Влияние музыки на готовность детей к школе
консультация (подготовительная группа)

Белицкая Татьяна Анатольевна

Влияние музыки на готовность детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muzyki_na_gotovnost_detey_k_shkole.docx16.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Влияние музыки на готовность детей к школе»

Не  так уж редко возникает ситуация, когда ребёнок умеет читать и писать, но тем не менее оказывается не готов к обучению в школе. Почему? Всё дело в том, интеллектуальная готовность прежде всего предполагает развитие познавательных процессов и наличие кругозора. К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, мышление, память, речь, воображение. К тому же ребёнок должен уметь обобщать, сравнивать предметы, выделять существенные признаки, делать выводы. Простым и в то же время эффективным средством обретения вышеперечисленных способностей является…музыка!

   В.А.Сухомлинский утверждал, что музыка – могучий источник мысли; без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие ребёнка. Благотворное влияние музыки на становление личности человека известно ещё с древности. Пифагор говорил, что мир основан посредством музыки и может управляться ею. Исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают: музыка ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека и умственную активность.

   Рассмотрим, как виды музыкальной деятельности влияют на ребёнка.

   Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, её красоте. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Заучивание текстов совершенствует память. Благодаря разнообразной тематике песен совершенствуется познавательные способности.

   В музыкально – ритмической деятельности  ребёнок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает произведение. Чем оно сложнее и объёмнее, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее задействуется слуховое внимание. Кроме того, дети, используя движение, подходящие для той или иной песни или мелодии, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Важно и то, что, нормализуя мышечный тонус, танцы улучшают взаимодействия между полушариями мозга. Благодаря им стимулируются одновременно такие процессы, как восприятие, внимание, память и мышление.

   Игра на музыкальных инструментах требует точных движений и согласованной работы рук. Таким образом разрабатывается мелкая моторика. Особенно это важно при овладении навыками письма. Игра на музыкальных инструментах также может способствовать развитию пространственных представлений. Большинство инструментов могут задавать возможность пространственных координат: духовые – «ближе – дальше» или «верх – низ», фортепиано, металлофон – «право – лево».

   Восприятие музыки – сложный процесс, наполненный глубокими переживаниями. Прослушивание музыки развивает наглядно – образное мышление: способность анализировать картину, «нарисованную»  звуками, а затем – «рисовать» её самостоятельно в воображении. Внимательное слушание музыки – один из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности. Такого рода сосредоточенность в дальнейшем  пригодится для изучения математики и других точных наук. Поскольку восприятие музыки обеспечивается обоими полушариями мозга, идёт синхронизация их работы, и это – первый шаг на пути к гениальности.

   Неотъемлемой частью музыкальных занятий является ещё и образовательная деятельность. Дети учатся записывать ритмический рисунок, изучают нотную грамоту. Здесь снова задействуется пространственное мышление, ведь музыкальная грамота пространственно организованна. Более того, для понимания записи ритма требуется такие же математические навыки, как для понимания пропорций и дроби. Умение же разделять поток звуков на маленькие единицы положительно влияет на лонгвистические способности.

   Профессор Чеффилдского Университета Кейти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. Ею были определены побочные эффекты, возникающие от прослушивания хорошей музыки. Это повышение уровня читательских и коммуникативных навыков, улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач, и опять же – улучшение счётно – арифметических способностей.

    В целом у подрастающего человека ускоряется переработка информации, повышается умственная работоспособность и изменяются к лучшему даже психофизиологические характеристики мозга, а значит, и способность к обучению.

   Отдельно можно сказать и о детском творчестве. Рисование под классическую музыку почти всегда влияет на выбор детьми цветовой гаммы, а также позволяет снять внутреннее напряжение, взбодриться и сосредоточиться на выполнении задания.

   Рекомендуется использовать на занятиях рисованием произведения следующих композиторов – классиков: П.И.Чайковского, М.И.Глинки, Н. Римского – Корсакова, И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена, Ф.Шопена и многих других.

   А вот перечень музыкальных произведений, помогающих при определении психологических состояниях. Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности подойдут мазурки Ф.Шопена, вальсы И.Штрауса, «Мелодия» А.Рубенштейна. Для понижения раздражительности, усиления чувства принадлежности к прекрасному миру природы – «Кантата№2» И.С.Баха, «Лунная соната» Л.В.Бетховена. Для общего успокоения – вторая часть Шестой симфонии Л.В.Бетховена, «Колыбельная» И.Брамса, «Аве Мария» Ф.Шуберта. Улучшат общий жизненный тонус, самочувствие и настроение третья часть Шестой симфонии П.И.Чайковского и увертюра  «Эгмонт» Л.В.Бетховена. Для уменьшения агрессивности и других негативных чувств подходят «Итальянский концерт» И.С.Баха, «Симфония» Й. Гайдна. Для лучшей концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» П.И.Чайковского, «Лунный свет» К.Дебюсси, «Симфония №5» Ф.Мендельсона.

   Давайте вместе откроем для ребёнка мир музыки! Положительные результаты точно не заставят себя ждать.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыки на интеллектуальную готовность детей к школе

Очень часто возникает ситуация, когда ребенок умеет читать, писать, но оказывается интеллектуально совсем не готовым к обучению в школе. Всё дело в том, что интеллектуальная готовность предполагает, п...

«Влияние музыки на готовность детей к школе»

laquo;Влияние музыки на готовность детей к школе»...

Консультация для родителей "Влияние музыки на интеллектуальную готовность детей к школе."

Материал рассказывает о влиянии музыки на итнеллектуальную готовность к школе....

Консультация для родителей "Влияние музыки на интеллектуальную готовность детей к школе."

Материал рассказывает о влиянии музыки на итнеллектуальную готовность к школе....

Консультация для родителей "Влияние музыки на интеллектуальную готовность детей к школе."

Материал рассказывает о влиянии музыки на итнеллектуальную готовность к школе....