статья Использование технологии ТРИЗ
статья
статья Использование технологии ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_tehnologii_triz.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Цаплина Светлана Валерьевна
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №72» Г. Воронеж
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ технологии ТРИЗ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ как ресурс формирования творческих способностей дошкольников
В условиях происходящих изменений в системе современного дошкольного образования в сфере проблематики музыкального воспитания центральным ориентиром становится идея о развитии ребенка-деятеля. Ему нужно уметь самостоятельно поразмыслить, сделать вывод, то есть использовать такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д.
Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от технологии педагогического процесса, поэтому перед музыкальным руководителем стоят следующие задачи:
- необходимо хорошо продумать и создавать комфортные условия для
творческого самовыражения и развития личности ребенка;
- продумать методы и средства образовательной деятельности, организацию собственной деятельности и деятельности ребенка;
- использовать такие педагогические технологии, которые дают возможность ребенку проявить себя, развивать и доказывать свою точку зрения.
Хочется особо подчеркнуть преимущества использования технологии ТРИЗ.
Традиционный подход к обучению дошкольников, построенный на восприятии ими разнообразной информации (сообщение знаний) не может научить детей мыслить. Это становится возможным при использовании в обучении проблемных ситуаций.
Использование ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, научить их анализировать все происходящее вокруг и ускоряет процесс развития мышления.
Чтобы стимулировать творческую активность детей в музыкальной деятельности, я использую передовой опыт других педагогов, различные формы, методы и приёмы данной технологии.
Важная роль отводится игре, ведь потребность в ней заложена в ребенке самой природой. Игра - эффективный способ решения проблемных ситуаций. Исходя из этого, весь материал преподносится в занимательной и игровой форме через дидактические игры.
Дидактические игры используются в различных видах музыкальной деятельности и способствуют развитию личностного потенциала ребенка,
активизируют стремление исследовать окружающий мир, развивают находчивость, сообразительность, мышление, внимание, память, используются в НОД и в самостоятельной деятельности детей.
Рассмотрим более подробно некоторые дидактические игры, которые очень нравятся детям:
Игры, в основе которых используется метод морфологического анализа и построены по принципу колец Луллия. Например, «Узнай музыкальное произведение», «Узнай настроение музыкального произведения» (в разделе «Слушание музыки») .
В разделе «Пение» использую дидактическую игру «Узнай песню».
В разделе «Музыкально – ритмические движения» детям очень нравится дидактическая игра « Станцуй также».
В разделе «Музицирование» (Исполнительское творчество) часто предлагаю детям такие дидактические игры, как «Озвучь явление природы».
Дидактические игры, в основе которых лежит метод личностного уподобления – эмпатия. Этот метод часто используется в разделах «Слушание музыки», «Музыкально – игровое творчество», помогают развивать способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, дают возможность сопереживать объекту. Например, дети с удовольствием перевоплощаются с помощью танцевальных движений в образ подснежника (как он появляется из - под снега, растет, тянется к солнцу); «веселого , грустного зайчика» и т.д. ….
Дидактические игры, в основе которых лежит метод - прямая аналогия.
В разделе «Слушание музыки» можно использовать игру «Музыкальные яблочки». В ходе этой игры ребенок учится соотносить музыкальные впечатления с конкретными музыкальными образами, характером музыки. выкладывать яблочки с соответствующим настроением.
Необходимо особо отметить дидактическую игру « Волшебные ступеньки», в основе которой лежит метод обучения составлению рассказа об объекте по алгоритму. С помощью данного метода у детей активизируется словарный запас, они начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах с небольшой образной подсказкой.
Большой ценностью являются дидактические игры, которые помогают развивать мышление дошкольников. Например, «Что было – чем стало». Игра направлена на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».
Игра «Теремок», направленная на обучение детей сравнивать объекты по различным признакам. В качестве объектов использовались
музыкальные инструменты, потом и музыкальные произведения.
Игра «Да - Нет» используется на загаданное музыкальное произведение Суть ее - отгадывание объекта с помощью вопросов, сужающих поле поиска.
Таким образом, в ходе систематической работы у детей развивается логическое мышление, умение выделять главное и второстепенное, классифицировать. делать выводы и смело применять свои знания на практике. Формируются такие важные качества, как наблюдательность, сообразительность, познавательная активность.
Дети получают возможность активного творческого самовыражения, что способствует достижению цели - активизации творческих способностей дошкольников. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: используя ТРИЗ, позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности. Только через открытие и познание, совместное творчество детей, педагога можно воплотить идеи и задачи ФГОС, тем самым повлиять не только на развитие и воспитание ребенка, на процесс формирования его личности, но и повысить качество художественно- эстетического образования в ДОУ.
Литература
- Присяжная Т. В. ТРИЗ – педагогика: Развиваем мышление дошкольников. Харьков. Издательская группа «Основа».2008.
- Сычева, М.А. Первые уроки музыки: учебно-методическое пособие с
элементами ТРИЗ для музыкальных руководителей. Ростов н/Д 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в весенний лес» математическая игра - путешествие с использованием технологии «ТРИЗ» и компьютерных технологий.
КОНСПЕКТ совместной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы с учетом интеграции образовательных областей по теме: «Путешествие в весенний лес» математическая...
Статья «Применение технологии ТРИЗ (системный оператор) в ознакомлении старших дошкольников с Античной культурой»
Аннотация: в статье раскрыто значение для успешного обучения и развития детей, применение технологии ТРИЗ. Показывается на примере темы «Античность Древней Греции» применение метода системного операто...
План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...
Статья: "Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"
Статья содержит материал по проведению мастер-класса с педагогами ДОУ на тему: "Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста".В статье представлен теоретический и ...
Статья на тему: «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана около 50 лет учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории - технические решения...
Методическая статья: Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников через дидактические игры
https://педпроект.рф/мартыновская-л-в-публикация-2/...