкольной педагогики.

Пример структуры и проведения "Утреннего круга".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_dlya_pedagogov_utren.krug_.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Утренний круг в программе «От рождения до школы»

Автор: воспитатель, Селиванова К. В.

В 2019 году вышла новая версия программы «От рождения до школы», это было необходимо потому как многое изменилось: Время, общество, взгляды на жизнь и конечно дети.

Значит, надо меняться и педагогам. Программа не поменялась полностью, она стала расширена и дополнена, поэтому все, что издано ранее имеет силу.

Нововведений пятого издания Программы не мало и среди них новые элементы режима дня, например, утренний и вечерний круг.

Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровесничество» - технология создания детского сообщества и др.

Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы.

Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.

Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам.

Значительная часть освоения предметного содержания (знания, умения, навыки) проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.

Предлагается новый формат взаимодействия с родителями, когда родители и воспитатели не «заказчик» и «исполнитель», а коллеги и партнеры, у которых общая задача — воспитание ребенка, при этом воспитатель, как профессионал, занимает экспертную позицию, а родитель прислушивается к мнению воспитателя и содействует ему по мере сил.

Мы с вами сегодня подробно рассмотрим одну из инноваций программы: новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг. И ещё конкретней: утренний круг по программе «От рождения до школы».

Для того, чтобы вы познакомились с этой инновацией, обратите внимание на экран. Вы видите, что в режиме дня действительно появились такие элементы, как утренний и вечерний круг.

Что же такое утренний круг?

Утренний круг – ежедневная организованная практика, которая создает условия для развития личности ребенка, поддерживает индивидуальность, инициативу детей, а также познавательное, социально-коммуникативное и речевое развитие.

Утренний круг предоставляет большие возможности для формирования детского сообщества, развития когнитивных и коммуникативных способностей, саморегуляции детей.

Программа утреннего круга проводится в форме развивающего диалога.

Утренний круг — это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы вместе порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости (что интересного будет сегодня?), обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах и т.д.

Именно на утреннем круге зарождается и обсуждается новое приключение (образовательное событие), дети договариваются о совместных правилах группы (нормотворчество), обсуждаются различные проблемы (мировые, природные и т.д.) (развивающий диалог).

Структура утреннего круга или «Как это выглядит?»

Дети усаживаются в круг лицом друг к другу. Это очень хорошая позиция для общения, потому что все находятся в равном положении и видят глаза друг друга. Порядок расположения в кругу может меняться.

Начинается утренний круг, к примеру в 8.50 и заканчивается в 9.10. Длится 20 мин.

Какие атрибуты можно использовать?

Часы, правила, мольберт, звуковой сигнал, муз.инструменты.

Структура утреннего круга

1.Условный сигнал начала круга

                                                  2. Приветствие

                                                 3. Орг. момент

                                                 4. Работа с календарем

                                                 5. Новости дня

                                                 6. Содержательная часть (по теме недели)

                                                7. Завершающий ритуал (план на день)

Рассмотрим каждый структурный компонент.

Условный сигнал начала круга

(Что это может быть?)

Участники (дети, воспитатель) собираются в начале дня, например на ковре (время сбора и место проведения постоянны). Воспитателя подает сигнал, приглашающий на Утренний сбор, например, колокольчик, какая-нибудь мелодия, мигание светом, любимая детьми песня или просто объявление. Дети усаживаются в круг лицом друг к другу.

Приветствие (как правило не занимает много времени), лучше, если оно будет короткое, личностно-ориентированное.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников (а у малышей это признание значимого взрослого), они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге.

Прежде чем начать приветствие, воспитатель дает инструкцию своим примером, то есть показывает, как это делается. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа и приветствует его (ее): «Доброе утро, Кирилл! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Кирилл, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю. Постарайтесь заранее спланировать форму приветствия, ведь если в какой-то день в группе будет много деток, необходимо успеть поучаствовать всем, при этом, педагогу нужно организовать этот процесс так, чтобы включены были все и никто не потерял интерес к событию. В этом случае можно организовать приветствие, например плечиком или «дай пять» и т.п.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты.

В течение года дети усваивают множество веселых, занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов, подчас непривычных для нашего менталитета. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты.

Когда «дети в теме», они уже могут выбирать или предлагать новые способы приветствия.

Организационный момент

Работа с календарем

Новости дня – информирование

Обсуждение должно касаться в большей степени новостей, событий и информации, а не предметов и их владения. Игрушки – это не предмет для обсуждения. Темы могут варьироваться в зависимости от возраста и состава группы.

Обмен идеями происходит по определенному порядку (очередности), который должен быть понятным и доступным детям.

Воспитатели помогают определить уровень ответственности тех, кто делится, и тех, кто слушает. Например, задачи того, кто делится информацией:

говорить громко и понятно;

представлять новости кратко и четко;

предлагать задавать вопросы не только своим друзьям, но и другим детям из группы;

отвечать на вопросы вежливо и уважительно. Дослушать и не перебивать (в старшем дошкольном возрасте можно ввести правило «поднятой руки», как элемент подготовки к школьному обучению).

