Методическая копилка- Консультации
консультация

Кузьминова Дарья Валерьевна

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Характеристика игр-головоломок для детей дошкольного возраста».

                                                                        подготовила:  Кузьминова Д.В.

В деятельности детей дошкольного возраста находят применение упрощённые варианты самых разнообразных игр-головоломок.

Многообразие этих игр, с одной стороны, даёт основание для их классификации, но, с другой стороны, довольно трудно найти единый признак классификации столь разнообразного материала. В зависимости от характера игрового материала и поставленных задач, направленности на развитие тех или иных умений, игры-головоломки для детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько основных групп.

1. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач.

  • Игры на составление объёмных фигур из кубиков («Куб-хамелеон», «Уголки», «Кубики для всех» и др.) способствуют развитию пространственных представлений, образного мышления, способности комбинировать, конструировать, сочетать цвета и др.
  • Игры «шнурковые», целью которых является:

— составление с помощью верёвочного кольца разнообразных фигур и композиций; завязывание (различными способами) и развязывание узлов; схематическое изображение предметов с помощью верёвочного кольца, доски с колышками и карты-схемы;

— «освобождение» фигуры от продёрнутого в отверстия шнурка, не развязывая его. «Шнурковые» игры способствуют развитию творческого и логического мышления, действия замещения, схематизации, моделирования, умения ориентироваться в пространстве, пространственного воображения, памяти, мелкой моторики и др.

  • Эти же задачи помогают решать и простейшие «проволочные» игры, в ходе которых необходимо разъединить части фигуры или снять какую-то часть, не разгибая фигуру и не изменяя её форму.

2. Головоломки, направленные на решение геометрических задач.

  • Игры с палочками (спичками, полосками) − задачи на смекалку геометрического характера, в ходе решения которых можно изменять количество фигур, преобразовывать одни фигуры в другие, переплетать части (полоски) таким образом, чтобы собранный рисунок не рассыпался. Подобные игры способствуют развитию пространственных представлений, закреплению знаний о свойствах и отличительных признаках геометрических фигур, требуют проявления конструктивных способностей и др.
  • Игры («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамимо» и др.) на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Наборы представляют собой части разрезанной определённым образом фигуры: квадрат, прямоугольник, круг, овал.

Подобные игры способствуют развитию геометрического воображения, пространственных представлений, сенсорных умений, аналитического восприятия и др.

  • Лабиринты (графические и механические), динамично меняющие конфигурацию пути, представленного переплетением 3—4 ходов. Играющему необходимо разгадать геометрическую сеть ходов. Усложнение в лабиринтах происходит в направлении увеличения количества тупиков, разветвлений. Игры рекомендуются для развития у детей пространственных представлений, ловкости, настойчивости, логического мышления, умения сосредотачиваться и др.

3. Игры комбинаторного характера − стратегические.

Шашки и шахматы. Игры шахматно-шашечного типа, основанные на игровых принципах классической игры в шашки: «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Квартет», «Леопарды и зайцы», «Мельница», «Турецкие шашки» и др. В эти игры играют два игрока на доске, расчерченной на клетки, имея по равному количеству фигур и одинаковые шансы на выигрыш в начале игры.

Подобные игры способствуют развитию комбинаторных способностей, образного и логического мышления, способности к самостоятельному поиску решения задачи, настойчивости в стремлении одержать победу в очередной партии и др.

  • Игры с целью упорядочивания по признаку (восстановления картинки) путём передвижения частей по игровому полю за счёт использования пустой клетки («Игра-головоломка по 4», «Составь слоника», «15» и др.). Игры такого типа используются с целью развития логического мышления, сообразительности, памяти, комбинаторных способностей, смекалки и находчивости, умения планировать и запоминать 2—3 игровых хода и др.

4. Большую группу составляют головоломки с буквами и словами (кроссворды, ребусы, метаграммы и др.) − графические или словесные игры на упражнение внимания, памяти, фонематического слуха, мышления и др.

