Кружковая работа по теме: «Умелые ручки» по нетрадиционной технике аппликации с детьми старшего возраста.
материал (подготовительная группа)

Тимофеева Ксения Игоревна

Кружковая работа по теме: «Умелые ручки» по нетрадиционной технике аппликации с детьми старшего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕЧЕУЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ»

663630, Россия, Красноярский край, Канский район, с.Чечеул, пер. Новый, д.3а

т. 8 (39161) 78 – 1 – 23; E-mail: checheui-dou2013@yandex.ru

Перспективный план работы кружка

«Умелые ручки» по нетрадиционной технике аппликации

с детьми старшего возраста.

                                                                                                                            Воспитатель: Тимофеева К.И.

С. Чечеул

В настоящее время педагоги настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребуют использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости весьма актуальна, так как способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в аппликации – ножницы и кисть).

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Специфика этого вида деятельности дает детям возможность активней усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения. Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, можно создать основу для творческого самовыражения ребенка.

Творчество – очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит ее. Полученный результат эмоционально привлекателен для ребенка, поскольку ту или иную вещицу он сделал сам. После того, как ребенок своими руками начнет создавать красоту, он непременно начнет с любовью и заботой относиться к окружающему миру.

Актуальность - в настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционных видов аппликации. Это привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

Новизна - В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, изыскивает новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент можно сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, мелкую моторику пальцев рук, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности.

Цель - развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов аппликации.

Задачи:

-образовательные:

• Формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;

• Познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;

• Освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;

• Изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя;

• Усвоение правил безопасности при работе с ножницами.

-воспитательные:

• Воспитание интереса дошкольников к художественному творчеству;

• Воспитание у дошкольников таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;

• Воспитание эстетических чувств при восприятии действительности

-развивающие:

• Развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;

• Развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;

• Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения; развитие познавательной активности и познавательных интересов

Методы и приемы: наглядный, практический, словесный, метод сотворчества поисковых, игровых и творческих ситуаций.

Средства: бумага и бросовый материал, ножницы, кисточка, клей, салфетки, технические средства, ИКТ.

Аппликация — один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.

Виды аппликации как изобразительной деятельности:

1. Предметная аппликация – это изображения отдельных предметов

2. Сюжетная аппликация отображает совокупность событий, явлений, состоит из нескольких разных фигур

3. Декоративная аппликация – это преподавание орнаментальных композиций на основном материале

Нетрадиционные техники аппликации:

Обрывная аппликация

Эта техника один из видов многогранной техники аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика)

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация

Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Коллаж

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) —это техника, при которой из разных кусочков, вырезанных из журналов, фотографий, цветной бумаги и других предметов составляются композиции, картины, открытки.

Оригами

Оригами (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц. Из полученных фигурок можно делать самые различные аппликации. Данный вид творчества развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы пальцев руки, развивает логическое мышление.

Аппликация из салфеток

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

• возможность создавать шедевры без ножниц;

• развитие мелкой моторики маленьких ручек;

• развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;

• широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из крупы

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из ваты и ватных дисков - прекрасный способ сделать объёмную поздравительную открытку или же мягкую рельефную картинку. Для аппликаций можно использовать не только вату, но и ватные диски, что иногда сильно облегчает работу с аппликацией. Например, самым маленьким обязательно понравится делать простейшие аппликации – снеговика, гусеницу, цветы из кружочков. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественных экспериментов существенно расширяется.

Аппликация из конфетти - еще один из способов нетрадиционной аппликации. Нащелкать дыроколом кружочки из цветной бумаги. Нарисовать рисунок, намазать клеем, можно посыпать, а можно выкладывать по одному кружочку. Аппликации получаются яркие и интересные.

Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы - бумага, ткани, крупа, салфетки, гофрированная бумага, засушенные растения, вата, ватные диски и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности – карандаш, клей, кисть, краски, ножницы. Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

Этапы изготовления аппликации:

Процесс аппликации осуществляется в 2 этапа:

1. Первый – вырезаются отдельные фигурки.

2. Второй – прикрепление деталей к подходящему фону.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт им возможность проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям.

В реализации данной дополнительной образовательной программы, рассчитанной на 1 год, участвуют дети 6-7. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю, с сентября по май, по 30 минут.

