Книжка -малышка.
методическая разработка (младшая группа)

Костенко Елена Сергеевна

Дидактическое пособие изготовленно своими руками для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Я начала свою работу по развитию мелкой моторики у детей и поставила перед собой цель:

  1.  Положительно  воздействовать на внутренние органы детей через массаж руки ребёнка.

 2. Стимулировать мыслительные функций   речи.

3. Давать детям заряд положительных эмоций  через веселое общение с  воспитателем.

4. Готовить руку ребёнка к письму. 

5. Формирование устойчивого интереса, выработка  графических навыков;

6. Развитие творческих умений (художественных, изобразительных, речевых, графических…);

7. Развитие умственной деятельности;

8. Воспитание нравственно-волевых качеств;

9. Совершение практической деятельности.

Пока ребенок маленький, и не может самостоятельно выполнять различные упражнения, мы должны ему помочь, например, в процессе игры с книжкой – малышкой. Для лучшего воздействия в игру вставлены элементы позволяющие ребенку самостоятельно познавать и учиться закрывать открывать молнию, пуговицы, шнуровать ботики, пробовать заклепывать клёпки, защелки, самостоятельно находить картинки спрятанные в «окошках» и т.д.

Исходя из этого, реализовывала следующие задачи:

  1. Знакомить детей с такими понятиями, как
  • форма,
  • цвет,
  • размер. 
  1. Развивать:
  • Сенсорномоторную координацию.
  • Мелкую моторику кисти рук и пальцев.
  • Точность и координацию движений рук и глаз.
  • Гибкость рук.
  • Ритмичность.
  • Творческие способности.
  • Развивать словарный запас
  1. Способствовать:
  • Развитию речи у детей.
  1. Совершенствовать:
  • Движение рук, развивая психические процессы.
  • Зрительное и слуховое восприятие.
  • Произвольное внимание, память.
  • Умение действовать по словесным инструкциям.
  • Умение самостоятельно (под контролем взрослого) продолжать выполнение поставленной задачи.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  Развивающая книга  для детей – это многофункциональное дидактическое пособие, предназначенное для совместной игры взрослого и ребенка, выполненное в виде книги, на которой присутствуют разнообразные сочетания игровых элементов. Каждый из таких элементов направлен на развитие мелкой моторики, сенсомоторной координации, логики, тактильных ощущений ребенка,  развития речи, координации зрительных анализаторов, ориентирования в пространстве, познавательного развития и способствует формированию элементарных знаний об окружающем мире и развитии речи.

  Книжка-малышка сделана из ткани и разных дополнительных материалов: пуговиц в виде божьих коровок, капелек, разноцветных кружочков; липучек, шнуровок, застежек – молний, кнопок, зажимов, карабинчиков.

  В основу книги легли тканевые страницы. На каждой страничке имеется окошко, за которым, прячутся различные предметы: животные, овощи и фрукты. Все они выполнены в различных техниках: вышивка, аппликация из  ткани.

  В процессе изготовления книжки- малышки можно реализовать следующие задачи:

- развитие связной речи (где ребенок проговаривает, что он делает и как);

- совершенствование уровня накопленных практических навыков, через продуктивную деятельность;

- развитие мелкой моторики рук;

- проявление интереса в ходе игр с книжкой – малышкой;

- продолжение воспитания дружеских взаимоотношений , умений работать в паре;

- воспитание эстетического вкуса.

  Такие книжки – малышки, являются отличным дидактическим пособием для дошкольников. Детям эта книжка очень нравится, и они часто играют с ней.

  Мелкая моторика рук – движение и действия кистями и пальцами.

  Тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывают положительное влияние на развитие активной речи ребенка.

             Это необходимо использовать при работе с детьми.

  Для чего нужно развивать точность движения пальцев рук (мелкую моторику)?

  Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук- один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

  Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень  развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь.

                                                Актуальность темы.

  Отставание в развитии мелкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции с различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых форм игровой деятельности.

  Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости.

  Цели:

1.Положительно воздействовать на внутренние органы детей через массаж руки ребёнка.

2. Стимулировать мыслительные функции речи.

3. Давать детям заряд положительных эмоций, через веселое общение с воспитателем.

4.Готовить руку к письму.

