Технология «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Глазычева Анастасия Александровна

«ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК ФУНДАМЕНТ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» /В.А.Сухомлинский/

В процессе создания различных построек совершенствуются восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений. Так, как дети 3-4 лет уже достаточно легко отличают кубик от кирпичика, длинную пластину от короткой они могут, построить по предложенному образцу воротца, домик из двух-трех деталей и. т. д. Но если детям предложить образец более сложной постройки, то они начинают делать грубые ошибки, а иногда вообще не могут воспроизвести её. Причина, как правило, кроется в том, что дети еще не умеют рассматривать предложенный образ. Но если им помочь, они успешно воспроизводят его. Именно неразвитое, несовершенное восприятие часто бывает причиной неудач в конструировании, задерживает его в развитии. Поэтому сенсорное воспитание  в конструктивной деятельности заключается в правильной организации обследования тех предметов, которые дети собираются построить. В качестве образца может выступать не только постройка, созданная воспитателем, но и различные предметы в натуральном виде.

Цель:

Содействовать сенсорному развитию через Лего-технологии.

 Задачи:

- формировать пространственное мышление, анализировать предмет, выделяя его характерные особенности, основные части, устанавливать связь с их назначением и строением;

- развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

- развивать мелкую и крупную моторику, ориентироваться  в пространстве;

- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Лего-конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором «Лего», как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно – игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей. Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. Лего-конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре.

Формы и методы, используемые для реализации Лего-конструирования:

1.Конструирование по модели.
2.Конструирование по условиям.
3.Конструирование по образцу.
4.Конструирование по замыслу.
5.Конструирование по теме.
6.Каркасное конструирование.
7.Конструирование по чертежам и схемам.

Методы применяемые в процессе обучения по Лего-конструированию.

Наглядный:

• Манипуляции с предметом;
• Речевое обследование предмета по образцу педагога, сверстника;

Практический:

• Метод сенсорного насыщения;
• Метод соучастия (педагог, сверстник);

Словесный:

• Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;
• Метод нетривиальных (необыденных) ситуаций, пробуждающий интерес к деятельности;
• Метод эврестических и поисковых ситуаций.

Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы выполнения.

В наборе есть фигурки людей разного пола, возраста и национальности, одетые в одежду или униформу определенной профессии. Это позволяет использовать их для множества ролевых игр. Дети объединяются в группы, самостоятельно или при помощи взрослого придумывать небольшие сюжеты, договариваются, распределяют обязанности и роли, обыгрывают, манипулируя персонажами. Сюжетно-ролевые игры, помогают войти в мир социального опыта.

Благодаря разнообразию деталей конструктора и фигурок дети могут создавать и разыгрывать свои любимые сказки и истории про пиратов, ведьм и волшебников, королей и королев, русалок и водяных, а также множество других персонажей. У детей развивается фантазия, воображение и умение подражать.

Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми: активно вступать в диалог, задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

Играя с конструктором Лего, обучающиеся имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование.

Процесс овладения приемами Лего-конструирования и развитие творчества, осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, образовательной деятельности, совместная деятельность в ходе режимных моментов. Непрерывно-образовательная деятельность организуется интегрировано, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей предполагают проведение индивидуальной работы с детьми, досугов (развлечений).

Трудности внедрения Лего-технологий:

  • Малое количество Лего- конструкторов.
  • Недостаточное количество методического и дидактического материала по работе с Лего-конструктором.

Методические рекомендации для педагогов по организации работы с Лего-конструктором.

1. Темы НОД согласовывать с тематикой  календарного плана.  
2.Организовывать НОД  по конструированию: по примеру, по карточкам с моделями, по собственному желанию, работа с конструктором больших размеров,   по инструкции, моделирование материалы проектов по рисунку или иллюстрацией; 
3.Использовать  Лего-конструктор с детьми, которым трудно находить друзей для игры, активным и застенчивым; 
4 .Использовать  Лего-конструктор, для самостоятельных игр, с целью самостоятельного придумывания и разыгрывание различных событий ;
5.Организовывать конструктивную деятельность по подгруппам (не более 6 человек); 
6.Учитывать индивидуальные особенности детей; 
7.Не давать детям все детали набора, поскольку дети могут потратить много времени для поиска мелких деталей; 
8.Используйте сюрпризные моменты и яркую наглядность в начале НОД для повышения активности; 
9. Используйте построенные модели в дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх и поощряйте к этому детей; 
10.Организуйте выставки детских работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конструктор "лего" в моей жизни1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конструктор ЛЕГО в моей жизни

Слайд 2

Есть утверждение, что все гениальное просто. Все маленькие дети любят собирать из кубиков башенки, строить из нескольких деталей разные фигурки в соответствии со своей фантазией. Сегодня есть для этого развивающие конструкторы компании « Лего ». Лего является самым продаваемым конструктором на планете. В переводе с датского Лего означает «Играй с удовольствием». Актуальность и причина выбора темы

Слайд 3

История создания конструктора ЛЕГО С 1932г. ведет свою историю конструктор ЛЕГО Основатель компании ЛЕГО Оле Кирк Кристиансен Оле Кирк Кристиансен (столяр по профессии) сначала изготавливал домашнюю утварь, а затем ради своих детей стал делать деревянные игрушки (уточки, автобусы, поезда и т.д.)

Слайд 4

История создания конструктора ЛЕГО Вот первые деревянные кубики компании ЛЕГО В 1947г. Компания разработала первые пластиковые кубики, являющиеся предшественниками современных кубиков ЛЕГО

Слайд 5

Производство ЛЕГО достигает объема 706 млн. элементов в год.

Слайд 6

Разновидности коллекций и наборов ЛЕГО конструктора. Они насчитывают более 50 коллекций, включающих в себя сотни наборов. Вот некоторые из них.

Слайд 7

Увлекательный процесс конструирования

Слайд 8

Впечатления от работы с ЛЕГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Игры, направленные на сенсорное развитие"

В презентации педагоги детского сада смогут освежить свои знания о сенсорном развитии детей дошкольного возраста. Мы, педагоги, знаем, насколько важно сенсорное воспитание на протяжении всего дошкольн...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (в том числе развитие мелкой моторики как части сенсорного развития)

В консультации рассмотрены теоретические аспекты проблемы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, его важность для последующего развития познавательных процессов у детей. Отдельно подчеркива...

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Задачи сенсорного развития детей в детском саду.

В статье рассматривается значение сенсорного развития дошкольников и его задачи для разных возрастов....

«Возможности использования лего- конструирования для обогащения математических представлений у детей дошкольного возраста»

 В настоящее время актуальна проблема, с помощью чего помочь детям дошкольного возраста овладеть первичными математическими представлениями и суметь использовать их в жизни.чтобы ребенку с...

Консультация для родителей дошкольников на тему: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Понятия «сенсорика», сенсорное развитие".

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте — это неоценимый вклад в общее развитие ребенка. Этот возраст самый благоприятный для улучшения работы органов чувств и увеличения понятий о мире окружаю...