Эмоциональный интеллект, надо ли развивать?
консультация

Благих Алина Витальевна

 

Средства массовой информации пестрят заголовками о развитии эмоционального интеллекта детей, где за некую сумму создатели объявления готовы помочь нашим детям стать «вундеркиндами» в области эмоциональной сферы. Что такое эмоциональный интеллект, надо ли его специально развивать и что, в конце концов, сам родитель может сделать, чтобы не обделить свое чадо, попробуем разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emo_intellekt_1.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональный интеллект, надо ли развивать?

Психолог: Благих А.В.

Средства массовой информации пестрят заголовками о развитии эмоционального интеллекта детей, где за некую сумму создатели объявления готовы помочь нашим детям стать «вундеркиндами» в области эмоциональной сферы. Что такое эмоциональный интеллект, надо ли его специально развивать и что, в конце концов, сам родитель может сделать, чтобы не обделить свое чадо, попробуем разобраться.

Если проанализировать и обобщить данные специальной литературы по данной теме, то мы увидим, что  эмоциональный интеллект – это комплексная способность использовать эмоции как информацию о конкретной ситуации, эффективно действовать на основе своих знаний [1, 2, 3].

 Эмоции маленького ребенка интенсивны, но в тоже время, изменчивы, так как высока переключаемость внимания в силу возрастных особенностей. Тем не менее, дети начинают контролировать свои эмоциональные выражения в дошкольном возрасте, могут критиковать себя, оценивать поведение, сожалеть о неправильных действиях, злиться на себя. У здорового дошкольника преобладает веселое настроение, постепенно отступает страх перед неизвестным, для него постепенно приобретают большее значение социальные ценности (любовь, ненависть, сочувствие, антипатия).

Развитие эмоционального интеллекта  у дошкольников часто игнорируется, ввиду того, что, якобы он формируется автоматически с взрослением маленького человека, но не всегда этот процесс проходит так легко на самом деле. Здесь влияет и врожденный тип темперамента ребенка (флегматикам, например тяжелее переосмысливать свои эмоции и давать адекватную обратную связь), тип воспитания в семье (при авторитарном стиле воспитания вообще не приветствуется выражение чувств ребенком) и другие факторы. А ведь если малыш научится адекватно реагировать на ситуации, ощущать чувства других, это поможет ему в построении эффективной коммуникации.

Однако, как показывает практика, дошкольникам трудно говорить об абстрактных чувствах, в силу преобладания наглядно-образного мышления. Помочь в этом может сказкотерапия, в частности тренировка поведения в конкретных ситуациях, анималотерапия, песочная терапия.

Каковы же целевые ориентиры в развитии эмоционального интеллекта, если говорить о дальней перспективе? Показатели развитости эмоционального интеллекта для взрослого, в идеале [3]:

  • Хорошая ориентация в собственных эмоциях, возможность понимать свои чувства и эмоциональные реакции.
  • Управление эмоциями. Способность принимать чувства по мере их возникновения, излишне не обременяться ними, поддерживать сбалансированное настроение. Управление эмоциями предполагает способность принимать неприятные стимулы, при необходимости, откладывать удовлетворение.
  • Способность использовать эмоциональные знания в контакте с людьми, устанавливать, поддерживать межличностные отношения. Это аспект социального поведения, необходимым условием которого является эмпатия, т.е. чувствительность к эмоциям других людей, их понимание, сопереживание. Он обусловлен способностью адекватной ориентации в собственных чувствах. Человек, не знающий себя, неспособен понять чувства другого.

Начинать учить этому надо с раннего детства на своем и примере и называя ребенку свои чувства: «Я злюсь, потому что…», «я расстроена, ведь…», «я устал….», «мне стыдно…» и так далее. Начиная примерно с двухлетнего возраста малыша, можно использовать с ребенком такие фразы, обозначающие его эмоции, как « я понимаю, что ты злишься…», «мне тоже стыдно и неприятно…», «это обидно, когда…» и другие. Ребенок при таком подходе быстро научится считывать эмоции сначала родителей, затем и окружающих людей.

На формирование эмоционального интеллекта у дошкольников существенно влияет раннее детство. Чувствительная мать дает ребенку необходимую обратную связь, реакции взрослых – ответ на его поведение. Родители служат зеркалом для ребенка, своеобразным образцом значения различных эмоций. Благодаря контакту с родителями малыш учится различать разные эмоциональные выражения, понимать их смысл (например, что означает, когда мама печальна, сердита). Этот опыт позже применяется в общении с другими людьми [2].

Если родители игнорируют ребенка (иногда хуже открытого конфликта, который хотя бы можно конструктивно решить), реагируют на чадо отрицательно, раздражительно, дети подсознательно считывают это как угрозу, выражение безразличия или другого негативного отношения, хотя это не обязательно так, в итоге нарушается привязанность и часто недоверие проецируется на мир в целом (Л. Петрановская). В итоге, развитое недоверие отражается не только страхом, но и меньшим вниманием к другим. Причина заключается в том, что каждый человек ищет в других эмоции, которые испытывает сам.

             Благодаря развитому эмоциональному интеллекту дети смогут контролировать многие социальные навыки. Отсутствие умения контролировать эмоции можно сравнить с состоянием, при котором человек не знает, что с ним происходит, испытывает страх. Это проявляется гневом, яростью и т.д. Родители, воспитатели, психологи детских садов должны подготовить детей к таким моментам. Лучший способ это сделать – через игру и личный пример.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональный интеллект

материал на ширму для родителей...

Эмоциональный интеллект. Компетенции эмоционального интеллекта

В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ)...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Эмоциональные сказки: "Надо учиться восхищаться". "Восторг".

Беседы с детьми о чувствах и эмоциях. Е.А.Алябьева...

Эмоциональный интеллект у дошкольников.Как воспитателям и родителям развивать эмоциональность у детей дошкольного

Эмоциональный интеллект ‑ это способность точно воспринимать эмоции, оценивать и выражать их, применять знания об эмоциональной сфере человека, умение регулировать эмоции с целью продвижения эмоционал...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...

Понятие эмоциональный интеллект, позитивный интеллект

В наши дни понятие "эмоциональный интеллект" (Emotional Intelligence) трактуется по-разному. Существуют более и менее популярные теории эмоционального интеллекта, описывающие структуру эмоци...