Обобщение опыта работы по краеведению
презентация к уроку (старшая группа)

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

через ознакомление с традициями и культурой своего народа»

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_po_kraevedeniyu.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад №34 города Ельца»

Презентация опыта работы

 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

через ознакомление с традициями и культурой своего народа»

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Пищаева Юлия Владимировна

Елец, май 2020 г.

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”.

 К.Паустовский

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т.е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением. В нашем образовательном учреждении есть кружок «Краеведческая азбука», руководителем которого я являюсь.

Основной целью курса является приобщение  детей к истории Малой Родины. Созданию условий для успешной творческой самореализации личности  в краеведческой деятельности.

Задачи курса

- Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей.

- Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине.

- Изучение истории и культуры России и родного края.

В своей работе по краеведению я использую следующие формы:

Формы  работы:

- образовательная деятельность

-экскурсии

-викторины

-конкурсы рисунков

-участие в региональных и  городских  конкурсах

-выставки

 -  Праздники - путешествие;

В связи с эпидемиологической ситуацией ряд запланированных экскурсий провести не удалось, однако детям и родителям воспитанников были предоставлены альтернативные формы работы, такие как виртуальные экскурсии, фильмы об истории Ельца и жизни известных земляков.

Вся образовательно-воспитательная деятельность в данном направлении рассматривается в следующих тематических блоках:

· Здравствуй, детский сад!;

· Страницы истории родного города;

· Культурное наследие;

· Старшее поколение;

· Семь+ я;

- Народные промыслы Липецкой области

За время работы по данному направлению мной был накоплен и систематизирован методический материал по краеведению. Создана электронная база с презентациями «Народный костюм в Липецком крае», «Народные промыслы наших земляков», «История нашего города», «Елецкое кружево», «Предметы русского быта, «Культура и традиции наших предков»  и т.д.

Большое значение я уделяю созданию богатой развивающей предметно-пространственной среде в группе. Так мной был создан патриотический уголок с различным дидактическим и игровым материалом по краеведению (стенд с флагом и гербом Липецкой области и города, дидактические альбомы: Романовская игрушка, История Ельца, Валенки, Герои – ельчане, Партизаны елецкой земли, Традиционный костюм наших бабушек, Предметы быта наших предков), изделия с различной росписью, куклы в народных костюмах, изделия из кружева, деревянные ложки и т.д.

· Краеведческие уголки - место, где собираются, хранятся, оформляются, изучаются и демонстрируются предметы далекого прошлого и недавних событий края, свидетельства отдельных человеческих судеб.

Также, в соответствии с тематикой курса, в группе организовывались музейные экспозиции, так как особое место в краеведческой работе занимают дидактические средства музейной педагогики, которые помогают воссоздать в сознании детей картины прошлого нашего , познакомить  с предметами быта, орудиями труда, одеждой наших предков. Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и разнообразие животного и растительного мира нашей области в условиях, приближенных к натуральным.

Учитывая ведущую деятельность детей, я широко использую различные виды игр в краеведческой работе. Использую  ряд дидактических игр по ознакомлению с городами  (“Где я нахожусь”, “Узнай и расскажи”, “Когда это было”).

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд. Она позволяет закрепить полученные знания детей, отразить формирующееся отношение к изучаемому предмету. Результаты продуктивной деятельности детей я оформляю в форме тематических выставок.

Положительные эмоции играют значительную роль в формировании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Поэтому большую роль я отвожу использованию таких форм работы, как праздники и развлечения. Народный праздник, краеведческая викторина, тематическое развлечение (о труде, родной природе, о хлебе) является логическим и эмоциональным завершением работы по каждой из разработанных тем.

Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Я в своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Работа по тематическому блоку “Наш край родной” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями  обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.

Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации краеведческих фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, создании мини-музеев, изготовлении для детей элементов русских костюмов, организации выставок народного прикладного искусства.

Результаты работы с детьми по данному направлению позволяют нам считать краеведение отправной точкой воспитания маленького патриота, так как воспитанники нашего детского сада научились более осознанно воспринимать события, факты, явления социальной действительности, анализировать их. У них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме « Подвижные игры - важнейшее средство в процессе сохранения и укрепления здоровья детей» Работа с детьми младшего возраста.

Обоснование темы, общие принципы физического воспитания, методика проведения подвижных игр, программные задачи, перспективное и календарное планирование....

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Обобщение опыта работы на тему :"Патриотизм и краеведение как национальная идея для современной России"

В этой статье содержится технология опыта по нравственно-патриотическому воспитанию, формы работы с детьми по воспитанию патриотизма путем краеведенияВоспитать патриота своей Родины -  задача, ре...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

Взаимодействия взрослого и ребенка в художественных опытах. Обобщение опыта работы в группах кратковременного пребывания детей со сложной структурой дефекта.

Работа с детьми со сложными сочетанными диагнозами направлена на эмоциональное взаимосотрудничество   мам с детьми и с командой педагогов....