ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Ухова Ольга Анатольевна

Статья на тему: "Дидактическая игра как средство воспитания, обучения и развития дошкольников". Актуальность данной темы объясняется необходимостью организации эффективного взаимодействия воспитателя и ребенка в образовательной деятельности. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте-игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra_kak_sredstvo_vospitaniya.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

На сегодняшний день проблема детских игр актуальна в дошкольных учреждениях, так как в современном мире дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Поэтому необходима организация эффективного взаимодействия воспитателя и ребенка в образовательной деятельности.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра. В игре развиваются познавательные психические процессы: восприятие, память, мышление, внимание, воображение, речь; развиваются пытливость и умственные способности, умения и навыки.

 Лишение ребёнка игровой деятельности – это лишение его главного источника развития, богатства и активизации процесса познания мира. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.

 Несмотря на все условия компьютеризации игра остается важным фактором развития ребенка. В игре ребенок развивается физически, учится находить легкие пути решения трудных задач, воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Игра помогает детям познать жизнь, познать самих себя.

Дети живут тем, чем живет народ в каждую эпоху общественного развития. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослыми: ребенок-«новичок», все для него полно новизны, значения; ребенок в игре делает «открытия» того, что давно известно взрослому. В ходе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых рассказов, сказок и т.д. В игре он может быть врачом, летчиком, воспитателем – кем захочет. И это доставляет ему огромную радость. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, допускающая шире прикреплять детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

Дидактические игры интересны ребенку тем, что, играя он будет обучаться, сам того не подозревая. Ребенку малоинтересно все время слушать рассказы воспитателя.

Благодаря дидактическим играм расширяется кругозор ребенка об окружающей среде. Дидактическая игра наиболее соответствующая и доступная форма обучения для детей. Играя, ребенок добывает умения различать форму, величину, цвет предметов, изучает всевозможные движения и действия; в процессе этого они становятся наблюдательными.

В процессе воспитания детей главное предназначение лежит на воспитателе, он является примером для подражания. Воспитатель должен внятно знать решение дидактических задач, только тогда дидактические занятия придают зримый эффект. Он должен проявляя свою активность помочь им окунуться в «мир игры» и заинтересовать их.

Известный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». По его мнению, игра должна приучать человека ко всем усилиям работы. Игра без усилия и без активной деятельности – бесполезная игра. А. С. Макаренко требовал регулярно менять игры, разнообразить их. По его требованию новые игры должны быть сложными с каждым разом, интересными и познавательными.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: "Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей".

К проблеме дидактических игр, кроме А. С. Макаренко, обращались и обращаются многие квалифицированные педагоги, такие как: Е. И. Тихеева, А. П. Усова, К. Д. Ушинский, В.И. Аванесова и др.

С помощью игры многому можно научить ребенка, например, умываться, одеваться, слушаться, уважать старших, проявлять заботу младшим, осторожно пользоваться с данным материалом, действовать совместно и т.д. Они становятся сдержанными, организованными, уверенными и способными.

Самое главное направление дидактическая игра делает на воспитании нравственных качеств у детей. В играх могут понять друг друга дети независимо от национальностей и знания языка.

При проведении игровой деятельности воспитателю необходимо помнить, что нельзя переутомлять детей, надо следить за эмоциональным состоянием ребенка, чтобы ему было интересно и весело. Если игра не вызывает у ребенка радости и хорошего настроения, то он не будет узнавать что-то новое, не добьется новых результатов. Радость, которая идет от игры является наиважнейшим залогом развития детей раннего возраста и играет роль в их воспитании.

Учитывая век компьютеризации, хотелось бы, чтобы воспитатели давали возможность детям самим придумывать разные игры, чтобы они могли логически мыслить.

Игры, придуманные детьми, не плод мечтательности ребенка, а результат наблюдения окружающего. Чем старше ребенок, тем шире его опыт, круг знаний.

В ходе игры должен быть красочный наглядный материал: карточки, таблицы, игрушки и т.д.

Необходимо следить, чтобы игра не была длительной, продолжающиеся несколько дней, иначе интерес детей может пропасть. Воспитателю следует заботиться о содержании детских игр: они должны быть доступными для каждой возрастной группы. Ребенку для развития игры нужно общество детей.

Двигатель игры – взаимоотношения детей в играх. Взаимоотношения детей в играх порождают поступки. Ведь, играя, каждый ребенок всегда действует определенным образом. Ребенку нужна игрушка: он отбирает ее у соседа, он кого-то зовет играть с собой.

В процессе игры мы на каждом шагу сталкиваемся с том, что дети ссорятся или действуют дружно, поступают справедливо или лукавят. Природа ребенка непосредственно отражается в том, как он действует в играх. Отмечая значение игры для развития той или иной стороны деятельности, педагоги иногда не замечают главную сторону детской игры.

Такие важнейшие звенья детской жизни, как взаимоотношения, поступки, чувства, оказываются порой отодвинутыми на задний план, потому что игра оценивается как средство воспитания, а ее роль как формы организации детской жизни и деятельности не считается существенной. Это приводит к нежелательным явлениям в практике.

Дидактическая игра в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста занимает существенную роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения дошкольников

Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. В условиях реализации ФГОС в работе дошкольных учреждений дидактические игры занимают важное место....

Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.

Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для...

Статья на тему : "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста."

В данной статье  приведена классификация дидактических игр, дано их подробное описание :характерные особенности, дидактические задачи,правила, игровое действиеи т.д....

Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей

В данной статье приведена классификация дидактических игр...

Дидактическая игра как средство воспитания и развития дошкольников

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное зна...

Игра как средство воспитания, обучения и развития личности

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их вос...