5. В практике работы с детьми дошкольного возраста широко используются разнообразные «головоломные» задачи, связанные с рассматриванием картинок: «Картинки в картинке» (на картинке, исполненной, обычно, контурным рисунком, нужно найти зашифрованные линиями изображения предметов); «Перепутаницы» (отгадать, сколько на картинке нелепостей); «Омонимы в рисунках» (найти на картинке изображения предметов, названия которых являются словами-омонимами) и др.

В некоторой степени головоломками можно считать обширную группу игрушек, построенных на законах физики и химии, изготовленных с применением устройств для получения различных эффектов (двигательных, шумовых, световых и др.).

Это разнообразные игрушки, построенные на основе упругости воздуха (пневматическое игрушечное оружие, надувные и прыгающие игрушки и др.); законов гидроаэромеханики (водоплавающие игрушки), оптики (теневые театры, калейдоскопы), химии (кукла в бумажном платье, которое окрашивается в разный цвет в зависимости от влажности воздуха, наборы фокусов и др.); на действии магнита и др.

Парадоксальность или необычность получаемых игровых эффектов вызывает у ребёнка живую заинтересованность, пробуждает мыслительную активность, ставя перед ним ряд вопросов для разрешения непонятных явлений.

Детям приходится долго «ломать голову», чтобы постичь тайну игрушки. Им недостаточно видеть, что делает игрушка, пытливый ум ребёнка стремится понять, как она это делает. Через игру с такими игрушками дети узнают что-то новое, необычное, даже выходящее за рамки образовательной программы.

Качественные характеристики головоломок выступают как существенные при определении возрастной адресованности данных игрушек.

По степени готовности − это:

— всегда готовые игрушки − для детей младшего дошкольного возраста;

— готовые и сборно-разборные изделия − для детей старшего дошкольного возраста.

С точки зрения размера, для младших дошкольников рекомендуются игрушки-головоломки мелкие и среднего размера. Для детей старшего дошкольного возраста величина этих игрушек должна быть соразмерна руке ребёнка (мелкие игрушки) или его росту. Крупные игрушки-головоломки с соответствующим содержанием могут стать объектом коллективных игр детей.

Функциональные (динамические) свойства игрушек определяются заложенной в них задачей и реализуются преимущественно за счёт механических и пневматических устройств − в головоломках для детей младшего дошкольного возраста; за счёт применения разнообразных устройств (механических, пневматических, гидравлических, электронных, микропроцессорных и др.) − в игрушках-головоломках для детей старшего дошкольного возраста.

Для изготовления игрушек данного вида используется разнообразное сырьё: пенокартон, бумага, проволока, ткань, шнур, дерево, пластмасса, картон, оргалит и др.

В образном отношении игрушки-головоломки конструктивны, условны. Головоломки рекомендуются для игр детей, начиная с пятого года жизни.

Н. Жолнерович



Предварительный просмотр:

                                   

Консультация на тему:

«Использование сюжетно-ролевых игр в развитии словаря у детей

с общим недоразвитием речи»

Подготовила:

воспитатель Кузьминова Д.В.

                      I раздел   Справочно-информационный блок

1.Тема опыта:  Использование сюжетно-ролевых игр в развитии словаря у детей с общим недоразвитием речи.

 

2.Автор опыта: Ильина Анастасия Евгеньевна

3.Должность автора: Инструктор по физической культуре

4.Место функционирования:  МАДОУ МО «Центр-Детский сад №199»

                                          Г.Краснодар.

5.Материалы,  иллюстрирующие опыт:  опыт представлен описанием

                                                               

                                             

                                               Здесь горка, там мостик, там будет гараж…

                                                 А архитектор – ребёнок Ваш!

                                                 Но вот ему мало с Вами играть –

                                                 Друзей среди сверстников пора выбирать.

                                                Помочь ему в этом готов детский сад,

                                                Где есть педагоги и много ребят.

                                                                                   О.В. Гетман (воспитатель)      

                                                                 

                                               

II раздел Технологические сведения об опыте

1. Актуальность опыта.                             

