Организация опытно-экспериментальной работы по профилактике и коррекции страхов у детей дошкольного возраста
статья

Научная актуальность данной работы состоит в том, что проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка, и не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало.

В современном мире ребёнок является самой чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды. Именно поэтому возрастает роль исследований, посвященных анализу негативных эмоционально-личностных проявлений у детей дошкольного возраста, на которые указывают многочисленные авторы (А.И. Захаров, Г.А. Шалимова и многие др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....……………………………………………………………….…........38

ГЛАВА 2. Организация опытно-экспериментальной работы по профилактике и коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

2.1 Диагностика страхов у детей шестого года жизни…………………………….

2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по профилактике и коррекции страхов у детей дошкольного возраста………………………………….

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы...…………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………...……………………………………………….…..32

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..……………………………….……33

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………….35

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется тем, что в ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Практическая актуальность определяется тем, что недостаточно ведётся работа в образовательном процессе по коррекции и профилактике страхов у детей, что в свою очередь приводит к проблеме проявления страхов у дошкольников.

Научная актуальность данной работы состоит в том, что проблема страхов затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка, и не смотря на то, что страх является одной из опасных эмоций, данная проблема изучена мало.

В современном мире ребёнок является самой чувствительной частью социума, которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды. Именно поэтому возрастает роль исследований, посвященных анализу негативных эмоционально-личностных проявлений у детей дошкольного возраста, на которые указывают многочисленные авторы (А.И. Захаров, Г.А. Шалимова и многие др.).

В исследованиях, посвященных психологии эмоций (Л.С. Выготский, В. Вилюнас, Е.П. Ильин, К.Э. Изард, З. Фрейд и мн. др), подчеркивается многогранность, многовариативность, многофункциональность эмоциональной сферы, ее значимость для полноценного развития личности.

Дошкольник мало, что знает об окружающем мире, поэтому все неизведанное  беспокоит и пугает его. Нахождение в состоянии хронического беспокойства, тревоги и страха изнуряет нервную систему дошкольника, он находится в постоянном напряженном ожидании чего-то плохого, часто пугается, не может полностью расслабиться.

У тревожных детей снижена работоспособность, повышена утомляемость, беспокойный сон. От страхов страдает в первую очередь эмоциональная сфера ребенка. Страх влияет, прежде всего, на самооценку дошкольника, он перестает быть уверенным в себе, сомневается в собственных силах. Теряя настойчивость и упорство, ребенок испытывает трудности в достижении поставленных целей. Под воздействием страха деформируются все психические познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение.

Вовремя помочь дошкольнику справиться со страхом поможет детский психолог. При помощи психологического искусства психолога, находящегося рядом с ребенком, детские страхи могут быть побеждены. Проблема построения безопасной образовательной среды стала в настоящее время приоритетной и широко изучаемой в психолого-педагогических науках. Успешность решения задач воспитания, обучения и развития детей делает необходимым выявление и исследование факторов риска, которые могут стать препятствием в достижении образовательных целей. Ситуации, ведущие к переживанию детьми страха, могут быть отнесены к таким факторам.

Объектом исследования: является педагогический процесс в ДОУ, направленный на профилактику и коррекцию страхов у детей старшего дошкольного возраста.  

Предметом исследования: являются методы и приемы профилактики и коррекции страхов детей шести лет в условиях ДОУ.

Цель исследования: изучить, теоретически обосновать и апробировать особенности профилактики и коррекции страхов у детей шести лет в пределах ООД

Гипотеза исследования: предложенные методы и приемы по  профилактики и коррекции будут способствовать снижению уровня  страхов у детей шести лет если:

- вести регулярную диагностику уровня проявления страхов у

  старших дошкольников;

- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей 6 лет;

- объединить работу педагога и родителей для решения данной проблемы.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме профилактики и коррекции страхов у детей шести лет;

2. Рассмотреть личностную тревожность, как фактор формирования страха у детей дошкольного возраста;

3. Изучить характеристику страхов у детей шести лет;

4. Рассмотреть методы профилактики и способы коррекции страхов у детей шести лет.

