Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста
картотека (старшая группа)

Гладкова Ольга Дмитриевна

 

Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста

 

 

Месяц

Форма работы

Цели

Оборудование

 

Сентябрь

Опыт № 1 Свойства песка

Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка

Песок, сито, лейка с водой, формочки, бутылочки

Опыт № 2 Узоры на песке

Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать, из мокрого нет

Пластмассовые бутылочки наполненные песком сухим и мокрым, дощечки 2 на каждого ребёнка, палочки для рисования

Опыт № 3 «Песочные часы»

Познакомить детей с временным понятием «минута»

2 склеенные между собой пластиковые бутылки небольшого размера, просеянный песок

Опыт № 4 «Песок – природный фильтрат»

Показать детям, что песок – природный очиститель

2 пластиковые бутылки, губка, песок, мелкие камешки, грязная вода

 

Октябрь

 

Опыт № 5 «Определение цвета»

Познакомить со свойством песка – цвет

Тазик с песком, разделенный на две части; лейка с водой

Опыт № 6 «Пропускаем воду через песок и глину»

Познакомить детей с водонепроницаемостью веществ

3 воронки, глина, песок, вода, 3 миски

Опыт № 7 «Движение песка»

Познакомит со свойством песка – движением

Тарелочки с сухим и мокрым песком, трубочки для сока

Опыт № 8 «Глинистый песок»

Познакомить детей с разновидностью песка

Тарелочки с разным видом песка (обыкновенный, глинистый, белый)

 

 

Месяц

Форма работы

Цели

Оборудование

 

Ноябрь

Опыт № 9 «Воздух»

Доказать существование воздуха

Таз с водой, пустой стакан, соломинки; 2 воздушных шарика, один с воздухом второй без

Опыт № 10 «Воздух меняет объем»

Показать детям, что воздух меняет объем

Пластиковая бутылка, таз, монета

Опыт № 11 «Соломенный буравчик»

Выявить, что воздух обладает упругостью

Сырные картофелины, по две соломинки для сока (на каждого ребенка)

Опыт № 12 «Пузырьки»

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу

Стаканы с минеральной водой, мелкий гравий, кусочки пластилина

 

Декабрь

 

Опыт № 13 «Холод и вода»

Выяснить, как снег сохраняет тепло. Доказать, что вода при замерзании расширяется

Две бутылки с водой

Опыт № 14 «Соленая и пресная вода»

Познакомить со свойствами соленой и пресной воды

Стакан с соленой водой, стакан с пресной водой, 2 яйца

Опыт № 15 «Вода или лупа»

Познакомить детей с таким свойством воды, как прозрачность и способность увеличивать предметы

Небольшая стеклянная банка, любой мелкий предмет, пищевая пленка, вода

Опыт № 16 «Пирамидка»

Расширять представление детей о свойствах воды: способность растворять вещества

Глубокий таз, несколько кубиков сахара, пищевой краситель, стакан воды

 

 

 

Месяц

Форма работы

Цели

Оборудование

 

Январь

Опыт № 17 «Грязный, чистый снег»

Показать детям, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды

Две белые тарелки, вода, снег

Опыт № 18 «Иней»

Показать детям, как образуется иней

Горячая вода, веточка дерева

Опыт № 19 «Лед и вода»

Показать детям, что лед, превратившийся в воду, занимает меньше места, значит он легче воды

Стакан с водой, кубик льда

 

Февраль

 

Опыт № 20 «Кувшинка»

Показать детям, что бумага при намокании становится тяжелее

Цветок из бумаги, тарелка с водой

Опыт № 21 «Мостик»

Показать детям, отличие между простым листом бумаги и сложенным в гармошку

2 книги, 2 листа бумаги

Опыт № 22 «Бумага меняет цвет»

Показать детям, как бумага под действием солнечного света меняет цвет

Бумага разного качества (газетная, тетрадная, для принтера)

Опыт № 23 «Шум бумаги»

Найти различия между видами бумаг по звуку и внешнему виду

Разные виды бумаг

 

Месяц

Форма работы

Цели

Оборудование

 

Март

Опыт № 24 «Что такое магнит»

Дать представления о магнитной силе

Лист бумаги, скрепка, скотч, магнит, пластиковая тарелка

Опыт № 25 «От чего зависит сила магнита»

Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы

Большая жестяная банка, металлический предмет, шерстяная ткань

Опыт № 26 «Как достать скрепку из воды, не намочив рук?»

Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде

Таз с водой, металлические предметы, магнит

Опыт № 27 «Управление монетами»

Показать детям, что разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые отталкиваются

Два магнита с окрашенными полюсами, монеты, скотч

 

Апрель

 

Опыт № 28 «Солнечный зайчик»

Познакомить детей с отражением света и изображением предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно

Зеркала

Опыт № 29 «Разноцветные огоньки»

Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч

Большое блюдо, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования

Опыт № 30 «Зеркала»

Познакомить детей со свойством зеркал увеличивать количество предметов

2 зеркала, кубик

Опыт № 31 «Перевернутый предмет»

Познакомить со свойством зеркала переворачивать предметы

Зеркало, лист бумаги, предмет

 

Месяц

Форма работы

Цели

Оборудование

 

Май

Опыт № 32 «Зависимость растений от почвы»

Подвести детей к выводу, что для роста растения наиболее благоприятна почва

Три горшочка: с почвой, с глиной, с песком; семена фасоли

Опыт № 33 «Загрязнение почвы»

Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого

Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные ёмкости с водой; в одной – чистая вода, в другой – грязная (раствор стирального порошка или мыла, что бы хорошо была видна пена)

Опыт № 34 «Кому лучше?»

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы

Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями

Опыт № 35 «В почве есть воздух»

Показать, что в почве есть воздух

Образцы почвы (рыхлой), банки с водой

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека познавательных опытов для детей старшего возраста

Месяц

Форма работы

Цели

Оборудование

Сентябрь

Опыт № 1 Свойства песка

Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка

Песок, сито, лейка с водой, формочки, бутылочки

Опыт № 2 Узоры на песке

Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать, из мокрого нет

Пластмассовые бутылочки наполненные песком сухим и мокрым, дощечки 2 на каждого ребёнка, палочки для рисования

Опыт № 3 «Песочные часы»

Познакомить детей с временным понятием «минута»

2 склеенные между собой пластиковые бутылки небольшого размера, просеянный песок

Опыт № 4 «Песок – природный фильтрат»

Показать детям, что песок – природный очиститель

2 пластиковые бутылки, губка, песок, мелкие камешки, грязная вода

Октябрь

Опыт № 5 «Определение цвета»

Познакомить со свойством песка – цвет

Тазик с песком, разделенный на две части; лейка с водой

Опыт № 6 «Пропускаем воду через песок и глину»

Познакомить детей с водонепроницаемостью веществ

3 воронки, глина, песок, вода, 3 миски

Опыт № 7 «Движение песка»

Познакомит со свойством песка – движением

Тарелочки с сухим и мокрым песком, трубочки для сока

Опыт № 8 «Глинистый песок»

Познакомить детей с разновидностью песка

Тарелочки с разным видом песка (обыкновенный, глинистый, белый)

Месяц

Форма работы

Цели

Оборудование

Ноябрь

Опыт № 9 «Воздух»

Доказать существование воздуха

Таз с водой, пустой стакан, соломинки; 2 воздушных шарика, один с воздухом второй без

Опыт № 10 «Воздух меняет объем»

Показать детям, что воздух меняет объем

Пластиковая бутылка, таз, монета

Опыт № 11 «Соломенный буравчик»

Выявить, что воздух обладает упругостью

Сырные картофелины, по две соломинки для сока (на каждого ребенка)

Опыт № 12 «Пузырьки»

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу

Стаканы с минеральной водой, мелкий гравий, кусочки пластилина

Декабрь

Опыт № 13 «Холод и вода»

Выяснить, как снег сохраняет тепло. Доказать, что вода при замерзании расширяется

Две бутылки с водой

Опыт № 14 «Соленая и пресная вода»

Познакомить со свойствами соленой и пресной воды

Стакан с соленой водой, стакан с пресной водой, 2 яйца

Опыт № 15 «Вода или лупа»

