План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание школьников»
методическая разработка

Маша Катугина

План самообразования педагога по теме«Экологи

ческое воспитание   младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_po_ekologii.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС10»

План самообразования педагога по теме:

«Экологическое воспитание младших школьников»

Материал подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Катугина Мария Анатольевна

Троицк, 2021г.

Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” (Н.Н. Моисеев)

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, что может наступить её всемирное разрушение, тогда не выживет и человек. Во всех странах мира созданы экологические организации, которые ведут борьбу за сохранение чистоты воды и воздуха, плодородия почвы, за охрану леса и животных. Однако сохранить окружающую среду можно при условии, что каждый человек осознаёт эту необходимость и будет разумно и бережно относиться к природным богатствам.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.(Сухомлинский В.А.)

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва.  В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли.

  В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

         Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Она достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций),эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности)

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенными, обязательно нужно формировать экологического сознание. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует своё отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека

У детей младшего школьного возраста отношение к природе прежде всего выражается в познавательной сфере. Этому содействуют два момента. Во-первых, значимость в их жизни учебной деятельности: большая часть учеников первых, да и вторых классов ещё увлечены самим процессом познания, что задаёт определённый способ поведения — им интересно узнать вообще что-то новое.

План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.

  1. Овладение современными методами диагностики всестороннего развития школьников;
  2. Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
  3. Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
  4. Периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;
  • изучение нормативно-правовых документов;
  • участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
  • ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
  1. Пополнение эколого-развивающей среды (уголки природы и экспериментирования).
  2. Составление картотеки дидактических игр по экологии для школьников.
  3. Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
  4. Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;

9.Проведение досугов, экологических, народных праздников.

10.Изготовление экологического лэпбука.

11.Участие в конкурсах.

План работы с детьми:

  1. Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:
  • моделирование ситуаций;
  • игровая деятельность (дидактические);
  • опытно-исследовательская деятельность;
  • разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;
  • просмотр мультфильмов;
  • экологические спектакли

  1. Классные часы, беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:
  •  «Заповеди леса»,
  • «Редкие растения и животные»,
  •  «Кто в лесу живет, что в лесу растет?»,
  • «Береги свою планету»,
  • «По лесным тропинкам».
  •  «Значение воды в жизни людей»;
  • «Зеленая аптека»;
  • «Покормим птиц зимой»;
  • «Значение почвы и воды в жизни всего живого»;
  •  «Мы друзья природы»;
  • «Лес и наше здоровье»; 
  • «Поможем природе»;
  • «Овощи и фрукты – лучшие продукты»
  • «Защитим лес от пожаров».

3.Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли».

4.Экологические игры.

5.Выставки фотографий «Как хорош наш замечательный город!», «Осенние пейзажи» и т.д.

6.Участие в предметных олимпиадах. Участие в городских и областных экологических мероприятиях, конкурсах, викторины.

7.Акция «Кормушка»

8.Проекты: «Огород на подоконнике», «Цветущий участок»

Самообразование воспитателя немыслимо без работы с воспитанниками. Вышеуказанные мероприятия способствуют самообразованию воспитателя и повышению профессионального уровня. В работе с детьми воспитатель повышает свое профессиональное мастерство и компетентность.  Так же воспитатель развивает свою и детскую творческую активность, и создает условия для воспитания и формирования разносторонней личности.

Для систематизации и грамотной реализации процесса самообразования все вышеперечисленные мероприятия стоит распланировать по месяцам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога на тему "Экологическое воспитание дошкольников"

Самообразование педагога старшей группы на тему "Экологическое воспитание дошкольников"...

План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

План самообразования педагога по теме:«Экологическое воспитание  дошкольниковв различных видах деятельности»...

Отчет по самообразованию педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Отчет по  самообразованию педагога по теме:«Экологическое воспитание  дошкольниковв различных видах деятельности»...

План самообразования педагога по теме: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность

План самообразования педагога по теме: Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность...

План самообразования педагога по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности»

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продума...

План самообразования педагога по теме: «Экологический календарь как методический конструктор. Старшая группа».

Актуальность: календарь – это измеритель времени, привычный атрибут повседневной жизни, который напоминает нам о буднях, праздниках, исторических датах и других событиях. Но календарь не только ...