5. Проведение диагностики страхов у детей шестого года жизни;

6. Организовать опытно-экспериментальную работу по профилактики и коррекции страхов у детей шести лет в ООД;

7. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования:

- теоретические: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, обобщение, классификация имеющейся литературы;

-   эмпирические:  наблюдение, эксперимент, моделирование, упражнения, игры, диагностические методики, беседы, анализ проделанной деятельности, фронтально индивидуальные формы работы.

Этапы исследования:

1 этап (ноябрь  2012г.- март 2013г.)- поиск, анализ, систематизация имеющийся по данной проблеме научной литературе.

2 этап (сентябрь 2013г. – май 2014г.) – разработка содержания, форм, методов и приёмов работы по профилактики и коррекции страхов у детей 6 лет.

Материалы теоретической части могут быть использованы:

 - на педсоветах в ДОУ по теме «Коррекция и профилактика страхов детей»;

- для оформления консультаций для родителей.

          - в УПК на уроках таких учебных дисциплин, как: «Дошкольная психология», спецкурсах психолого- педагогического цикла.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, 1 глава,

4 параграфа, заключение, список использованной  литературы, приложений.

ГЛАВА 1.

       ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ И                                    

             КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

                              ВОЗРАСТА В ОРГАНИЗОВАННОЙ

                        ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

             2.1 Диагностика страхов у детей шестого года жизни

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ №304 г.Уфы в старшей группе.

Списочный состав группы 25 человек, из них 15 девочек, 10 мальчиков. В экспериментальную группу были включены 12 детей: 7 мальчиков, 5 девочек.

Принципы отбора в экспериментальную группу:

-постоянное посещение ДОУ;

-навыки сформированности учебной деятельности;

-особенности психологического и индивидуального развития.

В экспериментальную группу было включено 12 человек:

1. Хасанова Зилия

2. Мигранов Рустам

3. Валишин Артем

4. Гарипова Гузель

5. Марданов Тимур

6. Латыпова Гульназ

7. Иванова Юлия

8. Хамидуллина Лия

9. Закиров Ильнур

10. Валеев Вадим

11. Файзуллин Ринат

12. Мирошниченко Эдик

Вся эмпирическая часть работы состояла из этапов:

1. Проведение первичной диагностики на выявление детей с высокими показателями уровня тревожности, в частности - страхов;

2. Составление комплекса методов и приемов по психокоррекции страхов;

3. Проведение с детьми с высокими показателями уровня тревожности и страхов психокоррекционной работы с помощью тренингов, методов, арт-терапии, бесед, сюжетно-ролевых игр и др.;

4. Проведение контрольной диагностики, которая позволила бы констатировать эффективность реализации методов и приемов профилактики и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Констатирующий эксперимент проводился в комнате психолога, где ничего не отвлекало ребенка от выполнения заданий; не допускались уточняющие вопросы, напоминания, указания. В конце встречи ребенка благодарили за участие в работе.

Для реализации вышеперечисленных задач были использованы следующие методики для диагностики:

1.Методика «Выявление количества страхов» А.И. Захарова  представляет собой вопросы, направленные на выявление страхов у детей старшего дошкольного возраста. Детям задавался вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься», и далее шло перечисление страхов (Приложение1). В качестве единицы отсчета используется среднее число (индекс) страхов от деления суммы всех страхов в старшем дошкольном возрасте число опрошенных.

ИТ (индекс тревожности) = (число выборов страхов/29)*100%

По ИТ дети могут быть разделены на группы:

ВУ-высокий уровень (ИТ>50%)

Дети Зилия Х., Артем В., Тимур М. с данными показателями повышенно сензитивны к обиде, преимущественной запоминают негативные события, крайне обостренно реагируют на отношения к ним окружающих. У одних детей - ярко выраженная агрессия, чувство раздражения, недоброжелательности, зависть к сверстникам, желание досадить, а у других нерешительность, робость, обвинение себя во многих неудачах, настороженность и недоверие. Обычно эти дети лишены оптимизма, болезненно реагируют на критику.

СУ - средний уровень (ИТ=36% до 50%)

Эдик М., Рустам М., Гузель Г. данная группа детей отличается беспокойством, часто сомневаются при выборе решения, чувствительны к результатам своего труда. В знакомой обстановке эти дети активны, уверены, проявляют инициативу.

НУ - нижний уровень страхов (ИТ от20% до 36%)

Эти дети отличаются коммуникабельностью, легко вступают в контакт, активны, жизнерадостны, охотно включаются в новую деятельность. У них, обычно, высокая самооценка (даже завышенная).

