Развитие творческих способностей дошкольника в нетрадиционных техниках рисования.
статья (младшая группа)

Развитие творческих способностей дошкольника в нетрадиционных техниках рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_tehniki_risovaniya.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования

Работу выполнила:

Уткина Марина Юрьевна

г. Санкт-Петербург

2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА……………………………………………………………………….....5

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ…………………………….........................................................11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ…..………………...21

ПРИЛОЖЕНИЕ А………………..……………...………………………..22

        

ВВЕДЕНИЕ

Люди, мыслящие креативно, нестандартно двигают развитие цивилизации вперед, поэтому проблема потребности в творческой личности в современном обществе очень актуальна.

Формирование личности начинается в детстве. Именно дошкольное детство вносит большой вклад в развитие человека. Знания и умения, полученные в дошкольном возрасте, человек переносит через всю жизнь, развиваясь и совершенствуясь в пути. Заинтересовав ребенка, научив его владению различными материалами и техниками рисования, мы получим уверенного в себе человека, мыслящего свободно, способного самостоятельно перенести и воссоздать свои замыслы с помощью различных изобразительных средств.

Объектом моего исследования является развитие творческих способностей у дошкольников. В работе с детьми дошкольного возраста очень важно использовать разнообразные, интересные формы работы. Различные виды рисования, а особенно нетрадиционные техники, предоставляют ребенку возможность расслабиться, отключиться от проблем, переживаний, с интересом и увлечением окунуться в новый вид деятельности, а помимо этого еще и изучать свойства изобразительных материалов, развивать креативное мышление. Именно нетрадиционные техники рисования станут предметом моего исследования. Изучение возможностей использования нетрадиционных способов рисования в дошкольных учреждениях актуально, дает возможность обеспечить полноценное развитие ребенка, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение и самое главное желание творить.

Главная цель моей работы – изучить различные нетрадиционные техники рисования и проанализировать влияние использования этих изобразительных средств на развитие творческих способностей ребенка, определить важность и значимость применения нетрадиционных техник рисования в процессе творческой деятельности дошкольника. Задачи исследования – оценить эффективность применения нетрадиционных техник рисования, проанализировать существующие подходы и методы.

        Гипотеза: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционных техниках рисования будет способствовать развитию креативного мышления и способности нестандартного решения задач.

Теоретическая значимость работы состоит в том, чтобы показать влияние будущих результатов исследования на существующие подходы, идеи, теоретические представления, методики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе определены основные методики творческих способностей детей путем использования нетрадиционных техник рисования, которые могут успешно использоваться в педагогическом процессе в детском саду.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке [1].

Во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства.

Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие возможности, выражает в конечном результате аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс.

Творчество — умственный процесс свободной реализации мысли.

Необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающимся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающим создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью, является воображение.

Знанияумения и навыки относятся к области подсознания, то есть к психологическому автоматизму, и не имеют решающего значения в творческом процессе. Для творчества нужно обладать базовым знанием, являющимся общей основой владения инструментом, а также необходимым минимумом знания, достаточным для совершения данного творческого процесса. Но для его совершения не существует необходимости иметь «энциклопедические» знания: как правило, овладение такими знаниями происходит, в определенной степени, за счёт освобождения ума (логики) от интуиции; часто это — «копирующий» ум, который обычно следует чужой логике. При этом, из-за потери связи между умом и интуицией, осуществление творческого процесса так или иначе становится невозможным. Свободный же ум (или логика), например, является быстрым, изощрённым, изворотливым, изобретательным и дерзким. Поэтому можно иметь безгранично большие знания, но не суметь сотворить ничего нового, если не работает интуиция. С другой стороны, можно иметь высокоразвитую интуицию, но все также не суметь сотворить нового, в случае, если нет знаний или инструмента, с помощью которых и требуется осознать интуитивно воспринятые образы, оформить их на языке логики и сделать доступными для других людей. Для творчества необходимо гармоничное сочетание знания и умения, а также логики и интуиции [2].

Отношение к творчеству детей в течение истории было неоднозначным. Существовало целое направление в психологии и педагогике, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве,  на их взгляд если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей — это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности.  Однако многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде. На этом основании они отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т.е. полностью отрицали роль взрослого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них — признание совершенства художественной деятельности ребенка. В этом плане широкую известность в начале XX века получили реакционные по своей сущности труды немецкого ученого Георга Кершенштейнера.