5. Формировать устойчивый интерес, выработку графических навыков.

6. Развитие творческих умений (художественных, изобразительных, речевых, графических).

7. Развитие умственной деятельности.

8. Воспитание нравственно – волевых качеств.

9. Совершенствование практической деятельности.

   Задачи:

  1. Знакомить детей с такими понятиями как- форма, цвет, размер.
  2. Развивать: сенсорно – моторную координацию, мелкую моторику кисти рук и пальцев, точность и координацию движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность, творческие способности, развивать словарный запас.
  3. Способствовать развитию речи у детей.
  4. Совершенствовать: движение рук, развивать психические процессы;

Зрительное и слуховое восприятие; произвольное внимание и память; умение действовать по словесным инструкциям; умение самостоятельно (под контролем взрослого) продолжать выполнение поставленной задачи.

    Прогнозируемые результаты:

  1. Развитие у детей мелкой моторики пальцев рук.
  2. Формирование навыков ручных действий.
  3. Развитие самостоятельности и уверенности в себе.
  4. Стимулирование процесса речевого и умственного развития.
  5. Развитие внимания, памяти, мышления и воображения.

    Спектр целей дидактической игры:

-обучающие: формирование определенных умений и навыков, расширение кругозора, познавательная деятельность.

- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления. Умение сравнивать, сопоставлять, воображение, фантазии.

   Роль дидактических игр в развитии речи дошкольника.

1.Пополнение и активизация словаря.

2. Формирование правильного звукопроизношения.

3. Развитие связной речи.

Благодаря использованию книжки – малышки с дидактическими играми процесс обучения происходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

     Средства развития мелкой моторики:

- Пластилин.

- Бумага.

- Крупа, бусы, пуговицы.

- Природный материал.

- Нитки, тесьма, веревки, шнурки, ткани.

- Куклы.

- Песок.

- Вода.

- Карандаши, счетные палочки.

      Игры со шнуровкой

Цели: 

1.Положительно воздействовать на внутренние органы детей через массаж руки ребёнка.

2. Стимулировать мыслительные функции речи.

3. Давать детям заряд положительных эмоций, через веселое общение с воспитателем.

4.Готовить руку к письму.

5. Формировать устойчивый интерес, выработку графических навыков.

6. Развитие творческих умений (художественных, изобразительных, речевых, графических).

7. Развитие умственной деятельности.

8. Воспитание нравственно – волевых качеств.

9. Совершенствование практической деятельности

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук, что напрямую связано с развитием речи.

Развивать координацию движений рук. Готовить руку к письму.

Развивать усидчивость, настойчивость и терпение.

Помогать раскрыть в ребёнке творческие способности.

Кроме этого, с помощью шнуровки можно обучить ребёнка счёту, развить умственные способности, логику, познакомить с новыми понятиями.

  Игры с пуговицами, застежками, кнопками, зажимами.

Цели: 

1.Положительно воздействовать на внутренние органы детей через массаж руки ребёнка.

2. Стимулировать мыслительные функции речи.

3. Давать детям заряд положительных эмоций, через веселое общение с воспитателем.

4.Готовить руку к письму.

5. Формировать устойчивый интерес, выработку графических навыков.

6. Развитие творческих умений (художественных, изобразительных, речевых, графических).

7. Развитие умственной деятельности.

8. Воспитание нравственно – волевых качеств.

9. Совершенствование практической деятельности

Задачи:

 Развивать:  логику и мышление.

Зрительно – моторную координацию.

Математическое мышление (ребёнок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать).

Уметь ориентироваться в пространстве.

Эмоциональное и творческое развитие.

Уметь манипулировать с мелкими предметами (перетирание пуговиц между ладонями, пересыпание из ладошки в ладошку, тактильное восприятие).

Упражнение для развития мелкой моторики рук с пуговицами и шнурком. 

Цели:

-обучающие: формирование определенных умений и навыков,

расширение кругозора, познавательная деятельность.

 - развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления.

  -умение   сравнивать, сопоставлять, воображать, фантазировать.

Задачи:

 Развивать:  логику и мышление.

Зрительно – моторную координацию

Оборудование: книга, содержащая дидактические страницы.
Количество участников: 1 ребёнок.

