Методическая копилка- Пособия и Разработки
методическая разработка

Кузьминова Дарья Валерьевна

В этом разделе Вы можете найти различные пособия и разработки для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Центр – Детский сад № 199»

Методическая разработка «Пальчиковые игры в средней группе для детей 4-5 лет».

Воспитатель:

Кузьминова Д.В.

2020г.

Содержание:

«Паучок»

«Осенний букет»

«Друзья – садоводы»

«Мышка»

«Летела сова»

«Белка»

«Как живешь?»

«Птички»

«Елочка»

«Лепим зайку».

«Снежок».

«Зимняя прогулка».

«Есть у каждого свой дом»

«Зимующие птицы»

«Теремок»

«Машина каша»

«Кап – кап – кап».

«Птицы»

«Ласточка».

«Пять и пять»

«Семья».

Актуальность:

В работе представлены: примеры пальчиковых игр и игровых упражнений для детей дошкольного возраста, воспитанников средней группы, в возрасте 4-5 лет.

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики пальцев.

Использование пальчиковых игр в различных видах деятельности способствует развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного, развития инициативы и творческих в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Поэтому в период увеличения количества детей с недостаточно развитой речью мною было принято решение, углубленно изучить влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста.

Цель:

Развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

1.Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

2. Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.

3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

«Паучок»

На изогнутый сучок,

Сломанный, осенний,

Опустился паучок

С крестиком на спинке.

Свил уютный гамочок,

Сам — в сторонку и молчок.

Правую кисть, шевеля пальцами, опускают сверху на левую кисть.

Кладут указательные пальцы друг на друга «крестиком».

Пальцы правой руки складывают в щепоть и опускают сверху в левую ладонь, сложенную «лодочкой». Пальцами правой руки «пробегают» по левой руке от кисти до локтя. Правый указательный палец прикладывают к губам.

«Осенний букет»

Пошли пальчики гулять,

Стали листья собирать:  

Красный листик, желтый листик.

А потом давай считать:

Один, два, три, четыре, пять!

Сколько листиков собрали пять!

С листьями осенними будем мы играть, с листьями осенними будем танцевать. «Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям.

Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому, поочередно загибают пальцы на одной руке. Протягивают вперед ладошки. Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы.

«Друзья – садоводы»

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога

Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. (

Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

Безымянный подбирает (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает (Отгибаем мизинчик)

«Мышка»

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

«Летела сова»

(Машем руками)

Летела сова,

Весёлая голова. Летела-летела,

(Кладём руки на голову)

На головку села. Села, посидела, Головой повертела

(Снова машем руками)

И опять полетела.

«Белка»

Сидит белка на тележке, (В самом начале кулачек сжат)

Продаёт она орешки:

(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

«Как живешь?»

Как живешь? (Вот так)

Как идешь?

Как бежишь? Ночью спишь?

Как даешь?

Как берешь?

Как шалишь? (Надуть щеки)

Как грозишь?

«Птички» (загибаются пальцы обеих рук)

Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель, Э

та птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко.

Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам (руки за спину)

Пять воробьёв на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели пока не сморила усталость,

Один улетел, их трое осталось.

Сидели втроем и немного скучали.

Один улетел, а двое остались.

Сидели вдвоем и снова скучали, один улетел, и остался один.

Один посидел, да и взял, улетел.

Показать пять пальцев, а затем загибать по одному. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста. Мы делили апельсин,

Много нас, а он один,

Эта долька для ежа, эта долька для стрижа,

Эта долька для утят, эта долька для котят,

Эта долька для бобра, а для волка…. кожура.

Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда.

На первые две строчки ритмично сжимать и разжимать кулачки. Затем поочередно загибать пальцы на правой руке. На восьмую строчку – развести руками. На девятую – погрозить пальчиком. На последнюю имитировать бег пальцами по столу.

«Лепим зайку».

Дети имитируют лепку зайчика из снега.

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом.

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Зайчик вышел, как живой!

Он с хвостом и головой!

«Елочка»

Перед нами елочка – Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка елочки.

Шишечки, иголочки, (Кулаки, указательные пальцы выставлены).

Шарики, фонарики, (Шарики из пальцев вверх, вниз).

Зайчики и свечки, (Ушки из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены).

Звезды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный стоят на столе).

«Снежок».