    В настоящее время отмечается неуклонный рост числа дошкольников с  речевыми проблемами. Работая с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи, я заметила, что дети не умеют сравнивать, классифицировать, обобщать группы предметов, отмечается ограниченность словарного запаса, выраженная затруднениями в названии многих предметов, признаков, действий. Анализ и наблюдения показали, что появление детей со схожими проблемами  в течение длительного периода времени всё больше и больше. В 2012-2013 учебном году  таких детей было в группе  75%, в 2014-2015 учебном году 90%.  Больше всего страдает культура общения и активный  словарь. Требования ФГОС дошкольного образования соотносятся с темой моего опыта, где речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение словаря. Содержание образовательной области речевое развитие зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и может реализовываться в различных видах деятельности,  и даже такой, как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Являясь ведущей деятельностью ребёнка, игра повышает мотивацию детей к общению и в наибольшей степени способствует формированию и обогащению активного словаря.

2. Педагогические задачи, решаемые в опыте.

     В связи с актуальностью мной были поставлены и эффективно решались следующие задачи:                                                  

  1. Формировать и обогащать словарный запас, посредством включения детей в сюжетно – ролевую игру.
  2. Создать необходимые условия для совместной и индивидуальной игровой деятельности.
  3. Находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывая его склонности и интересы.
  4. Повышать мотивацию детей к сотрудничеству и общению.

3. Совокупность педагогических средств, используемых в опыте.

    Ряд сюжетно-ролевых игр, представленных в опыте, направленных на обогащение активного словаря у детей с ОНР:

  • «Магазин», его разновидности и современный вариант «Супермаркет»
  • «Ателье»
  • «Парикмахерская»
  • «Поликлиника (или больница)».

     В каждой игре имеется свой, специфический, набор игровых атрибутов, и естественно свои роли. Следовательно, это влечёт за собой своеобразный словарь (существительных (названия продуктов, инструментов и т.д.), признаков и действий), которым должны овладеть дети, дабы успешно организовать игру. Манипулируя с предметами, взаимодействуя в паре, распределяя роли в мини-группе и проигрывая их, дети так или иначе многократно произносят различные слова, фразы, действия, что способствует закреплению их в речи, т.е. введению в активный словарь, а, следовательно, его обогащению. Сама же сюжетно – ролевая игра, подразумевает  взаимодействие 2-х и более человек, т.е. объединяет детей и даёт возможность закреплять трудовые функции.  

4. Технология опыта.

    Как известно, у детей с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей отмечается ограниченность словарного запаса. При этом понимание речи окружающих приближено к нормальным показателям, тогда как собственная речь представлена определённым кругом слов. По данным Н.В. Серебряковой, шестилетние дети с ОНР не знают наименований ягод, овощей, фруктов, многих продуктов, инструментов, профессий, частей тела, предмета и др. Для детей составляет трудность употребление многих слов, среди них: перец, валенки, продавец, парикмахер, расчёска, щипцы, парикмахер и др. Значительные затруднения вызывают употребление прилагательных, глаголов. В словаре детей с ОНР преобладают слова бытовой тематики.  Для них характерна неточность употребления слов, неправильное их использование, замены близких по значению. Зная, что игровая деятельность наиболее близка и понятна детям, а сюжеты ролевых игр, которые я определила для своей работы с детьми, чаще всего имеют практическое применение в их жизни (с родителями посещают магазины, поликлинику, парикмахерскую), значит, именно включение и проигрывание детьми ролей, связанных с конкретным сюжетом будет способствовать развитию и обогащению их словаря. Дети с ОНР требуют значительно большего участия в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они не устойчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес у них так же не устойчив.

    По выявлению игровых предпочтений детей, я выбрала способ незаметного наблюдения во время игры. Анализ полученной информации позволил целесообразно выстроить систему работы, направленную на развитие игровой деятельности и формирование словаря детей.

     Работу начала с определения ряда сюжетно-ролевых игр  которые хорошо сочетаются с тематическим планированием лексических тем . Далее к каждой игре был подобран игровой материал – это специально изготовленные, купленные атрибуты, муляжи, игрушки и игровые предметы. 