Общее количество образовательной деятельности в год:

Количество занятий в неделю:1

Длительность :30 минут

Форма организации: групповая и индивидуальная

Предполагаемый результат:

• Занятия в кружке будут способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации, а также творческих способностей.

• Дети научатся планировать свою работу и доводить его до конца.

• Занимаясь у ребенка разовьется умелость рук, движения обеих рук станут более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

• В ходе творческой работы дошкольник научится наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.

• В интересной игровой форме обогащается словарь. Ребенок знакомится с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

• Появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

• Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;

• Формируется устойчивый интерес у детей к аппликации на занятиях и в самостоятельной деятельности.

• Развивается мелкая моторика пальцев.

Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»:

Тема занятия Техника Цель Материалы

Сентябрь

«Медведь». Силуэт-шаблон Медведя из альбомного листа. Простой карандаш, клей, цветная бумага желтого, коричневого, черного цветов.

«Грибы». Обрывная техника. Этот приём отлично подходит для передачи иллюзии объёма, мозаичной декоративной фактуры образа, добавляющей ему визуальной эффектности и яркости (шляпка гриба, облака, осенняя листва и т. д.).

«Дружные котята». Игрушка кошка, на листе изображения кошки из геометрических фигур, цветная бумага с заготовками изображением кошки из геометрических форм, клей, ножницы, простые карандаши, бумажные салфетки, тарелочки для клея, цветная гофрированная бумага.

Октябрь

«Бабочка-красавица». Аппликация из стружки от карандашей. Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки; развивать цветовосприятие. Листы картона, клей, кисть-щетина, строгалка и цветные карандаши.

«Я поймал рыбку». Шарики из пластилина. Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете рыбки; развивать мелкую моторику. Листы картона, трафареты рыбки, клей, щетина, пластилин.

«Листопад». Аппликация из осенних листьев. Учить детей аккуратно приклеивать засушенные листья к картону; создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Засушенные осенние листья, картон, клей, щетина.

 «Зайчик-листопадничек». Аппликация ватой. Учить детей наклеиванию ватой; воспитывать бережное отношение к животным; развивать интерес к окружающему. Листы картона, вата, клей, щетина, кисть, гуашь.

 Ноябрь

«Кошечка Аппликация из ткани. Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага.

«Ветка рябины». Аппликация из скатанных салфеток. Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их; развивать чувство композиции; закреплять умение вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько раз. Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, салфетки, клей, щетина, гуашь, кисти.

«Лучший друг человека». Аппликация из ткани. Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага.

«Букет для мамы». Объёмная аппликация. Учить детей создавать объёмные цветы; закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз; развивать чувство композиции; учить самостоятельно придумывать композицию; воспитывать желание делать приятное близким. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.

Декабрь

«Зимний пейзаж. Аппликация манкой. Учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе. Листы картона, клей, кисть-щетина, манка.

«Рыжая плутовка». Размазывание пластилином. Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ лисицы; закреплять умение добавлять что-то своё в работу. Листы картона, цветная бумага, ножницы, пластилин, клей, щетина.

«Ёлочка - пушистая иголочка». Аппликация из шерстяной нити. Учить детей аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность. Листы картона, клей, кисть-щетина, шерстяные нитки, салфетки, пластилин.

«Новогодняя открытка». Объёмная аппликация. Продолжать учить детей делать объёмную аппликацию; развивать чувство композиции; воспитывать желание делать приятное близким. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.

Январь

«Черепаха Аппликация из яичной скорлупы. Учить детей аппликации из яичной скорлупы; учить выразительно передавать образ черепахи в работе; воспитывать эстетическое восприятие природы. Листы картона, клей, кисть-щетина, яичная скорлупа, трафарет черепахи, гуашь, кисти.

«Мишка на севере». Аппликация из шерстяной нити. Продолжать учить детей наклеивать шерстяную нить на картон; расширять знания детей об окружающем мире. Листы картона, клей, щетина, шерстяная нить.

«Мои игрушки». Аппликация из теста. Учить детей создавать аппликацию из теста; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и бережное отношение к своим игрушкам. Листы картона, клей, кисть-щетина, кисти, гуашь, солёное тесто.

Февраль

«Царь зверей». Аппликация из скатанных салфеток. Продолжать учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете; воспитывать аккуратность в работе с клеем и салфеткой. Листы картона, клей, кисть щетина, салфетка, трафарет льва.