Анализ результатов методики «Выявление количества страхов» А.И. Захарова  

Распространенность данных страхов связана в первую очередь с возрастными особенностями детей, дошкольники становятся наиболее «боязливы», в связи с тем, что они понимают степень опасности проживания в окружающем мире и страх переходит с эмоционального уровня на когнитивный. В дошкольном возрасте у мальчиков число страхов менее выражено, чем у девочек, (Приложение1:Таблица№1). Девочки дошкольного возраста в силу гендерных отличий более подвержены разнообразным страхам.

По результатам проведенной методики авторы исследования определили высокий, средний и низкий уровни сформированности страхов у детей экспериментальной группы:

Высокий уровень 6 человек - 50%

Средний уровень 6 человек - 50%

Низкий уровень   0 человек - 0%

2. Методика «Красивый рисунок»  разработан психологами Л.А. Венгером, Г.А.Цукерманом. Цель- выявление эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста.

Анализ методики «Красивый рисунок» показал, что большинство детей пассивны, они используют холодные тона. Высокий уровень у 1 ребенка В.Вадима, его рисунок был выполнен в темной цветовой гамме, персонажи были больших объемов с большими руками и глазами. Средний уровень у 8 детей их рисунки показывают выдержанные пропорции у предметов, и свойственный облик у животных, использовали яркие цвета при выполнении работы. У Г.Гузель, Л.Гульназ, З.Ильнура был выявлен низкий уровень тревожности, их рисунки не показали ни чего настораживающего.

     3. Опросник «Уровень тревожности ребенка» (Г.П. Лаврентьев, Т.М.Титаренко)

Цель: выявление уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя. Метод используется для выявления тревожности у детей и, как правило, заполняется родителями или воспитателями. Анкета состоит из 20 вопросов. Тревожность ребенка оценивается как высокая, средняя, низкая.

Метод опроса дал такие результаты по старшей группе:

Высокий уровень 5чел.-41%

Средний уровень 7 чел- 59%

Низкий уровень 0 чел.- 0%

4. Методика «Кактус»  графическая методика М.А. Панфиловой. 

Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

-пространственное положение;

-размер рисунка;

-характеристики линий; 

- сила нажима на карандаш.

Анализ методики «Кактус» показал, что большинство детей нарисовали кактус с цветочками, это говорит о женственности, мягкости. Есть рисунки с отрывистыми линиями и с сильным нажимом. Это говорит об импульсивности ребенка (Закиров Ильнур). Наличие иголок в кактусе, особенно их большое количество, сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности – это Марданов Тимур, Иванова Юлия. Изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами наблюдается у Валеева Вадима. У всех 7 детей интровертированность, так как они нарисовали только один кактус.  Хамидуллина Лия нарисовала кактус возле окна, это говорит  об открытости ребенка.

Высокий уровень 5 человек  - 41%

Средний уровень 7 человек - 59%

Низкий уровень 0 человек - 0%

По результатам проведенного эксперимента авторы исследования определили высокий, средний и низкий уровни сформированности страхов у детей экспериментальной группы.

Высокий уровень тревожности и страхов (33%) В. Артем, М. Тимур, И. Юлия, М.Эдик -это дети, которые имеют много страхов(смерти, пожара, уколов, несуществующих животных и т.д.).Хасанова Зилия 3 вида: страх укусов собаки, страх заболеть и страх наказаний У Валеева Вадима 4 вида страха нападения бандитов, страх смерти родителей, страшные сны про Кощея и заболеть. Эти дети вздрагивают, переспрашивают, плачут при тревожных ситуациях, отказываются выполнять задания, играть в совместные игры. Обычно эти дети лишены оптимизма, болезненно реагируют на критику.

Средний уровень тревожности и страхов (58%) Х. Лия, М. Рустам, Г. Гузель, Л. Гульназ, З. Ильнур, Ф. Ринат. По темпераменту  меланхолики при неблагоприятных условиях могут превратиться в замкнутого, ранимого, тревожного человека, склонного к глубоким внутренним переживаниям.  Данная группа детей отличается беспокойством, часто сомневаются при выборе решения, чувствительны к результатам своего труда. В знакомой обстановке эти дети активны, уверены, проявляют инициативу.

