Статья "Информационно-демонстрационный стенд к празднику как средство эффективного взаимодействия воспитателя, детей и родителей в процессе совместной деятельности над проектом"
статья

Михайлова Валерия Алексеевна

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [1] подчеркивается уникальность и самоценность периода дошкольного детства «как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду [ФГОС ДО, п.1.2.]. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikhaylova_v.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Михайлова Валерия

Информационно-демонстрационный стенд к празднику как средство эффективного взаимодействия воспитателя, детей и родителей в процессе совместной деятельности над проектом

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [1] подчеркивается уникальность и самоценность периода дошкольного детства «как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду [ФГОС ДО, п.1.2.]. Отсюда большую важность приобретает работа по взаимодействию с родителями. Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из приоритетных задач, стоящих сегодня перед коллективами дошкольных образовательных организаций.

В соответствии с ФГОС ДО п.3.2.5. взаимодействие с родителями (законными представителями) является одним из главных условий, необходимых для создания социальной ситуации развития ребенка, построения его индивидуальной образовательной траектории. Работа по взаимодействию с родителями позволяет глубже осмыслить целевые ориентиры периода дошкольного детства; благотворно влияет на ценностные установки родителей, воспитывает толерантную культуру взаимоотношений педагогов и родителей.

Для того, чтобы современное семейное воспитание было эффективным, полноценным необходимо повышать педагогическую культуру семьи, воспитывать супругов как родителей.

С.А. Козлова [3] полагает, что для повышения педагогической культуры родителей необходимо осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей.

В толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой [5] просвещение определяется как знания, образованность, их распространенность. Просвещение происходит от слова просветить, т.е. передать кому – нибудь знания, распространить знания, культуру. Человек просвещенный трактуется как человек образованный, с высоким уровнем развития, культуры.

М.Е. Верховкина, А.Н. Атарова [6], анализируя содержание ФГОС ДО, также указывают на то, что одним из направлений взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей является просвещение и обучение родителей.

Вышеуказанные авторы полагают, что основными формами взаимодействия с родителями по данному направлению являются: семинары-практикумы, мастер-классы (по запросу родителей, по выявленной проблеме); приглашение специалистов; сайт организации и рекомендация других ресурсов сети Интернет; творческие задания; тренинги; семинары; подготовка и организация музейных экспозиций в учреждении.

Для нашего исследования наибольший интерес представляют наглядно-информационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Данные формы взаимодействия решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя. К данной форме взаимодействия с родителями относятся информационно-ознакомительные и информационно-просветительские формы. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию тематических выставок, информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки.

Принципиально новой информационно-просветительской формой взаимодействия педагога с родителями является информационно-демонстрационный стенд к празднику по проекту для всех участников образовательного процесса.

В методической литературе не представлена характеристика и описание данного стенда, но создать представление о нем нам помогает прочтение критериев оценки конкурсного задания «Оформление информационно-демонстрационного стенда к празднику для всех участников образовательного процесса» в соответствии с которыми оценивалось выполнение задания участниками регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Санкт-Петербурге 28 -30 ноября 2018 года по компетенции «Дошкольное воспитание». Вместе с тем в методической литературе не описан процесс подготовки и создания подобного рода стендов. Таким образом, актуальным для нашего исследования является рассмотрение вопроса разработки и создания информационно-демонстрационного стенда к празднику для всех участников образовательного процесса, который бы выступил действенным средством просвещения родителей обучающихся в образовательном процессе ДОУ.

Работа над информационно-демонстрационным стендом к празднику это сотрудничество педагога, детей, родителей, в процессе которого происходит взаимообогащение детей и взрослых знаниями из различных областей действительности, идеями, действиями, ценностями, смыслами. Создание стенда можно сравнить с интересным путешествием, которое приводит детей и взрослых не только к накоплению новых знаний о празднике, но и к развитию способности совершать новые действия. Дети приобретают опыт конструктивного взаимодействия, учатся слушать и слышать другого, высказывать свою точку зрения. Материалы для родителей, размещенные на стенде, касающиеся совместной деятельности с детьми, а также творческие работы детей, позволяют осознать родителям, что их ребенок может стать интересным партнером для совместной деятельности.

Изучив учебно-методические пособия С.И. Смирнова [7] и С.А. Соловьева [8], нами было выделено три основных аспекта, которые влияют на эстетику оформления стенда: шрифт, цвет, композиция.

Текстовые надписи должны быть предельно краткими, выразительными, с логичной разбивкой фраз. Шрифт должен быть четким, ясным, простым и удобочитаемым. Наиболее четкими являются шрифты из прямых линий и острых углов. Важным условием восприятия надписей и цифр с большого расстояния являются цвет знака и его контрастные соотношения с цветом фона. Наиболее заметны знаки в том случае, когда они контрастны с фоном не только по цвету, но и по светлоте. Например, черные буквы на светло-желтом фоне, темно-красные на светло-сером или белом фоне и обратное соотношение дают очень хороший эффект. Синий цвет в сочетании с белым или серым применяется для знаков и надписей чисто информационного характера. В данном случае важен учет физиологических моментов восприятия его зрителем.

Восприятие информации (текста, цифр), расположенной у краев листа, требует значительно большего усилия, чем прочтение информации, расположенной ближе к центру. Поэтому края по всему его периметру должны являться зоной для оформления художественных средств оформления. Текст следует располагать так, чтобы сразу несколько зрителей могли прочесть его, не мешая друг другу. В работе над оформлением стенда не следует использовать множество различных шрифтовых гарнитур. В шрифтовой композиции желательно использовать не более двух шрифтов сразу, при этом шрифты должны быть близки по стилю. Цветовое решение шрифтовой композиции также должно быть продуманным, строгим — не более двух-трех цветов.

