Программа экспериментально-познавательного кружка «От чего и почему?» ( Для детей 3 – 4 лет)
учебно-методический материал (младшая группа)

Зимина Татьяна Евгеньевна

Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Роль опытно - экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей

детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является   ведущей деятельностью ребёнка дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota.odt35.62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Экспериментально-познавательного кружка

«От чего и почему?»

( Для детей 3 – 4 лет)

Пояснительная записка

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и

творчески. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.

Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Роль опытно - экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей

детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?", удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

У детей четвертого года жизни ярко проявляется любопытство

(слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:

  • у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
  • сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
  • появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Цель программы: формирование и развитие познавательной активности и исследовательских умений детей младшего дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • создать условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
  • развивать инициативу, активность, самостоятельность;

  • формировать у детей знания о живой и неживой природе;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе,

Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:

  • О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  • О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
  • О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
  • О человеке.
  • О предметном мире.

В процессе исследования – экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко – низко – далеко; мягкий – твердый – теплый и т. д.)

Реализация программы:

  • Срок реализации программы – 1 уч. год
  • Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю
  • Время работы: 16.30 – 16.45
  • Время проведения 15 – 20 минут
  • Количество детей 14 - 16
  • Занятия проводятся по подгруппам (в подгруппе 7 - 8 детей)

Ожидаемые результаты:

Показателями результативности реализации программы кружка « Отчего и почему?», является:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-возникновение желания к самостоятельной исследовательской деятельности, самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

-рост уровня        любознательности, наблюдательности;

-активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;

Перспективное планирование

Месяц

заня тия

Тема занятия

Целевые

ориентиры

Литература

Сентябрь

1.

«Почему

осенью бывает грязь»

Знакомство со

свойствами почвы

Султанова М

«Простые опыты с природными материалами», стр7.

Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 17

2

«Играем с

песком, глиной»

Уточнение

представлений о свойствах сухого и мокрого песка

Дыбина О. В. «Из

чего сделаны предметы», стр. 19 Султанова М

«Простые опыты с природными материалами», стр 5.

3.

«Солнечные

лучики»

Формирование

знаний о естественном источнике света – солнцем.

Дыбина О.В.

«Неизведанное рядом», стр. 35

4.

«Что в

коробке»

: Знакомство со

значением света и его источниками: солнце, фонарик, свеча.

Марудова Е.В.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром, стр22

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 35

Октябрь

1.

«Каменная

дорога»

Знакомство детей

со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок.

Тугушева Г. П.,

Чистякова А. Е.

«Экспериментальная

деятельность детей дошкольного возраста» стр. 16

2.

«Кто живет в

воде»

Развитие

познавательного интереса и воображения.

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 26

3.

«Вкусная

водичка»

Выявление

свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды.

Тугушева Г. П.,

Чистякова А. Е.

«Экспериментальна я деятельность детей дошкольного возраста» стр. 11 Султанова М.

«Простые опыты с водой», стр 2

4.

«Волшебная

вода»

Выявление

свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 9

Ноябрь

1.

«Плыви,

плыви кораблик»

Знакомство со

свойствами воды и бумаги.

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 8

2.

«Чудо бумага»

Расширение

знаний детей о различных видах бумаги

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 16 Марудова Е.В.

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 24

3.

«Горячо –

холодно»

Определение

температуры веществ и предметов.

Дыбина О.

В.«Неизведанное рядом», стр. 12

Марудова Е.В.

«Ознакомление дошкольников с окружающиммиром», стр 23, 28

4.

«Теремок»

Знакомство детей

с деревом.

Дыбина О. В. «Из

чего сделаны предметы», стр. 9 Марудова Е.В.

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 25

Декабрь

1.

«Льдинки

разноцветные, яркие, приметные»

Закрепление

одного из свойств воды: замерзает при низких температурах.

Марудова Е.В.

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 25

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 5, 28

2.

«Мороз и

солнце день чудесный»

Закрепление

знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 21

3.

«Ледовая

фантазия»

Формирование представлений о свойствах

льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле).

Марудова Е.В.

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 25

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 20 – 21

4.

«Ветер, ветер,

ветерок»

Знакомство с

таким природным явлением, как ветер, умение

определять силу ветра.

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 8

Январь

1.

«Да

здравствует мыло душистое»

Расширение

знаний о свойствах мыла и его назначением, путем эксперимен тирования.

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 7 – 8

2.

«Снег –

снежок»

Знакомство с

элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду.

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 22

3.

«Следы на

снегу»

Пополнение

знаний детей о плотности снега.

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 23

Февраль

1.