     Сюжетно – ролевые игры не могут осуществляться без взаимодействия партнёров по игре (продавец – покупатель, врач – пациент и т.д.), а, следовательно, необходим богатый словарный запас и умение вести диалог.        А у детей с ОНР оба эти показателя страдают. Первоначальный словарь необходимых для игр слов дети получают на фронтальных занятиях воспитателя и учителя – логопеда, который изучается на протяжении всей лексической недели и в течение всего дня . Причём, каждой сюжетно – ролевой игре присущ свой словарь инструментов или предметов (существительные), словарь действий (глаголы) или словарь обследования тканей (прилагательные), для игры «Ателье»),  разработанный в сотрудничестве с учителем-логопедом нашей группы .

    Обучение детей разыгрыванию сюжетов ролевых игр я осуществляю             в 3 этапа:

1 этап.  Взаимодействие с предметами (организация дидактических игр и упражнений), подготовка необходимых атрибутов, посильное участие в их изготовлении, а в процессе всей этой деятельности закрепление и расширение словаря детей (названия атрибутов деятельности), т.е. активное использование их в речи.

2 этап. Распределение ролей и закрепление действий каждого игрока, т.е. формирование глагольного словаря, проигрывание мини ролевых ситуаций и закрепление штамповых фраз, для каждой конкретной роли. Например, игра «Магазин» продавец: «Что я вам могу предложить?», «Вам что-то показать?» «Выбирайте яблочки». Покупатель:  «Покажите мне, пожалуйста, вот эту капусту», «Взвесьте, полкило сосисок» и т.д. или игра «Парикмахерская» парикмахер: «Чем могу вам помочь?», «Что вы хотите сделать?», «Посмотрите, пожалуйста, каталог, может вам что-то понравится». Клиент: «Я бы хотел подстричься», «Я хочу завить волосы», «Хотелось бы изменить причёску, что вы можете предложить».  

        Дети с диагнозом ОНР с трудом строят предложения, допуская в них массу ошибок. Поэтому необходим практический речевой опыт, который дети получают в процессе разыгрывания речевых ситуаций. Для каждой игры свои речевые ситуации, побуждающие ребёнка свободно высказываться (он говорит о том, что сделал сам). Приведу пример диалогов, наиболее распространённых в играх детей: врач – пациент; парикмахер – клиент.  Формируемые в процессе такой деятельности речевые навыки позволяют ребёнку проявлять свои возможности и расширяют границы для интересного взаимодействия.

3этап. Непосредственная организация игры, которую первоначально я организую  как совместную игру воспитателя с детьми, где выступаю как играющий партнёр и одновременно, как носитель «специфического» языка игры.  По мере накопления детьми речевого и игрового опыта я осуществляю корригирующую и направляющую роль, подсказывая ролевые фразы, слежу за правильностью построения речи.

    Для расширения кругозора, активизации словарного запаса, развития фантазии, воображения и речи детей, использую проблемные ситуации с определённым сюжетом. Такие игры помогают воспитывать у детей взаимопонимание, сотрудничество, доброжелательные отношения друг к другу.

    В своей работе по обогащению активного словаря в сюжетно-ролевые игры включаю игровые упражнения по методике «Расскажи стихи руками»              .  Рассказывание стихов с помощью рук вызвало у детей живой интерес, повысило эффективность запоминания, способствовало развитию внимания, крупной и мелкой моторики, образности. Совместные действия с взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевыми нарушениями и личностными комплексами. Предложенный вариант движений не является обязательным. Движения может придумывать педагог или делать это вместе с детьми. В стихах содержится много глаголов. Это так же полезно для детей с ОНР, у которых образование глагольных форм происходит с трудом.

   Мой опыт хорош тем, что игра является ведущим видом деятельности, а сюжетно-ролевые игры интересны для детей, доступны, можно привлекать родителей, специалистов. Для того чтобы применить в работе необходимо: оснащение игровых центров мебелью, атрибутами, ограничением является речевой опыт детей. Трудоёмкость составляет большая предварительная и подготовительная работа прежде, чем игра сможет быть организована.  Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, а вот у детей может не получиться, если ребёнок не владеет речевыми образами и навыками. Так же большинство родителей не знают, что собой представляет игра в дошкольном возрасте и каково её значение для развития ребёнка-дошкольника. Для того чтобы реализовать эту работу необходимо разработать формируемый словарь, ознакомиться со специальной методической литературой: О.Ю.Филимонова «Развитие словаря дошкольников в играх», Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», В.И. Селивёрстов «Игры в логопедической работе с детьми», Т.Б. Филичева «Дети с общим недоразвитием речи воспитание и обучение».  