Н.П. Никитина [4] рекомендует при цветовом оформлении стенда помнить, что цвет оказывает на человека определенное эмоциональное воздействие. Он может утомлять, возбуждать, влиять на работоспособность, изменять зрительное восприятие объема и формы изображаемых предметов. Поэтому, художественно оформляя стенд, важно правильно использовать цвет с учетом его психофизиологического эффекта. Цветовое решение стенда зависит от характера его содержания и должно гармонировать с цветовой гаммой интерьера, в котором он расположен. Для создания выразительного образа рекомендуется применять ограниченное количество цветов (не более двух – трех). Большое количество цветов создает излишнюю пестроту, усложняет восприятие смысла информации. Цвет используется и как средство выделения самого главного, основного в композиции. Достигается это путем сопоставления контрастных цветов или оттенков. Определить контрастные цвета позволяет так называемый цветовой круг. В этом круге цвета расположены в таком же порядке, как в цветовом спектре: вишнево-красный, красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, зелено-голубой, голубой, сине-голубой, синий, сине-фиолетовый. Если брать два цвета, расположенные в круге, друг напротив друга (через центр), то они и составляют пару взаимодополняющих контрастных цветов. Все цвета находятся в определенной взаимозависимости. Один и тот же цвет в окружении различных цветов выглядит по-разному.

М.В. Глазова и В.С. Денисов [2] выделяют два вида композиционного решения стенда с наглядным материалом. Композиция может быть симметричной или асимметричной. Симметричная композиция, где левая часть стенда повторяет правую, статична и сейчас редко применяется. Чаще всего используется асимметричная композиция. Она смотрится с большим интересом, естественно и непринужденно. Но при асимметричной композиции всегда должно быть соблюдено зрительное равновесие.

Основные варианты асимметричных композиций:

  • свободное расположение материала на плоскости. Фотографии, иллюстрации и текстовой материал сгруппированы в любом месте стенда;
  • расположение материала в шахматном порядке - чередование цветовых и печатных плоскостей;
  • расположение наглядного материала горизонтальными или вертикальными рядами, их чередование с рядами цветных полос.

Информационно-демонстрационный стенд – одна из форм взаимодействия воспитателя, детей и родителей. Материалом и информацией для стенда может служить разработанный воспитателем проект на любую тему предстоящего праздника: Новый Год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и др. (Примерные темы праздников отражаются в образовательных программах)

В чём же заключается работа с родителями? Педагоги дают домашние задания по теме проекта, как детям, так и родителям, например, разучить стихотворение с ребенком, смастерить поделку и тд. Тем самым работая на успех и развитие ребенка. Отсюда возникает вопрос, что и как  размещать на информационно-демонстрационном стенде.

В первую очередь надо дать стенду название, оно не должно быть слишком длинным. Потом размещаем непосредственно информацию для просвещения родителей и педагогов. Для родителей следует отобрать интересную по теме информацию и не большую. Посередине стенда размещается интерактивная игра для детей, соответствующая их возрасту и тематике стенда. Далее надо оставить место для работ детей. Следует отобрать лучшие поделки. Можно поместить фото детей, на которых они делали эти поделки или другие. Также важной частью этого стенда для родителей является рефлексия. Родители воспитанников должны дать понять понравился ли им проект и стенд в целом.

Получается, что стенд становится зримым отражением проекта. Информация на нём должна быть грамотно размещена, а самое главное-креативно. Тем самым побудить родителей к ознакомлению с информацией, размещенной на нём.

Исходя из этого, можно сказать, что информационно-демонстрационный стенд работает на цель и результаты проекта. 

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки. - Москва : Творческий Центр Сфера, 2015 [т.е. 2014]. - 96 с.
  2. Глазова М.В. Изобразительное искусство. Алгоритм композиции: учебное пособие / В.С. Денисов, М.В. Глазова. – М.: Когито-Центр, 2012. – 220 с.
  3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. учреждения сред. проф. образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 432 с.
  4. Никитина Н.П. Цветоведение. Колористика в композиции: учебное пособие. –Екатеринбург.: Уральский федеральный университет, 2015. – 134 c
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 с.
  6. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах: инструктивно-методическое издание / ред. М.Е. Верховкина А.Н. Атарова. – СПб.: КАРО, 2015. – 112 c.
  7. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. – М.: Плакат, 1981. – 144 с.
  8. Соловьев С.А. Декоративное оформление: [Учеб. пособие для пед. уч-щ по спец. № 2003 "Преподавание черчения и изобразит. искусства"]. – М.: Просвещение, 1987. – 142 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе совместной деятельности.

Формирование равноправных взаимоотношений детей и взрослых как основа развития современного детского сада. Развитие сотрудничества дошкольников со сверстниками, педагогами, родителями в процессе...

«Педагогический тренинг для родителей дошкольников, как средство эффективного взаимодействия педагогов ДОУ и родителей»

Цель тренинга:-создание дружественной, творческой, рабочей атмосферы;-настрой на позитивный контакт между воспитателем и родителями воспитанников.Количество участников: 6—12 человек....

Организация совместной деятельности воспитателей, детей и родителей по театрально-игровой деятельности с детьми младшего возраста (из опыта работы)

Организация совместной деятельности воспитателей, детей и родителей по театрально-игровой деятельности с детьми младшего возраста (из опыта работы)...

Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем в процессе образовательной деятельности

В настоящее время, когда одним из требований является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных лично...

Консультация. Взаимодействие детей и родителей в процессе творческой деятельности.

Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс,преемственность детского сада и семьи....

Краткосрочный проект взаимодействия воспитателя, детей и родителей на тему "Я и моя семья"

Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект: творческое взаимодействие родителей и педагогов, ориентированное на личностное развитие детей....