«Мои глаза»

Формирование

представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни.

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 13

2.

«Носики –

курносики сопят»

Формирование

представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека.

Тугушева Г. П.,

Чистякова А. Е.

«Экспериментальна я деятельность детей дошкольного возраста» стр. 9

Марудова Е.В.

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 39, 40

3.

«Для чего мне

нужен язычок?»

Формирование

представлений детей о языке человека, его значении.

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 15 Марудова Е.В.

«Ознакомление дошкольников с окружающим

миром», стр 55

4.

«Держим

ушки на макушке»

Формирование

представлений об органе слуха – ухе.

Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом», стр. 11 Марудова Е.В.

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 63

Март

1.

«Что лучше

бумага или ткань»

Знакомство с

бумагой и тканью, с их свойствами и качествами.

Дыбина О. В.

«Из чего сделаны предметы», стр. 15

2.

«Тарелочка из

глины»

Знакомство с

глиной, ее качествами и свойствами.

Дыбина О. В. «Из

чего сделаны предметы», стр. 17

3.

«Бантик из

бумаги и ткани»

Закрепление

представления о свойствах бумаги(мнется, рвется, размокает в воде) и

ткани (мнется, ее можно стирать и гладить)

Дыбина О. В. «Из

чего сделаны предметы», стр. 18

4.

«В гостях у

Красной Шапочки»

Закрепление

знаний о материалах, из которых сделаны предметы (ткани, бумаге, глине, дереве).

Дыбина О. В. «Из

чего сделаны предметы», стр. 21

Апрель

1.

«Тонет – не

тонет»

Закрепление

знаний о легких и тяжелых предметах (одни

остаются на поверхности воды, другие – тонут).

Дыбина О. В. «Из

чего сделаны предметы», стр. 28

2.

«Витамины на

окне»

Формирование

представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет.

Дыбина О.В.

«Неизведанное рядом», стр. 19

3.

«Весенняя

веточка»

Наблюдение за

появлением листочков на веточке.

Дыбина О.В.

«Неизведанное рядом», стр. 20

4.

«Что в

пакете?»

Знакомство со

свойствами воздуха.

Дыбина О.В.

«Неизведанное рядом», стр. 30 Марудова Е.В.

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 31

Султанова М.

«Простые опыты с воздухом», стр 1

Май

1.

«Мыльные

пузыри»

Закрепление

представлений о свойствах воздуха.

Дыбина О.В.

«Неизведанное рядом», стр. 31 Марудова Е.В.

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром», стр 31, 32

2.

«Живое — не живое»

Формирование представлений о

понятии «живое» и «неживое» сравнение живого и неживого по характерным признакам.

Дыбина О. В. «Из чего сделаны

предметы», стр. 19

Итоговое

занятие

Определение

эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 16

– 18

Дыбина О. В.

«Из чего сделаны предметы», стр. 16

– 18

        Методическая литература:

  1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом» Опыты и эксперименты для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
  2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
  3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников». – М.: ТЦ Сфера, 2015
  4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС». – М.: «Детство – пресс», 2015
  5. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Экспериментирование. - СПб.: ООО «Издательство Детство – Пресс», 2016
  6. Султанова М «Простые опыты с природными материалами» - М.: ООО

«Хатбер – пресс», 2014г

  1. Султанова М «Простые опыты с воздухом» - М.: ООО «Хатбер – пресс», 2014г
  2. Султанова М «Простые опыты с водой» - М.: ООО «Хатбер – пресс», 2014г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию детей «С чего начинается Родина?» для детей 6-7 (подготовительная группа)

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентирова...

ПРОГРАММА КРУЖКА « С чего начинается Родина?» (Патриотическое воспитание)

ПРОГРАММА  КРУЖКА « С чего начинается Родина?»(Патриотическое воспитание)...

Рабочая программа кружка «С чего начинается Родина» для детей подготовительной группы

Современное развитие российского общества выдвигает нравственно - патриотическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе. Система образования России разрабатывает программы развития н...

Дополнительная общеобразовательная программа (в форме кружка) по этнокультурному направлению «Говорушки» для детей старшей группы( 5-6 лет)

Материал по развитию речи детей дошкольного возраста через ознакомление с русским народным фольклором...

Программа экспериментально-познавательного кружка «От чего и почему?» (3-4 года)

Роль опытно - экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экс...

Программа нравственно – патриотического воспитания кружка «С чего начинается Родина» (возраст детей: 4-5 лет)

Пояснительная запискаЧувство Родины у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайщим окруж...

Дополнительная рабочая программа кружка «С чего начинается Родина?» группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 4-7 лет

Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае.В.В.Путин...