Дети младшего возраста часто хотят сообщить обо всем и сразу. Воспитатель помогает детям организовать их мысли и идеи. Техника обмена новостями, идеями требует от воспитателя гибкости и спонтанности, внимания и чуткости к новостям, которыми делятся дети.

Слушание также требует активного участия и включает в себя некоторую ответственность:

сосредоточить внимание на том, кто делится идеями, новостями;

внимательно слушать сообщение;

воспринимать новые идеи с уважением;

задавать вопросы и комментировать, выражая свой интерес (старайтесь быть искренними, дети это чувствуют);

демонстрировать уважение к тому, кто делится;

внимательно слушать вопросы и комментарии других.

Моделируя уважительное поведение, воспитатель учит этому детей. Жесты и мимика, свидетельствующие о внимании, показывают искренний интерес к информации, которой делятся, к проявлению чувств детей. Такая атмосфера создает ощущение психологической безопасности в группе.

Содержательная часть утреннего круга

Варианты:

Новости детей

Установка правил группы

Обозначение и развитие темы

Завязка и развитие события

Планирование

Мозговой штурм

Обсуждение

Завершающий ритуал.

Вкратце проговорить (дети) о планах на день;

Дать «пять» воспитателю;

Проговорить девиз.

Утренний круг – это не занятие! Ошибкой будет, если воспитатель будет проводить его в форме фронтального занятия, когда дети сидят, просто изменилась форма посадки, и, если они раньше за столами сидели, теперь их сажают в кружок, и воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Это не совсем то, что подразумевается под утренним и вечерним кругом. Их задачи, определенные в программе «От рождения до школы», это в первую очередь развивающий диалог, то есть диалог, который развивает у детей коммуникационные, когнитивные и регуляторные способности.

Мастер-класс «Утренний круг» по теме «1 сентября – День знаний»

Условный сигнал начала круга

Звучит колокольчик. Дети собираются в круг.

Приветствие

-Ребята, сегодня мы поздороваемся по особенному - плечиками.

По кругу приветствуют друг друга прикосновением плеча к плечу и рассаживаются кругом.

Организационный момент

Работа с календарем

-Сегодня дежурный по календарю Аня.

Аня выходит и отмечает все, что скажут дети.

-Какое сейчас время года? (осень)

-Какой месяц? (сентябрь)

-Какое сегодня число? (1)

-Какой день недели? (среда)

-Молодцы, быстро все назвали и отметили.

Новости дня – информирование

-Тема недели какая? (День знаний)

-Максим и Вероника приготовили сообщения о птицах, которые им нравятся.

Сообщения детей.

-Если есть вопросы, можете их задать Максиму и Веронике.

Содержательная часть утреннего круга

Мозговой штурм

-На какие две группы можно разделить всех птиц? (перелётные и зимующие).

-У меня есть карточки с изображением птиц. Помогите мне разложить их на группы. Девочки собирают группу перелётных птиц, а мальчики – зимующих. (Дети раскладывают карточки внутри круга. Обсуждают результат.)

-Молодцы. Все правильно сделали. П/и: А теперь, девочки будут изображать зимующих птиц (клюют зернышки на кормушке), если я таких назову, а мальчики – перелётных (летают в кругу).

Воспитатель называет птиц.

Пополнение РППС

-Для того, чтобы вы еще больше узнали о птицах я разместила в разных местах группы :

  • Центр художественно-эстетического развития – раскраски птиц, пластилин, чтобы можно было вылепить птицу.
  • Центр конструирования пополнила д/и «Собери картинку с птицей».
  • В центре здоровья и спорта обручи и шапочки с изображением птиц помогут организовать п/игры.
  • Центр природы и науки – энциклопедии «Всё о птицах», «Птицы России».

Планирование

-Птиц нужно беречь! А как это можно изобразить? (предложения детей)

-Предлагаю вам нарисовать знак «Берегите птиц!» и на следующем утреннем круге рассказать о вашем рисунке.

Завершающий ритуал

-Завершить утренний круг сегодня я предлагаю игрой на музыкальных инструментах (дети разбирают инструменты). На каких инструментах поиграем? (бубенчики и бубны)

По кругу сначала звенят бубенчиками, потом бубнами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.

Рабочая программа для 2 младшей группы  МАДОУ детский сад «Тополек» с.Емаши. разработанная в соответствии с ООП ДО и с учетом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» А...

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово

Содержание Целевой раздел1.     Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1.     Физическое развитие.  Развернутое комплексно...

Рабочая программа педагогов МКДОУ Д/С №303 комбинированного вида с учетом ФГОС ДО (старшая группа 5-6 лет, подготовительная к школе группа 6-7 лет.) составлена на основе примерной Программы «От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Ва¬силь

Рабочая программапедагогов МКДОУ Д/С №303 комбинированного вида с учетом ФГОС ДО  (старшая группа 5-6 лет, подготовительная к школе группа 6-7 лет.) составлена на основе примерной  Программы...

Консультация для педагогов "Новые возможности программы «От рождения до школы»"

Консультация для педагогов ДОУ о новом издании инновационной  программы дошкольного образования "От рождения до школы"  под редакцией Веракса Н.Е., Комаровой Т.С., Дорофеевой М.Ф....