   

5. Результативность опыта

     Взаимодействие со специалистами, и моя заинтересованность в успешности своих воспитанников, а также систематическая и целенаправленная работа с детьми способствует тому, что:

  • У детей значительно расширился и обогатился словарь, причём не только на пассивном уровне, но и в активной речи;
  • Дети получили практический опыт применения своих новых речевых возможностей, который с успехом могут использовать в жизни, т.к.  сюжетно – ролевая игра это отражение окружающей жизненной обстановки;
  • Дети проявляют инициативность и самостоятельность в организации сюжетно – ролевых игр, т.е. подбирают не только необходимые для игры атрибуты, но и осуществляют необходимые по роли действия и грамотно озвучивают свои действия в речи.  

      Хорошим показателем результативности моей работы является и то, что  при поступлении детей в старшую группу 35% воспитанников имели диагноз ОНР 2 уровня, а 65% -  ОНР 3 уровня речевого развития . Показатели диагностического обследования подготовительной группы в конце учебного года и отчёты логопедической комиссии при выпуске свидетельствуют о значительных улучшениях в речевом и интеллектуальном развитии моих воспитанников. В цифрах это выражено следующим соотношением: 80%  - детей с нормальным уровнем речевого развития и готовыми  к успешному обучению в общеобразовательной школе, а 20%  - это дети с диагнозом ОНР 3 уровня, которым в дальнейшем требуется дополнительная помощь специалистов, а значит обучение в учреждениях коррекционной направленности .

 По результатам опроса родителей, дети стали лучше вступать в контакт со сверстниками вне детского сада, расширился кругозор, появились доброжелательные отношения друг к другу, уверенность в себе, повысилась самооценка.

   

     III раздел Теоретические основы, перспектива использования опыта в     педагогической практике

  1. Теоретико-практические основы опыта

    Опыт был основан на теоретических и экспериментальных исследованиях педагогов и психологов (Л.В. Выготский, А.П. Усова, Д.В. Меежерицкая, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Т.Н. Доронова). Они показали, что дошкольный возраст - это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра, в частности, сюжетно-ролевая для развития дошкольников имеет решающее значение. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле» (Л.С. Выготский). По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится «осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и признаков, что создает благоприятные условия для развития и обогащения словарного запаса. Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания. На специфичность игровой деятельности в развитии детей с нарушениями речи указывали В.И. Селивёрстов, Л.Н. Усачёва, Т.Б. Филичева. Они рассматривали применение игры как коррекционного средства.

  1. Условия эффективности опыта

   Необходимым условием успешного обогащения активного словаря у детей с ОНР  в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшительном виде реальные предметы, дети могут использовать в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). При общем недоразвитии речи ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

  1. Перспективы использования опыта в  массовой практике

   Опыт успешно реализуется и может быть использован в работе воспитателей с детьми старшего дошкольного возраста в группах компенсирующей и общеобразовательной направленности, заинтересованными и внимательными родителями.



Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Семейные традиции в современном мире»

подготовила: воспитатель Кузьминова Д. В.

Цель: привлечение родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, то есть к формированию семейных ценностей.

Задачи:

• раскрыть значение понятия «семейные традиции»;

• определить роль семьи в формировании ценностей дошкольника;

• воспитать желание к соблюдению имеющихся семейных традиций;

• формировать повышение статуса семьи в нашем обществе;

• способствовать установлению в семье дружеских, добрых отношений.

План - конспект:

I часть  Вступительное слово воспитателя:

Семья, по признанию учёных, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Как вы думаете, что означает слово«семья»?(ответы родителей)

По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе: родители с детьми». С давних пор о доме и семье всегда говорили с любовью и уважением. Из далеких времен до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки о семье. Предлагаю вам их вспомнить. Я начинаю, вы заканчиваете:

- В гостях хорошо, а…(дома лучше).

