Консультация для родителей по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте.
консультация (подготовительная группа)

Никитина Татьяна Ивановна

 Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. ДОУ на современном этапе активно решают задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный. Поэтому, актуальной становиться задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для успешного духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по программе «Истоки»

и «Воспитание на социокультурном опыте.

   Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести. Уважаемые родители! Роль семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности огромна и только совместная работа с родителями даёт ощутимые результаты. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. В нашем детском саду мы продолжаем знакомиться с программой «Социокультурные истоки» и участвуем в реализации программы «Истоки», вместе мы развиваемся и двигаемся дальше в этом направлении. В основе программы «Истоки» социокультурный системный подход, который опирается на учение о ценностях и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение культурных ценностей Российской цивилизации, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром. Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, направленный на формирование духовно-нравственных качеств через развитие интереса и внимания к истории русского народа и народному искусству, семейным ценностям, мы преодолевали ступеньку для приобретения социокультурного опыта. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда ребенок еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т.д. ДОУ на современном этапе активно решают задачи по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в её становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых ребенок приобретает, первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда положительный. Поэтому, актуальной становиться задача объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для успешного духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника. В современной педагогике эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования, способствующая возрождению многовековых традиций России. Поэтому программа предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьей. Содержание программы составляют ценности культуры: дошедший до нас фольклор родного народа, являющийся хранителем Отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность; мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка – все это помогает дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры. Программа «Социокультурные истоки» для детей дошкольного возраста позволяет:

 - создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;

- развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;

- обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;

- создавать единый союз между ДОУ и семьей в воспитании и развитии ребенка, повышать педагогическую культуру родителей;

- интегрировать знания об окружающем мире, в котором живет и развивается ребенок, формировать опыт его целостного восприятия.

   Воспитательная программа для ДОУ «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных групп:

- младшая группа (3-4 года)

- средняя группа (4-5 лет)

- старшая группа (5-6 лет)

- подготовительная группа (6-7 лет). Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса: в младшей группе (3-4 года) формирует понятия: Слово, Образ, Книга. Работа строится на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т.д. В средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней. В старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…).  В подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации. Вся деятельность по программе позволяет эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и речевого развития детей, то есть происходит обогащение и активизация словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи. Вся деятельность в течении месяца является предварительной работой к итоговому мероприятию (занятию), которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом, программа предполагает 9 итоговых мероприятий (занятий) в год в каждой возрастной группе. Содержание программы «Социокультурные истоки» и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются постепенно. Существенной особенностью программы «Социокультурные истоки» является тесное взаимодействие педагогов с родителями, семьей, а именно непосредственное участие родителей в подготовке и проведении итоговых занятий (мероприятий). Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяет взрослым приобрести новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Деятельность с детьми и родителями в рамках программы строиться с помощью активных форм обучения:

- ресурсный круг;

- работа в паре;

- работа в микрогруппах. Такие формы взаимодействия способствуют приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Эффективным средством формирования системы духовно-нравственных ценностей и высоких нравственных чувств у детей и их родителей являются книги для развития детей 3 – 7 лет. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями по подготовке к занятиям по программе. Структура книг имеет определенную последовательность. Каждая из книг серии начинается с обращения к родителям, поскольку именно родители являются первыми педагогами своего ребенка. В этом обращении раскрывается смысл важнейших духовно - нравственных категорий и ценностей, заложенных в программе. Обращение к родителям заканчивается народными пословицами, поговорками и меткими изречениями. Книги обращены к семье в первую очередь. Основная задача здесь – организовать эффективное взаимодействие между родителями и детьми. Центральное место в книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классический или житийной литературы. После текстов в книгах помещены вопросы и задания к ним. Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для развития, являются составной частью традиций народа, т.е. его духовного потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени. Они возвращают детей к ценности родного слова, возрождают их генетическую память. В конце каждой книги предлагается литература для дополнительного чтения. Это не случайные произведения. Их цель – помочь детям и взрослым глубже осмыслить традиционные ценности родного народа, расширить и обогатить познания и чувства, используя ресурс семьи. Программой предусмотрено создание каждым ребенком (семьей) своего альбома по рабочим книгам, то есть в создании альбома должны принять активное участие родители, а также воспитанники старшего возраста. Создание альбома является своеобразным результатом совместной работы ребенка, родителей, педагогов. Конечным результатом программы «Социокультурные истоки» в ДОУ является:

 - первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных ценностей;

- развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.);

- развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов);

- развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний);

- развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов);

- создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе.

   Таким образом, программа «Социокультурные истоки» формирует гражданскую позицию детей и их родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к Родине является духовной ценностью, определяющей жизненный путь человека, проясняющей его смысл. Только через испытание великого чувства любви к Отчизне воспитывается патриотизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")

«Семейные традиции»Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции» ЗадачиПрисоединение  родителей к  отечественным  традициям.Оказание родител...

НОД по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» Семья вместе – душа на месте.

Активное развивающее занятие    по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» НОД по программе ««Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»Семья вместе ...

Мастер-класс по работе с родителями «Семейные традиции» ( по программе "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте")

Занятие проводится на основе книги 5 для развития детей 6-7 лет «Семей­ные традиции» Задачи1.     Присоединение  родителей к  отечественным  традициям.2....

Самообразование на тему Система работы с родителями «Моя семья» по серии книг для развития детей к программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

ЦЕЛЬ: Создать необходимые условия для формирования системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании. ЗАДАЧИ:1. Изучить педагогические, психологические, методи...

Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Тема занятия «Мудрость сказочного слова».

Конспект активного занятия с родителями «Моя семья» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».Тема занятия  «Мудрость  сказочног...

«Конспект активного занятия с родителями старшая группа на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

laquo;Конспект активного занятия с роителями старшая группа на тему «Защитники земли Русской» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»...

Конспект активного занятия (совместно с родителями) в старшей группе: «Верность родной земле» по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

Через занятие дети и родители становятся активными участниками. Осваивают социокультурную категорию "Вера".Формируются представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, подви...