Низкий уровень тревожности и страхов (9%).Эти дети отличаются коммуникабельностью, легко вступают в контакт, активны, жизнерадостны, охотно включаются в новую деятельность. У них, обычно, высокая самооценка. Эти дети быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходятся с людьми, общительны. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что дети дошкольного возраста тревожны и имеют много видов страхов. Следовательно, общий уровень тревожности и страха дошкольников составляет 90%  

2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по профилактике и коррекции страхов у детей дошкольного возраста

Работа над формирующим экспериментом предполагала решение следующих задач:

1. Проведение профилактических методов и приемов по снижению страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и в семье;

2. Проведение коррекционных методов и приемов по снижению страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

3. Организация занятий по коррекции страхов детей 6 лет в процессе ООД.

     В ходе организации опытно-экспериментального исследования профилактическая и коррекционная работа осуществлялась параллельно. Для профилактической работы нами была подготовлена брошюра, памятка, буклет, стенд, ширма, папка передвижка, где родителям была предложена информация о понятии страха, тревожности, о видах, типах, об особенностях страха у детей, а также предложены методы и приемы по снижению уровня тревожности. Мы  проводили работу с родителями, было проведено собрание, где затронулись темы: «Способы наказания ребёнка» и «Как помочь ребёнку преодолеть страхи». В ходе беседы родителей знакомили  с приемлемыми способами наказания ребёнка. Предлагались  компоненты эффективного общения с детьми, которые являются необходимыми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина. После проведения собрания родителям Валеева Вадима были предложены  индивидуальные рекомендации: Не стоит заниматься «закаливанием», то есть если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате «чтобы привыкал». Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое маленькое, что может произойти. Последствия таких «закаливаний» печальны: неврозы, заикания, нарушения и в психическом  развитии. Если вы все же хотите попробовать этот метод, поставьте себя на место малыша. Постоянно уверяйте своего ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам и доверять.

   Родители Мирошниченко Эдика задавали вопрос что делать, если ребенок боится огня? Можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха. Все родители проявили большой интерес к данной теме , внимательно слушали, изучали предложенную нами информацию. И брали памятки, брошюрки с собой. А также родителям был предложен отрывок  из книги Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» для профилактики страхов детей в домашних условиях (Приложение 2).

Комплекс методов и приемов по психокоррекции страхов дошкольников разрабатывалась на основе книги  Семаго Н.Я.   «Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога» в которой автор предлагает использовать разработанные методы и техники, такие как:

  1. Дыхательные техники.
  2. Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
  3. Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
  4. Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
  5. Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
  6. Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
  7. Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Цикл практических занятий рассчитан на 7 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся два раза в неделю. Данный комплекс коррекционно - развивающих занятий рассчитан на детей дошкольного возраста (5 –7 лет).

           В содержании комплекса занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

1 блок – развлекательные (контактные) – 1занятие – включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.

2 блок – коррекционно – направленные + обучающие – 8 занятий – коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.

3 блок – развлекательные + обучающие + контрольные.

Структура игрового занятия.

Ритуал приветствия – 2 минуты.

Разминка - 10 минут.

Коррекционно-развивающий этап- 20 минут

Подведение итогов- 6 минут.

Ритуал прощания – 2 минуты.

(Приложение 2: таблица № 1 ).

                  Опытно – экспериментальная работа

Занятие 1 «Здравствуйте, это я»

   В занятии разминка «Росточек под солнцем» и несколько игровых упражнений «Доброе утро..» , «Что я люблю», «Качели», «Угадай по голосу», «Лягушки на болоте», «Художники-натуралисты». Считаем что цель занятия выполнена не до конца. Все дети включились в игру с удовольствием. В игровом упражнении «Качели» начались жалобы некоторых детей друг на друга, Мигранов Рустам и Закиров Ильнур очень сильно раскачивали своих партнеров чем причиняли им боль, и Юлия с Гульназ отказывались играть дальше.  Все остальные упражнения прошли успешно, детям очень понравилось.

