Обобщение опыта работы: отчёт о работе экспериментальной площадки по теме «Формирование речевого творчества детей как средства коммуникативной компетентности дошкольников.
методическая разработка (средняя группа) по теме

Оленина Светлана Владимировна

Представляю отчёт своей работы в экспериментальной площадке на базе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_triz.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт о работе экспериментальной площадки по теме «Формирование речевого творчества детей как средства коммуникативной компетентности дошкольников.

                                               МБДОУ №461

                                                Группа №7

                                                                                              Выполнил:

                                                                                              Оленина С.В.

Общее личностное становление человека как основная цель воспитания не мыслится вне развития речевой активности. Опосредующая роль речи в психическом развитии, её важное значение в процессах социализации обучения, воспитания, самореализации и саморазвития обуславливают пристальное внимание педагогов к проблеме развития активной речевой деятельности детей.

    Дошкольный возраст – это период ,когда дети наиболее остро нуждаются в приобретении информации, поэтому необходима специальная организация общения, чтобы помочь им приобрести коммуникативные и речевые умения и навыки. В коммуникативные умения входят инициативность в беседах, самостоятельность , умение вступать в разговор , активность, эмоционально -оценочное реагирование.

    Цель моей работы - развитие речевого творчества , используя разные приёмы, в том числе и ТРИЗ технологию, которая успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку , творческое воображение и мышление. В начале учебного года было проведено обследование речевого развития детей по программе «Радуга». По результатам отслеживания видно, что у основной группы детей речь бедная, дети не могут правильно сформулировать даже свою просьбу к сверстнику или взрослому, очень много звуков не выговаривают , отвечают на вопросы односложно , стихов и потешек не знают, рассказать последовательно хорошо знакомые сказки «Репку», «Теремок», «Колобок» не могут.

     Сначала я пересмотрела предметно-развивающую среду : подобрала хорошо знакомые детям книги со сказками, обращала внимание чтобы в книгах были яркие , красочные иллюстрации. Были приобретены дидактические игры:

                                   «Развиваем речь»

                                   «Рифмочки и нерифмушки»

                                   «Четвёртый лишний»

                                    «Слова наоборот»

                                   «Назови одним словом» и др.

Был пересмотрен материал в театральном уголке ; приобретены настольные деревянные театры по сказкам: «Колобок», «Три медведя», «Репка», «Заюшкина избушка» и др.

В своей работе использую следующие методы и приёмы:

-сюрпризный момент

-обыгрывание

-пальчиковая гимнастика

-вопросы проблемного характера

-метод противоречий

-игры на слуховое внимание

-игры на развитие памяти

-игры на активизацию имеющихся знаний

-приёмы фантазирования

    Организации НООД предшествует большая предварительная работа: чтение сказок, беседы, наблюдения, рассматривание иллюстраций, различные виды игр, направленных на закрепление и уточнение имеющихся знаний.

  На НООД по развитию речи на тему «Путешествие колобка» мы с детьми читали русскую народную сказку «Колобок»; обыгрывали её с помощью театров: на фланелеграфе, настольный театр, пальчиковый театр. Было использовано много загадок из разных сказок, игра «Хорошо-плохо», где дети отвечали хорошо или плохо , что колобок ушёл от бабушки и дедушки . была проведена игра «Добавь словечко» , где дети вставляли глаголы в нужной форме (печён, мешен, студился, укатился, пел). Так как , у детей слабая моторика рук , была проведена пальчиковая гимнастика «Колобок», где дети проговаривали песенку колобка и иммитировали движения. После всех игр с помощью таблиц , на которых была отображена последовательность сказки, дети рассказывали сказку.

     На НООД по развитию речи на тему «Викторина по сказкам Чуковского , где вспомнили все сказки Чуковского , их героев, было использовано много загадок и заданий, направленных на закрепление знаний о сказках.

     На НООД по развитию речи на тему «Составление рассказа по картине «Зимние забавы» были проведены разные виды игр: игра на внимание «Будь внимателен»; упражнение «Как ревёт вьюга» (эмпатия); игра «Путешествие язычка» (чистоговорка), использовались вопросы проблемного характера. После проведённых игр , мы с детьми рассматривали картину , вместе придумывали её название, затем я дала образец рассказа, после чего дети пытались придумать свой собственный рассказ по картине.

      В результате проделанной работы видно, что уровень по развитию речи повысился, это хорошо просматривается в обследовании детей в конце года. Дети стали раскрепощённее, научились высказывать своё мнение, стали самостоятельнее, активнее.

     В дальнейшем  надо продолжать эту работу , используя разные приёмы и методы, в том числе ТРИЗ технологию , которая хорошо внедряется и совмещается с программой «Радуга», дополняет её с получением большой эффективности в результатах.