«Петя-петушок». Размазывание пластилином, аппликация крупой и шерстяной нитью. Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ петушка; учить сочетать в работе несколько видов аппликации. Листы картона, пластилин, крупа, шерстяная нить, клей, щетина.

 «Фрукты, которые я люблю». Аппликация из яичной скорлупы. Учить детей аппликации из яичной скорлупы; воспитывать эстетическое восприятие природы; развивать чувство композиции и колорита. Листы картона, клей, кисть-щетина, яичная скорлупа, кисти, гуашь.

Март

«8 марта Аппликация из скатанных салфеток. Продолжать учить детей аппликации из скатанных салфеток; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с клеем; воспитывать желание делать подарки близким. Листы картона, клей, кисть-щетина, салфетки, кисти, гуашь.

«Паук в паутине» Обрывание бумаги Учить детей техники обрывания бумаги; закрепить представления о свойствах бумаги; вызывать интерес к насекомым. Альбомные листы, цветная бумага, клей, щетина, цветные карандаши.

«Цыплёнок». Шарики из пластилина. Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете цыплёнка; развивать мелкую моторику. Листы картона, пластилин, трафарет цыплёнка.

«Мухомор - красавец». Аппликация из яичной скорлупы. Продолжать учить детей наклеивать яичные скорлупки на картон; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность. Листы картона, яичная скорлупа, клей, щетина, кисти, гуашь.

Апрель

«Космос». Аппликация манкой. Учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе. Листы картона, клей, кисть-щетина, манка, кисти, гуашь.

«Встреча колобка с медведем». Аппликация из ткани. Закреплять умение детей вырезать силуэты животных по трафарету из ткани; развивать умение выразительно передавать образ героев сказки; закреплять умение добавлять что-то своё в работу. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.

«Цветы в вазе». Аппликация из стружки от карандашей. Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; самостоятельно придумывать образы цветов; развивать цветовосприятие.  Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, цветная бумага, стружка от карандашей.

«Ёжик - ни головы, ни ножек». Размазывание пластилином и выкладывание сухих иголок от ели. Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ ёжика с помощью еловых иголок; закреплять умение добавлять что-то своё в работу Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина, пластилин, еловые иголки.

Май

«Весёлая овечка». Аппликация из салфеток. Закрепить умение детей скатывать шарики из салфеток; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, салфетки.

«Одуванчик». Аппликация манкой. Продолжать учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе Листы картона, цветная бумага, ножницы, манная крупа, клей, щетина, гуашь, кисти.

По замыслу Различные. Закреплять знания и умения детей в каждом виде аппликации. Все необходимые материалы

По замыслу Различные. Закреплять знания и умения детей в каждом виде аппликации. Все необходимые материалы

Список литературы:

1. Комарова Т.С. « Изобразительная деятельность в детском саду» 2010г.

2. Комарова Т.С. « Игра и изобразительное творчество» («Дошкольное педагогика »

№ 4 - 2005г. )

3. Давыдова Г.Н. « Бумагопластика» (М.:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.)

4. Ханна Линд « Бумажная мозаика» (М.: Айрис-Пресс, 2007г.)

5. Новикова И.В. «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду»

(Академия развития, 2011г.)

6. Данилина Т.А. « В мире детских эмоций» 2010г.

7. Анистратова А. А. «Поделки из кусочков бумаги»

(М.:ООО «Издательство Оникс », 2011 г.)

8. Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста» (М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003 г.)

9. Рябко Н.В. « Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика»; (Москва. «Педагогическое общество России». 2009г).

Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественный труд:

  1. Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации», «Чем можно заняться летом. Аппликация из природного материала.»
  2. Родительские собрания: «Развитие мелкой моторики пальцев рук». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».
  3. Оформление папки передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук»
  4. Оформление уголка «Мастерская «Волшебные пальчики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Информация об опыте работы по нетрадиционным техникам рисования с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития...

План работы по самообразованию по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования» с детьми старшей группы

План работы по самообразованию по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования» с детьми старшей группы...

Рабочая программа кружка «Очумелые ручки» по нетрадиционной технике аппликации и ручному труду

Цель работы: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией, лепки, конструирования.  Задачи: - Развивать творческие способности.- Развивать мелкую моторику рук...

Перспективный план кружковой работы по тестопластике "Умелые ручки"

Обучение детей 4-5 лет приемам лепки из соленого теста...