Познакомить детей с таким свойством воды, как прозрачность и способность увеличивать предметы

Небольшая стеклянная банка, любой мелкий предмет, пищевая пленка, вода

Опыт № 16 «Пирамидка»

Расширять представление детей о свойствах воды: способность растворять вещества

Глубокий таз, несколько кубиков сахара, пищевой краситель, стакан воды

 

Месяц

Форма работы

Цели

Оборудование

Январь

Опыт № 17 «Грязный, чистый снег»

Показать детям, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды

Две белые тарелки, вода, снег

Опыт № 18 «Иней»

Показать детям, как образуется иней

Горячая вода, веточка дерева

Опыт № 19 «Лед и вода»

Показать детям, что лед, превратившийся в воду, занимает меньше места, значит он легче воды

Стакан с водой, кубик льда

Февраль

Опыт № 20 «Кувшинка»

Показать детям, что бумага при намокании становится тяжелее

Цветок из бумаги, тарелка с водой

Опыт № 21 «Мостик»

Показать детям, отличие между простым листом бумаги и сложенным в гармошку

2 книги, 2 листа бумаги

Опыт № 22 «Бумага меняет цвет»

Показать детям, как бумага под действием солнечного света меняет цвет

Бумага разного качества (газетная, тетрадная, для принтера)

Опыт № 23 «Шум бумаги»

Найти различия между видами бумаг по звуку и внешнему виду

Разные виды бумаг

Месяц

Форма работы

Цели

Оборудование

Март

Опыт № 24 «Что такое магнит»

Дать представления о магнитной силе

Лист бумаги, скрепка, скотч, магнит, пластиковая тарелка

Опыт № 25 «От чего зависит сила магнита»

Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы

Большая жестяная банка, металлический предмет, шерстяная ткань

Опыт № 26 «Как достать скрепку из воды, не намочив рук?»

Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде

Таз с водой, металлические предметы, магнит

Опыт № 27 «Управление монетами»

Показать детям, что разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые отталкиваются

Два магнита с окрашенными полюсами, монеты, скотч

Апрель

Опыт № 28 «Солнечный зайчик»

Познакомить детей с отражением света и изображением предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно

Зеркала

Опыт № 29 «Разноцветные огоньки»

Узнать, из каких цветов состоит солнечный луч

Большое блюдо, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования

Опыт № 30 «Зеркала»

Познакомить детей со свойством зеркал увеличивать количество предметов

2 зеркала, кубик

Опыт № 31 «Перевернутый предмет»

Познакомить со свойством зеркала переворачивать предметы

Зеркало, лист бумаги, предмет

Месяц

Форма работы

Цели

Оборудование

Май

Опыт № 32 «Зависимость растений от почвы»

Подвести детей к выводу, что для роста растения наиболее благоприятна почва

Три горшочка: с почвой, с глиной, с песком; семена фасоли

Опыт № 33 «Загрязнение почвы»

Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого

Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные ёмкости с водой; в одной – чистая вода, в другой – грязная (раствор стирального порошка или мыла, что бы хорошо была видна пена)

Опыт № 34 «Кому лучше?»

Выделить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы

Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями

Опыт № 35 «В почве есть воздух»

Показать, что в почве есть воздух

Образцы почвы (рыхлой), банки с водой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста

Система игровых упражнений на развитие  памяти, внимания, мышления у детей старшего возраста...

Картотека игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей старшего возраста

Система игровых упражнений на развитие у детей памяти, внимания и мышления...

картотека игр - опытов для детей дошкольного возраста

Игры - опыты хорошо развивают познавательную активность детей дошкольного возраста, могут применяться как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности старших до...

Картотека занимательных опытов для детей старшего возраста

Картотека занимательных опытов для детей старшего возраста...

Занимательные опыты для детей старшего возраста в детском саду

Окружающий нас мир широк и разнообразен, ребенок существо любопытное и чем больше он узнает сейчас, тем проще ему будет в будущем. Родители могут и сами ответить на вопросы своего чада, но лучше...

Картотека - познавательно–исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

познавательно–исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрастаЦель познавательно-исследовательской деятельности дошкольников — развитие исследовательского ...