- Не красна изба углами, а(красна пирогами).

- Дети не в тягость, а(в радость).

- Когда семья вместе, и(сердце на месте).

- Семья – это(семь я).

Семья – это наша крепость. Членов семьи связывают тысячи невидимых нитей. И это не только любовь, поддержка, взаимопонимание. Ежедневная жизнь близких людей пронизана множеством мелочей, ритуалов, традиций, понятных только им одним. Психологи доказали, что незначительные на первый взгляд вещи помогают как взрослым стать единым целым, так и малышу ощутить стабильность, надежность и защищенность.

Многие ученые говорят сегодня, что в современной семье традиции практически утеряны, что негативно сказывается на воспитании подрастающего поколения.

Предлагаю вам поразмышлять, а что же означает слово«традиция»(высказывания родителей). На слайде перед вами – определение данного понятия, найденное в словаре. Прочтите и проанализируйте, насколько данное определение совпадает с Вашими представлениями о семейных традициях.

Определение из словаря Даля: Традиция— передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Традиция складывается на основе таких форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою значимость и личностную пользу. Когда происходит изменение социальной ситуации развития той или иной общности традиция может разрушаться, трансформироваться и замещаться новой. Традиции служат важнейшим фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания.

А сейчас у меня к вам просьба к тем, кто считает, что сохранение и передача семейных традиций необходима для воспитания подрастающего поколения, поднять руку. … А кто считает, что сегодня вполне можно обойтись и без этого? Попробуйте, пожалуйста, аргументировать свою позицию.

II часть Выступление воспитателя:

Что же это такое -«Семейные традиции»?

Это, конечно же, праздники, которые отмечают семьи(день рождения, Новый год и т. д.). Это может быть традиция сажать деревце или выезжать под Новый год за город, чтобы украсить живую елку. Это традиции посещать вместе с ребенком музеи, выставки, театры. Это совместные игры, или поздравления родственников. Это традиционные, прогулки, пикники на природе. Это составление семейных альбомов, родословной своей семьи.

Проводится игра «Солнечные лучи».

Возьмите каждый по солнечному лучику, которые заранее изготовлены для вас и напишите маркером любую семейную традицию, и не обязательно что бы это была ваша семейная традиция. Теперь озвучивая традицию, которую вы написали, прикрепляем наши лучики к солнышку.

Традиция 1.Семейные праздники

- Нужны ли праздники для детей в семье, как вы думаете?(ответы)

Конечно да, ребенку для полноценного развития праздник просто необходим. Для ребенка праздник совсем не то, что для нас взрослых. Праздник - это незабываемое событие в детской жизни. Каждый ребенок считает дни от праздника до праздника, как и мы, свои годы от одного события до другого.«Тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники»/К. Ушинский/.

Традиция 2. Родословная

А сейчас предлагаю шуточную разминку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.

«Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка.

Сестра, невестки, дочки

А самый младший – я.

Какая же у нас семья?

(6 чел., брат, сестра, их родители, бабушка и дедушка)

С помощью вот такой загадки мы коснулись интересной темы - родственных отношений.

Каждый из нас продолжатель своего рода. И корни каждого рода, как и корни дерева, уходят далеко в старину. И тот род силен, кто помнит своих предков и бережет.

В качестве примера предлагаю родословную семьи, обратите внимание на слайд. Попробуйте составить свою родословную, начните с себя (5мин. задание).

Традиция 3. Семейные архивы

Это не прошлое, это всегда завтрашнее.

Семья обязательно должна иметь свой архив: грамоты, медали отцов, дедов, историю своего рода и фамилии.

Традиция 4.Семейный альбом

Это огромное пространство нашей жизни, с одной стороны, просто и понятное ребенку, с другой – загадочное и удивительное.

Когда вы листали в последний раз свой семейный альбом?

Традиция 5.Семейный отдых на природе

У кого из вас есть такая традиция- выезжать на природу(на дачу)вместе с ребенком?

