В помощь молодым воспитателям: Современная семья.Какая она?
консультация

Синебрюхова Галина Владимировна

Учет психологических знаний  не только о детях, но и их родителей, знаний о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного возраста, социального положения помогает воспитателю, специалистам ДОУ предотвращать фрустрацию (переживание, связанное с неудачей, когда невозможно осуществить желаемое и трудно отказаться от него), трудности взаимодействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современная семья. Какая она?

Психологическая характеристика   возрастных особенностей родителей

Исследования показывают, что родителями дошкольников бывают люди самых разных возрастов. Наибольшая группа состоит из молодых людей до 30 лет, однако, и 35—40-летние родители тоже не редкость. Учет психологических знаний о возрастных особенностях не только детей, но и их родителей, знаний о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного возраста помогает воспитателю, специалистам ДОУ предотвращать фрустрацию (переживание, связанное с неудачей, когда невозможно осуществить желаемое и трудно отказаться от него), трудности взаимодействия.

Психологическая особенность поздней юности (возраст 18— 25 лет) — осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие, может возникать внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества, обычно трудно  переносимого. Кстати, это одна из причин ранних браков: иллюзия, что любимый человек спасет от этого одиночества; на самом деле непрожитое одиночество, с которым человек не научился справляться, «выстрелит» в него самого же на более поздних стадиях развития, а заодно отрекошетит в ребенка и партнера по браку.

Равновесие внутреннего мира в эти годы нарушается необходимостью самоопределения: многие молодые родители учатся, решают проблему трудоустройства, находятся в поиске своего места в жизни. В период ранней молодости люди стремятся доказать себе и другим, что они  уже способны к самостоятельным решениям и взрослой жизни. Это стремление необходимо активно и своевременно поддержать. Позднее формировать жизненную смелость и независимость намного труднее. Самостоятельные решения молодые люди учатся принимать быстрее, если на первых порах принимают их вместе со взрослыми и делят  ответственность за результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственность за решение целиком ложится на них или когда всякая ответственность с них снимается.

Еще одна проблема — удлинение периода детства: нередко молодые люди поздно вступают на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. Чувство обладания благами, не заработанными самостоятельно, а полученными от родителей, может породить лень, может породить инфантилизм и иждивенчество, не возникает необходимости развивать у себя целеустремленность и силу воли. Отсутствие этих качеств неблагополучно сказывается на родительской роли, примерить которую на себя вынуждены молодые люди, (по незнанию противозачаточных мер; из стремления быть взрослым; из стремления удержать партнера и по другим неуважительным и уважительным причинам).

Центральный психологический момент в ранней зрелости (25— 30 лет) — установление интимности, близких личных связей с другим человеком: поиск партнера, заключение брака, создание семьи, рождение и воспитание ребенка. Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиваться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в целом мире он не может положиться, кроме себя. Проблемы неполных семей могут быть связаны именно с трудностями решения жизненных задач в этом возрасте. Родитель, один воспитывающий ребенка (чаще мама), может быть очень тревожным, беспокойным, неровным и непоследовательным в воспитании ребенка, а также в общении с окружающими. Другая крайность — попустительство и безразличие к малышу из-за полной загруженности экономическими и бытовыми, личными  проблемами, накопившихся усталости и отчаяния.

Возраст 35—45 лет (средняя зрелость) — время переоценки целей и притязаний юности. В эти годы родители часто испытывают кризис середины жизни, который ощущается как внезапное осознание, что полжизни уже прожито. Оно соединяется с вопросами что достигнуто и что в действительности означает жизнь. В этот момент своей жизни человек нередко начинает отдавать себе отчет в том, что он не достиг целей, поставленных когда-то перед собой, и, вероятно, никогда их не достигнет (и даже если он их достиг все равно может испытывать разочарование). Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, поставленными в молодости целями и действительностью. Поскольку мечты часто нереальны, оценка достигнутого может оказаться окрашенной негативно. Тогда человек склонен мрачно смотреть на жизнь и считать, что «уже поздно что-либо менять» «и уже не успеть» Внутренняя драма обязательно сказывается на отношении к близким, дети часто беззащитны перед неблагополучным родителем. Некоторые родители, в стремлении успеть» и начать жизнь с нового листа, пробуют развестись и создать новую семью. В эпицентре развода оказывается ребенок, для которого развод по масштабам горя взрослого сравним разве что с началом войны, когда рушится мир.

