Организация экологической среды в группах старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Конкина Вероника Валентиновна

В статье рассказывается, как создать экологическую среду в старших группах детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация экологической среды в  группах старшего дошкольного возраста.

Проблема экологического образования  - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача заключается в расширении и дополнении впечатлений, которые ребенок получает от непосредственного общения с природой. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо создание зоны природы или, другими словами, эколого-развивающей среды, создание которой является одним из условий экологического воспитания детей в ДОУ.

Главная особенность уголка природы  - его непосредственная близость к детям, что позволяет воспитателю организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями, уход и выращивание. В уголках природы должно быть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками (лука, овса, рассады), так как работа с календарем наблюдения за посадками – это все компоненты методики экологического воспитания.

Особо следует отметить значение места для труда. Такое место приучает детей к аккуратности, порядку, выполнению правил. Воспитатель организует в нем три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений, познавательно – ознакомительную и общение с природой. Деятельность по созданию и поддержанию необходимых условий  - то, что традиционно называется трудом в природе, чрезвычайно важна для детей. Эту деятельность надо рассматривать как совместные трудовые операции взрослого и детей любой возрастной группы.

Работа с детьми в группах старшего возраста построена на произведениях В. Бианки, поэтому в детском саду должно быть много книг этого автора. Аналогично и с произведениями Е. Чарушина  - дети старшей группы знакомятся не только с его рассказами о животных, но и с иллюстрациями автора. На примере творчества В. Бианки и Е. Чарушина дошкольники видят, как человек, умеющий видеть природу, любящий её, наблюдательный и внимательный, может рассказывать о природе, животных, рисовать их. На книжных полках в  группах старшего возраста могут стоять самые разные книги этих писателей. Например, очень хорошо иметь в ДОУ альбом репродукций Е. Чарушина «Зверята» . Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, произрастающих в группе, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что растения – живые существа у них есть свои потребности, и им необходимы свои определенные условия: питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Без этих условий они не могут оставаться живыми.

Для успешного овладения знаниями о комнатных растениях создавались психологические условия, которые были направлены на поддержание интереса у детей к комнатным растениям  с помощью сюрпризных моментов, бесед, дидактических игр. с помощью организованных условий у детей стимулировалась познавательная активность, формировались познавательные интересы.

Рассматривание альбома «Паспортизация комнатных растений».

Цель: учить детей по описанию отгадывать комнатное растение.

Растения стояли на своих обычных местах. Детям предлагалось слушать загадку, найти загаданное растение и назвать его. При затруднении детей применялись наводящие вопросы и подсказки. За правильный ответ детям давались фишки, которые в конце подсчитывались. Победителю давался приз в виде медальки.

Цель: уточнить знания детей о частях растений.

При проведении игры использовались следующие приемы:

 - детям предлагалось рассмотреть предложенные картинки;

 - сопоставить (какие картинки должны следовать за предыдущей?)

 - предлагались поисковые вопросы (соедини части растений, почему так, а не по-другому?)

 - детям, которые затруднялись, была предоставлена помощь в виде наводящих вопросов.

 - оценить каждого ребенка.

Дидактическая игра «Собери растение, выбери предмет и уход за ним» проводилась с подгруппой детей во второй половине дня.

Цель: правильно собрать растения, назвать его части.

Детям раздавались конверты с разрезными картинками, нужно было собрать в единое целое,  назвать растение и его части. Предлагалось выбрать предмет и то, что любит растение (свет, воду). В дидактической игре «Как помочь растению» - детям раздавались картинки, где растения были с увядающими и поникшими листьями. Затем предлагалось оказать помощь – дорисовать, что не хватает растению. В конце игры детям присваивались звания : «Знаток природы».

Также с детьми была разучена новая сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов».

Цель: обобщить знания детей о комнатных растениях.

К проведению игры, дети уже имели достаточные знания о видах комнатных растений. Они с удовольствием выполняли роли покупателей и продавца-консультанта. Как вариант покупатель подробно описывает продавцу то растение, которое он хочет купить. Продавцу нужно узнать растение, называть его и выдавать покупку, напоминая способы ухода. Вся проведенная работа была направлена на формирование знаний о комнатных растениях, в процессе ухода за ними у детей 6 года жизни. Результаты, полученные в ходе работы, позволяют сделать следующие выводы: возрос интерес детей к растениям, увеличилась самостоятельность и активность детей в процессе ухода за комнатными растениями.

Литература:

  1. Денисенкова Н., Маврина И. Ваш ребенок познает мир (Как знакомить малышей с природой) // Журнал «Дошкольное воспитание». – 2000 - №2.
  2. Ельникова Роль литературы в ознакомлении с природой // Дошкольное воспитание. 1979. № 6.
  3. Маврина И. Художественная литература о природе // Дошкольное воспитание. 2001. № 10. С.70.
  4. Николаева С.Н. Наглядные пособия – важное средство ознакомления дошкольников с природой // Дошкольное воспитание. 1988. № 6.
  5. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду М., 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста».

Представлен опыт работы по созданию адаптивной среды в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей....

Организация развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития

Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду для детей старшего дошкольного возраста в области художетсенно-эстетического развития....

«Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста в соответствии с примерной основной образовательной программой, выбранной дошкольной организацией»

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, осваивающих примерную основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до шк...

Организация предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста в связи с введением ФГОС

  Правильная организация предметно-развивающей среды – это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях ФГОС. С связи с этим мы поставили перед собой цель -...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста

Актуальным вопросом на сегодняшний день является соответствие воспитателя требованиям Профессионального стандарта педагога дошкольного образования (далее Профстандарт), вступившего в силу ...

Статья "Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста"

Статья направлена на изучение организации развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста...

Организация предметно-развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.

С каждым годом в нашей стране растет число дорожно-транспортных происшествий. Всё чаще их жертвами становятся дети… Поэтому с правилами дорожного движения надо знакомить детей с детского сада....