Природа оказывает на ребенка положительное влияние. Развивает личность дошкольника, дает возможность хорошего общения с ребенком. Прогулки на природе благоприятно влияют на здоровье человека, развивают его, учат беречь окружающую природу, знакомится с жизнью растений, животных, птиц, насекомых.

Традиция 6. Коллекционирование

Очень хорошо, когда в семье есть традиция. А если же нет, то можно предложить – коллекционирование. Собирать всем вместе какие либо коллекции, особенно после посещения музея появляется выбор(камешки, ракушки, коряги, фантики, бусинки, марки). В результате этого у ребенка пробуждается потребность к сознательной деятельности, умение ценить красивое и уважать труд людей.

Традиция 7. Совместные игры с ребенком

- Какие игры вам нравились в детстве?

- А в какие игры вы играете со своим ребенком?

- Вы знаете, какой вид деятельности является ведущим в дошкольном возрасте?

Мы с уверенностью можем сказать«Детство – игра, игра – это детство».

Детство дано для того, чтобы подготовить ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, пополниться эмоциями, переживаниями. И основная задача подготовки к этому ложится на вас – родителей.

Рекомендуем вам обязательно играть в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай, с какого дерева фрукт?»,«Кто, кем был?»,«Что может летать?»,«Найди похожее на апельсин».

В ваших силах вырастить детей грамотными, образованными, воспитанными, любящими и почитающими родителей, знающими свою родословную.

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы, которые помогут выяснить, есть ли в вашей семье традиции, о которых вы может быть и не догадываетесь. У вас в руках два жетона: красный и зеленый. Если то, о чем я скажу, есть в вашей семье, поднимите зеленый жетон, если нет – красный.

- Совместные трапезы(обеды, ужины).

- Не начинать есть, пока все не сядут за стол.

- На день рождения обязательно покупать торт и ставить свечи.

- Пожелание«спокойной ночи»обязательно всем членам семьи.

- Совместное разукрашивание яиц на Пасху.

- В летне-осенний период поход в лес за грибами или ягодами.

- Совместные походы за покупками.

- Субботняя уборка с распределением обязанностей: кто-то пылесосит, поливает цветы, моет пол…

- Не включаем телевизор или музыку, если кто-то занимается или отдыхает.

- Поход в кинотеатр на все премьеры мультфильмов.

- Приходя в дом, где есть дети, приносить«гостинец».

- На майские праздники устраивать шашлыки.

- Обязательно готовить первое блюдо. Суп должен быть всегда!

- На прощание выглядывать в окно и махать рукой.

Я предлагаю вам сейчас создать традицию нашей группы

IIIчасть Подведение итогов:

В заключение нашего общения, предлагаю использовать прием«Волшебная копилка». Участникам круглого стола предлагается ответить, что они хотели бы положить в копилку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний.

Давайте подведём итоги этой встречи. Семейные традиции, безусловно, занимают важное место в становлении личности ребёнка и мы, родители и педагоги, должны уделять должное внимание этой области нашей жизни, чтобы воспитать достойного гражданина нашей страны. Ведь всё начинается с семьи.

Родителям раздаются памятки «Ценности семейного воспитания»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями

Представленные мною разработки  заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...

Электронная методическая копилка к программе "Цвета радуги" 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим цвета"

В Электронную методическую копилку к программе "Цвета радуги" вошли следующие материалы: 1. Стихи о цветах 2. Цветные загадки 3. Физминутки 4. Пальчиковые игры 5.Слайдовые презентации "Учим ...

Методическая копилка. Консультация для воспитателей детского сада на тему: «Проекты в дошкольном образовательном учреждении.»

Понятие «проектирование» в образовательной сфере появилось не так давно в связи с необходимостью решения целого ряда методологических проблем. Проектирование влечет за собой расширение «терминологичес...

Методическая копилка "Консультации для родителей"

Методическая копилка "Консультации для родителей"...

Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя

           Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...

Методические рекомендации по оформлению мероприятий для методической копилки.

Методические рекомендации по оформлению мероприятий для методической копилки. Цель вашего мероприятия определяется критериями самоэффективности, для кого, для чего, какой результат. Оформлять мероприя...