Центральная тема средней зрелости — желание повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. Для большинства людей это самый продуктивный период жизни: люди поглощены работой. Такое стремление быть полезным и продуктивным определяет способность оглянуться вокруг, заинтересоваться другими людьми, что в свою очередь делает человека счастливым. Другим проявлением может стать чрезмерная нагрузка на ребенка, которого родители стремятся всему научить, развить, его готовят к той самой жизни, которой не удалось пожить самому («я всегда хотел рисовать, но меня не водили в художественную школу, мой ребенок это получит»), стремятся, чтобы ребенок реализовал их собственные мечты, воплотил их в своей жизни. Потерпевший на этой стадии неудачу имеет тенденцию оказаться поглощенным только самим собой. В этом возрасте человек формулирует свою точку зрения о внешнем мире, его будущем и о своем участии в нем. Осознав и оценив реальное положение вещей, наметив с учетом этого новые цели или скорректировав старые, человек, подходящий к себе доброжелательно и здраво, благополучно преодолевает это время и с новыми планами вступает на следующую стадию своей жизни.

Весь период взрослости — это освоение экзистенциальных социальных ролей — роли Матери и Отца. Потребности детей словно «включают» пол родителей. Только женщина может кормить грудью малыша, только мужчина может дать ребенку образец мужского поведения. Мать и отец выступают по отношению к ребенку как Женщина и как Мужчина, реализуя свою сущность. Достаточно хорошая мать — это мать, уделяющая ребенку достаточно много внимания (полная самоотдача, а не притворство, игра). Отцовское присутствие «на сцене», как полагают исследователи, важно время от времени. Важнее не сколько он остается на сцене, а что делает в свой «выход». Поэтому занятость родителей часто оказывается ни при чем. Часто она — отговорка, выражение психологической беспомощности, бессознательного желания переложить ответственность за воспитание ребенка друг на друга, на бабушку, на детский сад, школу. В этом смысле задача ДОУ: вернуть родителей собственным семьям, научить их быть родителями своим детям.

Особенности современной семьи

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставятся как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

Рассмотрим черты, присущие современной семье.

1. Соматическая, в том числе и мозговая организация поведения человека в современных условиях изменилась, а значит, развитие ребенка проходит иначе. Современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5— 10 лет назад. Но сложность заключается еще в том, что социальные требования, предъявляемые ребенку, остались неизменными, то есть обращенными к прошлому поколению, со специфической ему мозговой организацией психических процессов. По данным главного специалиста по медико-социальной экспертизе детей Минздрава России: профессора Балевой Л.С., почти 40% новорожденных страдают различными заболеваниями. С 1992 по 2001 год в России постепенно увеличивается число больных новорожденных. До начала девяностых годов их было 25%. Все чаще стали появляться дети с пороками развития, затрагивающими несколько органов и систем. Растет число новорожденных с аномалиями центральной нервной системы.

В последнее время наметилась угрожающая тенденция роста нарушений у совсем маленьких детей — до трех лет. Различные психические расстройства в той или иной форме выявляются у 66% юных россиян. Данные статистики свидетельствуют, что сегодня каждый четвертый ребенок в начальной школе имеет дефект речи, более 65% младших школьников страдают различными отклонениями в физическом и психическом развитии, что сильно влияет на весь процесс последующего развития ребенка и тесно связано с показателями личностного развития. Рождение ребенка с проблемами развития изменяет жизненные перспективы, а иногда структуру семьи и оказывает длительное неблагоприятное воздействие на ее членов (на мать в значительной степени). По мнению врачей, когда болен ребенок, отношение родителя к миру меняется (пусть даже и на непродолжительное время). Помощь такой семье, по мнению психологов, заключается в получении родителями объективной информации об особенностях их ребенка. Непонимание одним или обоими родителями объективного статуса психического развития их ребенка, несогласие с решениями специалистов в оценке его медицинского и психологического статуса нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций как внутри семьи, так и во взаимодействии со специалистами.