Раз, два, три, четыре, (разгибать пальчики, начиная с большого пальца)

Мы с тобой снежок слепили, ("лепят", меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показать круг, сжимая ладони вместе, гладить одной ладонью другую)

И совсем, совсем не сладкий. (грозить пальчиком)

Раз – подбросим,

Два – поймаем,

Три – уроним,

И … сломаем. (выполнять соответствующие словам действия)

«Зимняя прогулка».

Раз, два, три, четыре, пять (загибать по одному пальчику)

Мы во двор пошли гулять. (идут по столу указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили, ("лепят" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой)

А еще в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Сколько птиц?

Сколько птиц к. кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей (На каждое название птицы)

Шесть щеглов и голубей, (загибают по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают

кулачки.)

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих руках.)

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой;

руки под щеку.)

«Дрозд - Дроздок»

Дружок ты мой, дрозд (Дети машут сложенными

В крапинку хвост, ладонями как крыльями.)

Носик — остренький (Загибают по одному пальчику

Бочок — пестренький, обеих руках, начиная с большого.)

Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются (Снова машут, сложенными накрест зимой забываются. ладонями.)

«Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок»)

Раз, два, три, четыре, пять, загибают пальчики.

Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".

Круглый, крепкий, очень гладкий показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.

Раз — подбросим, "Подбрасывают".

Два — поймаем, "Ловят".

Три — уроним "Роняют".

И. сломаем. Топают. Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –

(Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

«Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.

Приготовлю крошки Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

Галки да вороны, Ешьте макароны!

«Зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой –«крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

А ты — баты, а ты — баты!

(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота –

Рота за ротой.

«Машина каша»

Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой

Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)

Положила Маша кашу

Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)

Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)

«Теремок»

Стоит в поле теремок – ладони домиком

На дверях висит замок –«замочек»

Пришел котик –коток – перекатывание рук не расцепляя пальцы

Трык-трак, трык-трак – расцепляем пальцы

И открылся замок – раскрыли «замочек», помахали кистями рук

«Кап – кап – кап».

Кап, кап, кап – звенит капель. Ритмично на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.

Приближается апрель.

Мы апрель с тобой встречаем

И приметы посчитаем:

Солнце светит ярко – раз,

Травка зеленеет – два,

Птицы возвращаются к нам – три,

Дождик теплый льет четыре

С удовольствием идем мы гулять это пять!

Загибают поочередно пальчики на руках.

«Птицы»

Голуби, синицы

Галки и стрижи

Чибисы, чижи

Аисты, кукушки

Даже совы - сплюшки

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы!

«Ласточка».

Ласточка, ласточка,

На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, - сначала на правой, потом на левой руке.

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну – красну.

«Пять и пять»

Пять и пять пошли гулять. Вместе весело играть.

(Ладошки широко разведенных рук раскрываются. Затем переплетенные пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются).

Повернулись, Улыбнулись, Вращение кистей рук. (Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук «растягиваются в улыбку», показывая её).

В кулачок вот так свернулись. Вот такие молодцы! (Пальцы рук сжаты несильно в кулачок. Стучат кулачок о кулачок). (Повторить 2 раза)

«Семья».

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа, Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я, Вот и вся моя семья. (Выставляется ладошка с грустными лицами).

Пальцы – дружная семья (Сжимаем и разжимаем пальцы)

Друг без друга им нельзя одновременно)

Мы рога козы покажем (указательными пальцами)

И рога оленя даже (руки скрестить над головой)

И про зайку не забудем (попеременно кистями рук)

Ушками водить мы будем движение вперед, назад)

Чтобы четко говорить (поочередно соединяем)

Надо с пальцами дружить (все пальцы с большим).

Список литературы:

  1. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 165 с.
  2. Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - №1. - С. 50-53.
  3. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. О. В. Акуловой, Т. И. Бабаевой, Т. А. Березиной. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 528 с.
  4. Ильин Е. П. Психомоторика. - М.: Владос, 2010. - 326 с.
  5. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 1973. - 228 с.
  6. Крaсильникoвa Н. A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М.: Владос, 2011. - 237 с.
  7. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПБ.: Литера, 2005. - 220 с.
  8. Крупeнчук O. И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера, 2008. - 218 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания

Методическая копилка пособий для развития речевого дыханияНикитина Екатерина Николаевна,учитель-логопед МДОУ д/с №22 г. Ростова Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функци...

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания.

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания....

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитани...

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания.

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания....

Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...

Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтоген...

«Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»

Известно, что органы дыхания наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразовательную и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтоген...