Кружок "Весёлые пальчики"
методическая разработка (младшая группа)

Климова Нина Геннадьевна

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Пальчиковые игры – прекрасный и лёгкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей.

Дети познают мир посредством касаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vesyolye_palchiki.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Актуальность

3. Цель и задачи

4. Формы и методы работы

5. Методическое обеспечение
6. Ожидаемые результаты
7. Перспективное планирование

8. Список источников

1. Пояснительная записка.                                                                                                                    

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Пальчиковые игры – прекрасный и лёгкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей.

Дети познают мир посредством касаний.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

2. Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, психического и физического развития ребёнка.

 


3. Цель и задачи.
Цель:

способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи:

Создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.

Обучающие:

1.     Научить детей четко произносить слова, сочетая их с движениями

2.     Знакомить детей с названием пальчиков

3.     Формировать навыки исполнительского мастерства. 

Развивающие:

1.     Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2.     Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3.     Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

4.     Развивать гибкость и подвижность пальцев и кистей рук

5.     Развивать память, звуковую культуру речи.

Воспитательные:

1.     Воспитывать в детях усидчивость.

2.     Воспитывать внимательность к выполнению заданий.

3.     Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

4. Формы и методы работы:

-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

-игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-самомассаж кистей рук;

-упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук.

Организация работы кружка:

Возраст детей - 2-3 года.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Проводится кружок один раз в неделю (во второй половине дня, продолжительностью по 8-15 минут), 36 занятий в год.

Формы организации образовательной деятельности - занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.

5. Методическое обеспечение:

- пазлы, мячики;

- шнуровки, мозаика, прищепки, счётные палочки, крупы, мелкие игрушки;

- фигурки пальчикового театра;

- картотека пальчиковых игр;

- цветная и белая бумага;

6. Ожидаемые результаты:

Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети

должны знать:

·         названия пальцев рук, их очередность

·          небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту

должны уметь:

·         управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности

·         согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр

·         выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.

·         у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

 

7. Перспективное планирование

Сентябрь

1 неделя

Пальчиковая игра "Это я"

2 неделя

Пальчиковая игра "Вышли пальчики гулять"

3 неделя

Пальчиковая игра "Моя семья"

4 неделя

Пальчиковая игра "Ёжик"

 Октябрь

1 неделя

Игра «Осенние листья» (бумага)

2 неделя

Пальчиковая игра "Замок"

3 неделя

Пальчиковая игра "Дождик"

4 неделя

Пальчиковая игра "Мы топали"

Ноябрь 

1 неделя

Массаж «Медведь»

2 неделя

Пальчиковая игра "Пальчики здороваются"

3 неделя

Пальчиковая игра "Человечек"

4 неделя

Пальчиковая игра "Пальчики в лесу"

Декабрь

1 неделя

Пальчиковая игра "Барабанчики"

2 неделя

Пальчиковая игра "Лапки - Царапки"

3 неделя

Пальчиковая игра "Белка"

4 неделя

Пальчиковая игра "Ёлочка"

Январь

1неделя

Массаж «Мячик»

Пальчиковая игра по выбору воспитателя (повторение)

2 неделя

Игра «Домик» (счётные палочки)

3 неделя

Игра «Бумажные снежки» (бумага)

4 неделя

Игры с прищепками

Февраль

1 неделя

Игра «Разборные картинки» (крупные пазлы)

2 неделя

Пальчиковая игра "Пальчики здороваются"

3 неделя

Пальчиковая игра "Повстречались"

4 неделя

Игра «Мозаика» (мозаика с крупными деталями)

Март

1 неделя

Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

2 неделя

Пальчиковая гимнастика "Помощник"

3 неделя

Пальчиковая гимнастика "Белочка"

4 неделя

Пальчиковая гимнастика "Кошки- мышки"

Апрель

1 неделя

Пальчиковые игры: "Радуются солнышку"

2 неделя

Пальчиковая гимнастика "Птички"

3 неделя

Пальчиковая гимнастика "Транспорт"  

4 неделя

Пальчиковая гимнастика "Волшебные пальчики"

Май

1неделя

Игры с прищепками

2, 3 недели

Пальчиковые игры: повторение (по выбору воспитателя)

4 неделя

Игра «Забавные шнурки» (плоские игрушки-шнуровки)

8. Список источников

1. Янушко Е. А. "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста".   Москва МОЗАИКА - СИНТЕЗ 2009

2. Крупенчик О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПб. : издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.

3. Мальцева И. В. Пальчиковые игры для детей. От 3 до 7 лет. / И. В. Мальцева - М. : Азбука-классика, 2010. - 117 с.

4. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников» Т. Б. Полянская Санкт – Петербург ДЕТСТВО – ПРЕСС 2011г.

5. Интернет ресурсы.

 

 

Пальчиковые игры

Сентябрь

«Это Я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос. Вот, вот.

Это рот. Вот, вот.

Там спинка. Вот, вот.

Тут живот. Вот, вот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох, устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

"Вышли пальчики гулять"

Раз, два, три, четыре, пять

поочерёдно разогните пальцы, начиная с большого

Вышли пальчики гулять.

пошевелите пальцами

Раз, два, три, четыре, пять

поочерёдно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца

В домик спрятались опять.

«Моя семья»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

"Ёжик"

Покажите малышам, как изобразить ёжика, собрав пальцы рук в замок.

Ёжик маленький замёрз,

прижмите пальцы - ёжик убрал иголки

И в клубок свернулся.

Солнце ёжика согрело

выпрямите пальцы - ёжик показал колючки

Ёжик развернулся.

Октябрь

Игра «Осенние листья» (бумага)

Раздайте детям листы бумаги и предложите сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Покажите малышам как это делается, затем пусть они попробуют самостоятельно сделать листочки.

Когда листочки будут готовы, организуйте игру «Осенние листья». Покажите детям, как листья падают с деревьев и кружатся на ветру. Затем вместе с детьми соберите листья в кучки.

По окончании игры попросите детей помочь вам убрать листочки.

"Замок"

На двери висит замок

соедините пальцы рук в "замок"

Кто открыть его бы смог?

Мы замочком постучали,

постучите по столу сомкнутыми в замок руками

Мы замочек повертели

круговые движения сомкнутыми руками

Мы замочек покрутили...

сначала покрутите сцепленными в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны

И открыли!

расцепите пальцы

"Дождик"

Раз, два, три, четыре, пять

поочерёдно разогните пальцы, начиная с большого

Дождь на улице опять

указательным пальчиком дети постукивают по ладошке

Раз, два, три, четыре, пять

указательным и большим пальчиками другой руки, дети трогают подушечки пальчиков начиная с большого

Пальчики идут гулять

пошевелите пальцами

Раз, два, три, четыре, пять

поочерёдно сожмите пальцы в кулак, начиная с мизинца

В домик спрятались опять.

пальчики сжимают в кулачок

"Мы топали"

Мы топали, мы топали,

До тополя дотопали.

И ножки все оттопали!

Слушая стихотворение, дети поочерёдно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам)

Ноябрь

Массаж «Медведь»

Массаж подушечек пальцев. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.

Шёл медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.

«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-

Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.

«Пальчики здороваются»

Утром встали пальчики - маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались,

Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

 "Человечек"

Предложить малышам поиграть.

- Посмотрите, какой у меня человечек.

Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол.

- Человечек пошёл погулять.

Покажите, как шагает человечек.

Топ-топ-топ - топают ножки.

Человечек идёт по дорожке.

"Пальчики в лесу"

Раз, два, три, четыре, пять

поочерёдно разогните пальцы, начиная с большого

Вышли пальчики гулять.

пошевелите пальцами

Этот пальчик в лес пошёл,

разгибаем мизинчик

Этот пальчик гриб нашёл,

разгибаем безымянный пальчик

Этот резал,

разгибаем средний пальчик

Этот ел,

разгибаем указательный пальчик

Ну, а этот лишь глядел,

разгибаем большой пальчик, и щекочет ладошку

Декабрь

"Барабанчики"

Положите руки на стол и покажите детям, как можно барабанить по столу прямыми указательными пальцами или одновременно всеми пальцами обеих рук

Вот палочки-пальчики

Гремят барабанчики!

Можно устроить соревнования на самый громкий барабан, предложить детям барабанить медленно или быстро. громко или тихо, повторять простые ритмы.

"Лапки-царапки"

Кошечка Мурка,

Серенькая шкурка.

Мягкие лапки,

дети кладут руки на стол и сжимают их в кулачки

А в лапках - цап-царапки

дети выпрямляют пальцы, в шутку царапаются

«Белка»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка,

дети соединяют кончики пальцев, делают «ёлочку»

Шишечки,

показывают кулачки

Иголочки,

соединяют указательные пальцы

Шарики,

пальцы сжимают в кулачки

Фонарики,

показывают «фонарики»

Зайчики,

показывают «ушки зайца»

И свечки,

прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звёзды,

прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки   ставят средний и указательный пальцы на колени.

Январь

"Мячик"

Катаем мячик между ладоней:

Покатаю я в руках

Мячик мой хороший.

Чтоб всегда здоровым быть,

Ловким и весёлым.

Игра «Домик»

(счётные палочки, листы картона с нарисованными фигурками зайца и лисы)

Покажите детям изображения зайца и лисы: «Жили-были в лесу лиса и заяц. Лиса хотела поймать зайца, а он всегда от неё убегал. Однажды заболела у зайца лапка, а лиса тут как тут. Испугался заяц, что не сможет с больной лапкой убежать от лисы. Давайте детки поможем зайчику и сделаем для него домик!»

Покажите детям, как выложить домик из палочек так, чтобы заяц оказался внутри, а лиса снаружи. Затем предложите малышам самостоятельно сделать домик для зайца.