2. Современные данные свидетельствуют о том, что в воспитании ребенка отнюдь не всегда выручает материнский инстинкт — особым образом сформированная установка, которая закладывается в детстве. Если научения образцу материнского поведения у девочки в детстве не происходит, мы получаем то, что называют «депривированным» материнством ,проявляющимся не только в индивидуальных стилях поведения, но и находящим отражение в социальных   процессах (рост числа домов малютки, беспризорных детей и т.п.). Мама со «спящим» инстинктом материнства — это, как правило, неласковая и не понимающая своего ребенка женщина. Возможно, ей проще откупиться от ребенка, потому что психологическую, душевную близость она не умеет создавать. Возникает феномен социального сиротства.

Материнство имеет свои особенности. С эволюционной точки зрения — это вариант родительской сферы поведения, присущий женскому полу и приобретающий самостоятельную функцию, специфику в виде охраны, заботы, выхаживания, воспитания ребенка; обеспечения со стороны матери адекватной заботы о потомстве. Формирование такой способности и способов удовлетворения этой потребности в онтогенезе проходит сложный путь. Современные исследования выделяют несколько этапов становления материнства:

  • первый — отношения ребенка (девочки) с собственной матерью, начиная с раннего детства. В этот период формируется понимание сути детско-родительского взаимодействия;
  • второй — игровой, или этап общения со сверстниками (игры в семью, когда проигрываются отдельные компоненты родительского поведения);
  • третий — подражание. Реальное участие в отношении к живому ребенку; наблюдение за поведением взрослого и ребенка, анализ характера этих отношений;
  • четвертый — реальное взаимодействие с собственным ребенком (включает подэтапы: беременность, постнатальный период и др.).

Депривированное материнство реализуется (по крайней мере, на некоторых этапах) в условиях невозможности полноценной эмоциональной связи с ребенком. Оно обнаруживает себя в самых разных вариантах, например: нездоровье матери, психологическая неготовность к материнству, негативный опыт матери во взаимоотношениях с собственными родителями, личностные особенности и др.

Дети гневливы, капризны, агрессивны, гиперактивны, потому что «заброшены» родителями, их потребность в привязанности, близости не удовлетворена. С другой стороны, ребенок с отклонениями в развитии часто не способен «включить» мать и ее материнский инстинкт, и  не получает необходимого первотолчка. Ребенок «не цветет» довольством, значит, у матери чахнут материнские чувства, следовательно, ребенок получает от нее еще меньше эмоциональной поддержки и т.д. Впрочем, разве так уж принципиально, по чьей вине начинается порочный круг, осложнения всегда печальны.

Матери больных детей чаще связывают свои собственные переживания со здоровьем-болезнью ребенка, а не с достижениями ребенка в разных сферах жизнедеятельности. Болезнь ребенка сужает эмоциональный опыт матери, что нередко проявляется в ее стереотипах эмоционального поведения с ребенком. Помощь следует направлять и на снижение проявлений тревожности и страхов у родителей, и на формирование адекватных представлений о заболевании и своей роли в его патогенезе.

Глубина чувств между ребенком и родителями определяет все, его дальнейшее развитие. Именно эмоционально - личностное общение чаще всего страдает в  дисфункциональных семьях.

3. Рост числа разводов. Современная семья нуклеарная — это значит, состоящая из супружеской четы с детьми или одного из родителей со своими детьми, которые не состоят в браке. Нуклеарная семья развивает самостоятельность ее членов, их автономность относительно друг друга. Если этот процесс проходит корректно, то он укрепляет семейные узы. А вот недостаточная подготовленность к брачной и семейной жизни приводит к конфликтным ситуациям и увеличивает бракоразводность. Почему? Часто брак рассматривается людьми как путь достижения счастья. Но счастье в браке обеспечивает не государство, а люди как участники культурных, национальных и религиозных сообществ и партнеры по браку. Несовпадение ожиданий приводит к нежеланию сохранять брак, ибо он рассматривается сейчас не как средство выживания, а как условие счастья, обретения личного смысла жизни. Поэтому институт семьи все чаще становится неустойчивым именно по психологическим причинам.

Современная семья: социальный портрет

Детство современного ребенка проходит в обстановке радикально меняющегося общества. Изменения затронули не только политические институты (за последние  10 лет изменились границы страны, само ее название, лидеры и их цели), — они прошли через внутренний мир граждан. Известен ряд исследований, в которых установлена зависимость между новыми социально-экономическими условиями и ценностными ориентациями представите лей разных социальных групп.

Тенденция развития современной России направлена в сторону усиления социально-экономической поляризации общества. Вопрос о делении общества на социально-экономические классы является достаточно разработанным в западных странах. За рубежом уже в течение нескольких десятков лет проводятся многочисленные исследования на эту тему, в том числе и касающиеся проблем воспитания. Ученые утверждают, что социально-экономический статус семьи — важный фактор  в развитии ребенка, влияющий на интеллект, индивидуальный стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и, в конечном итоге, на индивидуальное своеобразие  человека в целом.

В нашей стране психология различных слоев и групп людей долгие годы не изучалась, что было связано как с причинами идеологического характера, так и с усредненностью  образа жизни российских граждан. В настоящее время трудности в выделении социально-экономических классов в  нашей  стране связаны, прежде всего, с такой существенной чертой современного российского общества, как нестабильность. Кроме того, трансформация социально-классовой  структуры происходит в России только в течение около 10 последних лет, и этот процесс далек от завершения, причем наблюдается внутренняя миграция от одного класса к другому. В связи со всем сказанным нельзя в точности переносить результаты зарубежных исследований, связанных с различиями в социально экономическом статусе, на наши условия. Так, например, в подавляющем большинстве передовых стран высота положения на социально-экономической лестнице напрямую зависит от уровня образования, что, как мы знаем, расходится с ситуацией в нашей стране. Тем не менее, столкнувшись с новой социальной реальностью, мы должны ее осмыслить и сделать необходимые выводы, в данном случае — применительно к влиянию определенных  социальных  изменений  в  обществе  на  положение  и  развитие  ребенка. Девство – особый  период жизни, отведенный для общей ориентации в  сложном  организационном  мире. Девство чувствительно ко  всем   изменениям,  происходящим  в  социуме. Приобщаясь   к  конкретным  людям в  конкретных  отношениях и уподобляясь им, ребенок  вырабатывает те  жизненные ориентиры, идеалы, которые  отражаются  на его представлении  самом  себе на его  представлении о будущем. Первое  место  в  иерархии  значимости  для  формирования  личности  ребенка  занимает  семья.      

Принадлежность семьи к той или ил социальной категории существенная детерминанта личности, фактор, оказывающий влияние  на личностное развитие. Мысли, чувства, переживания  ребенка  производны от жизненного мира взрослых. Однако разные люди несут в себе разные взгляды, ценности, способы  жизни, поэтому, приобщаясь к одним людям, ребенок одновременно дифференцируется от других.

Сегодня необходим индивидуальный подход в понимании личности детей,

воспитывающихся в иных социально-экономических условиях. Это важно понимать педагогам, психологам, работающим  в детских учреждения. Процесс социального расслоения общества повлек за собой дифференциацию  учебно-воспитательных заведений — от элитных до бедных. Учреждения  ориентируются на определенные  категории семей, но  программы воспитания и обучения не учитывают психологические особенности, связанные с принадлежностью воспитанников к определенным социальным условиям. Что это за особенности?

Попытаемся  описать социально-психологические портреты семей из разных классов  общества. Одним из базовых при отнесении  членов  общества к тому или иному  классу является объективный критерий, т.е. в первую очередь имущественное и доходное состояние, а также выполняемые в общественном разделении труда функции. Типичные представители этих слоев  такие:

  1. Высший слой — политики высокого уровня, бизнес - элита, хозяева крупных предприятий, представите криминального бизнеса.
  2. Средний слой — высокооплачиваемые представители рабочего класса.
  3. Низший слой — в основном работники государственных предприятий, пенсионеры, неквалифицированные рабочие.

Особого внимания заслуживает описание семей  с высоким социальным   статусом, так как именно для них характерно наиболее активное освоение новых социальных ролей.

«Деловые родители» -

Тип семьи, как правило, занимающей положение выше среднего. Принципиальным отличием такой семьи является ориентация женщины на карьеру с выраженным стремлением к экономической независимости. Находясь изначально в неравных стартовых условиях по сравнению с мужчинами, «бизнес-вумен» зачастую пользуется мужскими методами продвижения по службе. Она прагматична и расчетлива, напориста в достижении цели. Нередко такие женщины доминируют в семье, и эта ситуация характеризуется наиболее неблагополучными брачными отношениями. Дети в таких семьях, как правило, воспитываются бабушками и дедушками, причем часто живут вне семьи и (или) с гувернантками, так как у родителей не хватает времени на общение с ними.

Такой тип семьи является все более распространенным в нашем обществе. Масштабы  участия женщин  в бизнесе сегодня нарастают. К тому же 70% россиянок считают, что лучший способ стать независимой – это иметь достойную и хорошо оплачиваемую работу.

Муж – бизнесмен, способный материально обеспечить семью, а жена – домохозяйка.

Эта роль еще только осваивается российской женщиной. Однако таких семей  с высоким статусом становится все больше. Домохозяйки характеризуются выраженными зависимыми  установками в виде перекладывания на мужа заботы о собственном выживании и комфортном существовании. Такой стратегии сопутствует низкая ценность свободы в сознании и, соответственно, заниженный уровень социальных притязаний, связанных с самореализацией в профессиональной сфере. Материальные притязания, как правило, достаточно высоки. О неблагополучном эмоциональном состоянии домохозяек говорит тот факт, что именно они чаще всего являются инициаторами конфликтов в семье. Можно выделить несколько типов родительских позиций обеспеченных домохозяек по отношению к ребенку:

• занятые собою больше, чем собственными детьми, и, как правило, имеющие гувернантку;

• сконцентрировавшие всю свою энергию на заботе о ребенке, пытаясь создать ему максимально комфортные условия жизни,

• домохозяйки по призванию, для которых забота о доме и семье является приемлемым способом самореализации.

Каков же портрет муж чины — главы материально обеспеченной семьи?

Как правило, это менеджеры высшего звена и бизнесмены, владельцы собственных фирм с наемными рабочими. Большинство из них имеют высшее образование. Мужчины-бизнесмены, как показывают результаты социологических опросов, ценят возможность самореализации, карьерного роста: они честолюбивы, готовы пойти на нарушение некоторых моральных норм ради достижения успеха и материального благополучия. Сами они отмечают психологическое перенапряжение, связанное с утомительным характером труда и необходимостью удерживаться в конкурентных условиях.

Сегодня появилось такое понятие, как «комплекс богатого человека», который связан прежде всего со сложностями в общении (боязнь того, что окружающие стремятся к сближению с ним из выгоды, а не в силу его личностных качеств), а также с проблемой пресыщения: материальные блага, получаемые в большом количестве за относительно короткое время, не приносят удовлетворения, и жизнь кажется пресной. Близкие отмечают у бизнесменов ослабление контактов с семьей, повышенную нервозность и тревожность. Измученные гонкой за успехом, утратившие духовные связи, эти люди часто оказываются в состоянии стресса, который они не умеют переживать. И если на Западе отмечают прямую зависимость состояния здоровья людей от социально-экономического статуса, то в нашей стране, наоборот, в последние годы наблюдается большое количество сердечных заболеваний (в том числе инфарктов) у бизнесменов.

Дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто только на первый взгляд являются благополучными. Они живут в окружении дорогих игрушек, компьютеров. Как правило, такие семьи имеют единственного ребенка, поэтому дети часто испытывают дефицит общения со сверстниками, их воспитание и образование в большей степени, чем у других детей, носит индивидуальный характер. Некоторым детям создаются тепличные условия, отношение к ним взрослых характеризуется гиперопекой; другие — наоборот, живут в атмосфере завышенных требований: родители стремятся во всех аспектах жизни соответствовать занимаемому в обществе положению, удовлетворяя таким образом свое честолюбие за счет детей.

Что касается социальных групп, принадлежащих к нижней прослойке среднего класса и рабочему классу, то их доходы в результате экономических потерь уменьшились или остались на прежнем уровне, причем, чтобы удержаться на нем, работать им приходится более напряженно. Семьи с низким достатком более однородны. В целом, по оценкам специалистов, эти семьи психологически изменились в меньшей степени, чем те, чьи доходы значительно возросли. Так, например, представители гуманитарных профессий — учителя, врачи, психологи — чаще остаются верными своему профессиональному выбору, что связано с устойчивостью ценностных ориентаций. Однако эта категория людей характеризуется повышенным уровнем тревожности, связанным с различными нереализованными потребностями из-за отсутствия денег, нехватки времени и душевных сил для общения с детьми

О том, что наше общество переживает трудное время, говорит самочувствие россиян. По результатам опросов, 45 % населения считают себя несчастными людьми. В настоящее время исследование состояния фрустрации, которое можно понять как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребностей и желаний, приобретает социальное значение. Фрустрированность, по мнению социальных психологов, становится едва ли не основной составляющей личности в современном обществе. Очевидно, что несчастливые родители, склонные к самоотрицанию, не способны полноценно проявлять любовь к ребенку. Сегодня мы наблюдаем дефицит внимания и уважения к детям. При этом резко обострилось противоречие между потребностью ребенка во внимании и уважении и непрерывным ослаблением внимания со стороны взрослых

В России только сейчас мы приближаемся к пониманию того, что семья — важный компонент социальной экологии общества — фактор, имеющий решающее значение для его (общества) будущего. Исследования различных аспектов проявлений семьи актуальны для дальнейшего формирования демократического, открытого общества.

Литература.

  1. А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина. Работа ДОУ с семьей, стр.34, 46. Москва «Сфера»,2004 г.
  2. Современная семья: социальный портрет \ журнал «Дошкольная педагогика № 1 – 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хороводные игры в помощь молодому воспитателю

Работая, в детском саду уже больше 20 лет я заметила, что хороводные игры почти забыты. Иногда они встречаются на музыкальных занятиях и очень редко в повседневной жизни детского сада. Многие воспитат...

Консультация для воспитателей "Современная семья. Какая она?"

Данная консультация раскроет психологические характеристики возрастных особенностей современных родителей, а также особености современной семьи....

ПЛАНИРОВАНИЕ (в помощь молодым воспитателям)

Помощь в планировании для молодых педагогов. Циклограмма и табличка-шаблон планирования....

В помощь молодым воспитателям: Учимся взаимодействовать с родителями

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препя...

В помощь молодым воспитателям: Рекомендации. Как составить портфолио педагога

Даная статья поможет молодым педагогам полно составить портфолио профессиональных достижений...

В помощь молодым воспитателям: Прогулка в детском саду

Как сделать, чтобы прогулка была интересна, полезна  детям? Ответы на эти вопросы будут раскрыты в данном материале...