Занятие 2 «Мое имя»

Включает в себя игровые упражнения : « Узнай по голосу», «Доверяющее падение», «Горячие ладошки». Детям очень понравилась новая игра  «Моё имя» , они с удовольствием в нее играли несколько раз. При затруднении психолог называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает понравившееся. Когда психолог сказала известно ли вам, что имена растут вместе людьми? В.Вадим сообразил очень быстро, что под этим иметься в виду и стал помогать объяснять другим ребятам. При обсуждении рисунков «самого себя» все дети принимали активное участие. Ребята начали рассказывать какими они представляют себя, какими они хотят быть. Ф.Ринат постоянно перебивает ребят, пытается рассказать только про свой рисунок и каким он видит других ребят.

        Занятие 5 «Мой страх»

В него входят упражнения «Петушиные бои», «Расскажи свой страх», «Чужие рисунки», «Дом ужасов», «Горячие ладошки».«Чего я боялся, когда был маленьким». Самым интересным для детей было упражнение «Чего я боялся, когда был маленьким» но вначале заниматься этим стали не все ребята Х.Лия и М.Эдик  отказались.  В упражнении «Петушиные бои» многие боялись бить своего соперника объясняя это тем что он даст мне сдачу и мне будит больно.

Занятие 7 «Волшебный лес»

Включает в себя  такие упражнения как «Лягушки на болоте», «Тропинка», «Доверяющее падение», «За что меня любит мама… папа…сестра…и т.д.» детям предлагалось сказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых. Х.Зилия сказала меня любят потому что я хорошая, а я люблю когда маму потому что она добрая. Детям очень понравилось упражнение «неопределенные фигуры» где рисовались страшные существа и на что они похожи. По окончанию занятия было предложено детям нарисовать коллективный рисунок по сочиненной общей истории на тему: «Волшебный лес», но не которые ребята отказались, М.Рустам сказал что не любит рисовать деревья потому что там много веток ,а  Ф.Ринат  просто поленился и повторил сказанное Рустамом. До конца занятия они просидели на стульчиках, что-то обсуждая вдвоем.

Занятие 9 «Волшебники»

Сюда входят игры «Кораблик», «Путаница», упражнение «Кони и всадники» дети делятся на пары один ребенок конь, другой всадник. Коням завязывают глаза, а всадники встают сзади и правят ими. Задача коня бегать быстрее, а задача всадника не допускать столкновений с другими конями. Но в тех парах где были всадниками мальчики М.Тимур, З.Ильнур, специально пытались направить на другую пару чтоб задеть их. Понравилось так же всем упражнение «Волшебный сон» где всем снился один и тот же сон , который рассказывала психолог. При обсуждении как и что представляли они себе во снах , то у  всех было разное виденье.

Занятие 10 «Я - герой»

В этот комплекс занятия входят такие упражнения как «Неоконченные предложения», игра «Баба-Яга», «В лучах солнышка», «Солнце в ладошках», игра «Комплименты» в которой нужно сказать своему соседу комплимент. Далее обсуждали чувства, которые испытали дети при выполнении данного задания, многие не могли справиться с этим заданием, застеснялись те кому досталась девочка.

Полное описание занятий (Приложение 2).

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы подготовлен и оформлен в виде контрольного эксперимента.

      Цель контрольного эксперимента: выявить уровень тревожности и страхов у детей шестого года жизни после целенаправленного применения определенных профилактических и коррекционных методов и приемов в условиях дошкольного образовательного учреждения.

После проведенной профилактической и коррекционной работы  нами была проведена повторная диагностика. Для проведения контрольного эксперимента детям предлагались те же диагностические материалы: «Выявление количества страхов» А.И.Захарова; методика «Красивый рисунок»; опросник «Уровень тревожности ребенка» Г.П.Лаврентьев, Т.М.Титаренко; методика «Кактус».  

После проведенной работы по профилактике и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста, мы выявили существенные улучшения. Проанализируем показатели всех методик, сравнительный анализ по всем диагностическим методикам (Приложение 3: таблица 1, таблица2).

Анализ результатов методики «Выявление количества страхов» А.И. Захарова. По результатам проведенного выявлено, что у детей произошли значительные положительные изменения: число детей с высоким уровнем тревожности и страхов снизился с 50% на 13% по итогам проведенной коррекционной работы. Повысилось количество детей со средним уровнем: с 0 до 6%.

