Консультация для родителей "Семейное чтение"
консультация (подготовительная группа)

Виноградова Наталья Николаевна

консультация содержит материал о полезности и згачимомти семейного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_semeynoe_chtenie.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи

«Чтение – это окошко,

                                                                 через котороедети видят

мир и познают себя».

В.А.Сухомлинский.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье, благодаря устным рассказам, чтению вслух. Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка.     Книга служит  не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.

Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало "немодно". И эта проблема, проблема нечитающей молодёжи (подростки,  молодые родители)  не просто актуальна, она архиактуальна. Средства массовой информации вытеснили или почти вытеснили такую традиционную форму общения старших и младших в семье как семейное чтение.  Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время "чудесам техники" мы  задаём себе вопрос: "Что делать? Как побудить читать подростков?" Но чтобы побудить ребёнка к чтению прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь  к книге.  Как это сделать?  Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить  молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, любовь к чтению книг.  Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли  он будет читающим подростком, любящим книгу.  

Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, значит,  они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам?  Прежде чем ответить  на этот вопрос, хочу вспомнить  замечательные строчки из поэмы «Читающая мама»:

Может быть, у тебя и много богатств,

Скрытых в ящиках и сундуках,

Но богаче меня ты никогда не станешь,

Ибо у меня - читающая мама.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших.  Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление  свое от чтения,  хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.

Я думаю,  вот эта традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.

Домашнее чтение (семейное чтение) - источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.

        Почти в каждой семье, что очень приятно, есть домашняя библиотека, объем которой колеблется от нескольких книг до десятков.

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих молодых родителей. Получить ответ на этот вопрос, понять гуманистическую ценность литературного искусства, его особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека главная задача образовательного учреждения.

Одна из задач педагогов ДОУ - помощь семье в литературном развитии ребенка, в  формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. В чем конкретно проявляется педагогическая  организация по проблеме семейного чтения?

Педагоги должны  информировать   родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы.

Информация может бытьпредоставлена в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей целесообразно помещать советы и пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими например, рубриками:

- «сказка в жизни ребенка»

- «как и когда рассказывать сказки»

- «о чем и как беседоватьс детьми после чтения книги»

- «личная библиотека вашего ребенка»

Здесь же может быть представлена постоянная рубрика «Новинка детской литературы» с информацией о новых книгах, с краткой аннотацией к ним.

Целесообразно проводить открытые занятия для родителей воспитанников по литературным произведениям. Очень  полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы.

Особая роль принадлежит родительскому собранию – наиболее емкой форме педагогического просвещения родителей.    Здесь они имеют возможность получить необходимую информацию, обсудить наиболее важные вопросы детского чтения, поделиться собственным опытом чтения книг в семье: показать рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного, записи детских рассказов о книгах и литературных персонажах.

Такие собрания требуют от педагогов тщательной подготовки, точного выбора темы в соответствии с задачами воспитания и особенностями литературного развития детей, с интересами родителей.

Воспитатель должен проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями  на конкретные важные для той или иной семьи темы (как привлечь  ребенка к слушанию книг, какие литературные места города можно показать детям в выходные дни, как использовать книгу для развития связной речи).

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его. Но ведь ребенок не умеет читать и воспринимает книжку только от взрослого – педагога, матери, отца. От того, как ему прочитают книгу, зависит её влияние на ребенка. Даже хорошая, занимательная книжка может не вызывать у ребенка никаких эмоций, пройти мимо него бесследно, если родитель не вложил в свое чтение или рассказывание чувств, живого интереса к книге, если ему самому безразличны и бесхитростная судьба героя, и её сюжет, образы, язык. Активное участие родителей позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни. А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.

Сегодня семейное чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Одним из ориентиров ребенка должен стать интерес к книге.

Опыт работы с детьми в детском саду предлагает использовать в работе по формированию интереса к книге:

- простое чтение воспитателя в кругу детей;

- недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

- вечера чтения;

- выставки книг или организацию книжного уголка;

- семейные вечера чтения;

- организацию викторин: «Какие я знаю сказки? », «Каких детских писателей (сказочников) я знаю? »;

- конкурсы рассказчиков;

- праздники: « Праздник любимой книги », «День рождения… » (любимого героя книги);

- оформление информационных стендов: ""Круг чтения Вашего ребенка", "Читаем дома", "Книга на выходные";

- сотрудничество с сельской детской библиотекой

После чтения книг у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших непонятное им слово, выражение, событие, явление имеющее место в книге.

В. А. Сухомлинский сказал: - «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей , зависит от каждого  родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти».

Читайте с удовольствием!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чтение без принуждения"

Консультация для родителей.Чтение без принужденияУважаемые родители! Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телеви...

Консультация для родителей «Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте»

Возвращаясь из детского сада или школы, занимаясь домашними делами, родители имеют большие возможности для того, чтобы подготовить ребёнка к встрече с новой книгой или побеседовать об уже прочи...

Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"

Рекомендации  по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере  «железнодорожные профессии»...

Консультация для родителей "Чтение - вот лучшее учение!".

Оказывается, совместное чтение вслух само по себе может заменить специальные занятия по подготовке к школе. Главное, о чем нужно позаботиться родителям, - это правильно организовать процесс. В этом им...

Консультация для родителей «Чтение в жизни ребенка»

Вот уже больше десяти лет и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то с...

Консультация для родителей Чтение книг 2-3 лет

Что и как нужно читать детям 2-3 лет...

Консультация для родителей «Чтение с увлечением или как продолжить формирование осознанного чтения летом»

Для того, чтобы сделать процесс знакомства дошкольников с буквами, а затем и обучить осознанному чтению наиболее продуктивным, этот процесс должен стать интересным для ребенка. Как сделать его таким? ...