"Формирование доброжелательных отношений и позитивного настроя ребёнка к миру в процессе игровой деятельности с детьми ЗПР"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чижик Елена Владимировна

Проблема межличностных отношений дошкольников является актуальной на сегодняшний день. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chizhunya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 "Формирование доброжелательных отношений и позитивного настроя ребёнка к миру в процессе

игровой деятельности с детьми ЗПР"

 

        Проблема межличностных отношений дошкольников является актуальной на сегодняшний день. В последние годы становится все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

 Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детей с ЗПР, за их общением показывают, что в группе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; есть дети, у которых еще только формируются поведенческие и эмоциональные расстройства и т.п. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе, и сами испытывают эмоциональный дискомфорт.

По мнению учёных, формирование у детей таких негативных качеств, как эгоизм, завышенная самооценка, связано с тем, что педагоги ДОУ и родители занимаются, в первую очередь, интеллектуальным развитием детей, а нравственное воспитание и развитие навыков общения, к сожалению, отодвинуты на второй план.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира позволит игра – ведущий вид деятельности дошкольников.

        Но если говорить о современных детях, прежде всего, нужно сказать: дети в наше время либо совсем не играют, либо играют слишком мало.  Взрослые стремятся научить детей читать, писать, считать, забыв о игровой деятельности, которая оказывает существенное влияние, в том числе, и на общение, являющееся частью и условием игры.        

 Уважаемые коллеги, работающие с детьми с ЗПР!

Радостная, спокойная жизнь в группе возможна лишь тогда, когда дети начинают обращать внимание на состояние сверстников, проявлять сочувствие и заботу. И задача воспитателя состоит в обеспечении постепенного накопления детьми опыта проявления доброго, заботливого отношения к окружающим, бережного отношения к игрушкам и другим предметам.  Для формирования положительного, доброжелательного отношения детей друг с другом, для установления позитивного микроклимата в группе, была создана предметно-развивающая среда.

Для отслеживания плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, в группе создано пособие "Моё настроение".

Изготовили "Ковер примирения", который позволяет детям разрешать конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. В группе сделана "Панорама добрых дел", где значками отражаются добрые дела воспитанников, также в группе оформлена "Шкатулка добрых дел"- шариками разного цвета фиксируем количество добрых и не очень хороших поступков и в дальнейшем размышляем, почему так получилось. Общий анализ поступков объединяет и заставляет задуматься каждого ребёнка над своими действиями.  

Важнейшим инструментом воспитания этих качеств является игра, которую необходимо активно включать в совместную деятельность взрослого и ребенка, а также детей между собой. В распоряжении педагога широкий набор различных игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, пальчиковых, театрализованных, и т. д.

Одна из задач коррекционной работы заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному, зажатому ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь детям в игровых затруднительных обстоятельствах.         Такая поддержка и помощь другим, даже если они стимулируются всего лишь правилами игры, позволяют ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость сверстникам.         Взаимная забота и участие в нуждах партнеров объединяют детей и создают чувство причастности друг другу. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: помочь беспомощной кукле, старенькой бабушке, уступить игрушку другому...  Но важен тот факт, что все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.

Таким образом, игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают. Они хорошо организуют детский коллектив.

Уважаемые коллеги, чтобы общение воспитателя с детьми было непринуждённым и занимательным, а конец игры эмоциональным и весёлым, я предлагаю некоторые рекомендации по руководству игрой.

Итак, играя вместе с детьми:

1. Будьте эмоционально выразительными, положительно настроенными, улыбчивыми, терпеливыми в работе с детьми.

2. Поощряйте даже самые незначительные стремления детей к общению друг с другом, к появлению доброжелательности. Не забывайте выразить своё одобрение за добрый поступок или хотя бы за стремление совершить этот поступок.

3. Не стремитесь подробно объяснять детям нравственные истины и значение этих понятий, а подводите к совместному их поиску.

4. Тем более, не надо требовать от ребёнка отвлеченного знания определения понятий, их содержание ребёнок может усвоить лишь на конкретных жизненных примерах.

5. Дети не всегда могут объяснить, почему ту или иную норму необходимо соблюдать. Надо помнить: нравственные привычки крепнут лишь постепенно, по мере обогащения социального опыта детей.

6. Важно развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других.

7. Полезно проводить специальные беседы, инсценировки, игры, создавать и обсуждать проблемные ситуации, в которых дети должны принять решение, что-то сделать, чтобы выйти из затруднения.