Правила игры:

Педагог предлагает ребёнку самостоятельно открыть книгу, развязав ленточки. Ребёнок перелистывает страницы, выполняет задания педагога, а впоследствии действует самостоятельно. Педагог просит ребёнка обвести пришитые пуговицы шнурком, обвести линию пальчиком, называть цвет пуговиц.

Дидактическая игра–шнуровка «Косичка–бант»

Оборудование: книга, содержащая дидактические страницы.
Количество участников: 1 ребёнок.

Цели:

-обучающие: формирование определенных умений и навыков, 

расширение кругозора, познавательная деятельность.

- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления.

 -умение   сравнивать, сопоставлять, воображать, фантазировать.

Задачи: 

Развивать:  логику и мышление.

Зрительно – моторную координацию

Эмоциональное и творческое развитие.

Правила игры:

Педагог предлагает ребёнку самостоятельно открыть книгу, развязав ленточки. Ребёнок перелистывает страницы, выполняет задания педагога, а впоследствии действует самостоятельно. Педагог просит самостоятельно расшнуровать, а потом зашнуровать странички в книге, и выполнить задания со страницами, в которых есть шнурок.
Шнуровка – шнурки, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева» . Формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); с помощью такого обучения подводим детей к умению шнуровать обувь (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуем развитию речи; развитию творческих способностей; развиваем усидчивость.

 

Дидактическая игра «Функциональные застежки».

Оборудование: книга, содержащая дидактические страницы.

Количество участников: 1 ребёнок.

Цели:

-обучающие: формирование определенных умений и навыков,

расширение кругозора, познавательная деятельность.

 - развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления.

 -умение   сравнивать, сопоставлять, воображать, фантазировать.

Задачи:

 Развивать:  логику и мышление.

Зрительно – моторную координацию

Правила игры:

Педагог предлагает ребёнку самостоятельно открыть книгу, развязав ленточки. Ребёнок перелистывает страницы, выполняет задания педагога, а впоследствии действует самостоятельно. Педагог советуем начинать с расстегивания пуговиц, кнопок, молний и крючков. Навыки очень полезны для развития навыков самообслуживания. Такую работу можно проводить как в ситуациях обучения самообслуживанию, когда малыша учат раздеваться и одеваться, так и в игре, используя специальное дидактическое панно.

Дидактическая игра «Что спряталось внутри…»

Оборудование: книга, содержащая дидактические страницы.
Количество участников: 1 ребёнок.

Цели:

-обучающие: формирование определенных умений и навыков,

расширение кругозора, познавательная деятельность.

 - развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления.

  -умение   сравнивать, сопоставлять, воображать, фантазировать.

Задачи:

 Развивать:  логику и мышление.

Зрительно – моторную координацию

Математическое мышление (ребёнок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать).

Эмоциональное и творческое развитие.

Уметь манипулировать с мелкими предметами (перетирание пуговиц между ладонями, пересыпание из ладошки в ладошку, тактильное восприятие).

Правила игры:
Педагог предлагает ребёнку самостоятельно открыть книгу, развязав ленточки. Ребёнок перелистывает страницы, выполняет задания педагога, а впоследствии действует самостоятельно. Педагог просит назвать цвет, форму, размер предметов и их назвать; застегнуть и расстегнуть различные виды застёжек; побуждает включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно эстетическое развитие Изготовление книжки малышки по подгруппам: «Книжка –малышка в подарок младшим детишкам» (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    «Черлакский детский сад № 7 »Художественно эстетическое развитиеИзготовление книжки малышки по подгруппам:«Книжка –малыш...

«Книжка-малышка, книжка про мышку»

laquo;Читайте детям книги, а не нотации»  ...

Совместный проект с родителями «Создание книжки-малышки» (средняя группа) Проект: «создание книжки-малышки»

Способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы.• Воспитывать умение слушать и понимать произведения разных жанров, выражать эмоции.• Развивать элемент...

Мастер-класса с родителями по изготовлению книжки-малышки в группе раннего возраста «Умные книжки – умным малышкам».

Цель: актуализировать роль книги в жизни детей раннего возраста;             привлечь внимание и заинтересованность родителей к жизни детей      ...

Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки "Руки в книжки"

Цель мастер-класса: познакомить родителей и детей с новым способом изготовления книжки-малышки...