статья Использование технологии ТРИЗ
статья

статья Использование технологии ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_tehnologii_triz.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Цаплина Светлана Валерьевна

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №72» Г. Воронеж

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  технологии  ТРИЗ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ как ресурс формирования творческих способностей дошкольников

        В условиях происходящих изменений в системе современного дошкольного образования в сфере проблематики музыкального воспитания центральным ориентиром становится идея о развитии ребенка-деятеля. Ему нужно уметь самостоятельно поразмыслить, сделать вывод, то есть использовать такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д.

         Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от технологии педагогического процесса, поэтому перед музыкальным руководителем стоят следующие задачи:

- необходимо хорошо продумать и  создавать комфортные условия для            

творческого самовыражения и развития личности ребенка;

   - продумать методы и средства образовательной деятельности,  организацию собственной деятельности и деятельности ребенка;

 - использовать такие  педагогические технологии, которые дают возможность ребенку  проявить себя, развивать и доказывать свою точку зрения.

        Хочется особо подчеркнуть  преимущества  использования технологии ТРИЗ.

        Традиционный подход к обучению дошкольников, построенный на восприятии ими разнообразной информации (сообщение знаний) не может научить детей мыслить. Это становится возможным при использовании в обучении проблемных ситуаций.

        Использование ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, научить их анализировать все происходящее вокруг и ускоряет процесс развития мышления.

        Чтобы стимулировать творческую активность детей в музыкальной деятельности, я  использую передовой опыт других педагогов, различные формы, методы и приёмы данной технологии.

          Важная роль отводится игре, ведь потребность в  ней  заложена в ребенке самой природой.  Игра - эффективный способ решения проблемных ситуаций. Исходя из этого, весь материал преподносится в занимательной и игровой форме через дидактические игры.                

         Дидактические игры используются в различных видах музыкальной деятельности и способствуют развитию  личностного потенциала ребенка,

активизируют  стремление исследовать окружающий мир, развивают находчивость, сообразительность, мышление, внимание, память, используются в НОД и в самостоятельной деятельности детей.

        Рассмотрим  более подробно  некоторые дидактические игры, которые очень нравятся детям:

Игры, в основе которых используется метод морфологического анализа и построены по принципу   колец Луллия.  Например, «Узнай музыкальное произведение»,  «Узнай настроение музыкального произведения»  (в разделе «Слушание музыки») .  

В разделе «Пение» использую дидактическую игру «Узнай песню».

          В разделе «Музыкально – ритмические движения»  детям очень нравится дидактическая  игра « Станцуй также».

В разделе «Музицирование» (Исполнительское творчество) часто предлагаю детям  такие  дидактические игры, как  «Озвучь явление природы».

Дидактические игры, в основе которых лежит    метод  личностного уподобления – эмпатия. Этот  метод  часто используется   в разделах «Слушание музыки»,  «Музыкально – игровое творчество»,  помогают развивать  способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо,  дают возможность  сопереживать объекту. Например, дети с удовольствием  перевоплощаются с помощью танцевальных движений в образ подснежника (как он появляется из -  под снега, растет, тянется к солнцу); «веселого , грустного зайчика» и т.д. ….

Дидактические игры, в основе которых лежит   метод - прямая аналогия.

В разделе  «Слушание музыки» можно использовать игру «Музыкальные яблочки». В ходе этой игры ребенок  учится соотносить  музыкальные впечатления с конкретными музыкальными  образами, характером музыки.   выкладывать  яблочки с соответствующим настроением.

Необходимо особо отметить дидактическую игру « Волшебные ступеньки», в основе которой лежит метод  обучения составлению рассказа об объекте по алгоритму. С помощью данного метода у детей  активизируется  словарный запас, они  начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах  с небольшой образной подсказкой.

Большой ценностью являются дидактические игры, которые помогают развивать мышление дошкольников. Например,   «Что было – чем стало». Игра  направлена на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».

Игра «Теремок», направленная на обучение детей сравнивать объекты по различным признакам. В  качестве объектов использовались  

музыкальные инструменты,  потом  и музыкальные произведения.

 Игра «Да - Нет»  используется   на загаданное музыкальное произведение Суть ее - отгадывание объекта с помощью вопросов, сужающих поле поиска.

Таким образом, в ходе систематической работы  у детей развивается логическое мышление, умение выделять главное и второстепенное, классифицировать.  делать выводы и смело применять свои знания на практике.  Формируются такие важные качества, как наблюдательность, сообразительность, познавательная активность.

Дети получают возможность активного творческого самовыражения, что способствует достижению цели - активизации творческих способностей дошкольников. Таким образом, подводя итог всему  вышесказанному, можно сделать вывод: используя ТРИЗ,  позволяет создать условия,  в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности.  Только через открытие и познание, совместное творчество детей, педагога можно воплотить идеи и задачи ФГОС, тем самым повлиять не только на развитие и воспитание ребенка, на процесс формирования его личности, но  и  повысить качество художественно- эстетического образования в ДОУ.  

Литература

  1. Присяжная Т. В. ТРИЗ – педагогика: Развиваем мышление дошкольников. Харьков.   Издательская группа «Основа».2008.
  2. Сычева, М.А. Первые уроки музыки: учебно-методическое пособие с

          элементами ТРИЗ для музыкальных руководителей.  Ростов н/Д 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в весенний лес» математическая игра - путешествие с использованием технологии «ТРИЗ» и компьютерных технологий.

КОНСПЕКТ совместной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы с учетом интеграции образовательных областей по теме: «Путешествие в весенний лес» математическая...

Статья «Применение технологии ТРИЗ (системный оператор) в ознакомлении старших дошкольников с Античной культурой»

Аннотация: в статье раскрыто значение для успешного обучения и развития детей, применение технологии ТРИЗ. Показывается на примере темы «Античность Древней Греции» применение метода системного операто...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Статья: "Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

Статья содержит материал по проведению мастер-класса с педагогами ДОУ на тему: "Использование приёмов ТРИЗ  в работе с детьми дошкольного возраста".В статье представлен теоретический и ...

Статья на тему: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана около 50 лет учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером.  Главная идея его теории - технические решения...