Н.К.Крупская писала о Керщенштейнере: «Он преклоняется перед буржуазным государством, блюдет пуще всего его интересы и с ними сообразует свою педагогическую деятельность ... Самодеятельность является средством, чтобы лучше овладеть вниманием учеников, завоевать их доверие и тем вернее подчинить их своему влиянию. Новые методы в руках Кершенштейнеров являются лишь более утонченным и совершенным средством, построенным на знании детской индивидуальности, повлиять на их чувства и мировоззрение, пропитать их соответствующей моралью и идеологией». Самодеятельность, возводимая Кершенштейнером в главный принцип педагогики, не могла служить основой методики обучения рисунку. Главное внимание Кершенштейнер обращал на изучение процесса свободного выражения ребенком своего «я» на анализ творческой деятельности детей, которая, по его мнению, приобретает эмоциональную окраску, когда она не скована никакими рамками. Кершенштейнер - противник геометрального метода, ибо считает, что этот метод мешает формирующейся личности раскрыть заложенные в ней творческие возможности.

В основу своей теории Кершенштейнер кладет биогенетическое понимание процесса развития изобразительной деятельности ребенка. Согласно положениям биогенетической теории, детское изобразительное творчество, развиваясь, повторяет путь развития человечества; разница лишь в том, что развитие культуры человечества связано с определенными историческими, социально-экономическими условиями, тогда как детский рисунок с ними не связан. В процессе овладения рисунком ребенок проходит определенные фазы развития, «изживание» которых обусловлено биологическими факторами и не зависит от воздействия среды. Отсюда требование невмешательства взрослых в естественный процесс развития ребенка, в его изобразительную деятельность.

Конечно, с такой точкой зрения можно не согласиться. К какой бы области искусства ни приобщали ребенка, ему следует указывать правильный путь. Как в устной беседе с ребенком педагог направляет его речь, так и в искусстве ребенка надлежит приобщить к пониманию изобразительного опыта. Искусство - не развлечение, а серьезный творческий труд, и рисование, в частности, не забава для детей, а одна из форм познания окружающей действительности. Выдающиеся представители педагогической мысли (Коменский, Локк, Руссо, Песталоцци, Фребель и другие) выступали за введение рисования в общеобразовательные школы ради общего развития детей, а не ради их развлечения. Они ратовали за правильную постановку преподавания рисования в школе. Сторонники «свободного воспитания», стремясь тоже к всестороннему развитию учеников, на деле сводили занятия рисованием к эстетическому воспитанию.

К 30-м годам XX века ведущими теоретиками по вопросам художественного воспитания детей становятся: в Германии - Кершенштейнер, в Америке - Дж. Дьюи, в России - А.В.Бакушинский. Несмотря на различный подход к решаемой проблеме и различную ее трактовку, все они объединяются общей идеей - идеей «свободного воспитания», утверждения личности ребенка с его абсолютным правом на выражение своих чувств и мыслей, отстранением учителя от руководства. Овладение графической грамотой, в особенности в начальной стадии обучения, по их утверждениям, детям не нужно [3].

Своеобразным проявлением той же позиции стала дискуссия, развернувшаяся в шестидесятых годах на страницах журнала "Творчество", открывшаяся статьей известного художника Н.Н.Жукова "Нет, это искусство". Художники, увидев потери в детском творчестве, вызванные вмешательством взрослых, выступили против всякого обучения малышей. Случилось то, о чем еще в сороковых годах предупреждала Е.А.Флерина, талантливый педагог, тонко чувствующий детскую изобразительную деятельность. Обучение "засушило" детское творчество. Н.П.Сакулина, признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой — помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша, и в частности творческое. При этом, следуя за Л.С.Выготским, Б.М.Тепловым, Е.А.Флериной и др., она признавала своеобразие детского творчества. В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин "творчество", ограничивая его словом "детское". Н.А.Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, Н.П.Сакулина рассматривает как непременные составные творчества [4].

У свободного воспитания есть свои плюсы и минусы. В теории, свободное воспитание позволяет развить в ребенке творческие силы, самореализоваться. Но знание грамоты позволяет ученику вобрать опыт предыдущих поколений, научится строить, анализировать, думать.

В наши годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова "детское". Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы — понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. В последнее время признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах. В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему взрослых — только в плане обеспечения постепенного взросления детей. Ценности мира детства важны и для взрослых. Известный психолог Г. Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие — способ существования личности.

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

Главная цель работы – с помощью нетрадиционных техник рисования развить творческий потенциал детей, помочь детям реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.                                                                                               Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;
  2.  Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.
  3. Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Нетрадиционные техники рисования формируют у детей не только технические навыки рисования, но учат создавать их свои неповторимые образы, повышают интерес к рисованию, развивают воображение и творческие способности. Овладение нестандартными способами искусства побуждает детей к творческим поискам, развивает чувство цветовосприятия, композиции.          

 Изучив программно-методические материалы Р.Г.Казаковой и Л.Г. Беляковой   из учебного пособия «Детская одаренность», ознакомилась с предложенными различными видами нетрадиционных техник рисования [5]. 