Таким образом, данные демонстрируют, что уровень страхов у детей снизился, по сравнению с показателями, полученными в ходе констатирующего эксперимента. Что и на первом этапе, для большинства мальчиков характерны страхи заболеть, заразиться, умереть, того, что умрут твои родители, страхи сказочных персонажей, страхи животных. Для детей дошкольного возраста является несвойственной группа страхов, таких как смерти родителей и опоздания, так как эти виды страха  характерны наиболее для детей школьного возраста и достигают наиболее полного развития.

Метод опроса по Т.М. Титаренко и Г.П. Лаврентьевой дал такие результаты: у 5 детей - 42%  выявлен низкий уровень тревожности; средний уровень тревожности у 4 детей, что составляет 33%, а низкий уровень тревожности только у 3 девочек – это 25%.

Анализ результатов методики «Кактус» показала, что большинство детей нарисовали кактус с цветочками и без иголок, использовали яркие зеленые цвета для изображения кактуса и красные, желтые и голубые цвета для изображения цветов. Те дети, которые до этого нарисовали множество иголок с острыми углами, теперь нарисовали их в меньшем количество, а двое детей - это Мирошниченко Эдик и Файзуллин Ринат вовсе перешли на цветы. У Гариповой Гузель и Латыповой Гульназ наблюдаются все еще немного тревожности и агрессивности. Но результат в целом по группе только положительный и он радует, так как от 50% агрессивности в группе он уменьшился на 15%.

Таким образом, результаты проведенного эксперимента помогли определить высокий, средний, низкий уровень тревожности и страхов детей шестого года жизни.

          Высокий уровень тревожности и страхов (18%)Иванова Юлия, Валишин Артем эти дети вздрагивают, переспрашивают, плачут при тревожных ситуациях, отказываются выполнять задания, играть в игры. Обычно эти дети лишены оптимизма, болезненно реагируют на критику. По темпераменту холерики. Часто проявляется раздражительность, несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю.

Средний уровень тревожности и страхов (42%) Х.Зилия, М.Рустам, М.Тимур, В.Вадим, М.Эдик. При неблагоприятных условиях могут превратиться в замкнутого, ранимого, тревожного человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям.  Данная группа детей отличается беспокойством, часто сомневаются при выборе решения, чувствительны к результатам своего труда. В знакомой обстановке эти дети активны, уверены, проявляют инициативу.

Низкий уровень тревожности и страхов (42%) Г.Гузель, Л.Гульназ, Х.Лия, З.Ильнур, Ф.Ринат - эти дети отличаются коммуникабельностью, легко вступают в контакт, активны, жизнерадостны, охотно включаются в новую деятельность. У них, обычно, высокая самооценка. Быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро сходятся с людьми, общительны. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки.

  Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволил нам определить динамику данного процесса и показал следующее:

Фамилия, имя

Результаты первичной диагностики

Результаты вторичной диагностики

Хасанова Зилия

Высокий

Средний

Мигранов Рустам

Средний

Средний

Валишин Артем

Высокий

Высокий

Гарипова Гузель

Средний

Низкий

Марданов Тимур

Средний

Средний

Латыпова Гульназ

Средний

Низкий

Иванова Юлия

Высокий

Высокий

Хамидуллина Лия

Средний

Низкий

Закиров Ильнур

Средний

Низкий

Валеев Вадим

Низкий

Средний

Файзуллин Ринат

Средний

Низкий

Мирошниченко Эдик

Высокий

Средний

          Высокий  уровень                   4 чел.-  33%                               2чел. - 18%

Средний уровень                     7 чел. – 58%                               5чел. - 42%

Низкий уровень                       1 чел. -  9%                                 5чел. - 42%

Далее познакомимся с результатами первичной и вторичной диагностики на диаграммах.

Диаграмма 1. Результаты                                     Диаграмма 2. Результаты

констатирующего эксперимента                         контрольного эксперимента

   Авторы исследования делают вывод, что до проведенного эксперимента уровень тревожности и страха составлял 90%, а после проведения опытно-экспериментальной работы уровень тревожности и страха детей составил 60%, чему способствовала планомерная и систематическая работа с определением конкретного содержания, форм и методов работы по профилактике и коррекции страхов у детей 6 года жизни в процессе организованной образовательной деятельности в условиях ДОУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ  изученной литературы по теме исследования свидетельствует о том, что в современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуации, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования, познаний, чаще, чем какая-либо другая эмоция. Страх - это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Достаточно высокий уровень страха характерен для детей старшего дошкольного возраста, поскольку страхи в этом возрасте приобретают когнитивный характер.