Обыграйте результат: «Спрятался зайчик в домике. Лиса походила, походила и ушла».

Игра «Бумажные снежки»

(бумага)

Разложите листы бумаги на полу и предложите детям поиграть в снежки.

«Дети, какое сейчас время года? Зима. Так хочется поиграть в снежки! Давайте сделаем снежки не из холодного снега, а из бумаги, и поиграем!»

Дети берут бумагу, сжимают её в комок и «играют» в снежки.

Игры с прищепками

Дети берут заготовки из картона и с помощью прищепок делают солнцу – лучики, ёжику  - иголки, зайчику – ушки и т.п. При этом можно приговаривать различные стишки, потешки…

«Зайка»

У меня есть заинька –

Зайчик очень маленький.

На его макушке –

Длинненькие ушки.

«Ёжик»

Ёжик маленький замёрз

И в клубок свернулся.

Солнце ёжика согрело.

Ёжик развернулся.

«Солнышко»

Солнышко, скорей взойди,

И лучи свои пришли.

Чтоб они землю обогрели,

Нас теплом своим согрели.

Февраль

Игра «Разборные картинки»

(пазлы крупного размера)

Предложить детям сложить красивую картинку и посмотреть, что на ней нарисовано.

«Посмотрите, наша красивая картинка сломалась – рассыпалась на отдельные кусочки… Давайте её соберём и посмотрим. Что на ней нарисовано!»

«Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде —

Дома и на улице.

Даже «здравствуй! » говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

«Повстречались»

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка:

«Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав».

Два жеребёнка: «Иго-го»

Два тигренка: «Р-р-р»,

Два быка: «Му-у».

Смотри, какие рога!

Игра «Мозаика»

Выложите из мозаики узор. Предложите детям разобрать его и разложить детали в коробочки, группируя их по цветам. Следите, чтобы во время работы дети брали детали двумя пальцами (большим и указательным).

Предложите детям выложить узор по образцу.

Март

«Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежат,

(поочередно загибают пальцы на правой руке)

Эта долька для стрижат,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка - кожура.

(Разводят руки.)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

(имитируют бег пальцами по столу)

«Помощник»

Посуду моет наш Антошка,

Моет вилку, чашку, ложку,

Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.

Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.

«Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной рукой затем другой рукой.

«Кошки — мышки»

Вот кулак, 

показать кулак левой руки

А вот – ладошка, 

раскрыть пальцы, ладонь вверх

На ладошку села кошка. 

пальчиками правой руки водят по ладошке левой

Села мышек посчитать,

Раз, два, три, четыре пять. 

правой рукой загибать по одному пальцу левой

Мышки очень испугались, 

вращать кулаком

В норки быстро разбежались. 

Апрель

«Радуются солнышку»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

"Птички"

Вот птички летают, машут крылышками

скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти, помашите крыльями

Приземлились птички, крылышки сложили.

соедините ладони вместе

Давайте покормим птичек - насыплем им зёрнышек!

сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими

Вот как птички зёрнышки клюют!

легонько побарабаньте по столу согнутым указательным пальцем или несколькими пальцами, сложенными щепотью

Наелись птички и улетели.

скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и опустите кисти

«Транспорт»

Будем пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Машина, вертолёт,

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

"Волшебные пальчики"

Посмотри, какие штучки

Могут делать наши ручки"

Ловко пальчики, как ножки,

Пробежались по дорожке.

указательный и средний пальцы бегут по столу

А когда устали бегать -

Захотели пообедать:

Вмиг колечками сложились,

И баранки получились.

большой и указательный пальцы соединить

После глянули в окно:

Петушок клюёт зерно.

Улыбнулись: "Ну и что же?

Мы клевать умеем тоже!"

сложите пальцы одной руки в щепоть и пошевелите ими

А потом "кря-кря" сказали -

соединить пальчики (мизинчик, безымянный, средний, указательный), дотронуться до большого пальчика

В речке уток увидали.

Удивились утки:

"Что это за шутки?!"

Наигрались, а теперь

Запереть решили дверь:

Друг за дружку зацепились

соедините пальцы рук в "замок"

И в замочек превратились.

Май

Игры с прищепками

Дети берут заготовки из картона и с помощью прищепок делают морковке – ботву, кактусу – иголки, грибочку – ножку и т.п. При этом можно приговаривать различные стишки, потешки…

Морковка

У морковки красный носик,

Сочный, вкусный,

Сладкий плод.

А зелёный, пышный хвостик

Украшает огород.

Кактус

Как – то Ёж увидел кактус.

И подумал: «Это – Ёж».

А колючий толстый кактус,

Про Ежа подумал:

«Кактус, но на Ёжика похож».

Гриб

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Игра «Забавные шнурки»

Игрушка – шнуровка должна соответствовать возрасту ребёнка и уровню его развития. При необходимости предложить помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

«Пальчик, пальчик, поиграй-ка».

Пальчиковые игры и физкульминутки собственного сочинения....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?».                      ...