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

          Нетрадиционные техники рисования:

        «Рисование ладошкой»: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисти (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

Необходимые материалы: краска для рисования руками (можно использовать гуашь, салфетка на каждого ребенка, лист бумаги.

Возраст: от двух лет (Приложение А).

«Печатаем листьями на бумаге». Возраст от 5 лет. Средства выразительности: цвет, фактура. Материалы: бумага, гуашь, кисти, листья с деревьев. Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т.д. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

«Знакомая форма - новый образ». Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: изменчивость знакомой формы. Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда). Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру. Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит. «Акварельные мелки». Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

«Рисование на мокрой бумаге». Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварель или акварельные мелки, губка, вода в блюдечке, кисти. Нужна неясность, расплывчатость, например: если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь» и т.д. Намочим слегка бумагу и поместим её на влажной салфетке. Теперь можно приступать рисовать фон. Наносим мазки краски как задумано по теме, при этом краска немножко как бы растекается.

«Кляксография обычная». Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография с трубочкой». Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для напитков), нитка средней толщины. Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Граттаж». Произошло от французского слова царапать. Рисунок выполняется процарапыванием на покрытой парафином или тушью поверхности. Нанесём цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь этот лист затрем свечкой. Смешаем гуашь с шампунем (можно клей ПВА) и покроем этой смесью парафиновый лист. Холст готов. Возьмем заострённую палочку и процарапаем рисунок.

«Черно - белый граттаж» (грунтованный лист).  Возраст: от пяти лет.  Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Материалы: полукартон либо тонкая бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.   Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

«Цветной граттаж». Возраст: от шести лет. Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастером, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

«Тиснение». Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши или восковые мелки, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки т. д.), простой карандаш. Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами или мелками. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

«Набрызг». Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см). Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Метод монотипии». Возраст от 5 лет. Средства выразительности: пятно, цвет, симетрия. Выполняется двумя способами. Это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге. Согнем лист бумаги пополам (книжечкой), на одной половине нарисуем рядом два пятнышка красками, например крылышки бабочки. Согнем лист по намеченной линии и проведем по нему ладошкой. Откроём, что получилось? Если дорисуем, получилась бабочка.

«Монотипия пейзажная». Возраст: от шести лет. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка. Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Нетрадиционные техники рисования используют на сегодняшний день все чаще как в дошкольных учреждениях, так и для развития творческих способностей детей в домашних условиях. Все потому, что искусство изображать не основываясь на традиции, выглядит более оригинально и   неординарно.   И своеобразные, необычные способы рисования увлекают и восхищают детей, развивая тем самым творческий потенциал каждого ребенка. Поскольку дети отражают свои впечатления об окружающей действительности в изодеятельности, такой вид творчества носит развивающий характер [5].

В детском творчестве окружающий его мир открывается по–разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В.А. Сухомлинский).

Принимая во внимание вышеизложенные факты, определим актуальность данной работы.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  •  игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Применяя нетрадиционные техники рисования на занятиях с детьми разного возраста, можно прийти к выводу, что различные техники рисования применимы ко всем дошкольникам. В силу возрастных особенностей, дети получают от занятий важное и необходимое для себя. Ребята из младших групп легче проходят адаптацию к детскому саду, становятся более раскрепощенными, плюс развивается мелкая моторика, появляются необходимые знания об изобразительных материалах и их свойствах. Дети постарше, помимо работы с материалом, создают интересные произведения, учатся предавать свои чувства и задумки с помощью изобразительных средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования мною было выявлено, что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление.

 В работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) Была подобрана и изучена психолого-педагогическая литература по изучаемой проблеме – нетрадиционным техникам посвящено много литературных источников, в которых обоснуется необходимость использования их в работе с детьми дошкольного возраста.
2) Изучены наиболее распространенные нетрадиционные техники.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.  

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предметно-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. 

 Педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.

Использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
  • Развивается мышление, речь, воображение
  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, так как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Работая с различными техниками, я отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, у детей открывается кругозор возможностей по передаче желаемого изображения.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

А также нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

  1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте»
  2. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.: Под ред. А. В. Петровского. −3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с., стр. 348.Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
  3. Н.Н.Ростовцев. «История методов обучения рисованию, зарубежная школа рисунка». - Просвещение, 1981.
  4. Образовательная социальная сеть [Электронный ресурс]: Малышева И.В. Статья на тему «Проблема творчества детей во взглядах педагогов и психологов».- Режим доступа к статье: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/12/statya-na-temu-problema-tvorchestva-detey-vo-vzglyadakh-pedagogov-i.
  5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М.: Сфера, 2005. 43 с. 

                                                                                             

                                                                                       

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисование ладошкой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела образовательной программы по художественному творчеству "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Методическая разработка представлена для работы с детьми среднего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми рисованием нетрад...

Статья по теме "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"

    Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисоват...

Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...

Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Цель работы...