8. Основным в работе воспитателя является создание условий для эмоционального отклика на ситуацию, умение видеть нравственную сторону того или иного поступка.

9. Эффективным в работе с детьми является умение воспитателя подчеркнуть в ребёнке позитивные качества, выразить веру в наличие этих качеств (даже если ребёнок проблемный).  

Для того чтобы пробудить у дошкольников добрые чувства, необходимо целенаправленно, постоянно создавать условия. Прежде всего, это организация различных игровых и практических ситуаций, смысл которых понятен ребёнку. Обсуждение тех или иных поступков помогает детям понять, как складываются дружеские взаимоотношения, найти правильный выход из сложившейся ситуации и дать оценку. Приведу пример некоторых из них:

Дети закончили рисовать. Дежурные начали убирать со столов, протирать их, мыть кисточки и т.д. В это время музыкальный руководитель сообщает, что всех детей ждут в музыкальном зале на спектакль кукольного театра. Воспитанники устремляются к выходу, но воспитатель напоминает, что дежурные ещё не закончили уборку и сразу со всеми пойти не смогут. Как же быть? Ведь дежурным тоже хочется посмотреть спектакль? Как поступить? Решение предстоит найти самим детям.

Можно предложит воспитанникам такие ситуации:

"Веронику не приняли в игру. Она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет..." или "Мальчики не поделили детали конструктора, они раздраженны и ссорятся." и т. д. 

Дети разыгрывают ситуации и находят способы проявления эмоциональной отзывчивости: пожалеть, примирить, выразить участие, проявить терпение. В итоге воспитанники приобретают опыт доброжелательного и гуманного отношения к окружающему миру.

А для того, чтобы удобно было разбирать ситуации, предлагаю использовать следующий алгоритм работы над ситуацией:

1.Заитересуйте детей и эмоционально представьте возникшую проблему, требующую решения.

2. Вызовите сопереживание к участникам ситуаций и понимание их трудностей (Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытывали?).

3. Побудите детей к поиску возможных способов разрешения ситуаций. (Что может произойти дальше? Как помочь? Что можно сделать? Давайте обсудим все предложения и найдём общее решение, как надо поступить).

4. Включайте детей в конкретное практическое действие: оказать помощь, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.

5. Дайте детям возможность пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, осознать, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, порадоваться вместе с ними. (Как теперь мы будем поступать в подобных случаях? Если мы вместе, мы решим наши проблемы!)

Таким образом, используя как специально планируемые ситуации, так и естественно возникающие в группе, воспитатель помогает детям устанавливать доброжелательные, дружеские взаимоотношения со сверстниками.

        Одним из условий успешной коррекционной работы с детьми с ЗПР является работа с семьей. Я постоянно прикладываю усилия, чтобы вызвать у родителей интерес к проблеме, привлечь к формированию социально-коммуникативных навыков у детей.

        Уважаемые родители! Принимая участие в детских играх, вы имеете возможность влиять на их ход и содержание, на формирование детских интересов, направлять деятельность ребёнка разумно, целеустремлённо. Совместные игры взрослого и ребёнка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания вас и ваших детей.

Всегда возникает вопрос: с чего начать? Предлагаю воспользоваться следующими рекомендациями:

1. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка были разнообразные игрушки и игры, которые надо осознано выбирать, а не беспорядочно накапливать. Кстати, многие игрушки и игры можно смотреть с ребёнком. Как правило, для ребёнка они особенно дороги.

2. Заранее согласовывайте с ребёнком требования к хранению и уборке игрушек.

3. Вспоминайте своё детство и рассказывайте ребёнку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. Показывайте известные вам детские игры.

4. Наблюдайте за играми дома, интересуйтесь, во что ребёнок предпочитает играть в детском саду.

5. Проявляйте уважение к личности ребёнка.

6. Ненавязчиво предлагайте ребёнку помощь в создании игровой среды

(А хочешь, я помогу тебе построить дом для игры? Может быть, тебе понадобится мои салфетки для сервировки стола?). Отказ ребёнка воспринимайте как должное (Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь).

7. Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.

8. Получив согласие ребёнка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью и безоговорочно, с благодарностью примите её.

9. В случае, если вы не понимаете ситуацию и желание ребёнка, уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характером героя,  его поведением и т.д. (А каким я буду медведем - злым или добрым?).

10. Впоследствии, при возникновении каких-либо негативных ситуаций (или болезненных для ребёнка) напомните ему о том, как он справился с проблемами в игре.