ЛЕНА, надо еще ученых добавить из введения.

В процессе исследования мы предположили, что целенаправленная и систематическая работа по коррекции страхов детей приведет к снижению количества страхов у дошкольников. С целью изучения было организовано эмпирическое исследование.

Анализ эффективности обучающего эксперимента осуществляется на основе сравнения результатов сопоставления данных до эксперимента и после. Количественно-качественная обработка диагностических данных позволили реально оценить эффективность разработанной нами программы. Ее построение осуществлялось с учетом возрастных особенностей, а также поставленных целей и задач.

Анализ проведенного исследования также позволил сформулировать следующие выводы:

1. При исследовании выраженности степени страхов детей возможно использование комплекса диагностических методик, направленных на изучение ряда личностных и эмоциональных свойств детей.

2. Методом психологического воздействия в нашем исследовании был процесс психокоррекции страхов в игровой деятельности и с помощью арт-терапии. Работа в группе не только обеспечила уменьшение количества страхов детей, но и способствовала овладению различными способами общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3. Результаты формирующего эксперимента показали значимость коррекционной работы в снижении количества страхов у детей старшего дошкольного возраста

Следовательно, наша гипотеза нашла подтверждение о влиянии целенаправленной психокоррекционной и профилактической работы на снижение количества страхов у детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Арефьева Т.А. Преодоление страхов у детей: тренинг. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2008. –С. 56, 72
  2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе.- М.: Класс, 2008.-С. 117

3. Выготский  Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. /Под ред. А. М. Матюшкина.-М.: Педагогика, 2009.-С. 78

4. Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. М.: Класс,1997. –С. 35

5. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. - 2003. - №1. - С. 20, 22

6. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей.- СПб.: Питер, 2007.-С. 72, 69, 207

7. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.- М.: 2008. -С. 118, 122

8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. - СПб.: Питер, 2006. –С. 56

9. Капранова С. Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов-на-Дону, 2007. –С. 42

10. Колодич Е. Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков.- Мн.: РИПО, 2009. –С. 32, 43, 55

11. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - Санкт-Петербург, 2009. –С. 64, 79, 92, 132

12. Колесникова Г.И. Психологические виды помощи: психопрофилактика, психокоррекция, консультирование.- Ростов н/Д: Феникс. 2009. -С. 62

13. Неймеров Ю.Л. Психологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. –С. 32

14.  Панфилова М. А. Тревожность и её коррекция у детей // Школа здоровья. – 2006. – № 1. –С. 17, 20, 28

15. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. –С. 79, 237

16. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2009. –С. 75

17. Риман Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. –С. 44, 83, 102, 240

18. Широкова Г.А., Жадько Е.Г.   Практикум для детского психолога - Ростов н/Д: Феникс, 2008. -С. 74, 59, 123

19. Щербатых Ю.В. Психология страха. – М.: Сфера, 2007. –С. 95

20. Фрейд З. Страх //Введение в психоанализ. Лекции. - М., 2009. - С. 34, 214, 250

21. Фрейд А. Детский психоанализ.- СПб.: Питер, 2009. -С. 122

22.  Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 2009. –С. 68, 97

23. Юнацкевич П.И., Кулганов В.А. Как выйти из невроза? Практические советы психолога.-М.: Сфера, 2009. -С. 87

24. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М.: АРКТИ,2000.-208с.

25.Санаев П.  повесть «Похороните меня за плинтусом».-МК.Периодика,1996.

   

     ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Описаны необходимых диагностических продцедуры и непосредственно коррекционная работу по преодолению страхов у детей дошкольного возраста....

Сказкотерапия как средство коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и п...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Это статья, посвященная теоретическим аспектам коррекции страхов у дошкольников. В статье рассмотрены пнятие страха в психолого-педагогической литературе, природа детских страхов, характеристика страх...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Это статья, посвященная теоретическим аспектам коррекции страхов у дошкольников. В статье рассмотрены пнятие страха в психолого-педагогической литературе, природа детских страхов, характеристика страх...

Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста методами арт-терапии

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем современного о...

Профилактика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста»

Коррекционно-развивающее занятие  для педагогов-психологов....