Активное использование в педагогическом процессе методов и приёмов для формирования доброжелательных отношений и позитивного настроя ребёнка к миру в процессе игровой деятельности, позволит вам, уважаемые педагоги и уважаемые родители, не только обогатить взаимоотношения воспитанников друг с другом и взрослыми, но подготовить их для правильных решений в дальнейшем.

Рекомендации для родителей

1. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка были разнообразные игрушки и игры, которые надо осознано выбирать, а не беспорядочно накапливать. Кстати, многие игрушки и игры можно смотреть с ребёнком. Как правило, для ребёнка они особенно дороги.

2. Заранее согласовывайте с ребёнком требования к хранению и уборке игрушек.

3. Вспоминайте своё детство и рассказывайте ребёнку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. Показывайте известные вам детские игры.

4. Наблюдайте за играми дома, интересуйтесь, во что ребёнок предпочитает играть в детском саду.

5. Проявляйте уважение к личности ребёнка.

6. Ненавязчиво предлагайте ребёнку помощь в создании игровой среды (А хочешь, я помогу тебе построить дом для игры? Может быть, тебе понадобится мои салфетки для сервировки стола?). Отказ ребёнка воспринимайте как должное (Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь).

7. Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре.

8. Получив согласие ребёнка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью и безоговорочно, с благодарностью примите её.

9. В случае, если вы не понимаете ситуацию и желание ребёнка, уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характером героя, его поведением и т.д. (А каким я буду медведем - злым или добрым?).

10. Впоследствии, при возникновении каких-либо негативных ситуаций (или болезненных для ребёнка) напомните ему о том, как он справился с проблемами в игре.

Алгоритм работы над ситуацией:

1.Заитересуйте детей и эмоционально представьте возникшую проблему, требующую решения.

2. Вызовите сопереживание к участникам ситуаций и понимание их трудностей (Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытывали?).

3. Побудите детей к поиску возможных способов разрешения ситуаций. (Что может произойти дальше? Как помочь? Что можно сделать? Давайте обсудим все предложения и найдём общее решение, как надо поступить).

4. Включайте детей в конкретное практическое действие: оказать помощь, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.

5. Дайте детям возможность пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, осознать, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, порадоваться вместе с ними. (Как теперь мы будем поступать в подобных случаях? Если мы вместе, мы решим наши проблемы!)

Рекомендации для педагогов

1. Будьте эмоционально выразительными, положительно настроенными, улыбчивыми, терпеливыми в работе с детьми.

2. Поощряйте даже самые незначительные стремления детей к общению друг с другом, к появлению доброжелательности. Не забывайте выразить своё одобрение за добрый поступок или хотя бы за стремление совершить этот поступок.

3. Не стремитесь подробно объяснять детям нравственные истины и значение этих понятий, а подводите к совместному их поиску.

4. Тем более, не надо требовать от ребёнка отвлеченного знания определения понятий, их содержание ребёнок может усвоить лишь на конкретных жизненных примерах.

5. Дети не всегда могут объяснить, почему ту или иную норму необходимо соблюдать. Надо помнить: нравственные привычки крепнут лишь постепенно, по мере обогащения социального опыта детей.

6. Важно развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других.

7. Полезно проводить специальные беседы, инсценировки, игры, создавать и обсуждать проблемные ситуации, в которых дети должны принять решение, что-то сделать, чтобы выйти из затруднения.

8. Основным в работе воспитателя является создание условий для эмоционального отклика на ситуацию, умение видеть нравственную сторону того или иного поступка.

9. Эффективным в работе с детьми является умение воспитателя подчеркнуть в ребёнке позитивные качества, выразить веру в наличие этих качеств (даже если ребёнок проблемный).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Формирование доброжелательных отношений между детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Работа выполнена в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Моральное и нравственное развитие дошкольников"  и посвящена проблеме развития доброжелательных отношений у детей -...

Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности

Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками в процессе игровой деятельности...

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

Формирование доброжелательных отношений средствами театрализованной деятельности

Статья о том, как можно формировать доброжелательные взаимоотношения средствами театрализованной деятельности....

«Формирование доброжелательных отношений друг к другу у младших дошкольников посредством игровой деятельности»

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятс...

Приобщение старших дошкольников к формированию традиций и правил своей группы с целью формирования доброжелательных отношений между детьми

Формирование нравственных качеств, дружеских взаимоотношений между детьми старшего возраста, умение взаимодействовать детей между собой в коллективе....